Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 17 страница
ных событиях « Мистерия-Буфф» ( 1 91 8), поставленном
Вс. Мейерхольдом в Петрограде, обыгрывался библейский сюжет о Ноевом ковчеге. Маяковский проявлял себя в раз
ных сферах - написал киносценарий «Барышня и хулиган» (19 18) и снялся в главной роли, а также в кинолентах «Не для денег родившийся», «Заколдованная фильмой»; создавал мно гочисленные рисунки и тексты-плакаты для «Окон сатиры» РОСТА (Российского телеграфного агентства) ; в 1 923-1925 гг. возглавил журмал футуристов «ЛЕФ» (Левый фронт искус ства) , пропагандируя роль социального заказа и пропаганды средстваl\1И искусства.
Свое творчество Маяковский безоговорочно подчинил служению новой идеологической системе, что привело к пе-
1 Чуковский К. Эго-футуристы и куба-футуристы // Литературно художественные альманахи издательства «Шиповник». СПб., 19 14. Кн. 22. С. 124.
2 Чуковский К.Образцыфутуристической литературы //Там же.
с. 1 47.
3 Русский футуризм. С. 63.
реосмыслению писательского статуса: «В наши дни писатель тот, / Кто напишет марш и лозунг» (стихотворение «Левый марш», 1918) и максимальному расширению читательской ауди тории. Не принятая руководством страны поэма «1 50 ООО 000» ( 1921) самим названием отражала число жителей в СССР и призывала весь народ к футуристическому сотворчеству:
«Фермами ног отмахивая мили, / кранами рук расчищая пути,
/ футуристы прошлое разгромили, / пустив по ветру культу ришки конфетти». Маяковский признавался: «Я ни одной
строкой не могу существовать при другой власти, кроме со ветской власти. Если вдруг история повер�тся вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла» 1•
Обладая большим талантом, Маяковский вел поиски не традиционных форм искусства, риторический пафос сочетал с лирической тонкостью, журнализм и разговорный язык со смелыми метафорами, утверждал пафос социалистического строительства и преобразования мира, что отразилось в по эмах «Война и мир», «Человек» (обе в 1917), « Пятый Интер национал», «Люблю» (обе в 1922) , «Хорошо!» (1 927), «Во весь голос. Вступление в поэму» (1 930) . Главными чертами поэти ки стали «обнажение приема», опредмечивание стертых ме тафор, «словарь насилия» (термин Ю. Карабчиевского) , во инствующее безбожие, высмеивание обывателя, не вписыва ющегося в грандиозные планы социальной революции.
личный эгоцентризм, выразившийся в желании быть во жаком, преображался в чувство одиночества и страстной тос ки по разделенной любви, которая преодолела бы внутрен нюю раздвоенность. Это особенно явственно в стихотворе нии «ЛИличка! Вместо письма».
Выбегу,
тело в улицу брошу я.
обезумлюсь,
Ю. Воскресение Маяковского. М" 1 990.
1 5- 121 241
Кубофутуризft ·
отчаяньем иссечась. Не надо этого, дорогая,
хорошая,
дай простимся сейчас.
<" >
Захочет покоя уставший слон - царственный ляжет в опожаренном песке. Кроме любви твоей,
мне
нету солнца,
|
и не выпью яда,
и курок не смогу над виском нажать. Надо мною,
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
Дай хоть
последней нежностью выстелить твой уходящий шаг.
Этот же лейтмотив звучит и в пронзительном по лиричес кой силе стихотворении «Неоконченное», в поэмах «Люблю» (1 922) и «Про э�о» (1 923) . Любовь выводится за грани убива ющего своей пошлостью быта, звучит угопическая мечта о
·1'
возможностях науки будущего воскрешать тех, кто «на зем-
ле свое недолюбил» .
Десятилетию Советской власти поэт посвятил поэму «Хо рошо !», воплотившую хронику революционной эпохи как исторически неизбежных и закономерных событий. Для ра зоблачения контрреволюции и Белого движения используют
ся частушечные и песенные ритмы, краткость призывов и лозунгов: «Вставайте ! / Вставайте ! / Вставайте ! / Работники
/ и батраки ! / Зажмите, / косарь и кователь, / винтовку / в
железо руки ! / Вверх - / флаг! / Рвань - / встань!/ Враг - / ляг!». Статус Маяковского как официального поэта Совете-
кой России закрепляет поэма «Владимир Ильич Ленин» ( 1 924) , которую он создает «по мандату долга», талант и пафос на правляется на утверждение святости умершего вождя, оправ дание средствами искусства новой жизни, идеал которой виделся в синтезе коммунистической идеологии и индустриа лизации. В 1 925-1 926 гг. поэт познакомился с жизнью Фран ции, Испании, Кубы, Мексики и Америки, написал очерки
«Мое открытие Америки» (1 925) .
Маяковский стал новатором и реформировал русское сти хосложение, использовал форму верлибра, рртмика которо го держится только на ударениях, создал стих «лесенкой», ввел эллиптический синтаксис, расширил свободу рифм, ог раничивая их иногда лишь ассонансом. Был знаменит на всю страну, сочетал эпатаж и смелость, экспериментирование и творческий размах, большую эмоциональную силу поэтичес кого высказывания и голую, часто идеологическую, ритори ку. Использовал гиперболы и развернутые метафоры.
Новая политическая система Советов требовала создания пролетарского искусства и постепенно раскрыла свою враж дебность к художественным экспериментам, расценивая их как политически неподконтрольную свободу. Будучи родона чальником революционного искусства молодой Советской России, Маяковский в конце 1 920-х гг. стал объектом возрас тающих нападок со стороны РАПП.
В своих комедиях «Клот> (1 928) и «Баня» (1 929) , сатири ческих стихотворениях (например, «Прозаседавшиеся») поэт обращал оружие сатиры против мещанства и бюрократизма советских начальников, отказавшихся от прежних револю ционных идеалов. В 1930 г. Маяковский вступил в РАПП, что его друзья восприняли как предательство. Комедия «Баня», поставленная Вс. Мейерхольдом, была снята с репертуара, поэту было отказано в иностранной визе, его итоговая персо нальная выставка «20 лет работы» подверглась бойкоту и со стороны правительства, и со стороны коллег по перу. личная жизнь осталась неустроенной: Л. Брик была по-прежнему
1 6* 243
Кубофутуризft
замужем, как и В. Полонская, актриса МХАТа, последнее ув лечение поэта.
В возрасте 36 лет Маяковский закончил жизнь самоубий ством. В предсмертном письме поэта звучало трагическое признание: «".у меня выходов нет». Современный исследо ватель пишет о том, что в 1 930 г. стало явным противоречие между великим поэтом, чья слава была безусловной, и вели ким вождем, который единолично хотел быть лидером во всем.
« Маяковский, - подчеркивает Ю. Карабчиевский, - всегда был <".> строевым, бритоголовым, рядовым, беспрекослов ным - и в то же время вечным главарем-заводилой, непре менным генералом-классиком, не то чтобы нарушающим строй, но всегда выделяющимся из строя. Именно в этой, сво ей, адекватной себе системе, он изжил себя, он стал анахро низмом» 1.
Поэтическая репутация Маяковского как советского по эта была восстановлена после высокой оценки Сталиным:
« Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим по этом нашей советской эпохи». В этой связи Б. Пастернак от метил: « Маяковского стали вводить принудительно, как кар тофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней
он неповинен»2•
С точки зре�ия истории русской литературы ХХ в., Мая
ковский предстает как поэт трагический, он не обманул ожи-
/; u
дания революционнои эпохи, отдав на служение революции
свой талант, но эпоха и ее идеологические идеалы и нормы стали несовместимы с энергией таланта поэта, напрямую вторгавшегося в действительность.
Свой стиль Маяковский обозначил как «тенденциозный реализм». Пионер-исследователь его поэтики Г. Винокур на звал стиль поэта «фамильярным», указывая на стремление автора войти в прямой контакт с каждым, отмечал ораторс-
1 Карабч иевский Ю. Воскресение Маяковского. С. 175.
2 Пастернак Б. Люди и положения // Пастернак Б. Избранное: в 2 т. т. 2. м" 1985. с. 266.
ко-диалогическую композицию большинства произведений, публичность и разговорность•. М. Гаспаров в статье « Идио стиль Маяковского» выделил следующие доминанты: установ ка на материальность, вещественность, конкретность изоб ражаемого мира («Нам надоели небесные сласти - хлебище дайте жрать ржаной! Нам надоели бумажные страсти - дай те жить с живой женой!»); прямой контакт с адресатом, обра щения, требующие ОТК{Шка («Надо всегда иметь перед глаза ми аудиторию, ккоторойэтотстих обращен», - считал поэт2) ; образ автора - простой человек «безъязыко:[#» улицы, с его разговорно-фамильярным стилем и грубостыр3• Герой Мая ковского объявляет новые истины, для которых старый язык не приспособлен, что ведет к ломке привычных традицион ных языковых форм, поэтому нужно « Сломать старый язык,
бессильный догнать скач жизни»4 или обновить его: « Слова у
нас, до важного самого, в привычку входят, вешают, как пла тье. Хочу сиять заставить заново величественнейшее слово - партия».
Риторика Маяковского - риторика митинга на площади. Мемуаристы неоднократно описывали страсть поэта к пуб личным выступлениям, его зычный голос, рассчитанный на массу, необычный стиль поведения. Из такой тактики пове дения - проповедника улицы, «агитатора-горлана, главаря» - выводятся и основные черты поэтики: стих без метра, держа щийся на одних ударениях, расшатанные рифмы, рваные фразы, гиперболические, зримые образы, плакатность и рек ламность стиля в целом, рассчитанного на декламацию. По вторяющиеся приемы вели к автоматизму их восприятия. Современники отмечали «усталость» от митингующего поэта. Б. Пастернак писал: «До меня не доходят эти неуклюже за рифмованные прописи, эта изощренная бессодержатель-
1 Винокур Г. О. Маяковский - новатор языка. М., 1 943.
2 Маяковски й В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 12. М., 1 955. С. 1 1 3.
3 Гаспаров М.Л. Избранные труды. Т. 2. С. 383-415.
4 Гаспаров М.Л. Указ. собр. соч. Т. 1. С. 350.
ность, эти общие места и избитые истины. Изложенные так искусственно, запутанно и неостроумно» 1• С другой стороны, М. Цветаева в стихотворении « Маяковскому» (1 921) утверж дала его творческую мощь:
Превыше крестов и труб, Крещенный в огне и дыме, Архангел-тяжелоступ - Здорово, в веках Владимир!
<".>
Здорово, булыжный гром ! Зевнул, козырнул - и снова Оглоблей гребет - крылом Архангела ломового.
В написанном в 1 .940 г. стихотворении «Маяковский в 1913 году» А. Ахматова, высоко оценила творчество поэта:
Все, чего касался ты, казалось Не таким, как было до тех пор,
То, что разрушал ты, - разрушалось, В каждом слове бился приговор.
<".>
И еще не слышанное имя Молнией влетело в душный зал,
Чтобы ныне, всей страной хранимо,
Зазвучать, как боевой сигнал.
"
Современных читателей Маяковского поражает внутрен- няя противоречивость облика поэта, в котором соединялись мощь, планетарный размах и внутренняя слабость, раздвоен ность, неуверенность в правильности пути, чувство одиноче ства и любви к жизни. «Грядущие люди ! / Кто вы? / Вот - я,
/ весь боль и ушиб. / Вам завещаю я сад фруктовый / моей великой души». Привлекательность раннего Маяковского кубофутуриста, смелого экспериментатора, и Маяковского лирика, исповедующего неразрывную связь человека и ми-
1 Пастернак Б. Люди и положения. С. 265.
талась не нарушенной временем. Маяковский - поэт, «на
ступивший на горло собственной песне» во имя вовсе не по этических идей, воспринимается как трагическая фигура, воплотившая основные черты этики и эстетики авангардно го искусства и революционной эпохи.
Сочинения
� Маяковский В.В. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955-
|
Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1 984.
В. Маяковский в воспоминаниях современников. М., 1 963.
Карабчиевский В. Воскресение Маяковского. М., 1 990.
Михайлов А.А. Маяковский. М., 1 988.
Плеханова И.И. Владимир Маяковский: трагедия сверхчеловечно сти. Иркугск, 1 994.
Харgжиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского.
М., 1970.
Поэзия русского фугуризма. СПб., 1 999.
ЭГОФУТУРИЗМ
Кубофутуризму, который вырос на «глыбе слова мы» из творческого содружества единомышленников - авторов кол лективных изданий, противостоял эгофутуризм, который был индивидуальным изобретением поэта И. Северянина, провоз гласившего собственный стихотворный манифест - «Про лог Эгофутуризм» (191 1). «В отличие от школы Маринетги, - пояснил он, - я прибавил к этому слову (футуризм) пристав ку «эго» и в скобках: «вселенский»". Лозунгами моего эгофу туризма были: 1. Душа - единственная истина. 2. Самоутвер жденье личности. 3. Поиски нового без отверганья старого.
4. Осмысленные неологизмы. 5. Смелые образы, эпитеты, ас сонансы и диссонансы. 6. Борьба со «стереотипами» и «зас тавкамю> . 7. Разнообразие метров» 1• Вокруг Северянина объе динились еще не имевшие литературного опыта начинающие поэты.
В 191 1 г. Северянин стал инициатором создания литера турного кружка « Эго», куда вошли К. Олимпов, И. Игнатьев,
П. Широков, В! 'Гнедов, А Грааль-Арельский и Д. Крючков.
Печатным органом новой группы явилась газета «Петербур гский глашатай» (вышедшая всего четыре раза с марта по но ябрь 1912 г.). Под одноименным названием И. Игнатьев орга низовал издательство, в котором в 1912 г. был выпущен аль манах «Оранжевая урна», посвященный памяти К. Фофано ва, ценимого эгофутуристами.
В ноябре 191 1 г. Северянин написал стихотворный «Про лог. Эгофутуризм» и включил его в свой сборник «Громоки-
1 Северянин И. Тост безответный. М., 1 999. С. 46 1.
пящий кубок», став изобретателем нового течения. В январе
1912 г. в Петербурге им были опубликованы в виде листощш
«Скрижали Академии эгопоэзии». Принципиальным отличи ем эгофутуризма от группы « ГилеЯ>> было в том, что кубофу туристы ратовали за групповую дисциплину, «общий фронт» преобразования искусства, а эгофутурист И. Северянин на стаивал на обособлении «единицы», акцентировалправатвор ца-индивидуалиста, абсолютизировал цели творчества как предельного самовыражения своего «ЭГО».
Началом Академии Эгофутуризма был соз�нный и разос ланный по редакциям манифест, на который пришли откли ки, в основном отрицательно-ругательные. Северянин удив лялся: «А, в сущности, и браниться-то было не за что, так как ничего чудовищного в нашем манифесте не было. Просто мы пытались в нем доказать <".> что в мире есть только одна бесспорная истина -душа человеческая, как составная часть Божества» 1•
В сентябре 1912 г. Северянин опубликовал листовку « Ин туитивная школа «Вселенский эгофутуризм» (Грядущее осоз нание жизни и искусства) », в которой утверждал (орфогра фия оригинала сохранена. - С. К.): «Признание Эгобога (Объединение двух контрастов). Обрет вселенской души (Все оправдание) . Восстановление Эгоизма, как своей индивиду альной сущности. Беспредельность искусствовых и духовных изысканий. Каждый искусствовик или мыслитель, солидар ный в доктринах с основателем, есть Эгофутурист. Эгофуту
рист не имеет ничего общего с футуризмом Итало-французс ким: 1) Иностранные футуристы осмертили местоимение «Я»,
2) Они не знают всеоправдания»2•
Северянин категорически не принимал программу Ф. Маринетти. Отличие от итальянского футуризма состоя ло не только в прибавлении приставки «эго», но и в идейной
1 Там же. С. 474.
2 Русский футуризм. С. 1 30-131.
249
сущности новой программы. Маринетти и его последователи
манифестировали полный разрыв с традиционной культурой, утверждали эстетику урбанистической цивилизации с ее ди намикой, безличностью, имморализмом, стремились передать ф иксируемый сознанием «человека толпы» хаотический пульс технизированной « интенсивной жизни», мгновенной смены событий и переживаний. Но их поиски новых средств речевой выразительности (аффектированный, «свободный» синтаксис, звукоподражания и т.п.) были по существу «ре формой» в области идеологии, а не в области поэтического языка и художественного познания мира и человека в нем.
Северянину оказался принципиально чужд культ силы и насилия, апология войны как « гигиены мира». Эта позиция была для поэта столь принципиальной, что будучи в Белграде в 1930 г., он со всей определенностью сказал: « Футуризм, ос нованный мною в России, резко отличался от футуризма Ма ринетти в Италии. Прежде всего объясню вам идейные раз личия между русским и итальянским футуризмом. Итальянс кийфутуризмотрицалвсякуютрадицию<...>Междутемяв своем футуристическом манифесте оградил себя от итальян ского влияния, специально подчеркнув свою идеологическую ориентацию на прошлое, свое принятие традиций. Став на такую позицию, я смог приступить к созданию эгофутуриз ма и школы эг�оэзии. Моей главной целью было утвержде ние своего «Я» и будущего. А главной доктриной была Душа - Истина» 1• Негативное отношение к итальянскому футуриз му Северянина подтверждается и рядом свидетельств совре менников этой эпохи. В воспоминаниях « Петербургские зимы» Г. Иванов, рассказывая о вечере Ф. Маринетти в Мос кве в 1914 г., подчеркнул неучастие в нем Северянина2•
1 Станишич Й. Югославская критика о русской поэзии ( 1 900- 1 930-е гг.) !/ Восприятие русской литературы за рубежом: ХХ век. л., 1 990. с. 52.
2 Иванов Г. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 3. М., 1 994. С. 1 96- 199; 21 5-2 18 .
Произошедший раскол внутри эгофутуризма отразился в изданном Северяниным «Эпилоге Эгофутуризма». Он, счи тая себя единственным последовательным представителем этого течения, равно как и его единственным автором, в от крытом письме, напечатанном в «Биржевых ведомостях» (1912 г. , 21 ноября) , дал знать о том, что трое из четверых эго футуристов выбыли и что он желает «быть впредь поэтом безо всяких этикеток и ярлычков». Текст объявления Северянина утверждал приоритет будущего: «. "мое творчество доказа тельно. Теперь, когда для меня миновала надоQность в докт рине: «Я - в будущем», и находя миссию своегq Эгофутуриз ма выполненной, я желаю быть одиноким, считаю себя толь ко поэтом, и этому я солнечно рад. Моя интуитивная школа
«Вселенский Эго-Футуризм» - путь к самоутверждению. В этом смысле, она - бессмертна» 1•
Философия индивидуализма, граничащая с эгоцентриз мом, характерная для Северянина раннего периода творче ства, в какой-то мере отражала культ гения, :восходящий к учению Ф. Ницше, чьи идеи захватили воображение многих представителей Серебряного века, а « эго» корреспондирова ло учению 3. Фрейда об «эго» как основе личност�. Встав во главе литературной группы, Северянин не увлекся теорети
зированием и полемикой. Возможно, его привлекало призна
ние со стороны заслуженно известных поэтов-символистов. В январе 1913 г. была создана Интуитивная ассоциация эгофутуризма, ее программную « Грамату» подписали И. Иг натьев, П. Широков, В. Гнедов, Д. Крючков. Северянин поче му-то не вошел в «ареопаг», хотя формально эту ассоциацию можно было расценить как объединение « эгистов». В « Гра мате» провозглашалось, что главным в жизнетворчестве яв ляется «Эгоизм - индивидуализация, осознание, преклоне ние и восхваление "Я" ». Понимание «эго» было доведено до тривиальности эгоизма, без «вселенской» суги «Я» творчес-
1 Северянин И. Тост безответный. С. 527.
кой личности, что, возможно, объясняет отсутствие согласия между И. Игнатьевым и первым эгофутуристом Северяни ным. Единоличное выступление Северянина под «флагом Вселенского эгофутуризма» было оспорено соратниками по кружку. Игнатьев в статье «Эгофутуризм», напечатанной в брошюре « Засахаре кры. Эдиция У» издательства «Петербур гский глашатай» (1 913), писал: «Эгофутуризм как эгофуту ризм возникает лишь на «могиле» Северянина-эгофутурис та. От северянинского эгофутуризма остались лишь буквы вывески - в них зажила новая энергия, иной силы и окрас ки. Вместо вялого северянинского всеоправдания («Я равно душен; порой прощаю, порой жалею») затрепетал новый ло зунг: "Борьба! "».
Девятнадцатилетний И. Игнатьев образовал «Интуитив ную ассоциацию» и стремился от общей постсимволистской ориентации эгофутуризма Северянина перейти к более глу бокому философскому и эстетическому обоснованию ново го направления как интуитивного творчества индивида. «Ин туиция, - утверждал он, - недостающее звено, утешающее нас сегодня, в конечности спаяет круг иного мира, иного пре дела, - от коего человекушел и к коему вновь возвращается. Это, по-видимому, бесконечный путь естества. Вечный круг,
вечный бег - вот самоцель эгофутуриста»'. Игнатьев высту пал как теоретик, критик, поэт и издатель. Он напечатал ряд альманахов и !.ниг эгофутуристов. Эти издания были неболь шими по объему с минимумом илстраций, в мягкой облож ке и внешне уступали сборникам кубофутуристов. В них по чти не было прозы, рецензий и критики. Но при этом в альманахах отразилась своеобразная экспериментаторская работа. Игнатьев утверждал, что каждая буква имеет не толь
ко звук, цвет, вкус, но вес и пространственность. Не останав ливаясь на словотворчестве, он широко вводил в стихи мате матические·знаки, нотную запись, проектировал визуальную
1 Игнатьев И. Эгофутуризм // Засахаре кры. СПб., 1913. С. 12.
поэзию. Свои устремления к адекватному отражению уни кального внутреннего мира человека поэт выразил афорис тически: «И тогда я увижу всю звучь и услышу весь спектр".». Другим экспериментатором-эгофутуристом был Василиск Гнедов. Он писал стихи и ритмическую прозу (поэзы и рит меи) на основе старославянских корней, используя алогиз мы и необычные синтаксические связи. Значительное мес то среди эгофутуристов занимал Константин Олимпов, сын умершего в 191 1 г. поэта К. Фофанова. Его стихи разнооб разны по инструментовке, эмоциональны и вполне соответ-
ствуют названию его второго сборника «Жонглеры-нервы»
(1913). Критики отмечали очевидную завис:Имость творче ства Олимпова от Фофанова и в еще большей степени - Се верянина. Источником многих анекдотов была непомерная самовлюбленность, отличавшая Олимпова даже в кругу эго футуристов: псевдоним поэта подчеркивал его самооценку, так же как названия поэтических книг: «Третье Рождество Великого Мирового Поэта», « Проэмний Родителя Мирозда ния».
С эгофутуристами был некоторое время связан 20-летний
«драгунский поэт со стихами, с бессмысленной смертью в груди» - Всеволод Князев. Завсегдатай кафе « Бродячая со бака», друг М. Кузмина, безответно влюбленный в танцов щицу О. Глебову-Судейкину, он не дождался выхода своего первого сборника стихов: «Любовь прошла, и стали ясны и близки смертные черты...». 29 марта 1913 г. В. Князев застре лился. К нему обращено первое посвящение «Поэмы без ге
. роя» А. Ахматовой, он стал одним из прообразов Пьеро.
Главным эгофутуристом после Северянина для большин ства оказался В. Гнедов, автор нашумевшей «Поэмы конца», состоявшей из молчаливого жеста. В. Пяст вспоминал об ис полнении этого произведения в артистическом кабаре «Бро дячая собака» : « Слов она не имела и вся состояла только из одного жеста руки, поднимаемой перед волосами, и резко опускаемой вниз, а затем вправо вбок. Этот жест, нечто вро-
де крюка, и был всею поэмой» 1• Автор поэмы оказывался в прямом смысле слова творцом и замыкал в себе весь спектр ее возможных интерпретаций от вульгарно-низового до воз вышенно-философского. Говоря в связи с этим о месте Гне дова в авангардном движении ХХ в., необходимо отметить, что если Хлебников дал первый импульс для. смелых экспе риментов в области словотворчества, Крученых стал ро доначальником заумной поэзии, то Гнедов возвел жест на уровень литературного произведения, предвосхитив, таким образом, современные перфомансы и боди-арт. Так очевид ный тупик эгопоэзии обернулся обновлением и парадоксаль ным расширением сферы искусства.
Один из эгофутуристов, второстепенный поэт А. Грааль Арельский в статье «Эгопоэия в поэзии» так выразил суть этого течения: «Во Вселенной нет нравственного и безнравственно го, есть Красота - мировая гармония и противоположная ей сила диссонанс. Поэзия в своих исканиях должна руководиться только этими двумя силами. Цель Эгопоэзии - восславление эгоизма как единственной правдивой и жизненной интуицию>2• Противостояние кубофутуристов и эгофутуристов нео днократно отмечали В. Брюсов, К. Чуковский, Н. Гумилев. Словотворческие эксперименты Хлебникова вдохновлялись мечтой о вселенском языке, понятном всем народам, эгофу туристы считали, что коммуникативная функция языка бу дет преодолена� «Пока мы коллективны, общежители, - пи сал Игнатьев, - слово нам необходимо, когда же каждая особь преобразится в объединиченное «ЭГО», - Я, - слова отбро сятся сами собой»3• Установка и на «самовитое слово», и на неологизмы, активное словотворчество, разложение формы на отдельные элементы, акцентированное внимание к ритму и «концевым созвучиям» - рифме типично для. футуризма