Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Социально-исторические и духовные предпосылки формирования философии в Германии в конце ХVIII- начале ХIХ веков.
Немецкая философия конца ХVIII- первой трети ХIХ веков представлена именами Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли.
В ней нашли отражение основные черты эпохи становления нового, капиталистического строя в Западной Европе, а также конкретно-исторические особенности Германии того времени. Формирование буржуазных отношений в Германии значительно отставало от этих процессов в передовых западноевропейских странах. Раздробленная на множество (почти 300) мелких самостоятельных государств, Германия не представляла собой единого экономического и политического целого. В экономическом отношении это была полуфеодальная страна, где господствовали помещичье земледелие и крепостнические отношения. Нарождающийся класс буржуазии испытывает сопротивление как со стороны феодально-монархических сил, так и со стороны масс трудового населения, которому происходящие изменения принесли нищету и усиление эксплуатации.
Эти обстоятельства нашли свое отражение в немецкой философии и литературе. Произведения Шиллера и Гете, философские труды Канта и Гегеля отразили противоречивость эпохи. По словам Ф. Энгельса, в германии буржуазной революции предшествовала революция философская, а К. Маркс назвал философию Канта теорией буржуазной революции.
Немецкая классическая философия опиралась на достижения философской мысли передовых стран Европы, в первую очередь французских просветителей. В ней получили свое развитие гуманистические идеи о возможностях человеческого разума, о правах личности. Немецкие классики опирались и на достижения современного им естествознания, которые подводили к диалектической постановке вопросов.
И. Кант: субъективный идеализм и агностицизм.
Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.). Провел свою жизнь в г. Кенигсберге, где окончил философский факультет и работал домашним учителем, а позже – профессором университета.
Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов:
«Что я могу знать?»,
«Что я должен делать?»,
«На что я могу надеяться?»,
«Что есть человек?».
В творчестве Канта принято выделять 2 периода:
1) докритический (до 70-х гг.),
2) критический (после 70-х гг.).
В первый период Кант занимался философскими вопросами естествознания, в центре его внимания идея о развитии в природе. Он развивает гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из туманности, идею о множественности миров, о происхождении человеческих рас и др.
Второй период получил название «критический», т.к. внимание философа сосредоточено на критическом исследовании возможностей человеческого разума. В учении Канта основным разделом философии является гносеология; предметом философии, по Канту, должен являться не мир, а процесс познавательной деятельности, протекающий по своим собственным законам.
Основные труды Канта этого периода:
«Критика чистого разума» - посвящен теории познания (под «чистым разумом» Кант понимает способность к теоретическому мышлению),
«Критика практического разума» – этическое учение (под «практическим разумом» понимается способность человека строить свои отношения с другими людьми).
Теория познания у Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как наше знание соотносится с объективным миром вне нас?
Философ исходил из тезиса о том, что мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи в себе»).
Кант выделяет 3 формы познания: чувственность,
рассудок,
Разум.
На первом этапе «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. Ощущения дают первичные сведения о вещах, но они являются субъективным свойством чувственности.
На уровне рассудка эти сведения выражаются в форме понятий, с помощью которых происходит обобщение чувственного материала. Особую роль в этом играют категории – «чистые понятия»: количество, качество, единство, причинность, необходимость, причинность и др. (всего их 12). Но рассудок имеет дело не с самим предметом, а с мыслью о нем («вещи в себе» остаются за пределами сознания, а познается только мысль об этих вещах, ее отражение в сознании человека), следовательно, рассудок также дает субъективное знание.
Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире. Это знание представлено в форме идей, которые выходят за пределы опыта (т.е. им не соответствуют реальные предметы). По Канту, разум порождает 3 основные идеи: идея души (обозначает источник всех психических процессов),
идея мира (выражает причинно-следственные связи),
идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).
Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей. Однако в ходе решения этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой. Кант доказывает это с помощью антиномий – противоречивых суждений, каждое из которых может быть доказано с помощью разума (мир ограничен во времени и пространстве – мир бесконечен, Бог существует – Бога нет и т.д.). Это приводит Канта к выводу о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.
Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум противоречив, следовательно, объективное знание получить невозможно. В этом проявляется субъективный идеализмиагностицизм Канта. Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере». Основное заблуждение Канта в том, что он отделял сущность предмета от ощущений, мыслей о нем.
В своем учении о морали и нравственности («практический разум») Кант исследует проблему свободы человека. Человек – существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения. Однако человек также существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому необходимо уважение к свободе и интересам других людей.
Кант сформулировал категорический императив – нравственный закон, обязательный для всех: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).
Г.В. Гегель: абсолютный идеализм и диалектика.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831 гг.) – крупнейший представитель немецкой классической философии.
Основная философская заслуга Гегеля – создание системы объективного идеализма (по его собственному определению, «абсолютного идеализма»), обоснование с позиций объективного идеализма основных законов и категорий диалектики. По словам Ф. Энгельса, Гегель «впервые весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в движении, изменении и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого изменения и развития».
Диалектика в творчестве Гегеля – это теория развития всего сущего и метод познания действительности.
Его взгляды изложены в ряде произведений, важнейшие из которых – «Феноменология духа», «Наука логики», «Философия истории» и др.
Основное понятие философии Гегеля – понятие Абсолютной идеи, под которым он понимает некий мировой разум, являющийся первоначалом и движущей силой всего существующего. Абсолютная идея в скрытом («свернутом») виде содержит в себе все возможные природные, общественные и духовные явления. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней, развиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития – абсолютный дух. На этой ступени Абсолютная идея проявляется в форме самосознания человеческого рода, т.е. общественного сознания. Высшими проявлениями Духа Гегель считал такие Фос, как искусство, религию, философию. Причем философия означает завершение, итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля, философия – это «духовная квинтэссенция эпохи», «самосознание эпохи».
Исходным элементом Абсолютной идеи является понятие – непосредственный источник каждой вещи, начало любой жизни. Понятия – не отражения вещей, наоборот, вещи вторичны по отношению к понятиям, являются их отражением. Поэтому познать предмет – значит осознать его понятие.
Основной принцип философии Гегеля – принцип тождества мышления и бытия. Весь существующий мир (природа, общество, человеческое сознание) представляет собой проявление Абсолютной идеи. Вещи – это воплощение идей, поэтому вещи и мышление о них совпадают («Все действительное разумно, все разумное рано или поздно становится действительным»). Мышление и бытие подчиняются одним и тем же законам.
Развитие, по Гегелю, подчиняется определенным законам.
1) Раскрывает причину развития(закон единства и борьбы противоположностей). Все существующее представляет собой единство противоположных моментов. Внутренняя связь и взаимодействие этих противоположностей представляет собой противоречие. В результате взаимодействия противоположностей предмет движется, развивается, и это в итоге приводит к изменению свойств и структуры предмета. Т. обр., развитие представляет собой процесс становления, развития и разрешения противоречий.
2) Раскрывает механизм развития (закон взаимного перехода качественных и количественных изменений). Все в мире наделено количественными и качественными характеристиками, синтез которых составляет меру. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, т.е. происходит качественный скачок. (Гегель иллюстрировал действие этого закона на физических процессах, например, образование льда из воды).
3) Отвечает на вопрос о направленности развития (закон отрицания отрицания). Согласно этому закону, старое не исчезает бесследно, не уничтожается (т.е. не отрицается), а служит материалом для возникновения нового. Преемственность в развитии осуществляется путем снятия (наследования) положительного содержания старого (Гегель объясняет это на примере развитие растения из зерна).
Значение творчества Гегеля определяется, прежде всего, тем, что он дал научное обоснование диалектики как метода познания действительности, в соответствии с которым мир рассматривается как единое развивающееся целое. Однако диалектика Гегеля носит идеалистический характер, его философская система представляет собой учение об Абсолютной идее.
Таким образом, между методом и системой Гегеля существует противоречие. Диалектический метод не соответствует стремлению философа придать своей системе характер абсолютного знания. Ярким проявлением этого противоречия является, например, то, что природа рассматривается в учении Гегеля только как этап развития абсолютной идеи и не имеет независимого от нее существования. Изменения в природе сводятся лишь к механическому круговороту, и лишь изменения в духовной сфере могут привести к появлению нового.