Предмет и особенности философского знамя.
Различают следующие формы духовной культуры:
1. философия
2. наука
3. образование
4. искусство
5. религия
6. мораль
7. технология (экономика)
8. право
9. политика.
Философию определяют как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.
Философия по свои целям шире науки:
1. Если отдельная наука изучает действительность в каком то одном разрезе, то объектом философии является мир, как целое.
2. Если науки описывают и объясняют факты, то философия еще и оценивает их.
3. Философия познает мир через человека, а наука познает человека вне человека.
4. Инструментом науки является эмпирический опыт, а единственным инструментом философа является письменная или устная речь.
Философия — метонаука.
Предмет философии — человек в его отношении к миру, следовательно сам мир.
Система философского знания.
1. История философии — учение о закономерностях развития философского знания.
2. Онтология (учение о бытие).
3. Гносеология (учение о познании человеком мира).
4. Аксиология (учение о ценностном отношении человека к миру).
5. Философская антропология (учение о человеке, его природе).
6. Социальная философия (учение об обществе, его структуре).
7. Логика (учение о законах, формах и операциях мышления, о формировании и развитии знаний).
8. Этика (учение о морали и нравственности).
9. Эстетика (учение об особых эстетических явлениях).
Философия как исторический процесс.
Классификация философии.
Основным принципом классификации является выделение философских течений по способу решения центрального вопроса философии.
(схема)
О.В.Ф. - вопрос об отношениях материи и сознания, духа и природы.
Существует 2 стороны этого вопроса:
1. Что первично? Материя или сознание?
2. Можно ли познать окружающий мир?
Философсие течения делятся по используемому методу.
Что? | Как? | Куда? | |
диалектика | Закон единства и борьбы противоположности. | Количество в качество и наоборот. | По спирали. |
метафизика | Первотолчок. | Разрыв сущностей. | По замкнутому кругу или по прямой. |
Дом диплом дача и муж дурак в придачу
13.03.2012
Лекция
Раздел 1. Историко-философское ведение.
Философия Древнего Востока.
Хронология: Древний Восток от середины 4 тысячелетия до н.э. до 3 века н.э.
Философия Древней Индии.
1. Этапы и источники Древней Индии.
2. Основные понятия.
3. Древнеиндийские философские школы.
а) Даршаны ортодоксальной группы.
б) Даршаны неортодоксальной группы.
1! Этапы и источники Древней Индии.
Арийские племена во 2 веке до н.э. принесли Веды (знания) (свод религиозных гимнов)
до наших дней дошли 4 Веды: фигведа, самоведа, яджурведа и одхарваведа. Каждая из них состоят из 4 частей: 1) самхиты, 2) брахманы, 3) араньяки (книги лесных отшельников), 4) упанешады (сидеть у ног учителя).
Упанешадами завершается 1 этап — ведический (с 15 века до н.э до 6 века до н.э)
2 этап — эпический (с 6 по 2 века до н.э). 2 эпоса: Рамояма, Махабхарат.
В 4 -5 веке до н.э возникают 6 ортодоксальных школ:
1. Санкхья.
2. Ньяя.
3. Миманса.
4. Вайшешика.
5. Йога.
6. Веданта.
Неортодоксальные школы:
1. Буддизм.
2. Джанизм.
3. Лакоята-Чарвака.
3 этап связан с написанием сутр (3 век до н.э - 2век н.э)
Основные понятия.
Главная идея — о вечной пульсации космоса.
Выдох (бытие) и вдох длится 100 космических лет.
1 космический год — 8млн 640 тыс земных лет.
В своем развитии каждая человеческая расса проходит 4 эпохи (югги). Двигаясь от золотого к железному веку.
Завершение (калиюга).
Космический порядок от неживого в живое — закон Рита.
Применительно к отдельному человеку этот закон означает постоянное духовное совершенствование.
Первоначально мир — нерасчлененное материальное сознание — прокрити. (состоит из 3 энергей — гуны. 1) саттва (легкость), 2) раджас(деятельность, борьба), 3) тамас (мрак, пассивность).
Прокрити противостоит порушу (чистое созерцание). Прокрити пытается уверить порушу, что мир такой какой он видится, а на самом деле природа бытия — сноведение (майя).
Различают 2 элемента души человека:
1. Атман (искра брахмы).
2. Манас (собственное сознание).
В Индии человек рассматривается с любыми живыми существами.
Поток перерождений души, которая обречена на страдание связано с кругом Сансары.
Если жизнь для европейца связана с удовольствиями, комфортом, смерть воспринемается негативно, то в индуизме происходит:
1. Душа бессмертна и не уничтожима.
2. Человек обладает вечной жизнью, но она понимается как совокупность страданий.
3. Смысл всякой жизни — в прекращении жизни.
4. Достижение мокши (освобождение от обязанности эволюционного развития).
5. Закон Риты применительно к человеку — закон Кармы.