Работа с дополнительным материалом. I. Организация учебной деятельности
Ход урока
I. Организация учебной деятельности
II. Актуализация опорных знаний
Вопросы и задания
1. Какое течение доминировало в литературе в конце XIX в.?
2. Охарактеризуйте новые явления, которые имели место в развитии литературы этого периода.
ІІІ. Изучение нового материала
Предварительное задание. Продолжить работу с таблицей «Культура народов мира 1900-1939 гг.», начатую на предыдущем уроке.
1. Основные тенденции в развитии литературы и искусства.
Работа с дополнительным материалом
Задание. Проработать предложенный материал, определить новые явления и черты литературы и искусства, появившиеся в изучаемый период.
Дополнительная информация
В первой трети ХХ в. в литературе и искусстве возникают новые жанры, направления, школы. В их развитии можно четко выделить два этапа, разделенные Первой мировой войной (1900-1914 гг., 1920-е гг.).
На рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит поворот от традиций к новым идеям. Этот поворот сопровождается ломкой привычных представлений об искусстве, поэтому искусствоведы иногда называют его декадансом (от французского - «упадок»). Хотя на самом деле упадка не было, был поиск новых форм художественного отражения действительности.
Работа со словарем
Декаданс - антиреалистическое направление в искусстве конца XIX - начала ХХ в., которому было присуще упадничество, индивидуализм, формализм. Его представители возражали общепринятой морали, воспевали красоту как самодостаточную ценность, часто эстетизировали грехи и небытие.
В 1920-е гг. на развитие искусства и литературы огромное влияние оказала Первая мировая война, революции, зарождение тоталитаризма. В настоящее время на смену традиционным течениям приходят новые, которые разнообразят культурную жизнь. Теперь каждый мог найти в разнообразных жанрах, стилях и направлениях именно то, что соответствовало его внутреннему состоянию.
Новым явлением стало появление массовой и элитарной культур. Массовая культура была направлена на массового потребителя культурных достижений человечества. В отличие от традиционной культуры, основным двигателем массовой культуры была выгода - финансовая, политическая и др., а основным качеством - доступность и развлекательность.
Работа со словарем
Массовая культура - понятие, которое характеризует особенности содержания, производства и способов распространения культуры индустриального общества. Она охватывает совокупность явлений, культуры, выступает как индустрия развлечений и отдыха, направленных на формирование у индивидов эстетических вкусов «среднего» потребителя, «человека толпы».
Элитарная культура - культура особого слоя общества (элиты), наиболее способной к духовной деятельности. Для неподготовленного человека является сложной по содержанию и восприятию, противопоставляется массовой культуре как ее противоположность.
Появление массовой культуры обусловлено ростом городского населения и распространением грамотности, развитием средств массовой информации (пресса, радио, кино, звукозапись и т.д.) и технологизация тиражирование художественных произведений.
Чертой массовой культуры является культ «звезды» - нередко искусственно созданная популярность писателя, художника, певца, актера, спортсмена, а также «приручение» различными способами талантливых людей с целью их коммерческой и идеологической эксплуатации.
2. Философская мысль.
Учитель
В конце XIX - начале ХХ вв. в странах Европы и Северной Америки происходят существенные изменения в интеллектуальном климате и духовной жизни, вновь поставили на повестку дня вопрос о смысле жизни.
В среде творческой интеллигенции и деятелей науки росли настроения пессимизма и ожидания будущей катастрофы.
В это переломное время столкновения противоположных мнений породило многообразие философских школ. Часть философов сосредоточилась на классическом философском наследии Гегеля и Канта. Русские философы Д. Мережковский, Бердяев, С. Булгаков и др. обратились к православной христианской традиции. Американские философы-прагматики призывали к решению практических задач, возникающих в реальной жизни.
Немецкие философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, сторонники «философии жизни», отрицали рациональное и призвали прислушиваться к иррациональному в человеческой природе. Ницше, в частности, критиковал христианство и рационализм за то, что они «угнетают волю к жизни». Он предлагал преодолеть гнет путем освобождения «жизненных сил», которые должны открыть путь к «сверхчеловеку», который стоит по другую сторону «добра и зла». Произведения Ницше были проникнуты афоризмами, пророчествами и таинственностью. Их воспринимали как призыв к подрыву традиционных нравственных ценностей, к насилию.
Французский философ А. Бергсон противопоставлял интуицию интеллектуальным методам познания. Он утверждал, что только интуиция способна проникнуть в суть вещей.
Открытие австрийским ученым З. Фрейдом бессознательного имело огромное влияние на общество. Казалось, что найдено объяснение всех поступков человека. Учение Фрейда философ Юнг перенес на поведение больших масс людей - толпа, которым, пробуждая его бессознательное, можно управлять.
В начале ХХ в. в странах Европы и США получила распространение социология - наука о различных сторонах развития общества. Завоевали популярность теории социального дарвинизма (развитие общества определяется биологической борьбой за выживание) и географического детерминизма (географическое расположение является определяющим в судьбе народов, их характеров). На основе этих теорий формируются расовая теория, антисемитизм и тому подобное. Те, кого не удовлетворяло такое многообразие мнений, обращались к оккультизму, мистике или восточных религий.
Война, трудности послевоенных лет, появление тоталитарных режимов еще больше усилили в сознании людей упаднические настроения. Немецкий историк Освальд Шпенглер опубликовал в 1918-1922 гг. книгу «Гибель Европы», в которой история человечества показана как цепочка не связанных между собой культур, каждая из которых рождается, достигает своего апогея, идет к упадку и наконец умирает. Остаются только воспоминания и руины.
Но жизнь не остановилась, как остановилась и философская мысль.
Характерной чертой философии 1920-х гг. Стало дальнейшее сосредоточение на человеке и его месте в конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы становится экзистенциализм, или философия существования (от лат. «экзистенции» - существование). Ее выдающимися представителями в Германии были К. Ясперс, М. Хайдеггер, во Франции - писатели и философы Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании - Х. Ортега-и-Гассет.
Сформировавшись во времена глубокого кризиса, который охватывал западное общество, экзистенциализм пытался ответить на трагические умонастроения мыслящих людей, помочь человеку найти свое место в мире, свое «Я» (свою экзистенцию), преодолев отчуждение. Человек создает самого себя, приобретает свою сущность - вот главный завет экзистенциализма, идеи индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним и с другими людьми. Ситуация личного выбора - главная тема экзистенциональной философии и литературы, созданной ее сторонниками в 1930-х гг.
Работа со словарем
Экзистенциализм - течение литературного модернизма, возникшее в предвоенные годы и развивающееся во время и после Второй мировой войны.
Его характерные черты - субъективизм, индивидуализм, пессимизм и одновременно этическое возражение любого насилия.
3. Литературные течения первой трети ХХ в.
Учитель
В литературе начала ХХ в. ведущие позиции занимал реализм, но, в отличие от реализма второй половины XIX в., который преимущественно описывал реальность, реализм периода критически размышлял о действительности, поэтому его называют критическим реализмом. В Великобритании, Франции, Германии, США и других странах в этом жанре были созданы выдающиеся романы, повести, пьесы. Наибольшую популярность в тот период имели произведения британцев Дж. Голсуорси, Б. Шоу, С. Моэма, Г. Уэльса, французов А. Франса, Р. Роллана, немцев Г. Манна, Т. Манна, Л. Фейхтвангера, норвежца К. Гамсуна, американцев Дж. Лондона, Е. Синклера, Ф. Норриса, россиян Л. Толстого, А. Чехова и др. Их творчество отличалось исключительным вниманием к проблемам человека и общества в целом.
Работа со словарем
Реализм - одно из идейно-художественных направлений литературы и искусства в XIX-ХХ вв. Его последователи считали основополагающей проблему взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование духовного мира (характера) личности.
Определяющими событиями, которые повлияли на развитие литературы 1920-х гг., стали война, революции, послевоенная кризис.
Важным явлением 1920-х гг. было появление в литературе «потерянного поколения» - писателей, становление которых происходило в годы войны. Это американец Э. Хемингуэй, англичанин Р. Олдингтон, немец Э. М. Ремарк. Их герои - молодые люди, которые прошли окопы Первой мировой войны, много пережили, разочаровались, но не потеряли человеческого достоинства. Написанные в традициях реализма, книги Е. М. Ремарка («На Западном фронте без изменений»), французского писателя А. Барбюса («Огонь» и «Ясность»), Р. Олдингтона («Смерть героя») не только отражали кровавые события войны, но и предостерегали человечество от опасности новой катастрофы.
В антивоенную тематику органично вплетаются антифашистские мотивы. Мировое признание завоевал антифашистский философский роман-трилогия немецкого писателя Т. Манна «Иосиф и его братья» и роман «Иудейская война» (1932) Л. Фейхтвангера, где война изображена во всей ее античеловеческой сущности.
Черты реализма не удовлетворяли потребностей времени, поэтому литературному процессу 1920-х гг. присущ глубокий творческий поиск, возникновение новых стилей и жанров. В произведениях ряда авторов традиционный сюжет стал отходить на второй план, а иногда и вовсе исчезал, уступая философским размышлениям, чувствам, переживаниям, иногда - мистическим сценам. Обобщающим названием для новых стилей и жанров стал «модернизм». К писателям-модернистам причисляют француза М. Пруста, австрийца Ф. Кафку, англичанку В. Вульф, ирландца Дж. Джойса и др.
С начала ХХ в. в литературе и искусстве начинает быстро развиваться новое течение - авангардизм.
Работа со словарем
Модернизм - общее название течений в искусстве ХХ в., которым свойственно отрицание реализма, традиционных форм, эстетики, поиск новых эстетических принципов.
Авангардизм - общее название ряда нереалистичных течений искусства и литературы, которым свойственна тенденция к радикальным изменениям коммуникативных функций искусства и литературы, в решительном разрыве с традициями, экспериментов с формой и тому подобное.
4. Условия развития литературы в тоталитарных и демократических государствах.
Учитель
Имея большое влияние на общество, литература становится заложником авторитарных и тоталитарных режимов, становление которых приходится на 1920-е гг. Они стремились направить ее развитие в выгодное русло, сделать своей опорой. Писатели и поэты нередко оказывались в центре политических событий, и надо было иметь крепкую силу воли и талант, чтобы не передать правду истории читателю. Особенно нелегко это было сделать в государствах, где надолго утвердился тоталитаризм как форма политического правления.
Так, в Германии было создано специальное Министерство пропаганды во главе с Геббельсом. Оно осуществляло жесткий контроль над всей духовной жизнью страны. Физические расправы угрожали каждому, кто высказывал недовольство либо не повиновался фашистской идеологии. По этим причинам страну покинули известные писатели - И. Бехер, Б. Брехт, Э. Вайнерт, А. Зегерс, Т. Манн, Э. М. Ремарк, Л. Фейхтвангер, А. Цвейг.
Трагические ноты пронизывают творчество писателей и поэтов Италии. У героев их произведений преобладают чувства отчаяния и одиночества. В творчестве художников страны, подарившей миру немало славных имен, наблюдается отход от социальной тематики, увлеченность формой, равнодушие к содержанию.
Исключительную роль Японии в Азии обосновывала профашистская литература этой страны. В 1930-х гг. духовная жизнь здесь было подчинена возвеличению национального духа, власти императора, воспеванию военной доблести. Тоталитарное государство поддерживало тех писателей, которые помогали морально готовить общество к трудностям и самопожертвованию.
В СССР после относительной свободы творчества в начале 1920-х гг. партия целенаправленно навязывает основным методом в литературе и искусстве «социалистический реализм». Он насаждался различными способами. Принцип «партийности» литературы, определенный В. Лениным, был применим в проверке лояльности писателей и поэтов к существующему режима. Усмирения талантливых художников способом репрессий соединялось с «заботой» о новой советской прозе и поэзии. Проводниками сталинизма выступали, прежде всего, партийные чиновники, которые требовали прославления советской действительности и руководящей роли большевистской партии. Постановление ЦК ВКП (б) в 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» надолго определило судьбу советской литературы и стало идеологической основой безграничного вмешательства государства в литературно-художественную жизнь, что при однопартийности системы было особенно опасным для развития культуры.
Первая волна репрессий против творческой интеллигенции в СССР прошла в 1920-х гг. Те, кто выжили, вынуждены были приспосабливаться к требованиям официальной идеологии и большевистской практики строительства социализма в одной отдельно взятой стране или покинуть страну. Распространенными и всегда актуальными стали темы победы большевиков в 1917 г., политики коллективизации и индустриализации. В то же время в жестких пределах тоталитарного государства появлялись произведения, освященные писательским талантом.
Наряду с таким негативным явлением в СССР было положительным преодоления унаследованной от царской империи массовой неграмотности населения. Некоторые народы впервые получили свою письменность и начали развивать самобытное литературное творчество.
В странах западной демократии литературная деятельность была более раскрепощенной. Но политическая свобода еще не давала материального комфорта.
Если в странах с тоталитарными режимами творчество зависело от отношений с правящей элитой, то в относительно демократических государствах значительное давление оказывали издатели, настоятельная потребность в заработке. Взлет переживало творчество писателей, рассчитанное на массового читателя. Наиболее популярными были приключения, фантастика, психологические романы. Признанными мастерами детективного жанра стали А. Кристи (Великобритания), Ж. Сименон (Франция), Р. Стаут и Э. Гарднер (США).
5. Писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Работа с дополнительным материалом
Задание. Проработать предложенный материал, продолжить работу над таблицей «Культура народов мира 1900-1939 гг.».
Дополнительная информация
Связующими для прозаиков, поэтов, публицистов всех стран, независимо от господствующих форм и методов политического правления, были темы войны и мира, жизни и смерти, любви и ненависти.
Концентрированное выражение они получили в творчестве американского писателя Э. Хемингуэя (1899-1961). Ему суждено принять участие в Первой и Второй мировых войнах, защищать республику в Испании. Первый роман «Фиеста» Э. Хемингуэй напечатал в 1926 г. Это - книга-протест против «бессмысленности войны», крик души «потерянного поколения». Откровенно антивоенное направление имел роман «Прощай, оружие!». Ненавистью к фашизму, любовью к Испании и ее народа полон роман Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940 гг.). Литературное творчество и активная общественная позиция писателя отмечены Нобелевской премией в 1954 г., после выхода повести «Старик и море».
Французский писатель А. Франс (1884-1924) стал лауреатом Нобелевской премии в 1924 г. Историко-философские романы А. Франса направлены против распространения влияния церкви. Параллели современной ему Франции писатель искал в XVIII в. Проникшись социальными проблемами, сблизился с социалистическим движением, поддерживал Советскую Россию.
С литературой и музыкальной культурой Франции тесно связано имя Р. Роллана (1866-1944). Судьбу художника в обществе он отразил в романе-эпопее «Жан-Кристоф». В годы Первой мировой войны писатель выступал с острыми отзывами и статьями. Он не воспринимал методов революционной борьбы, а свой протест против войны и насилия передал в романе «Клерамбо» и повести «Пьер Люс». Духовная жизнь европейской интеллигенции, предостережения от опасности фашизма является лейтмотивом романа «Очарованная душа». Антивоенный пафос был присущ не только творчеству Р. Роллана, но и его жизненной позиции. Вместе с А. Барбюсом он инициировал проведение антифашистских конгрессов. .
На творчество британского писателя Дж. Голсуорси (1867-1933) в значительной степени повлияли гуманистические взгляды Ч. Диккенса, И. Тургенева, Л. Толстого. Оставаясь активным сторонником британского общества, он смог воспроизвести его жизнь со всеми проблемами и противоречиями. Известная трилогия «Сага о Форсайтах», другие романы, новеллы и драмы Д. Голсуорси раскрывают судьбу одной семьи на фоне кризисных явлений в обществе и человеческих отношениях.
Выдающийся немецкий писатель Т. Манн (1875-1955) - автор романов «Будденброки», «Волшебная гора», исторической тетралогии на библейские темы «Иосиф и его братья». Анализировал истоки немецкого фашизма и остро осуждал последствия фашистского варварства. В 1947 завершил работу над романом «Доктор Фаустус», в котором раскрыл тесную связь между кризисом общества, культуры и человеческой личности.
Знаменитый индийский писатель Р. Тагор (1861-1941) был всесторонне одаренным человеком. Некоторое время возглавлял национально-освободительное движение. Его патриотическая песня «Моя золотая Бенгалия» стала национальным гимном Бангладеш, а песня «Душа народа» - гимном Института действия. Он был автором многочисленных поэтических сборников, романов, драматических произведений. В творчестве писателя преобладали социально-психологические мотивы, воспевались природа и любовь. Р. Тагор - первый выходец из Азии, удостоенный Нобелевской премии. Много работал в области живописи, вел просветительскую деятельность. Вблизи Калькутты основал университет, в котором учились, в частности, Индира Ганди, многие другие политических лидеры Индии, известные деятели индийской науки и культуры.
Британский драматург, публицист, критик Дж.Б. Шоу (1856-1950) начал литературную деятельность в 1875 г. Тогда его творчество отрицалось издателями. Разоблачение лицемерия, корыстолюбия при помощи язвительной иронии и опровержение существующих форм обусловили оригинальность творческого метода Б. Шоу. Считал, что буржуазное общество зашло в тупик и потому обречено (произведения «Тележка с яблоками», «Горько, но правда», «Женева»). Публицистика Б. Шоу сочеталась с размышлениями о судьбе человечества, а осуждение западного парламентаризма - с одобрением советского общественного строя.
Российский писатель И. Бунин (1870-1953) родился вблизи г. Воронеж. Родители принадлежали к старинным дворянским родам. 22-летним юношей приехал в Украину. Жил в Полтаве и Харькове, бывал в Киеве, Миргороде, Черкассах, Чигирине, потому естественными в его творчестве являются украинские мотивы и образы. С 1895 г. жил в Москве и Петербурге. Переписывался с М. Горьким, дружил с композитором С. Рахманиным, певцом Ф. Шаляпиным, встречался с М. Коцюбинским. Перевел произведения Дж. Байрона, А. Мицкевича, Т. Шевченко. И. Бунин приговорил Октябрьский переворот 1917 г., считая, что действия большевиков приведут Россию к катастрофе. Во время гражданской войны в России жил в Одессе, оттуда перебрался во Францию. Если в первых известных произведениях И. Бунин тосковал по дворянским гнездам, то в эмиграции он касался тем любви, ностальгии и смерти. В дневнике «Окаянные дни» с ненавистью писал о большевистском режиме. Лучшей считается автобиографическая повесть 1933 г. «Жизнь Арсеньева». Тогда же И. Бунин получил Нобелевскую премию за мастерство в развитии традиционной российской классической прозы и умении очень выразительно и точно описывать реальную жизнь. В 1930-х гг. И. Бунин считался ведущим российским писателем-эмигрантом.
V. Обобщение и систематизация знаний
Обсуждение результатов сдачи учениками таблицы «Культура народов мира 1900-1939 гг.». Опираясь на ее материал, определить главные, достижения и достижения культуры этого периода.
VІ. Коррекция и рефлексия. Итоги урока
· В развитии литературы и искусства первой трети ХХ в. четко выделяются два этапа, разделенные Первой мировой войной.
· В 1900-1914 гг. литература и искусство переживали период отказа от традиционных форм выражения и поиска новых. Это привело к появлению различных форм, течений, жанров, пробуждения интереса к культурам других народов.
· Послевоенный период отмечался влиянием войн, революций и кризисов на развитие литературы и искусства. Особенно это было заметно в литературе.
· Появление и становление тоталитарных режимов имели негативный влияние на развитие культуры Италии и СССР. В этих странах художники были поставлены под строгий контроль государства.
· Начало ХХ в. отличилось появлением массовой культуры, которая вытеснила (особенно из городской жизни), традиционную народную культуру.
VII. Домашнее задание
1. Учебник п. 23 изучить.
2. Повторить материал о развитии искусства в XIX в.