ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 7 страница
БУДДАПХАЛА (санскр.). Буквально, «плод Будды», осуществление Арахатвапхала, или архатства.
БУДДАЧХАЙЯ (санскр.). Буквально, «тень Будды». Говорят, что она становится видимой во время определённых великих событий и некоторых внушительных церемоний, совершаемых в храмах в память о чудесных деяниях из жизни Будды. Сюан Цзян, китайский путешественник, называет конкретную пещеру, где она время от времени появляется на стене, но добавляет, что только тот, «чей ум совершенно чист», может лицезреть её.
БУДДИЗМ. Ныне разделён на две различные церкви: южную и северную. Говорят, что первая является более чистой формой как более строго сохранившая первоначальные учения Владыки Будды [см. Будда Сиддхартха]. Это религия Цейлона, Сиама, Бирмы и других стран, в то время как северный буддизм связан с Тибетом, Китаем и Непалом. Однако такое различение неправильно. Если южная церковь и ближе, в том, что не отклонилась — за исключением, быть может, некоторых незначительных догм, результата многочисленных соборов, проводившихся после смерти Учителя, — от общедоступных или экзотерических учений Шакьямуни, — то северная церковь наследует эзотерические учения Сиддхартхи Будды, которые он предназначал своим избранным бхикшу и архатам. Фактически, о буддизме в настоящем веке невозможно справедливо судить как по одной, так и по другой из его экзотерических, популярных форм. Истинный буддизм можно оценить лишь соединив философию южной церкви с метафизикой северных школ. Если одна кажется излишне иконоборческой и суровой, а другая — слишком метафизической и трансцендентной, даже будучи заросшей сорняками индусского экзотеризма (поскольку многие из богов его пантеона пересажены под новыми именами на тибетскую почву), — это впечатление целиком обязано популярному выражению буддизма в обеих церквях. Они относятся друг к другу так же, как, соответственно, протестантизм и римский католицизм. Обе грешат избытком усердия и ошибочных интерпретаций, хотя духовенство — как южных, так и северных буддистов — никогда не отступало от истины сознательно; ещё менее они действовали по предписаниям жрецократии, честолюбия или следуя личной выгоде и власти, как это делали обе христианские церкви.
БУДДОЧИНГА (санскр.). Имя великого индийского архата, который в 4-ом веке отправился в Китай распространять буддизм и обратил массы людей с помощью чудес и самых удивительных магических деяний.
БУДДХИ (санскр.). Вселенская Душа или Разум. Маха-буддхи есть название Махата (см. Алайа); также духовная Душа в человеке (шестой принцип), проводник атмы, экзотерически — седьмой.
БУДХА (санскр.). «Мудрый и Разумный», сын Сомы, Луны, и Рокини, или Тараки, жены Брихаспати, которую похитил царь Сома, что привело к великой войне между асурами, стоявшими на стороне Луны, и богами, принявшимися защищать Брихаспати (Юпитера), который был их Пурохитой (родовым жрецом). Эта война известна как Таракамайя. Эго есть прообраз войны на Олимпе между богами и титанами, а также борьбы (в «Откровении» Св. Иоанна) Михаила (Индры) с Драконом (олицетворяющим асуров).
БУДХАСП (халд.). По одним утверждениям, халдей; но в эзотерическом учении — буддист (бодхисатва) с Востока, который стал основателем эзотерической школы неосабеизма, и чей священный ритуал крещения целиком перешёл в христианскую церемонию с тем же названием. Ибо почти за три века до нашей эры буддийские монахи наводнили всю Сирию, проложили себе путь в Месопотамскую долину и посетили даже Ирландию. Имена Ферхо и Фахо в «Кодексе Назореев» есть не что иное, как искажённое Фхо, Фо и Пхо — имя, которое китайцы, тибетцы и даже непальцы часто дают Будде.
БУМАПА (тибет.). Мужская школа, обычно специальное учебное заведение для изучающих мистику.
БУНДА-ХИШ. Древний Восточный труд, в котором среди других вопросов в аллегорической форме Трактуется антропология.
БУРИ (сканд.). «Производитель», сын Бестлы в древнескандинавских легендах.
БУРУ БОНГА. «Дух холмов». Этому дриадическому божеству поклоняются коларианские племена Центральной Индии с крупными церемониями и магическими проявлениями [display - показ, проявление, демонстрация]. С ним связаны мистерии, но эти люди очень ревнивы и не допускают посторонних к своим ритуалам.
БУРХАМ-И-КАТИ. Восточный труд по герметизму.
БУТАН. Страна еретических буддистов и ламаистов за Сиккимом, где правит дхарма-раджа, номинальный вассал далай-ламы.
БХАВА (санскр.). Бытие, или состояние бытия; мир, рождение, а также одно из имен Шивы.
«БХАГАВАД-ГИТА» (санскр.). Буквально, «Господня Песнь». Часть «Махабхараты», великого эпоса Индии. Она содержит диалог, в котором Кришна — «Возничий» — и Арджуна, его чела, беседуют о высшей духовной философии. Этот труд исключительно оккультен, эзотеричен.
БХАГАВАТ (санскр.). Титул Будды и Кришны. Буквально — «Владыка».
БХАГАТЫ (санскр.). Индусы называют их также Сокха и Сивнат; тот, кто изгоняет злых духов.
БХАДРА ВИХАРА (санскр.). Буквально, «Монастырь мудрецов или бодхисатв». Вихара или Матхам в Канья-кубдже.
БХАДРА КАЛЬПА (санскр.). Буквально, «Кальпа Мудрецов». Наш нынешний период есть Бхадра Кальпа и, согласно экзотерическому учению, длится 236 миллионов лет. Он «назван так потому, что в течение его появляется 1000 Будд или мудрецов» («Chinese Sanskrit Dict.»). «Четыре Будды уже появились» — добавляет эта книга; но так как из 236 миллионов более чем 151 миллион лет уже прошли, то это представляется довольно неравномерным распределением Будд. Подобным же образом экзотерические или народные религии путают всё. Эзотерическая философия учит, что каждая коренная раса имеет своего главного Будду или Реформатора, который появляется также и в семи подрасах как бодхисатва (см.). Гаутама Шакьямуни был четвёртым и также пятым Буддой; пятым потому, что мы являемся пятой коренной расой, а четвёртым — как главный Будда в этом четвёртом Круге. Бхадра Кальпа, или «период устойчивости», есть название нашего нынешнего Круга; эзотерически, длительность его относится, конечно, лишь к нашему глобусу (Д); «1000» Будд, таким образом, в действительности ограничены лишь общим числом в 49.
БХАДРАСЕНА (санскр.). Буддийский царь Магадхи.
БХАО (санскр.). Церемония гадания у коларианских племен Центральной Индии.
БХАРАТА ВАРША (санскр.). Страна Бхарата, древнее название Индии.
БХАРГАВЫ (санскр.). Древняя раса в Индии; от имени Бхригу Риши.
БХАСКАРА (санскр.). Одно из названий Сурьи, Солнца, означающее «жизне-датель» и «свето-творец».
БХАШЬЯ (санскр.). Комментарий.
БХИКШУ (санскр.). На пали — Биккху. Наименование, данное первым последователям Шакьямуни Будды. Буквально, «нищенствующий ученик». «Sanskrit-Chinese Dictionary» правильно разъясняет этот термин, подразделяя бхикшу на два класса шраманов (буддийских монахов и священнослужителей), а именно: «эзотерические нищенствующие, управляющие своей природой с помощью (религиозного) закона, и экзотерические нищенствующие, управляющие своей природой путём поста»; и добавляет менее правильно: «Каждый истинный бхикшу должен творить чудеса».
БХРАНТИДАРШАНАТАХ (санскр.). Буквально, «Ошибочное понимание или восприятие»; нечто, постигаемое по обманчивой наружности как майявическая, иллюзорная форма.
БХРИГУ (санскр.). Один из великих ведийских риши. Ману называет его «Сыном» и доверяет ему свои. «Установления» [«Законы Ману» или «Манавадхармашастра»]. Он — один из Семи Праджапати, или прародителей человечества, что равнозначно отождествлению его с одним из творящих богов, помещенных Пуранами в Крита юге, или в первой эпохе, эпохе чистоты. Доктор Уинн Уэсткотт напоминает нам, что покойный и весьма эрудированный доктор Кинили (пишущий это слово Brighoo) сделал из этого Муни (святого) четвёртого из двенадцати «божественных вестников» в Мире, добавляя, что он появился в Тибете за 4 800 лет до н.э. и что его религия распространилась вплоть до Британии, где его последователи воздвигли мегалитический храм Стоунхенджа. Это, конечно, является гипотезой, основанной лишь на личных предположениях доктора Кинили.
БХУВАЛОКА (санскр.). Один из 14 миров. [См. Бхурлока и Бхур-Бхува].
БХУВАНА (санскр.). Имя Рудры или Шивы, одного из индийской Тримурти (Троица).
БХУМИ (санскр.). Земля, называемая также Притхиви.
БХУРАНЬЮ (санскр.). «Быстроходный» или скорый. Употребляется относительно метательного оружия — тождественен также греческому Форонею.
БХУР-БХУВА (санскр.). Мистическое заклинание, как то: Ом, Бхур, Бхува, Свар, означающее «Ом, земля, небо, [вышние] небеса». Это — экзотерическое разъяснение.
БХУРЛОКА (санскр.). Одна из 14 лок, или миров, в индусском пантеизме; наша Земля.
БХУТА-ВИДЬЯ (санскр.). Искусство изгнания, лечения и исцеления демонической одержимости. Буквально, «знание Демонов» или «Духов».
БХУТАДИ (санскр.). Элементарные субстанции, начальная и зародышевая сущность элементов.
БХУТА-САРГА (санскр.). Элементарное или начальное Творение, когда материя была на несколько порядков менее материальна, чем теперь.
БХУТЕША (санскр.). Или Бхутешвара; буквально, «Владыка существ или существующих жизней». Имя, относящееся к Вишну, Браме и Кришне.
БХУТЫ (санскр.). Духи, фантомы. Называть их «демонами», как это делают востоковеды, неправильно. Ибо, если, с одной стороны, в народном воображении, бхута есть «злой дух, появляющийся на кладбищах, скрывающийся в деревьях, оживляющий тела мёртвых, обманывающий и пожирающий людей», то в Индии, Тибете и Китае под бхутами понимают также «еретиков», покрывающих свои тела пеплом, или шиваистских аскетов (Шиву в Индии считают царём бхутов).
БЫК ПАЦИС. Божественный Бык Гермополя, посвящённый Амону-Гору; Бык Нетос Гелиополя посвящен Амону-Ра.
БЫТИЙНОСТЬ. Термин, созданный теософами, чтобы точнее перевести сущность непереводимого слова Cam. Последнее не означает «Бытие» (Being), ибо оно включает в себя чувствующее осознание или какое-либо сознание существования. Но так как термин Cam относится исключительно к абсолютному Принципу, к всемирному, неизвестному и вечно непостижимому Присутствию, которое философский пантеизм постулирует в Космосе, называя его основным корнем Космоса и самим Космосом, — «Бытие» не является подходящим словом для его выражения. Поистине, последнее не есть даже, как переведено некоторыми востоковедами, «непостижимая Сущность», ибо оно не более Сущность, чем не-Сущность, но обе вместе. Это есть, как сказано, абсолютная Бытийность — а не Бытие — одно без второго, нераздёленное и неделимое Всё — корень всей Природы, видимой и невидимой, объективной и субъективной, доступный ощущению высшей духовной интуиции, но никогда не поддающейся полному постижению.
БЭКОН Роджер. 1) Францисканский монах, известный как адепт алхимии и магических искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в философский камень так, как верят в него все адепты оккультизма, а также в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат, казалось, произносила предсказания, когда на самом деле это были слова, произносимые им самим в другой комнате. Он был замечательным физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он говорил, что узнал этот секрет от «Азиатских (Китайских) мудрецов».
2) Широко известный францисканский монах, живший в тринадцатом веке в Англии. Он был алхимиком, твердо верившим в существование Философского Камня, выдающимся механиком, химиком, физиком и астрологом. В ствоём трактате «Удивительная Сила Искусства и Природы» он намекает на чёрный порох и предсказывает использование пара как движущей силы, кроме того, он описывает гидравлический пресс, водолазный колокол и калейдоскоп. Он также изготовил знаменитую медную голову, орснащённую аккустическим аппаратом, которая изрекала прорицания.
БЭЛ (халд.). Старейший и могущественнейший бог Вавилонии, — одно из древнейших триединств: Ану (см.); Бэл, «Владыка Мира», отец богов, Создатель и «Владыка города Нипур»; и Хэа, творец судьбы, Владыка Глуби, бог Мудрости и эзотерического Знания, «Владыка города Эриду». Женой Бэла, или его женским аспектом (Шакти), была Бэлата, или Бэлтис, «матерь великих богов» и «Госпожа города Нипур». Первоначально Бэла называли также Эну, Элу и Капту (см. труд Д. Смита «Chaldean account of Genesis»). Его старшим сыном был Лунный бог Син (имена которого были также Ур, Агу и Иту), который являлся главным божеством города Ура, названного в честь него одним из его имён. Ур был местом рождения Авраама (см. Астрология). В ранней религии Вавилонии Луна была, подобно Соме в Индии, мужским, а Солнце — женским божеством. И это привело почти каждый народ к крупным братоубийственным войнам между поклонниками Луны и Солнца, то есть — к борьбе между Лунной и Солнечной Династиями — Чандра и Сурьяванша в древней Арьяварте. То же, в меньшем масштабе, мы находим у семитских племен. Авраам и его отец Терах изображены переселяющимися из Ура и уносящими с собой своего лунного бога (или его отпрыска); ибо Иегова, Элохим или Эль — иная форма Элу — всегда был связан с Луною. Именно еврейская лунная хронология ввела европейские «цивилизованные» народы в грубейшие ошибки и заблуждения. Меродах, сын Хэа, позже стал Бэлом и почитался в Вавилоне. Другой его эпитет, Бэлас, имеет множество символических значений.
БЭЛ-ШЕМЕШ (халд., евр.). «Владыка Солнца», название Луны в тот период, когда евреи становились поочередно поклонниками Солнца и Луны и когда Луна была мужским, а Солнце — женским божеством. Этот период охватил время между аллегорическим изгнанием Адама и Евы из Эдема вплоть до не менее аллегорического Ноева потопа. (См. «Тайная Доктрина», I, 490).
БЭС (егип.). Фаллический бог, бог похоти и наслаждения. Он представлен стоящим на лотосе, готовым пожрать своё потомство (Абидос). Довольно современное божество чужеземного происхождения.
В
ВАЛЛ (халд., евр.). Ваал или Адон (Адонай) был фаллическим богом. «Кто взойдёт на гору Господню, или кто станет на святом месте Его (см. Кадош)?» (Псалмы, XXIII, 3). «Круговая пляска» царя Давида вокруг ковчега была пляской, предписанной амазонками в Мистериях, пляской дочерей Силомских («Кн. Судей», XXI, 21 и след.), а также прыжками пророков Ваала («3 Кн. Царств», XVIII, 26). Его звали Ваал-Цефоном или богом крипты («Исход») и Сетом или столбом (фаллос), ибо он был тем же, что и Амон (или Ваал-Хаммон) Египта, прозванный «сокрытым богом». Тифон, прозванный Сетом, бывший великим богом Египта в период ранних династий, есть аспект Ваала или Амона, также как и Шивы, Иеговы и других богов. Ваал, в одном смысле, есть все-уничтожающее Солнце, огненный Молох.
ВАДЖРА (санскр.). Буквально, «алмазная палица» или скипетр. В индусских сочинениях — скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом буддизме это магический скипетр монахов-посвящённых, заклинателей духов и адептов — символ обладания сиддхами, или сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определённых церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого скипетра называют Ваджрапани (см.).
ВАДЖРАДХАРА (санскр.). Верховный Будда у северных буддистов.
ВАДЖРАПАНИ (санскр.). или Манджушри, Дхиани-Бодхисатва (как духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рождённый непосредственно из субъективной формы существования; божество, которому профаны поклоняются как богу, а посвящённые — как субъективной Силе, истинная природа которой известна и объясняется лишь высшими посвящёнными школы йогачарья.
ВАДЖРАСАТТВА (санскр.). Имя шестого Дхиани-Будды (которых в народном северном буддизме лишь пять) в школе йогачарья, — последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же бодхисатв — «сынов разума» первых. Поэтому востоковеды относятся к Ваджрасаттве как к «вымышленному бодхисатве».
ВАДЖРАЧАРЬЯ (санскр.). Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев, «Верховный Учитель Ваджры».
ВАЙБХАЧИКИ (санскр.). Последователи «Вибхача Шастры», древней школы материализма; философии, утверждавшей, что никакое ментальное представление не может быть образовано иначе, как только с помощью непосредственного контакта между умом (через такие чувства, как зрение, осязание, вкус и т.д.) и внешними объектами. Вайбхачики существуют в Индии и по сей день.
ВАЙВАСВАТА (санскр.). Имя седьмого Ману, праотца расы после потопа, или нашего пятого человеческого рода. Предполагаемый сын Сурьи (Солнца), он, после того как спасся в ковчеге (построенном по указу Вишну) от потопа, стал отцом Икшваку, основателя солнечной расы царей. (См. Сурьяванша).
ВАЙДЖАЙАНТИ (санскр.). Магическое ожерелье Вишну, имитируемое определёнными посвящёнными среди храмовых браминов. Оно сделано из пяти драгоценных камней, каждый из которых символизирует одну из пяти стихий нашего Круга, а именно: жемчуг, рубин, изумруд, сапфир и алмаз — воду, огонь, землю, воздух и эфир, называемых «совокупностью пяти стихийных зачатков», хотя слово «сил», возможно, было бы более правильным.
ВАЙДХАТРА (санскр.). То же, что Кумары.
ВАЙДЬЮТА (санскр.). Электрический огонь, то же, что Павака, один из трёх огней, которые при делении образуют сорок девять мистических огней.
ВАЙКУНТХА (санскр.). Одно из имён двенадцати великих богов, отсюда вайкунтхалока, обитель Вишну.
ВАЙКХАРИ ВАК (санскр.). То, что произносится; одна из четырёх форм речи.
ВАЙРАДЖИ (санскр.) По народному поверью — полубожественные существа, тени святых, неистребимые огнём, непроницаемые для воды; они обитают в таполоке с надеждой, что будут перенесены в сатьялоку — более очищенное состояние, соответствующее нирване. Термин этот объясняется как воздушные тела или астральные тени «аскетов, нищенствующих монахов, отшельников и кающихся грешников, завершивших свой курс сурового аскетизма». Теперь в эзотерической философии их называют, нирманакаями, а таполоку помещают на шестом плане (снизу), но в прямом сообщении с ментальным планом. К Вайраджам обращаются как к первым богам, потому что манасапутры и Кумары являются самыми древними в теогонии, и говорится, что даже боги поклонялись им («Матсья Пурана»), которых Брама «глазом Йога узрел в вечных сферах, и которые являются богами богов» («Вайю Пурана»).
ВАЙРОЧАНА (санскр.). «Все-разъясняющий». Мистический символ или, вернее, родовая персонификация класса духовных существ, описанных как воплощение самой мудрости (бодхи) и абсолютной чистоты. Они обитают в четвёртой арупа дхату (бесформенный мир), или буддакшетре, и являются первой или высшей иерархией пяти ортодоксальных Дхиани-Будд. Так же звали и одного шрамана (архата) (см. Эйтель, «Sansk. Chin. Dict.»), уроженца Кашмира, «который ввёл буддизм в Кустане и трудился в Тибете» (в седьмом веке нашей эры). Он был лучшим переводчиком полуэзотерического Канона северного буддизма и современником великого Самантабхадры (см.).
ВАЙСАКХА (санскр.). Прославленная женщина-аскет, родившаяся в Шравасти, по имени Судатта, «добродетельная жертвовательница». Она была матерью-наставницей одной вихары, или монастыря упасик, и известна как основательница вихары в честь Шакьямуни Будды. Её считают покровительницей всех буддисток-аскетов.
ВАЙХАРА (санскр.). Название пещерного храма вблизи Раджагрихи, куда Владыка Будда обычно удалялся для медитации.
ВАЙШЕШИКА (санскр.). Одна из шести даршан, или школ философии, основанная Канадой. Её называют Атомистической школой, так как она учит существованию вселенной [состоящей из] атомов преходящего характера, бесконечному числу душ и определённому числу материальных принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых происходят периодические космические изменения, без какой-либо направляющей Силы, за исключением своего рода механического закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа.
ВАЙШНАВА (санскр.). Последователь любой секты, признающей и поклоняющейся Вишну как единому высшему Богу. Поклонников Шивы называют шайвами.
ВАЙЮ (санскр.). Воздух: бог и властитель воздуха; одно из пяти состояний материи, а именно, газообразное. Одна из пяти стихий, называемая, как ветер, Вата. В «Вишну Пуране» Вайю — царь гандхарвов. В «Рамаяне» он отец Ханумана. Троица мистических богов в Космосе, тесно связанных друг с другом, суть: «Агни (огонь), место которого на земле; Вайю (воздух или одна из форм Индры), место которого в воздухе; и Сурья (Солнце), место которого в воздухе» («Нирукта»). В эзотерическом толковании эти три космических принципа соответствуют трём человеческим принципам — каме, кама манасу и манасу, солнцу разума.
ВАК (санскр.). Назвать Вак просто «речью» будет неполным определением. Вак есть мистическое олицетворение речи и женский Логос, будучи едина с Брамой, создавшим её из половины своего тела, которое он разделил на две части; она также едина с Вирадж (называемым «женским» Вирадж [см.]), который был создан в ней Брамой. В одном смысле Вак есть «речь», с помощью которой человеку было преподано знание; в другом — «мистическая, сокровенная речь», которая нисходит на первых риши и входит в них, как «языки пламени», по преданию, «вошли в апостолов». Ибо её называют «женским творцом», «матерью Вед» и т.д., и т.д. Эзотерически она — субъективная Творящая Сила, которая, эманируя из Творящего Божества (субъективной Вселенной, её «отсутствия», или мыслеосновы), становится проявленным «миром речи», то есть конкретным выражением мыслеосновы, отсюда — «Слово» или Логос. Вак есть «мужской и женский» Адам первой главы «Бытия», и потому мудрецы называют её «Вак-Вирадж». (См. «Атхарва Веда»). Она также «небесная Сарасвати, представшая с небес», «голос, извлечённый из немого Брамы» («Махабхарата»); богиня мудрости и красноречия. Её называют Шатарупа, богиня ста форм.
ВАКУУМ (лат.). Эзотерически — символ абсолютного Божества или Беспредельного Пространства.
ВАЛГАЛЛА (сканд.). Разновидность рая (дэвакхана) для павших воинов, называемая древними скандинавами «залом благословенных героев»; она имеет пятьсот дверей.
ВАЛИ (сканд.). Сын Одина, который мстит за смерть Бальдра, «возлюбленного».
ВАЛЛАБАЧАРЬЯ (санскр.). Имя мистика, который был чела (учеником) Вишну Свами и основателем секты вайшнавов. Его последователей называют Госвами Махарадж; им принадлежат большие земельные владения и многочисленные мандиры (храмы) в Бомбее. Они выродились в постыдно безнравственную секту.
ВАЛЬКИРИИ (сканд.). Их называют «выбирающими умерших». В народной поэзии скандинавов эти богини освящают павших героев поцелуем, и, взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в Валгаллу.
ВАМАНА (санскр.). Пятый аватар Вишну, отсюда имя того гнома, форму которого принял этот бог.
ВАНЫ (сканд.). Очень древняя раса богов, которой поклонялись древние скандинавы у истоков времён, а потом тевтонские племена.
ВАРА [1] (мазд.). Термин, употреблённый в «Вендидаде», где Ахура Мазда приказывает Йиме строить Вару. Это также означает оболочку или проводник, ковчег (аргха), и в то же время Человека (стих 30). Вара есть проводник одушевляющих нас Эго; то есть человеческое тело, в котором душа обозначается выражением «окно, самосветящееся внутри».
ВАРА [2] (сканд.). Одна из служанок северной Фрейи; «мудрая Вара», которая следит за желаниями каждого человеческого сердца и мстит за каждое вероломство.
ВАРАХА (санскр.). Вепрь — аватар Вишну; третий по счёту.
ВАРНА (санскр.). Каста; буквально, «цвет». Четыре основных касты, названные Ману — брамины, кшатрии, вайшьи и шудры — называются чатурварна.
ВАРУНА (санскр.). Бог воды или морской бог, но совершенно непохожий на Нептуна, ибо у этого старшего из ведийских божеств Вода означает «Воды Пространства», или все-облекающее небо, Акаша — в одном смысле. Варуна или Уаруна (фонетически) несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит Мьюир: «Варуне приписываются благороднейшие космические функции. Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю, он обитает во всех мирах как суверенный властитель. ...Он заставил золотое... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий в атмосфере, есть его дыхание. ...Благодаря действию его законов, луна движется в сиянии и звёзды... таинственно исчезают при дневном свете. Он знает полёт птиц в небе, пути кораблей в океане, направление далеко уносящегося ветра и созерцает всё, что было или будет сделано. …Он — свидетель правдивости и лживости людей. Он наставляет риши Васишту в мистериях; но его тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам». «...Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие всё, приписываемое любому другому ведийскому божеству».
ВАРША (санскр.). Область, равнина; любая открытая местность, расположенная между большими горными цепями.
ВАСИЛИДА (СИСТЕМА). Названа по имени Василида, основателя одной из наиболее философских гностических сект. Климент Александрийский говорит о Василиде Гностике как о «философе, посвятившем себя созерцанию божественного». Несмотря на его заявление о получении всех своих доктрин от апостола Матфея и от Петра через Глаука, Ириней ругал его, Тертуллиан свирепствовал, и Отцы церкви не находили подходящих слов для поношения «еретика». И всё же, согласно сообщению самого Св. Иеронима, который с негодованием описывает то, что он нашёл в единственной подлинной еврейской копии Евангелия от Матфея (см. «Разоблачённая Изида», т. II, 151), которую он достал от назореев, это заявление Василида становится более чем правдоподобным, и, если бы оно было принято, разрешило бы большую и запутанную проблему. Его 24 тома «Разъяснения Евангелий» были — как рассказывает Евсевий — сожжены. Нет надобности напоминать, что эти евангелия не были нашими теперешними Евангелиями. Так порой уничтожалась правда.
ВАСИШТА (санскр.). Один из первоначальных семи великих риши и прославленный ведийский мудрец.
ВАСУ (санскр.). Восемь злых божеств, сопровождающих Индру. Персонифицированные космические феномены, как показывают их имена.
ВАСУДЭВА (санскр.). Отец Кришны. Он принадлежал к ветви Ядава из Сомаванши, или лунной расы.
ВАХАНА (санскр.). Проводник, носитель чего-то нематериального и бесформенного. Поэтому все боги и богини изображаются пользующимися ваханами, чтобы проявить себя, причём эти носители всегда символичны. Так, например, Вишну во время пралай имеет Ананту, «бесконечное» (Пространство), символизированное змием Шеша, а во время манвантар — Гаруду, гигантского полуорла, получеловека, символ большого цикла; Брахма появляется как Брама, спускаясь в планы проявленности на Калахамсе, «лебеде во времени, или конечной вечности»; Шива появляется как бык Нанди; Озирис — как священный бык Апис; Индра путешествует на слоне; Картикея — на павлине; Камадэва — на Макаре, иногда на попугае; Агни, всемирный (а также солнечный) бог Огня, который, как и все они, есть «Огнь поядающий», проявляется как баран и ягненок, Аджа, «нерождённый»; Варуна — как рыба; и т.д., и т.д., тогда как проводник Человека есть его тело.
BE (сканд.). Один из трёх богов — Один, Вили и Be — которые убивают великана Имира (хаотичную силу) и из его тела, предвечной субстанции, создают мир.
ВЕДА-ВЬЯСА (санскр.). Составитель Вед (см.).
ВЕДАНА (санскр.). Вторая из пяти скандх (восприятия, чувства). Шестая нидана.
ВЕДАНТА (санскр.). Мистическая философская система, которая выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать сокровенный смысл Упанишад (см.). В шаддаршанах (шесть школ или систем доказательств) она называется уттара миманса и приписывается Вьясе, составителю Вед, который, таким образом, считается основателем веданты. Ортодоксальные индусы называют веданту — этот термин буквально означает «завершение всего (ведийского) знания» — Брахмаджнана, или чистым и духовным знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами, то веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса, как утверждается, жил за 1400 лет до Р.Х. Если же, как Эльфинстон говорит в своей «History of India», Брахманы суть «Талмуд» индусов, а Веды — Моисеевы книги, то веданту можно правильно назвать каббалой Индии. Но сколь неизмеримо более величественной! Шанкарачарью, который был популяризатором системы веданты и основателем философии адвайта, иногда называют основателем современных школ веданты.
ВЕДДХАС (синг.). Название дикого племени, обитающего в лесах Цейлона. Их очень трудно отыскать.
ВЕДЫ (санскр.). «Откровение», священные писания индусов, от корня вид, «знать», или «божественное знание». Они суть наиболее древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских трудов. Веды (об эпохе и древности которых любые два востоковеда не могут придти к единому мнению), как заявляют сами индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера Манаса-Саровара (фонетически — Мансаровара) по ту сторону Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные учителя, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды считают, что время их появления в теперешней форме, не более, чем между 1000 и 2000 гг. до Р.Х. Всё же, в их конечной форме, как они составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к 3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса. Поэтому возраст Вед не меньше этого. Но их древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на такой древней форме Санскрита, столь отличающейся от теперешней, что нет другого труда в литературе, написанного на ней, этой старшей сестре всех известных языков, как её называет проф. Макс Мюллер. Лишь самые учёнейшие из браминов-пандитов могут читать Веды в оригинале. Утверждается, что Кольбрук пришёл к дате 1400 г. до Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком, основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, а) ни Веды в целом, ни даже любая из них в отдельности не являются целостным трудом, но каждая Веда, и почти каждый гимн и раздел в ней написаны различными авторами; и б) они написаны (либо как шрути, «откровение», либо иначе) в различные периоды этнологической эволюции индо-арийской расы, — то что же открытие м-ра Кольбрука доказывает? Лишь то, что Веды были окончательно обработаны и составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в противовес отрывку Кольбрука появилась научная статья, написанная Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве доказывает, что Веды должны были преподаваться по меньшей мере 25000 лет тому назад. (См. «Theosophist», т. II, с. 238 и далее, авг., 1881). И это заявление, если и не подтверждается, то, по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в Приложении VII к «History of India» Эльфинстона: «Существует разница в возрасте различных гимнов, которые теперь объединены в их теперешней форме как Санхита «Риг Веды»; но мы не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а чисто субъективная критика, без основательных данных, столь часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем доверять какому-либо из её выводов в столь недавно открывшейся области исследований, как санскритская литература. (На данный момент не опубликована даже четвёртая часть ведийской литературы, и очень мало из этого переведено на английский язык (1866)). Всё ещё неразрешенные противоречия относительно гомеровых поэм могут довольно основательно предупредить нас не быть слишком самонадеянными в наших суждениях относительно ещё более ранних гимнов «Риг Веды». ...Когда мы разбираем эти гимны... они представляют глубокий интерес как история человеческого разума, ибо принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы Гомера и Гесиода». Все ведийские писания делятся на два больших раздела: экзотерический и эзотерический; первый называется Карма-Канда, «раздел деяний или трудов», второй — Джнана-Канда, «раздел (божественного) знания», причём Упанишады (см.) относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути, или откровением. Каждый гимн «Риг Веды» начинается с имени того Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада и т.д.), которые принадлежат людям, родившимся в различных манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их составления.