Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).
Тема 6. Европейская философия XVIII века.
(Лекция 4 ч.)
1. Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).
2. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма.
3. Деятельностная философия И.Г. Фихте.
4. Философия Ф.В. Шеллинга.
5. Сравнение двух главных философских направлений XVIII века Франции и Германии.
Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо).
В историю XVIII век вошел как эпоха Просвещения, для которой был характерен девиз: все должно предстать перед судом разума!
Небывалого размаха достигает развитие науки, и она становится достоянием широких кругов мыслящих людей. Имей мужество мыслить самостоятельно! – таков призыв Просвещения.
Непосредственно примыкая к философии XVII века, новая философия XIII века существенноконкретизировала ее традиции.
При этом выявились любопытные особенности эволюции философской мысли:
Идеи английских мыслителей Ф. Бэкона и Дж. Локка нашли своих талантливых продолжателей во Франции в лице Дени Дидро и Поля Дитриха Гольбаха.
Идеи француза Рене Декарта вдохновили немца Иммануила Канта.
Такое своеобразное перераспределение философских пристрастий частично объясняется общественно-политическим климатом той эпохи.
Франция приближалась к буржуазной революции, и сложившаяся обстановка требовала от философов ясных и быстрых решений насущных вопросов по переустройству феодальной системы отношений.
Философия выходила за стены университетов и активно перемещалась в светские салоны Парижа. Новые философские идеи становятся главным оружием идеологов и политиков.
В этих условиях простые и ясные рецепты философии Ф. Бэкона и Дж. Локка пришлись к стати, и использовались весьма эффективно.
Совсем по-другому обстоит дело в феодально-раздробленной Германии. Здесь философией занимаются преимущественно университетские профессора в уединении своих рабочих кабинетов, где разрабатывались гениальные философско-рационалистические системы и схемы.
И так, тогда как в XVII веке центр философских изысканий был в Англии, то к началу XVIII века он переместился во Францию, а затем в Германию.
Философию французского просвещенияхарактеризуют огромное количество идейно-научных исканий и подвигов, связанных с распространением просвещения среди народных масс и борьбой за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными и богатыми.
Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются: Вольтер, Жан Жак Руссо, Дени Дидро, Поль Дитрих Гольбах, Клод Адриан Гельвеций, Жан Лерон Д’аламбер.
Вольтер(Мари Франсуа Аруэ) (1694 – 1778) – один из идейных вождей французского Просвещения.
Его творчество отличается исключительной многосторонностью: он философ, поэт, драматург, романист, историк.
Его произведения носят философичный характер: философские повести и романы «Задиг», «Кандид».
Философична его поэзия и огромный по объему (более 50 пьес) «театр Вольтера», пользовавшийся огромным успехом не только во Франции, но и в других европейских странах.
Вольтер безраздельно властвовал над умами почти весь XVIII век. Вокруг него бушевали страсти. Он обладал неиссякаемым трудолюбием и вулканическим темпераментом. Его слово было острым, как лезвие бритвы, и отличалось от бритвы разве лишь тем, что никогда не тупилось.
Вольтер и его соратники требовали свободы мысли, свободы устного и печатного слова. Свое политическое кредо он выразил в крылатой фразе: «Лучшее правительство то, при котором подчиняются только законам!»
Вольтер – не атеист, но деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Он выступает сторонником «естественной религии», которую он понимает как принципы морали, общие для всего человечества.
Главный принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже мудрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Его творчество показывает, что философия не менее других наук может иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов. Он неустанно критиковал феодальный режим с его чудовищными злоупотреблениями и диким варварством.
Впервые употребил термин «культура».
Чрезвычайно сильным влияние Вольтера было в России, чему способствовала Екатерина Великая, которая вела с ним активную переписку и приказывала переводить его труды на русский язык.
Жан Жак Руссо(1712 – 1778) один из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Характеризуется своим стремлением к изменению социального порядка, борьбой за научное мышление. Всей своей разносторонней литературной деятельностью он, как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции.
Он философ, социальный мыслитель, писатель, крупнейший специалист в области философии искусства (особенно музыки) и педагогики.
Веря в существование Бога и, признавая бессмертие души, Руссо утверждал, что материя и дух суть два извечно существующих начала.
В вопросах теории познания он придерживался идей сенсуализма, хотя и был сторонником врожденных нравственных идей.
Руссо резко критиковал феодально-сословные отношения и деспотический политический режим. В частной собственности он видел источник всех социальных зол.
«Тот человек, - писал Руссо – который, окопав и огородив данный участок земли, сказал, «это мое» и нашел людей, которые были достаточно глупы, чтобы этому поверить, был настоящим основателем гражданского общества».
Свой знаменитый трактат «Об общественном договоре» Руссо начинает патетическими словами: «Человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах!»
Его негодование было направлено против такой культуры, которая оторвана от народа и которая освящает общественное неравенство.
Он различал два вида неравенства: физическое, проистекающее из разницы в возрасте, здоровье, даровании и т.п. и политическое, выражающееся в различных привилегиях.
По словам Г. Гейне: «Вольтер и Руссо – те два писателя, которые более всех других подготовляли революцию, определили ее дальнейшие шаги и ныне еще руководят французским народом и властвуют над ним».
2. Философия И. Канта: принцип трансцендентального идеализма.
Для немецкого философа Иммануила Канта самый главный предмет философии – это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель.
Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым.
Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость; мир имеет начало, но он не имеет начала.
Чтобы разобраться с этими антиномиями, Кант строит свою тщательно продуманную философскую систему.
Свою философскую систему Кант начинает не с вопроса о бытии (онтология), а с анализа познавательной деятельности человека.
Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. «гносис» - знание).
Схематически сам Кант изображал свою философскую систему следующим образом:
Способности души в совокупности | Познавательные способности | Априорные принципы | Применение их к | Получаемые суждения |
Познавательная способность Чувство удовольствия и неудовольствия Способность желания | Рассудок Способность суждения Разум | Закономерность Целесообразность Конечная цель | Природе Искусству Свободе | Теоретически е Эстетические е Практические е |
Познавательные способности задают принципы совокупных способностей души.
«Оказывается, - пишет Кант, - что рассудок содержит в себе отличительные априорные принципы для познавательной способности, способность суждения – только для чувства удовольствия и неудовольствия, а разум – лишь для способности желания».
Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализаций науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания.
Кант хорошо видел недостатки решения проблемы идеализаций, как в эмпирических, так и в рационалистических построениях.
Вывести идеализации из экспериментальных данных невозможно. В то же время, тезис о врожденности идеализаций излишне натуралистичен.
Кант предлагает свое решение этой труднейшей философской проблемы: приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания.
Таким образом, с одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, а с другой – эмпирическими данными.
Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.
Так если иметь в виду геометрию, то необходимо различать:
1) пространство как идеальную форму, присущую человеку, а отнюдь не природе;
2) объединение первого со вторым в геометрии как науке.
По Канту, пространство – это идеальная, а не объективно-реальная форма. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе и пространственно разобщены, но он так же считает, что идеальных пространственных конструкций не существует в природе, им не соответствуют реальные аналоги; нет в природе точек, прямых, плоскостей.