Тема №3. Античная философия.
Натурфилософия – философия природы, особенности которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Древнегреческой натурфилософии свойственно стихийно и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого, идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы).
Гилозоизм – учение, согласно которому жизнь, следовательно, чувствительность присущи всем вещам в природе.
Парадокс – неожиданное высказывание.
Апория – логическое затруднение, недоумение, трудноразрешимая задача.
Дихотомия– деление пополам.
Атомистика – учение Демокрита, Левкиппа о дискретном, прерывном строении материи, о атомах (атом – неделимый).
Майевтика – искусство «повивальной бабки», метод ведения бесед разработанный Сократом, позволявший его ученикам при помощи правильно заданных вопросов самостоятельно изрекать истину.
Софистика– сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, так называемых софизмов, то есть всякого рода уловок замаскированных внешней формальной правильностью.
Релятивизм– учение об условности и относительности человеческого познания.
Объективный идеализм – разновидность идеализма, считающие первоначалом мира объективно существующие те или иные виды идеального.
Космология – учение древнегреческих философов о Вселенной как о едином связном целом, с целью осознать место человека в мироздании.
Логика– учение о законах мышления. Основатель формальной логики – Аристотель – разработал учение о силлогизме.
Эйдос – форма, выражающаяся понятием, сущность отдельного предмета и то, что охватывается этим понятием.
Лектон – смысловое значение выше всяких положительных и отрицательных суждений.
Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости, достигаемое, по мнению некоторых древнегреческих философов, мудрецом.
Гедонизм– учение, ставящее во главу угла стремление к удовольствиям.
Кинизм – учение древнегреческих философов, считавшее основой счастьем и добродетели пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий.
Стоицизм – учение древнегреческой философии считавшее, что главная задача философии в этике: знание лишь средство для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе, счастье – в свободе от страстей. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося – тащит.
, основанное на повторении исследований, с целью получения достоверного знания.
Внешний опыт – по Локку, результат воздействия на органы чувств предметов внешнего мира.
Внутренний опыт- по Локку, результат внутреннего действия сознания (рефлексия).
Сенсуализм – учение, сводящее все формы познания, в конечном счете, к чувствам.
Субъективный идеализм – разновидность идеализма, рассматривающая в качестве первоосновы мира субъективное начало – сознание человека.
Солипсизм – учение, ставившее в зависимость от субъективного восприятия существование внешнего мира.
Монадология – учение о монадах (Лейбниц), духовных Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Античные скептики указывали на относительность человеческого познания, проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия (атараксии).
Неоплатонизм – мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III-VI вв.), рассматривавшая мир как иерархию бытия: высший уровень – Единое Благо, второй уровень – мировой разум, третий уровень – мировая душа, четвертый уровень – мировое тело (материя).
Эманация – истечение, излияние, излучение материального мира из духовного первоначала.