Индивид, индивидуальность, личность.
Проблема человека в философии.
Антропоцентризм и антропологический принцип в философии.
Какие бы проблемы не рассматривала философия, к чему бы не обращалась, в конечном счёте она никогда не забывает о главном - о человеке.
В структуре философского знания существ, раздел в котором человек рассматривается как предмет исследования – философская антропология.
В эпоху античности человек занимал пассивную позицию, был частью природы, в гармонии с ней.
В эпоху Нового времени человек предстаёт разумным существом, которое познаёт и преобразовывает по собственному разумению природную среду и общество.
Марксизм считает определяющим в понимании человека – трудовую деятельность.
«Философия жизни» (Ницше, Бергсон) – на первый план выдвигает волю, интуицию. З. Фрейд возвышает бессознательное над сознанием. И видит в нем истоки религии, культуры.
Из этого следует, что человек столь многообразен, что постижение его природы не может быть одномерным, однозначным. Отдельные «образы человека» не исключают, а дополняют друг друга и позволяют обнаружить то ценное, что имеется в философском наследии со времен античности до наших дней. Человек прежде всего – биологическое существо, и в этом смысле является частью природы. Но человек также и социальное существо так как живет в обществе. Поэтому: человек– это биосоциальное существо, отличительной чертой которого является обладание членораздельной речью и сознанием. Измерения человеческого бытия: биологическое, социальное, духовное. Природное начало характеризуется 3-мя взаимосвязанными компонентами:
1) Природа является внешним условием существования человека, поставляя ему одежду, еду, материальные ресурсы. От чистоты воздуха, воды и других факторов во многом зависит здоровье и судьба человека.
2) Природа составляет внутренний потенциал человек. Жизнь, смерть, болезни и здоровье, гениальность и бездарность, черты характера – имеют природное происхождение.
3) Человек – часть природы. Природа преобразуется, изменяется и раскрывает свои возможности в человеческой деятельности.
Человек создает такие продукты, которые невозможно получить природным путем.
Социальное начало в человеке:
1) Человек – существо социальное. Только в обществе человек формирует такие качества как язык, мышление, общение (пример «Маугли»), убеждения.
2) Общество передаёт человеку знания, навыки и умения, - опыт предыдущих поколений с помощью системы образования и воспитания. Благодаря этому человек может успешно познавать и преобразовывать мир.
3) Распределение труда в обществе позволяет человеку приумножить собственные усилия путем сотрудничества с другими людьми.
Поэтому общество – это условие и среда реализации потенциала человека.
Индивид, индивидуальность, личность.
Человек – основа любого общества. Общество состоит из людей, как дом из кирпичей. Однако форма и уровни взаимодействия человека и общества могут быть разными.
Индивид – отдельно взятый представитель человеческого общества. Говоря об индивиде, имеют ввиду биологические особенности человека.
Характеристики человека как индивида, определяются, прежде всего его генотипом, т. е. набором от родителей. Эти характеристики охватывают анатомо-физиологические данные (группу и резус фактор крови, строение тела, цвет глаз, волос, кожи, кожный узор на пальцах рук), а также данные психические (индивидуально психологические задатки в виде памяти, воли, темперамента и т.д.)
Но проблема человека как индивида не исчерпывается его генотипом.
Индивидуальность– неповторимое своеобразие человека. Набор уникальных качеств.
Личность – первоначально это понятие означало маски, которые надевали актеры во время театрального представления. В понятие личности включен социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли.
Личность – это индивид, который прошёл процесс социализации – усвоения образов поведения, социальных норм и ценностей.
Каждого человека можно назвать личностью? Прежде всего духовно развитого, наделённого чувством ответственности за свои поступки.
Поэтому человек не рождается личностью, а становится ею в ходе своего индивидуального развития в обществе.
Биологические качества индивида – стабильная сторона в человеке, которая остаётся неизменной в норме и в патологии. Личностные качества – во многом зависят от функционирования человеческого сознания. Нарушение в нормальной деятельности сознания ведут к полной или частичной утрате личностных черт (что наблюдается у алкоголиков, наркоманов, психических больных).
4. Смысл человеческой жизни.
Смысл жизни – представляет собой осмысление человеком своего предназначения. Он включает в себя: цели, идеалы, установки, настроение и линию поведения человека.
Смысл жизни не задан человеку изначально. Человек меняется в личной жизни, общественных отношениях и изменяется смысл жизни.
Выбор смысла жизни зависит от системы ценностей человека, от целей которые мы перед собой ставим.
Каждый человек обладает индивидуальным пониманием смысла бытия. К ним например относят: любовь и семью, любимое дело, труд, самосовершенствование, служение на благо другим, познание мира и т.д. Можно выделить и позицию отрицающую смысл бытия вообще.
Например, известное высказывание царя Соломона «все суета!» - признаёт бессмысленность человеческого бытия.
В современной философии похожая позиция присуща экзистенциализму (А. Камю) говорил, что мир хаотичен и абсурден поэтому столь же абсурдна вера в смысл жизни. С другой стороны смысл бытия он находит в бунте против абсурда.
Религиозное понимание смысла бытия связано с духовной областью жизни. Обретение смысла бытия связано с подавлением человеком своего «животного начала» и с приобщением к Богу.
Фридрих Ницше полагал, что смысл жизни заключен в эстетической красоте. А точнее в достижении того, что в ней величаво, красиво.
Долгое время философы занимались конструированием идеала человека и в его достижении видели смысл бытия, осуществляемый чисто духовными средствами.
Марксизм видит смысл бытия человека в созидательном труде на пользу общества.
Смысл бытия дает человеку ориентир как и во имя чего жить. Такой ориентир важен для большинства людей. Утрата его нередко оборачивается человеческой трагедией.
Проблема поиска смысла жизни связана с проблемой конечности жизни, смертности человека. Поэтому размышляя о смысле бытия, человек не должен забывать, что его жизнь имеет границы.