Название Название Количество лучей Название Грантхи 5 страница

Она — источник всякого звука. Это она поддерживает все существа мира посредством вдоха и выдоха, и она сияет в полости Мула-лотоса как гирлянда сверкающих алмазных огней". Мантры являются проявлением самой Кула-Кундалини, для нее существуют все буквы, и Дхвани, и сам Параматман.

Поэтому Мантру нужно употреблять для подъема Кула-Кундалини. Хотя внешне Мантры выражены в слогах, их сущность — вечный Шабда, сознание. Слова сами по себе кажутся безжизненными, но сила Мантры, которая воплощается в них, это сила Сиддха, сила истины, и она способна учить, потому что это — проявление Чайтанья (сознание), которое — сама Сатья (истина). Веда, которая является бесформенным Брахманом, принявшим форму Веды, — самопросветленный принцип опыта, сам Чит, который проявляет себя в словах. Они, без человеческого участия, постоянно проявляют знание природы Брахмана или чистого бытия и Дхармы — тех принципов физических, психических и духовных законов, которыми поддерживается Вселенная.

Так Божественная Мать — это познание Брахмана в форме непосредственного опыта, который — плод реализации великих ведантических учений. Хотя она не препятствует проявлению сознания и чувства во всех вещах, но и сама она не проявляется без специальных процессов. И хотя сущность Мантр — сознание, но это сознание не проявлено без соединения силы Садхака (извлекаемой из Садханы) с силой Мантры. Следовательно, как сказано в "Шарада Тилаке", "хотя Кула Кундалини, чья сущность — Мантра, сверкает как молния в Муладхаре у каждого Дживы, но только в лотосе сердца Йогина она проявляет себя и танцует от радости. (В других случаях, существуя в тонкой форме, она не проявляет себя). Ее сущность — все Веды, все Мантры и все Таттвы. Она — мать трех форм энергии, Солнца, Луны и Огня, и она — сам Шабда Брахман".

Поэтому Кундалини — самое мощное проявление творческой силы в человеческом теле. Она — Шабда Брахман, т.е. Атман, как проявитель Шакти в теле, в каждой силе, в каждой вещи и в каждом человеке. Шесть центров и все развивающееся из них — это Ее проявление. Шива пребывает в Сахасраре, высшей Шри-Чакре, а остальные шесть центров — низшие, хотя Шакти и Шива — это одно. Поэтому тело Кундалини Шакти состоит из восьми частей, т.е. из шести центров психической и физической силы, из самой Шакти и Сада Шивы — ее повелителя. В Сахасраре Кундалини поглощается высшей Атма-Шакти.

Кундалини — великая Прана-Дэвата, владычица жизни, Надатма, и когда Прана идет по срединному пути через Сушумну по направлению к Брахма Рандхра, она непременно должна пронизать лотосы или Чакры, которые преграждают ей путь туда. Кундалини, будучи Прана Шакти, двигая Прану, движется и сама. Асаны, Кумбхаки, и Мудры применяются, чтобы пробудить Кундалини, и чтобы Прана, удаленная из Иды и Пингалы, смогла дать силу этой Шакти после ее входа в Сушумну или в Пустоту (Шунья) идти вверх по направлению к Брахма-Рандхра.

Говорят, что тогда йогин становится свободным от активной Кармы и достигает состояния естественности (Сахаджавастха). Тогда его цель — сделать безжизненным все остальное тело и перевести Прану из Иды и Пингалы в Сушумну, которая поэтому рассматривается, как самый важный из всех Нади, "наслаждение йогов", и заставить Прану восходить через лотосы, которые "расцветают" при ее приближении. Тело становится безжизненным с обеих сторон позвоночника и Прана движется только по позвоночнику. При растворении Праны возникает состояние Маномайя, а из него возникает растворение Манаса. При ежедневной практике удержания Праны в Сушумне, ее естественное стремление идти своим обычным путем ослабевает, и ум становится устойчивым. Потому что, когда движется Прана, движется и ум, так как он питается объектами внешнего мира. Но когда Прана в Сушумне, "там нет ни дня, ни ночи", ибо "Сушумна истребляет время". Пока Прана движется, Вритти — колебания ума, — не прекращаются. И, как говорит "ЙогаВасиштха", пока Прана не перестала существовать, никогда Таттва Джнана не сможет разрушить Васану — тонкую причину воли к жизни, причину перерождения.

Таттва Джнана или высшее познание — разрушение Читты и Васаны. Задержка дыхания также растапливает и плотное семя. Семя течет до тех пор, пока действует Прана. А пока не успокоится семя, не успокоится и ум. Ум нужно тренировать для отвлечения от мира. Говорят, что эти результаты достигаются пробуждением Кундалини и последующими процессами, ключом к которым она является. Как человек открывает дверь ключом, так йогин должен открыть силой дверь к освобождению с помощью Кундалини. Ибо она спит в Муладхаре, закрывая своим ртом вход в Сушумну, через которую должно произойти восхождение к Брахма Рандхре. Канал Сушумны может быть открыт, и тогда Прана сама естественно войдет в него. "Она — молодая вдова, которой нужно овладеть силой". Поэтому предлагается ежедневная практика для приобретения способности манипулирования с этой Шакти.

Для того, чтобы довести Шакти до Сахасрары, нужны годы, хотя иногда это может быть сделано и за более короткое время. Вначале она доходит только до какогото определенного уровня, а потом движется все выше и выше. Тот, кто довел ее до определенного уровня, в следующий раз уже легче сможет достичь этого же места. Но чтобы идти еще выше, требуются дальнейшие усилия. В каждом из центров испытывается своя форма блаженства и достигаются свои силы, такие как победа над элементарными формами чувствительной материи, вплоть до Аджна Чакры, где переживается в опыте вся Вселенная. Однако при самых ранних стадиях у Шакти есть естественная тенденция возвращаться назад. При постоянной практике контроль усиливается, и ее поднятие облегчается. Когда нервы чисты, ее можно легко вернуть назад вниз даже из Сахасрары. Достигший в своей практике совершенства, йогин может оставаться в Сахасраре столько, сколько пожелает. И это блаженство такое же как и освобождение (субъект в этом случае возвращается назад) или же он может перенести себя в другое тело — эта практика известна как в индуистской, так и тибетской Тантре, и в последней она называется Пхова.

Принципом всех методов достижения Самадхи является удаление Праны из Иды и Пингалы. Когда это достигнуто, нервы становятся "мертвыми", потому что жизненная сила ушла из них. Тогда Прана идет в Сушумну и пронизывает с помощью Кундалини 6 центров, которые находятся там, а потом растворяется, поглощаясь в Сахасраре. Способы для достижения этого при работе с Муладхарой кажутся различными, но в — общем все они состоят в том, что Прану нужно направить вниз, а Апану вверх, изменив этим естественное направление их движения с помощью Джаландхара Бандхи и Мула Бандхи. Когда Прана и Апана соединятся, внутренний огонь усиливается. Это напоминает пустой цилиндр, в котором с двух концов сжимаются поршни и воздух, который не может выйти, нагревается. Тогда от теплоты змея — Кундалини Шакти, — пробуждается из своего потенциального состояния, которое мы называем "сном" и в котором она пребывает, свернувшись кольцом. Тогда она "шипит", выпрямляется и входит в Брахма-Двара, вход в Сушумну, где при дальнейших усилиях пронизывает центры, расположенные в Сушумне. Этот последовательный процесс сопровождается некоторыми трудностями, так как в Сушумне есть три "узла" (Грантхи), в которых Майя особенно сильна. В особенности это относится к брюшному узлу, пронизывание которого может вызвать сильную боль, недомогание и даже болезнь. Как уже говорилось, в этих узлах сходятся Чакры каждой из трех групп. Некоторые из этих процессов описаны в "Шат-Чакра Нирупана". В предварительной шлоке говорится, что только те, кто знаком с 6 Чакрами, могут практически иметь дело с ними, а шлока 1 говорит, что эта Йога в силу специфики своего метода не может быть осуществлена без знания Чакр и Нади. Там же говорится, что Брахман может быть реализован, вопрос в том, как этого достичь. Комментарий к шлоке 1 говорит, что в высшей степени милосердный Свами Пурнананда, желая содействовать спасению мира, погруженного в грязь и нужду, решил изложить, как можно пронизать с помощью Шакти Кундалини шесть Чакр, и сообщает это ведущее к освобождению знание Брахмана. Прежде уже упоминалось, что умение сосредотачиваться на Чакрах и т.п. — "первый побег растения йоги". Как говорит комментатор, Брахман — это высшее сознание, достигаемое в процессе познания. Первая причина такого познания — знакомство с практикой тантрической Йога-Садханы, которая занимается Чакрами, Нади и Кундалини, вторая причина — реализация этой Садханы пробуждением Кундалини, а конечный результат — это то переживание Брахмана, которое возникает от действия Кундалини, которая — Шакти или сила воли, действия и познания и существует в грубой и тонкой форме. Ум — это одна из многих форм Кундалини, так же как и то, что называется материей. Оба эти проявления — и ум, и материя, — в равной мере проявления той силы Пракрити, которая является более грубой формой Нада-Майя-Шакти. Кундалини принимает форму Пракрити. Эта пробуждаемая сила сама по себе и есть сознание, но когда она пробуждается и идет вверх к мозговому центру, тогда она является источником подлинного познания, которое и является высшим сознанием.

Пробуждение этой силы достигается волей и умом и сопровождается соответствующими физическими действиями. Садхака садится в предписанной Асане и успокаивает ум посредством Кхечари Мудры, в которой производит концентрацию между бровями. Воздух вдыхается и задерживается. Тогда верхняя часть тела сжимается с помощью Джаландхара Бандхи так, что дыхание (Прана) в своем движении вверх останавливается. От этого сжатия воздух не может покинуть тело, и устремляется вниз, но выдох воздуха в форме Апаны тоже перекрыт с помощью Мула Бандхи и Ашвини Мудры, в которой сжимается мышца заднего прохода. Блокированный таким образом воздух становится тем инструментом, который под управлением ума и воли может заставить реализоваться потенциальные силы в Муладхаре. Процесс умственной концентрации на этом центре описывается так: повторяя в уме предписанную Мантру и усвоив силу этой Мантры, Дживатма, который представляется в форме заостренного пламени свечи, переносится из области сердца в Муладхару.

Дживатма, о котором здесь говорится — это Атма тонкого тела, т.е. Антахкарана или ум в его форме Буддхи (включая в него и Ахамкара) и Манас с Индриями (чувствами), т.е. ум, действующий для получения впечатлений через чувствующие органы и Прану, из которой состоит вторая, третья и четвертая телесные оболочки. Вследствие такой концентрации и давления задерживаемого воздуха на этот центр (Муладхару), воздух снова поднимается с помощью Биджа ЙАМ. Оборот слева направо [Так у автора. Что имеется в виду — непонятно.] дается "воздуху Камы" или Кандарпа. Этот поворот — форма Иччха Шакти. Тогда от давления Праны и Апаны, Удерживаемых в Кумбхаке, возникает естественное тепло и Вахни Биджа (Мантра Огня) "РАМ" зажигает огонь Камы. Огонь окружает и пробуждает спящую змею Кундалини, которая, на языке Шастр, будет охвачена страстным желанием к своему супругу Пара Хамсах или Парамашиве. Шакти, приведенная таким образом в активное состояние, тянется к Шиве как, например, положительные и отрицательные заряды в электричестве, являющиеся проявлением вселенской полярности, которая вызывает проявление мира. "Йога Кундалини Упанишада" (гл. 1) упоминает о следующих, несколько иных методах: когда Прана проходит через Иду, принимается Падмасана, и дыхание, бывшее при вдохе по счету 12, удлиняется на 4 и Прана выдыхается по счету 16, а при вдохе — снова по счету 12, потом опять выдыхается по счету 16 и так достигается сила. Потом, удерживая стороны (живота), изо всей силы надо бесстрашно шевелить Кундалини Шакти в течении 48 минут. Потом нужно вытянуть немного тело вверх, давая возможность Кундалини войти в Сушумну.

Йогин делает поднимающее вверх движение, в котором плечи поднимаются и опускаются. Прана входит в Сушумну. Сжиманием вверху и растягиванием внизу Прана поднимается вверх.

В комментариях к "Анандалахари" (32) сказано: "Подобно тому, как Солнце и Луна, движутся всегда в Дэваяна и Питри-яна (Северная и Южная орбиты) в Макрокосме, так же и в микрокосме они непрестанно движутся день и ночь, по Иде и Пингале". Луна всегда движется через левый нерв — Иду, обрызгивая всю систему нектаром, а Солнце — через правый нерв — Пингалу, и высушивает всю систему, увлажненную нектаром. Когда Солнце и Луна встречаются в Муладхаре, этот день называется Амавасйя (новый лунный день)... Кундалини спит в Адхаракунда. Когда йогин, чей ум контролируется, способен остановить Луну в ее месте, а Солнце в своем, тогда Луна и Солнце заключаются в тюрьму, т.е. Луна не может орошать тело нектаром, а Солнце не может высушивать его.

Кроме того, когда место, орошенное нектаром, высыхает от огня, вызываемого с помощью Вайю, тогда Кундалини просыпается, нуждаясь в пище, и шипит как змея. После этого, пройдя через три узла, она устремляется в Сахасрару и кусает Чандру (Луну), которая находится внутри Сахасрары. Тогда нектар начинает течь, и смачивает собой другую Чандра Мандалу в Аджна Чакра. Из последней все тело орошается нектаром. После этого пятнадцать вечных Кала (частей) Луны (Чандры) в Аджне идут к Вишуддхе. Чандра Мандала в Сахасраре также называется Байндава. Одна Кала остается там всегда. Эта Кала не что иное, как сам Чит, который также называется Атман.Мы называем это Трипура Сундари.

Процесс поднятия Кундалини следует практиковать только в лунные дни недели, а не в солнечные. "Кундалини ведут вверх, как наездник ведет кобылу за поводья", через отверстие, обычно постоянно закрытое ее кольцами, а теперь открывающееся во вход в Читрини Нади. Тогда она пересекает в этом Нади каждый из лотосов, которые поворачивают свои головки вверх, когда она проходит через них. Так как Кундалини, проходя через каждый из этих лотосов, соединяется с тонким Дживатмой, она поглощает в себе те Таттвы, которые господствуют в этом центре и все, что находится в них и описывается выше. Во время подъема каждая из более грубых Таттв растворяется (Лайя) и замещается энергией Кундалини, которая, пройдя Вишуддха Чакру, поглощает их все. Чувства, которые работают с соответствующими Таттвами тоже поглощены ею, а затем она поглощает более тонкие Таттвы Аджны. Сама Кундалини проявляется в разных своих аспектах, проходя через три плана, соединяется с каждым из Лингамов в той ее форме, которая предназначена для этого соединения. Поэтому в Муладхаре она — Шакти всех их в грубых физических проявлениях, в Аджне она становится Шакти ума и психического или тонкого тела, а в Сахасраре она — Шакти "духовного" плана, который хотя и является недифференцированным в своем Шива-аспекте, но содержит в своей власти все низшие планы в скрытом потенциальном состоянии. "Майя Тантра" (51) говорит, что четыре вида звука, производимые Шакти и именуемые Пара, Пашйанти, Мадхьяма и Вайкхари — это сама Кундалини. Следовательно, когда Кундалини пробуждается, чтобы идти к Сахасраре, она в своей Вайкхари-форме очаровывает Сваямбху-лингам, потом в форме Мадхйама она очаровывает Бана-лингам в сердце, а в форме Пашйанти — Уттара-лингам в области между бровями. Потом, когда она достигает степени Пара-Бинду, она входит в состояние Пара-звука. Движение вверх происходит от более грубого к более тонкому, и порядок растворения Таттв следующий: Притхиви с Индриями (обоняния и ног — последние имеют Притхиви, как землю, почву, своей опорой) растворяются в Гандха-Таттве или Танматре запаха, находящейся в Муладхаре.

Гандха-Таттва растворяется в Свадхиштхане в ее Апас, стихии воды, а та вместе с ее Индриями (вкус и руки) растворяется во вкусе (Раса-Танматра).

Затем в Манипуре Раса Таттва, Тэджас и связанные с ним Индрии (зрение и анус) растворяются в Рупа-Танматре (зрение). В Анахата Вайю и связанные с ним Индрии (осязание и пение) растворяются в Спарса Танматре (осязание). В Вишуддха Акаша и связанные с ним Индрии (слух и рот) растворяются в Шабда Танматре (звук), которая перемещается в Аджну и там его Манас растворяется в Махат. Махат растворяется в Сукшма Пракрити, а та соединяется в Сахасраре с Пара Бинду. Это последнее поглощение упомянуто в тексте "Шат-Чакра Нирупана" (52) как Нада и Наданта, Наданта и Вйапика, Вйапика и Самани, Самани и Унмани. Последняя растворяется в ВишнуВактра или Туи-Бинду, который — Парама Шива. Когда таким образом растворены все буквы, растворяются и шесть Чакр, потому что буквы содержатся на лепестках лотосов.

В этом движении вверх Брахма, Савитри, Дакини, Дэвы, Матрка и Вритти Муладхары поглощены в Кундалини так же, как Маха-Мандала или Притхиви — Земля, с ее Биджа ЛАМ. Для этого Биджа, или сила звука, выражает тонкий аспект (Мантру) того, что поглощено в них. Так, Земля возникает из своего семени (Биджа) и растворяется в нем, она — тот особенный аспект творческого сознания, который движет его вперед. Произносимая мантра ЛАМ выражает это в грубом звуке. Когда Дэви покидает лотос Муладхара, который при ее пробуждении раскрылся и повернул свой цветок вверх, он снова закрывает и опускает свою головку вниз. Когда Кундалини достигает Свадхиштханы, тогда и этот лотос раскрывается и поднимает свою головку вверх. При этом Вишну, Лакини, Сарасвати, Ракини, Матрки и Вритти, и все Дэва и Дэви, обитающие там, растворяются в теле Кундалини. Притхиви или Биджа Земли ЛАМ растворяется в Таттве Воды, а Вода превращается в свою Биджа ВАМ и остается в теле Кундалини. Когда Дэви достигает Манипура Чакры или Брахма-Грантхи, то все, что было в этом центре, поглощается ею. Варуна-Биджа ВАМ поглощается в Огне, который остается в ее теле как Биджа РАМ. Затем Шакти достигает центра Анахата, в котором — Вишну-Грантхи, и все, что было в этом центре также поглощается в ней. Биджа Огня РАМ превращается в Воздух с его Биджа ЯМ, а затем поглощается Кундалини. Тогда она восходит к обители Бхарати или Сарасвати — Вишуддха Чакре. При ее входе Ардханаришвара, Шива, Шакини, 16 гласных, Мантра и т. д. растворяются в ней. Биджа воздуха ЯМ растворяется в эфире, который и сам, трансформировавшись в Биджа ХАМ, поглощается телом Кундалини. Пересекая скрытую Лалана-Чакра, Дэви достигает Аджны, где находится Рудра-Грантхи и Парамашива, Сиддха-Кали, Дэвы и все остальное растворяется в ней. Наконец и Биджа Вйома (эфир) или ХАМ поглощен тонкими Таттвами Аджны, а затем и самой Дэви. После прохода через Рудра-Грантхи Кундалини соединяется с Парамашивой. Когда она продолжает восходить вверх, из двухлепесткового лотоса, Нираламба-Пура, Пранава, Нада и остальное поглощаются в Дэви. В своем процессе восхождения вверх она поглощает 23 Таттвы, начиная с грубых элементов, и когда в ней остается только сила в форме сознания, она соединяется с Парама Шивой, чья природа — одно с Ней.

Таким методом умственной концентрации и с помощью описанных выше физических процессов, грубое поглощается тонким, каждое из качеств растворяется в своей непосредственной причине, а все вместе — в том Чит Атмане, который — чистое сознание. На языке, заимствованном из мира человеческих эмоций, являющегося отражением грубого физического плана, приобретающего связь с ним при переживании более тонкой сверхчувственной активности и блаженства, можно сказать, что Кундалини Шакти, охваченная страстным желанием к своему повелителю, Шиве, быстро идет к нему и целует лотос его губ, наслаждаясь им. (см. "Шат-Чакра Нирупана", 51). Термин "самарасйя", который употребляется в этом случае, обозначает наслаждение от соединения мужчины и женщины. Это самая интенсивная форма физического блаженства, представляющая собой проявление на мирском плане высшего блаженства, возникающее от соединения Шивы и Шакти на духовном плане. "Дакша-Дхарма Шастра Кара" говорит по этому поводу: "Брахман — единый, и он подобен блаженству познания девственницы". Подобно этому, Садхака в Лайя-Сиддхи йоге, думая о самом себе как о Шакти, а о Параматме как о духе, чувствует себя пребывающим в соединении (Сангама) с Шивой и наслаждается с ним блаженством, которое называется Срингара-Раса, первая из девяти форм Раса, чувство любви и блаженства. Эта Ади-Раса, пробужденная Саттва-Гуной, обладает присущим ей блаженством, сущность которого — Чит. [Оно не Тамас, как в случае сна или безумия. Так все восемь Бхава, начиная со Шведа, Стамбха, включая хорошо известный Романча или дрожь, при которой встают дыбом волосы; задыхающийся голос, бледность и т. д. — все это Саттвично. По замечанию одного моего индийского друга, все эти Бхавы не могут быть Саттвичными, пока Саттва не станет "духовной" — это специфический пример современного индийского подхода, вызванного английским образованием и боязнью воспроизводить санскритские термины по-английски.] Оно так интенсивно и всепоглощающе, что влюбленный не осознает все другие объекты, как брат блаженства Брахмы. [Садахара — братья, рожденные от одной и той же матери.] Сексуальное блаженство — это сравнительно слабое отражение бесформенного блаженства Брахмана, одним из проявлений которого оно является. Но, как блаженство Брахмана известно только йогинам, так же, по словам "Аламкара Шастры", "истинное блаженство любви в этом смертном мире известно лишь немногим, его познавшим", подобно некоторым поэтам. Половая любовь, как и все другие формы любви — отражения и фрагменты блаженства Брахмана.

Соединение Кундалини Шакти с Шивой в теле Садхака — это совокупление (Майтхуна) Саттвика-Панча-Таттвы, о котором "йогини Тантра" говорит, что это — "самое лучшее из всех соединений для тех, кто уже обуздал свои страсти" и является Яти. А "Брихат-Шрикрама" (51) говорит: "Они оком знания видят непорочного Кала, соединенным с Чидананда в Нада. Он — Махадэва белый и прозрачный, как кристалл, лучезарная причина всего, а Она — возлюбленная женщина с удивительным телом, неутомляемая своей великой страстью. От их соединения течет нектар (Амрита), который струится от Брахма-Рандхра к Муладхаре, питая собой КшудраБрахманда (Микрокосм) и удовлетворяя всех его Дэват в шести Чакрах. Тогда Садхака, забывая обо всем на свете, погружается в неизреченное блаженство. Освежающая сила и радость сопровождают каждое такое посещение этого первоисточника жизни.

В "Чинтамани-Става", тексте, приписываемом Шри Шанкарачарье, сказано: "Эта замужняя женщина (Кундалини), вступая на царский путь (Сушумна), отдыхает время от времени в священных местах (Чакрах), обнимая верховного супруга (Парам-Шива) и давая нектару течь (из Сахасрары)". Наставления Гуру предписывают идти выше Аджна Чакры, но никакое специальное направление не указывается, потому что после пронизывания шести Чакр Садхака может и должен достичь Брахма-стхана — обители Брахмана, — без своих собственных усилий. Выше Аджна Чакры связь Гуру и Шишья (Мастера и ученика) прекращается. Кундалини пронизывает 14 узлов — три Лингама, шесть центров, пять Шив, которые содержатся в центрах, и тогда она наслаждается нектаром, который течет из Пара-Шивы, а затем возвращается по тому пути, по которому она поднималась, к своей собственной обители в Муладхаре.

Возвращаясь, она отдает из себя в центры все то, что поглощала в них.

Другими словами, при ее восхождении вверх происходило Лайя-крама и все, что было в центрах, растворялось (Лайя), а теперь при ее возврате происходит Сристи-крама и все опять начинает проявляться. Так она достигает Муладхары, и все, что было в центрах, выше описанное, снова появляется в них в такой же форме, в какой оно было перед ее пробуждением. Нисхождение Дживатмы вызывает в нем идею о разъединенном множестве и снова проявляет мир, который при восхождении вверх становился для Дживы единым с первопричиной.

Кундалини, будучи сознанием, сама же и поглощает в себе все то, что она, как сознание, спроецировала из себя. Поэтому можно сказать, что возвращение Кундалини — это возвращение Дживатмы обратно в мир феноменов, в низший план бытия после того, как Дживатма поднялся над ним в состоянии экстаза Самадхи. Теперь йогин, имевший этот опыт, знает подлинную природу духа и путь к нему из Майи и из воплощенного мира. В этой Йоге происходит постепенный процесс инволюции грубого мира с его формами к его же первопричине. Каждый грубый элемент вместе с тонким элементом (Танматра), из которого он произошел, и вместе со связанным с ним органом чувств, растворяется в следующем, вышележащем элементе и так до тех пор, пока последний элемент "Эфир" с Танматрой звука и Манасом растворяется в Эго (Ахамкара), для которого все они — Викрити. Эго поглощается в Махат — первом проявлении творческой идеации, а дальше в Бинду, где и есть высшее бытие-сознание-блаженство, т.е. творческий Брахман. Пробуждение Кундалини ощущается как сильная теплота. Когда Кундалини восходит, то те части тела, через которые она проходит, покидая их, становятся холодными и инертными, как труп. Это происходит от того, что она сама, как та сила, которая поддерживает тело в виде органического целого, покидает свой статический центр. А верхняя часть головы становится как бы "лучеиспускающей". Это не означает, конечно, видимый свет, но состояние ясности, вдохновения и тепла.

Когда Йога совершена, йогин неподвижно пребывает в избранной им позе и единственный след тепла в его теле — только в темени, где происходит соединение Шакти и Шивы. Те, кто сомневаются, могут легко проверить все это, если им посчастливится найти умелого йога, который согласится, чтобы наблюдали за ним во время его практики. Можно будет наблюдать его экстаз, и холод его тела, чего не бывает в случае Дхйана йоги, которая действует только на уровне ума, без подъема Кундалини. Этот холод тела — внешний и легко заметный признак. Его продвижение означает то, что сила покидает ту часть тела, которая перед тем была теплой. Тело кажется безжизненным, что указывает на то, что сила, поддерживавшая его жизнедеятельность, ушла (хотя и не полностью). А при возврате Кундалини вниз, появляется теплота, жизненность и обычное состояние сознания. Возвратный процесс соответствует процессу эволюции из высшей отправной точки.

Хотя мы здесь специально не говорили о возврате, но нужно упомянуть о Садхане для возврата Кундалини к тому месту, где она пребывает в покое. В ритуальной практике такая Садхана называется Бхута-Шуддхи, и при ней подъем и опускание Кундалини только лишь воображаются.

Садхака, размышляющий о Вайю Биджа ЯМ, как находящемся в левой ноздре, вдыхает через Иду, делает 16 раз Джапа Биджу. Потом, закрывая обе ноздри, он делает Джапа Биджу 64 раза. После этого он сосредотачивается на образе "черного человека греха" (Папа-Пуруша) в левой части живота, который уже высох от воздуха. При этом он выдыхает через правую ноздрю (Пингалу), совершая Джапа Биджа 32 раза. Потом Садхака, сосредотачиваясь на Бидже РАМ красного цвета в Манипуре, выдыхает, выполняет 16 раз Джапа Биджу и задерживает воздух, делая 16 Джапа. Производя это, он думает, что тело "человека греха" сожжено и превращено в пепел. Потом он вдыхает через правую ноздрю, практикуя Джапа и размышляя о белом Чандра-Биджа ТХАМ. Затем он вдыхает через Иду, делает Джапа Биджа 16 раз, закрывает обе ноздри и с Джапа 64 раза, выдыхая через Пингалу с 32 Джапа. При вдохе, задержке дыхания и выдохе он представляет, что его новое небесное тело состоит из всех Матрка-Варна или звуков в их Вайкхари-форме буквенных звуков, и это тело образуется из нектара, капающего с "Луны". Тем же путем продолжается образование этого тела с помощью Биджа ВАМ, а с помощью Биджа ЛАМ, связывающей Притхиви-Таттву, оно укрепляется. Потом с Мантрой СО ХАМ ("Я есть ОН") Садхака вводит Дживатмана в сердце. Некоторые формы такой медитации описаны в "Шат-Чакра Нирупана" (51). В первый раз Кундалини не остается в Сахасраре надолго — время ее пребывания там зависит от силы йогина. У Кундалини есть естественная тенденция к возвращению. Йогин будет употреблять все зависящие от него усилия, чтобы удержать ее наверху как можно дольше, и стараться сделать так, чтобы она смогла постоянно оставаться там. Поэтому уже было отмечено, что освобождение не достигается только лишь ведением Кундалини по направлению к Сахасраре; еще дальше от освобождения только лишь пробуждение ее в Муладхаре или фиксация ее в каком-либо из нижних центров. Освобождение достигается лишь тогда, когда Кундалини избирает Сахасрару своей постоянной обителью, и возвращается оттуда только по желанию Садхака. Говорят, что некоторые йоги после временного пребывания ее в Сахасраре ведут ее назад, к сердцу, и обожают ее там. Это делают те, кто не в состоянии удержать ее долго в Сахасраре. Если же они ведут Кундалини назад ниже сердца и поклоняются ей в трех Чакрах ниже Анахаты, то они более не принадлежат к группе Самайя.

Когда посредством непрерывной Садханы достигается очищение физических и ментальных функций, Садхака поймет, как открыть вход в Сушумну, который обычно закрыт у ее основания. Имеет значение и то, что "дверь Брахмана" (Брахмадвара) свернувшаяся Змеиная Сила закрывает своими же кольцами. У основания Сушумна-Нади в Адхара-лотосе Кундалини Шакти лежит спящая и свернутая кольцом вокруг лингама Шивы, аспекта духа в этом центре Шабда Брахмана, для которого она является аспектом Пракрити. Кундалини в форме ее возникающего при творении проявления как ум и материя, лежит в основе всего движущегося тела, но в Муладхаре она существует в своем аспекте Шакти в спящей форме. Здесь — обычная обитель Шакти, которая является Шабда Брахманом. Чтобы иметь возможность полностью проявить себя, она остается спящей и покоящейся в своем наиболее грубом и законченном проявлении. Тогда остаточная жизненная сила существует в этом центре в латентном, потенциальном состоянии. Для того, чтобы йогин достиг своей цели, прежде всего нужно пробудить Кундалини от ее сна. Тогда эта сила пробуждается из своего потенциального состояния к активности и соединяется с самой собой в своем другом аспекте, в аспекте того статического света, который сияет в мозговом центре Сахасрара. Поэтому Сахасрара еще называется Бхалока (от корня "Бха" — "сиять").

Наши рекомендации