Письма павитры искателю с запада 8 страница
Тот, кто оказывается побежденным или остановился на полпути, часто дорого платит за неудачную попытку, так как животная, яростная природа мстит ему за насилие, совершенное над ней.
В этом нет ничего таинственного, ничего, что оправдывало бы существование "черных центров" или других организаций подобного рода.
В последнее время на основе дурно истолкованных видений, имеющих всего лишь витальную природу, разнузданное воображение породило немало фантастических историй об оккультизме и его проявлениях. Витальный мир сложен и бесконечно разнообразен. Он может имитировать высшие планы и разыгрывать почти физические по реальности представления. Множество существ и событий, существующих исключительно в витальном плане, были приняты ясновидцами за существа и события физического плана. Именно эта случилось с Сент-Ив д'Альвейдром, когда он посетил Агартху. Некоторые современные оккультисты впадают в эту ошибку по отношению к так называемой "Великой Белой Ложе" и всему с нею связанному. Бесконечные количества с готовностью публикуемых воспоминаний представляют собой не что иное, как ту же витальную иллюзию.
Ваше окружение и образ жизни, конечно, не особенно благоприятствуют Йоге. Однако не следует преувеличивать их значение, так как добиться больших успехов можно и в неблагоприятных условиях. Кроме того, не забывайте, что эти условия созданы вами, ведь внешние условия – это точное отражение состояния сознания. Если вам удастся внести порядок в хаос своей внутренней жизни, можете быть уверены, что и внешняя ваша жизнь полностью изменится и станет благоприятной для духовного постижения, к которому вы устремлены.
Стремление – основное орудие преобразования вашей жизни. Если вам удастся поддерживать в себе постоянное стремление к Божественному с тем, чтобы оно проявилось в вас, – стремление, подобное внутреннему огню с непоколебимым пламенем, это и будет условием прекращения механичного существования, которое тяготит вас, и вхождения в новую жизнь, более соответствующую вашему стремлению. Отныне уже никогда вы не будете одиноким, предоставленным самому себе и беспомощным, как в том пытается вас уверить ваш ум. Искреннее стремление всегда находит отклик, и если ваше внутреннее восприятие пробудилось, то вы сразу же обретете покой и свет. Примите благословение Шри Ауробиндо, пусть оно вас поддержит.
Посылаю вам "Беседы Матери", которые, без сомнения, окажутся вам полезны. Да помогут они успокоению вашего ума и послужат пищей для жаркого пламени стремления душевного существа. Целью этих "Бесед" состоит в том, чтобы пробудить в вас динамический импульса к постижению, а не к построению теорий или ментальных спекуляций.
СЛОВАРЬ
АБХЬЯСА | — | йогическая практика. |
АВАТАР | — | воплощение Божественного Существа. |
АДЖНА | — | межбровная Чакра (см.). |
АДХАР | — | букв. "сосуд"; то, в чем содержится сознание, система "оболочек" или "тел" (физического, витального, ментального и т.д.), составляющих полное существо человека. |
АМРИТА | — | эликсир бессмертия, напиток богов. |
АНАНДА | — | чистое, не обусловленное блаженство, духовная радость. |
АНАНТА | — | бесконечный. |
АНАХАТА | — | сердечная Чакра (см.). |
АНУБХАВА | — | непосредственное переживание, чувственное восприятие. |
АНУМАНТА | — | тот, кто дает согласие. |
АПАНА | — | см. Прана. |
АСУРЫ | — | существа ментального мира, родственные богам, Сурам или Девам; Асуры обладают большой, но губительной силой, направленной на эгоистические цели. |
АТМАДЖНЯНА | — | самопознание, познание своего истинного Я, Атмана (см.). |
АТМАН | — | Я, истинная "самость" всего сущего. |
АШРАМ | — | духовная община; жилая территория, на которой наставник поселяет тех, кто пришел к нему в обучение. |
БРАХМАН | — | Абсолют; субстанциальная основа и источник всего сущего. |
БРАХМАЧАРЬЯ | — | половое воздержание в духовных целях. |
БУДДХИ | — | здесь: рассудок (низший Буддхи) и разум (высший Буддхи). |
БХАКТИ | — | любовь к Богу и преданное Ему служение. |
БХАРТА | — | тот, кто оказывает поддержку. |
БХОГА | — | наслаждение. |
БХОКТА | — | тот, кто наслаждается. |
ВАЙРАГЬЯ | — | непривязанность, независимость от объектов желаний. |
ВАЙШНАВЫ | — | почитатели Вишну, вишнуиты. |
ВИБХУТИ | — | воплощение одной из сил Божественного Существа. |
ВИЧАРА | — | рефлексия, осознание психических явлений и процессов. |
ГУНЫ | — | три основные качества Пракрити (см.), определяющие свойства вещей: действие, становление, желание, страсть, усилие (Раджас); инерция, бездействие, тьма, разрушение (Тамас); равновесие, сохранение (Саттва). |
ГУРУ | — | духовный наставник. |
ДЖИВАНМУКТА | — | букв. "освобожденная душа"; человек, освободившийся при жизни (см. Мукти). |
ДЖНЯТА | — | тот, кто знает. |
ИНДРИИ | — | органы чувств. |
ИШВАРА | — | букв. "господин, хозяин". Божественное Существо которому принадлежит все сущее; Бог как Владыка Природы. |
ЙОГА-ШАКТИ | — | Сила Йоги, синоним Кундалини (см.). |
КАЛИ | — | букв. "черная"; Шакти (см.) как всепорождающая и всепожирающая Божественная Мать мира. |
КАЛИЮГА | — | наша эпоха мирового цикла. |
КАРМА | — | букв, "действие"; следствия совершенных в прошлом действий, которые становятся причиной следующего воплощения и определяют его характер. |
КОШИ | — | пять оболочек или тонких тел, составляющих "сосуд" человека (см. Адхара). |
КУНДАЛИНИ | — | Шакти (см.), скрытая в Муладхаре (см.). |
ЛИЛА | — | Мир как игра Пуруши и Шакти. |
МАДХУРА БХАВА | — | букв. "сладкое чувство"; отношения между любящим и Любимым у вайшнавов (см.). |
МАЙЯВАДА | — | учение об иллюзорности мира. |
МАНАС | — | здесь: занятый синтезом ощущений воспринимающий ум, как противоположность уму рассуждающему (рассудку). |
МАНОМАЙЯ ПУРУША | — | Пуруша или "я" ментала, ментальное существо (см.). |
МОКША | — | синоним Мукти (см.). |
МУКТИ | — | духовное освобождение. |
МУЛАДХАРА | — | самая нижняя из всех Чакр (см.), находится у основания позвоночника. |
НАДИ | — | проводники Праны (см.). |
НИДРА | — | сон. |
НИРВАНА | — | здесь: затухание существа человека (не обязательно всего существа, но существа, каким мы его знаем, — ощущения эго, желаний, мысленной деятельности и т.д. |
НИРВИКАЛЬПА | — | букв. "непоколебимое"; самадхи (см.) в котором нет осознания внутренних или внешних объектов. |
НИРГУНА | — | не имеющий качеств (см. Гуны). |
ОДЖАС | — | сущностная энергия, которая лежит в основе любых форм ее существования. |
ПАРАБРАХМАН | — | Высший Брахман (см.), запредельный всему сущему. |
ПРАКАМЬЯ | — | способность к безграничному мысленному и чувственному восприятию. |
ПРАНА | — | жизненная сила вообще; в узком смысле — одна из пяти функций (Апана, Вьяна, Прана, Самана, Удана) жизненной силы, оживляющей тело. |
ПУРУША | — | букв. "человек"; истинное существо человека, субъект сознания, который наблюдает все движения Пракрити (см.) во внешнем и внутреннем мире, наслаждается ими, знает, допускает и присваивает их. |
ПРАКРИТИ | — | Природа, творческая энергия, объект созерцания Пуруши (см.). |
ПУРУШОТТАМА | — | Высший Пуруша (см.), запредельный не только движению, но и покою. |
РАСА | — | вкус. |
РЕТАС | — | половая энергия. |
САДХАК | — | тот, кто вовлечен в Садхану (см.). |
САДХАНА | — | букв. "способ достижения цели"; система, метод, путь Йоги. |
САКШИ | — | зрящий, свидетель; тот, кто наблюдает. |
САМАДХИ | — | йогический транс. |
САМАТА | — | беспристрастность, равное отношение ко всему. |
САМСКАРЫ | — | привычки ума. |
САНКХЬЯ | — | философская и духовно-практическая система, основанная на детальном анализе природы и сознания. |
САНЬЯСИН | — | бродячий монах, который отрекся от мира. |
САТ-ПУРУША | — | Истинный Пуруша (см.). |
САХАСРАДАЛА, САХАСРАРА | — | верхняя Чакра (см.), расположенная над головой. |
СВАБХАВА | — | здесь: натура человека. |
СИДДХИ | — | завершение, совершенство; способности, достигаемые на пути Йоги. |
СУРЬЯ | — | букв. "солнце"; сознание истины. |
ТАПАСЬВИ | — | аскет-подвижник. |
ТАПАСЬЯ | — | аскетический подвиг. |
ТРИГУНАТИТА | — | запредельный трем Гунам (см.). |
ЧАКРЫ | — | букв. "колеса"; силовые центры тонкого тела. |
ЧИТТА | — | здесь: сердце, эмоциональное начало (верхний слой Читты) и пассивная память (нижний слой Читты). |
ШАКТИ | — | творческая сила Ишвары (см.), Божественная Сила. |
Примечания переводчика
[1] 26 ноября 1926 года Шри Ауробиндо удалился в уединение и с тех пор общался с учениками лишь посредством переписки.
[2] Имеются в виду проводники сознания – различные "оболочки" или "тела" (см. Адхар).
[3] Елена Петровна Блаватская, Генри Стил Олькотт, Чарльз Уэбстер Лидбитер.
[4] Анни Безант.
[5] Сами собой.
[6] Мира Ришар, сподвижница Шри Ауробиндо.
[7] Дословно: "со здешним". Очевидно, имеется в виду вся совокупность духовной жизни Ашрама и действующих здесь супраментальных сил.