Мораль на словах и мораль на деле - вовсе не одно и то же.
Еще пример.
Застрелить человека - преступление, убийство. Но в годы войны снайпер не только стреляет по врагу, но и ведет счет погибшим от его руки. В этой ситуации один человек (снайпер) как бы выносит другому человеку (солдату-врагу) приговор и сам приводит его в исполнение. Мораль войны разрешает ему выступать в роли обвинителя, судьи и исполнителя приговора, что совершенно невозможно в условиях мирного времени. Здесь действуют другие нормы отношений между людьми. Приговор преступнику может вынести только суд, а любой самосуд, каким бы справедливым ни был, наказуем.
Молодогвардейцы в чрезвычайных условиях войны и оккупации по заслугам вынесли приговор и казнили полицая Игната Фомина. Но, допустим, предатель Фомин избежал возмездия, и спустя годы молодогвардеец Радик Юркин встречает его на улице и опознает. Ударить негодяя - и то нельзя: меру наказания определяет только народный суд.
Следовательно, общественная мораль, нравственные нормы конкретно-исторически обусловлены: война может «разрешить» человеку то, что мир категорически воспрещает.
Однако мораль - не только конкретно-историческое понятие, но и классовое. Кто такой Герцен? С нашей точки зрения, революционный демократ, издатель «Колокола», борец против самодержавия. А с точки зрения российского царя, правящих классов царской России, с точки зрения обывателя? Реакционный журналист Катков во всеуслышанье называл Герцена отщепенцем и предателем. Как видим, мораль Каткова и мораль Герцена, двух современников и соотечественников, вовсе не одинакова.
С токи зрения официальной морали, русский офицер Андрей Потебня, друг и единомышленник Герцена, с оружием в руках перешедший на сторону польских повстанцев и сражавшийся против царских карателей, совершил тягчайшее преступление - нарушил присягу и предал отечество. С точки зрения подлинных патриотов России, чей голос в 1863 году был едва-едва слышен и только через десятилетия зазвучал в полную силу, Потебня совершил гражданский подвиг во имя спасения чести России. Сейчас его могила в окрестностях Кракова бережно охраняется поляками - так же бережно, как и могилы советских воинов, погибших в борьбе за освобождение Польши от фашистского ига, - и каждый русский человек, стоя подле нее, поклонится памяти этого русского патриота, павшего от пули… Чьей пули? Пули русского солдата, который считал себя, надо полагать, защитником «царя, веры и отечества» (а иначе бы не стрелял в повстанцев)…
Мораль на словах и мораль на деле - вовсе не одно и то же.
Наглядный урок злоключений морали преподает история фашизма. В книге и фильме «Семнадцать мгновений весны» запоминаются характеристики из личных дел эсесовцев: хороший семьянин, спортсмен, с товарищами по работе ровен, порочащих связей не имеет…
Конечно же, ни один фашист не сказал о себе: я негодяй, я палач, я аморален. Формируя идеологию и мораль «третьего рейха», нацисты пытались создать иллюзию подражания жестоким и суровым нравам Древнего Рима, который виделся им «первым рейхом». И камуфляж действовал. Выбрасывая руку в фашистском приветствии, гитлеровцы копировали знаменитый жест Юлия Цезаря; символика их знамен, орденов, военных эмблем призывала воскресить в памяти времена римских легионов, по-хозяйски попирающих чужие земли, возрождение варварства окутывалось высокопарными фразами. Но сама природа и логика изуверского строя окарикатуривала нравы и мораль нацистов, порождала чудовищную, во все поры общества проникающую безнравственность, аморальность.
А ведь наша жизнь состоит из «данных конкретных» случаев. О, если бы мораль высчитывалась как «дважды два - четыре»! Но нет: правила нравственного поведения каждый человек вырабатывает самостоятельно, еще и лично для себя.
57) 1. Что такое искусство?
Искусство - это деятельность, направленная на создание или восприятие красоты. Человеческая душа обладает тремя видами способностей: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми, которым соответствуют три различные области культурной деятельности. В интеллектуальную деятельность входят философия, наука и т.п.; волевую деятельность составляют нравственное поведение, этические представления и т.п.; эмоциональная деятельность включает искусство. Таким образом, искусство можно определить как эмоциональную деятельность по созданию, восприятию и оценке красоты.
Какова же цель искусства? Цель, для которой Бог сотворил человека и Вселенную, заключалась в том, чтобы получить радость от любви к объекту. Аналогично человек создает и оценивает красоту как свой объект для радости. Поэтому искусство также можно определить как деятельность, направленную на создание радости путем творения и оценки красоты.
Британский искусствовед Херберт Рид (1893-1968) говорил: "Все художники... хотят вызвать удовольствие, а искусство - это... попытка создавать формы, доставляющие радость". Такое определение согласуется с представлениями об искусстве в философии Объединения.
2. Что такое красота?
Согласно Божественному Принципу, любовь - это "эмоциональная сила, которую субъект дает объекту", а красота - это "эмоциональная сила, которую объект возвращает субъекту". Если объектом является вещество или растение, стимул, исходящий от объекта, является материальным, но в восприятии субъекта (человека) он может получить силу эмоционального стимула. Однако иногда бывает, что объект дает стимулы субъекту, но последний не воспринимает их эмоционально. Тогда стимул не возбуждает эмоции. Следовательно, вопрос заключается в эмоциональном восприятии субъектом стимула, исходящего от объекта. Если субъект воспринимает стимул эмоционально, то последний возбуждает эмоции. Поэтому красоту можно определить как эмоциональное стимулирование, которое объект создает в субъекте. Поскольку красота является одной из ценностей, наряду с истиной и добром, ее можно также определить как "ценность объекта, ощущаемую как эмоциональное стимулирование".
Выше описывались две разновидности эмоциональной силы - сила, отдаваемая субъектом объекту в виде любви, и сила, исходящая от объекта и направленная к субъекту в виде красоты. Однако в действительности, когда речь идет об отношениях между людьми, и субъект, и объект взаимно дают и принимают любовь и красоту. То есть объект дает любовь субъекту, а субъект дает красоту объекту. Это объясняется тем, что "когда субъект и объект становятся едины, возникает любовь , которая пребывает скрытой в красоте, а красота пребывает скрытой в любви". Эмоциональная сила посылается от субъекта к объекту или от объекта к субъекту в форме любви, а принимается в виде эмоциональной стимуляции - красоты.
Выше мы привели определение красоты в философии Объединения. Философы прошлого определяли красоту по-разному. Платон, например, описывал сущность красоты в терминах самой красоты, а именно в виде Идеи красоты, существующей в объекте, и говорил: "Красота - это звуковое и визуальное удовольствие". Кант описывал красоту как "субъективную целесообразность объекта" или "форму целесообразности объекта". Здесь субъективная целесообразность означает целесообразность без какой-либо цели. Это значит, что даже если объект не имеет преднамеренной цели (объективной или субъективной), форму объекта считают целесообразной, если получают от нее ощущение единства и гармонии, и эту целесообразность считают красотой.
Определение красоты
Что такое красота? Божественный Принцип дает на этот вопрос следующий ответ: "Изначальная ценность индивидуального тела не скрыта сама в себе как абсолют. Она детерминирована взаимоотношением между целью существования индивидуального тела (как особой разновидности объекта, основанного на Божьем идеале творения) и желанием человека (как субъекта) определить изначальную ценность объекта. Например, как определяется красота цветка? Его изначальная красота определяется, когда цель Бога при сотворении цветка и спонтанное желание человека обнаружить красоту цветка находятся во взаимном согласии, то есть когда основанное на Боге желание человека увидеть красоту удовлетворено эмоциональным стимулированием, которое он получает от цветка. Это приносит ему совершенную радость, и этим моментом и определяется изначальная красота цветка".
Красота не существует объективно, но выявляется путем действия отдавания-и-принятия между субъектом, у которого есть желание обрести ценность, и объектом. Иначе говоря, красота открывается, когда субъект ощущает радость от стимула, исходящего от объекта, и осознает их связь эмоционально.
4. Элементы красоты
Красота - не нечто объективное, а нечто, что можно ощутить.
Какой-то элемент, присутствующий в объекте, создает для субъекта эмоциональный стимул, воспринимаемый субъектом как красота. Что же представляет собой этот элемент, эмоционально стимулирующий субъект, иначе говоря, что такое элемент красоты? Это сочетание цели, с которой объект был сотворен (цели творения), и гармонии физических элементов, входящих в объект. Когда физические элементы, например линии, формы, звуки, цвета, пространства и т.п., хорошо гармонизированы на основе цели творения, они создают эмоциональный стимул для субъекта, у которого создается ощущение красоты. Когда красота признается таковой субъектом, объект становится актуальным носителем красоты.
Гармония относится и к пространственным, и к временным аспектам. Пространственная гармония - к размещению в пространстве, а временная гармония - к ощущению, возникающему в течение времени. К художественным формам, для которых характерна пространственная гармония, относятся живопись, архитектура, скульптура, художественные ремесла и т.п. К художественным формам с временной гармонией относятся литература, музыка и др. Искусство можно подразделить на два вида - пространственный и временной. Драма, балет и подобные им виды искусства являются одновременно и пространственными, и временными, но в любом случае именно гармония является тем элементом, который порождает ощущение красоты.
В своей "Метафизике" Аристотель писал: "Основными формами красоты являются порядок, симметрия и определенность". Х. Рид отмечает: "Произведение искусства имеет воображаемую точку отсчета (аналог центра тяжести), вокруг которой линии, поверхности и массы распределены таким образом, что они находятся в совершенном равновесии. Структурная цель всех этих вариантов - гармония, а гармония удовлетворяет наше ощущение красоты". Оба приведенных взгляда совпадают в том, что элемент красоты заложен в гармонии.
58) Осознание того, что человек живет лишь один раз и смерть неизбежна, со всей остротой выдвигает перед ним вопрос о смысле жизни. Проблема смысла жизни важна для каждого человека…
Безусловно, правы многие современные философы, утверждая, что выбор смысла жизни зависит от многих факторов — объективных и субъективных. К объективным факторам следует отнести социально-экономические условия, сложившиеся в обществе, функционирующую в нем политико-правовую систему, господствующее в нем мировоззрение, сложившийся политический режим, состояние войны и мира и т. д. Значительную роль в выборе смысла жизни играют и субъективные качества личности — воля, характер, рассудительность, практичность и т. д.
В античной философии наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон — в заботах о душе; Аристотель — в стремлении стать добродетельным человеком и ответственным гражданином; Эпикур — в достижении личного счастья, покоя и блаженства; Диоген Синопский — во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики — в покорности судьбе.
При рассмотрении проблемы смерти особо следует отметить роль философов-экзистенциалистов XX века: французов Сартра, Камю; немцев — Хайдеггера, Ясперса и др. Они рассматривают «жизнь как бытие к смерти». По их мнению, проблема смерти становится для людей актуальной в критических ситуациях, «пограничных» между жизнью и смертью. В подобных ситуациях человек может отдаться либо движению к смерти (самоубийство), либо проявить волю к жизни. Угроза смерти, по мнению философов-экзистенциалистов, заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Перед лицом смерти человек способен обрести понимание смысла жизни, освободившись от ложных целей и ненужных мелочей. Он начинает иначе смотреть на себя и окружающий мир. В этот момент, по их мнению, он способен обрести себя, свою сущность и свободу. Ценности, которыми он прежде руководствовался, теряют для него значение. Свобода, которую он обрел, позволяет ему определить свое будущее и наметить программу новой жизни. Обретенная свобода накладывает высокую ответственность на «просветленного» человека за все происходящее. Таким образом, в экзистенциональной философии анализ проблемы смерти приобретает важное значение для постижения тайн жизни человека, определения ее смысла, обретения внутренней свободы и сопряженной с ней ответственности за свои действия и все происходящее в обществе. Это создает условия и возможности, чтобы человек из индивида, которым он был до возникновения «пограничной ситуации», стал подлинной личностью
Отрицая возможность личного бессмертия, оставляя надежды на «загробную жизнь», философы и ученые, придерживающиеся атеистического мировоззрения, отказываются, тем самым, от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного. Кроме того, перед ними открываются возможности совершения любых преступлений, ибо, как справедливо заметил Ф. М. Достоевский, «если Бога нет, то все дозволено». Суд и воздаяние, ожидающие каждого верующего после смерти, этим людям не грозят.
Поэтому принятие атеистического мировоззрения должно быть органически связано с формированием высокой нравственной, правовой, политической и философской культуры, способствующей подготовке ответственного и высоконравственного гражданина.
Однако, проблема бессмертия в материалистической философии имеет свое собственное решение. Исходя из того, что процесс развития человечества органически связан с формированием мира культуры, складывающегося из материальных и духовных ценностей, системы их производства, сохранения, распределения, а также самого человека как ее творца и творимого, бессмертие каждого может быть обеспечено на основе вклада в развитие культуры.