Тема 4.2. Философская аксиология

Понятие ценности. Понятия ценности и истины как форм выражения разных типов отношений. Вера в ценность научной истины как продукт эпохи. Ценность и полезность. Совпадение и расхождение ценностей и утилитарной оценки. Ценность и удовольствие.

Становление ценностного отношения. Преобразование избирательного отношения животного в ценностную ориентацию человека. Процесс аксиогенеза как процесс субъектогенеза. Групповая форма субъектности в первобытном обществе. Синкретический характер архаических ценностей. Разложение первобытной общины и выделение индивидуального субъекта. Появление модификаций ценностного сознания.

Правовые ценности. История возникновения права. Специфика правового регулирования. Государственная власть как власть отчужденная. Общественный порядок как основная юридическая ценность государства. Права, регламентирующие меру свободы и несвободы личности в данной социальной системе. Законопослушание как ценность. Преступность как антиценность.

Политические ценности как результат разделения социума на социальные группы. Политические ценности, вырастающие из эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина. Сверхличностность политических ценностей. Значение политических ценностей для укрепления единства общности, разрушение ими единства макрообщности. Соотношение политических и общечеловеческих, политических и правовых ценностей. Разрушение старой правовой системы новым властвующим классом.

Религиозные ценности, чисто религиозное и общечеловеческое в них. Притязания религиозного сознания на обладание абсолютными общечеловеческими истинами. Свобода вероисповедания и свобода совести. Проблемы преодоления межконфессиональных различий. Идеи духовно-религиозного «всеединства». Возможности идеологического единства на социальной основе.

Нравственные ценности: добро, благородство, справедливость, самоотверженность, альтруизм и т.д. Утверждение ценности человека как человека, а не как члена социальной группы. Ценность внутреннего импульса, духовной мотивации поступка. Отличие нравственной оценки от утилитарной. Золотое правило нравственности. Совесть как духовное орудие нравственной оценки. Любовь как стремление к достижению единства с другим человеком. Уважение как признание самоценности другого человека. Долг как проявление уважения к самому себе. Противоречия ценностей индивида и коллектива. Свобода личности и коллективизм.

Экзистенциальные (смысложизненные) ценности. Проблемы смысла жизни, вытекающие из экзистенции – движения от рождения к смерти. Эвдемонизм, гедонизм, ригоризм. Проявление экзистенциальных ценностей в бытии эпохи, народа, класса и т.д. Смысложизненные ценности в искусстве, религии, нравственности, идеологии. Поиски универсального общечеловеческого смысла жизни. Ценность жизни и ценность смерти. Трансцендентный и имманентный подход к смыслу жизни.

Художественная ценность как интегральное качество произведения искусства. Сочетание эстетических, нравственных, политических, религиозных, экзистенциальных ценностей. Апологетика «чистого», т.е. эстетического искусства. Инвариантные признаки художественности.

Патриархальная и матриархальная системы ценностей. Ценности феминистского движения. Ценностные доминанты мужчин и женщин как выражение потребностей биологических и социальных систем в двух механизмах: регулирующем отношении со средой (динамизм, обновление, изобретение новых видов деятельности) и регулирующем внутреннее состояние системы (стабильность, покой, порядок, гармония, традиция).

Ценность личностного начала, отдельности, отделенности и свободы человека. Трагедия индивидуализма и эгоизма. Противоположное стремление к потере индивидуальности, слитности с народом, Богом, Космосом, соборности. Поиск путей органического соединения ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества.

Иерархия ценностей как динамическая структура. Смена ценностных доминант в истории человечества и взрослении и развитии человека.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «дошкольная дефектология»

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинары
Что такое философия. Онтология  
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе  
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия    
1.3 Философия сознания    
Философия познания    
2.1 Как человек познает мир    
2.2 Философия науки    
Социальная философия  
3.1 Философия общества  
3.2 Философия истории. Будущее человечества    
Философия человека и его ценностей
4.1 Философская антропология
4.2 Философская аксиология  
ИТОГО

6.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «логопедия» (на базе СПО)

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинары
Что такое философия. Онтология  
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе  
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия    
1.3 Философия сознания    
Философия познания    
2.1 Как человек познает мир    
2.2 Философия науки    
Социальная философия    
3.1 Философия общества    
3.2 Философия истории. Будущее человечества    
Философия человека и его ценностей
4.1 Философская антропология  
4.2 Философская аксиология  
ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Наши рекомендации