Иностранные термины и выражения 200 страница
Развитие геохимии и биогеохимии выявило превращение производств. деятельности человечества в могучий геохимич. фактор, что послужило основанием для выделения новой геологич. эры — антропогенной (рус. геолог А. П. Павлов) или психозойской (амер. учёный Ч. Шухерт). Учение В. II. Вернадского о биосфере и превращении её в ноосферу связано с новым взглядом на геологич. последствия социальной деятельности человечества.
Ряд аспектов Э. с. изучается и в историч. географии, исследующей связи между этнич. группами и природной средой. Формирование Э. с., анализирующей взаимоотношения между социальными группами и средой, пространств. распределение населения в городах, в частности преступность, сегрегацию, географич. размещение различных общин внутри большого города, связано с деятельностью чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Д. Макензи). Они показали зависимость пространств. организации города и расселения различных социальных групп от механизмов экономич. конкуренции.
Предмет и статус Э. с. являются объектом дискуссий: она определяется либо как системное понимание окружающей среды, либо как наука о социальных механизмах взаимосвязи человеч. общества с окружающей средой, либо как наука, делающая акцент на человеке как биологич. виде (homo sapiens). Э. с." существенно изменила науч. мышление, выработав новые теоретич. подходы и методологич. ориентации у представителей различных наук, способствовав формированию нового экологич. мышления. Э. с. анализирует природную среду как сложную, дифференциров. систему, различные компоненты к-рой находятся в динамич. равновесии, рассматривает биосферу Земли как экологич. нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в единую систему «природа — общество», раскрывает воздействие человека на равновесие природных экосистем, ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека и природы.
Экологич. мышление находит своё выражение в различных выдвигаемых вариантах переориентации технологии и произ-ва. Одни из них связаны е настроениями экологич. пессимизма и алармизма (от франц. alar-me — тревога), с возрождением реакционно-романтич. концепций руссоистского толка, с т. зр. к-рых первопричиной экологич. кризиса является сам по себе научно-технич. прогресс, с возникновением доктрин «ограни-
ЭКОЛОГИЯ
ченного роста», «устойчивого состояния» и т. п., считающих необходимым резко ограничить либо вообще приостановить технико-экономич. развитие. В других вариантах в противовес этой пессимистич. оценке будущего человечества и перспектив природопользования выдвигаются проекты радикальной перестройки технологии, избавления её от просчётов, приведших к загрязнению окружающей среды (программа альтернативной науки и технологии, модель замкнутых производств, циклов), создания новых технич. средств и технологич. процессов (транспорта, энергетики и др.), приемлемых с экологич. точки зрения. Принципы Э. с. находят своё выражение и в экологич. экономике, к-рая принимает в расчёт расходы не только на освоение природы, но и на охрану и восстановление экосферы, подчёркивает важность не только критериев прибыльности и производительности, но и экологич. обоснованности технич. нововведений, экологич. контроля над планированием пром-сти и природопользования.
Экологич. подход привёл к вычленению внутри Э. с. экологии культуры, в к-рой ищутся пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории (памятников архитектуры, ландшафтов и т. п.), и экологии науки, в к-рой анализируется географич. размещение научно-исследоват. центров, кадров, диспропорции в региональной и общенац. сети исследоват. институтов, средств информации, финансирования, в структуре науч. сообществ.
Развитие Э. с. послужило мощным импульсом выдвижения перед человечеством новых ценностей — сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения к живому и т. д. Тенденции к экологич. переориентации этики обнаруживаются в различных этич. концепциях: учении А. Швейцера о благоговейном отношении к жизни, этике природы амер. эколога О. Леопольда, космич. этике К. Э. Циолковского, этике любви к жизни, разработанной сов. биологом Д. П. Филатовым, и др.
В условиях капитализма погоня монополий за прибылью нередко приводит к хищнич. использованию природных ресурсов, разрушению элементов природной среды.
Предпосылки для рационального регулирования человеком своего обмена веществ с природой создаются впервые в социалистич. обществе. На первых этапах своего существования Сов. гос-во не всегда могло уделять должное внимание экологич. проблемам, вследствие чего нек-рые крупные хоз. мероприятия не получали всестороннего экологич. обоснования. В дальнейшем в отличие от капиталистич. стран, где экологич. мероприятия носят частичный, ограниченный характер, социалистич. обществ. строй позволяет планомерно осуществлять комплексные долгосрочные программы, направленные на сохранение и улучшение среды обитания, на преодоление отрицат. экологич. последствий научно-технич. прогресса. Соответственно в ст. 18 Конституции СССР установлено: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».
Планетарный характер воздействия человека на среду обитания требует междунар. сотрудничества, осуществления общенац. и межгос. мероприятий. • Марш Д. П., Человек и природа, пер. с англ., СПБ, 1866; Д о p с т Ж., До того как умрет природа, пер. с франц., Μ., 1968; Уатт К., Экология и управление природными ресурсами, пер. с англ.. М., 1971; Эренфеяд Д.. Природа и люди, пер. с англ., М., 1973; Взаимодействие природы и общества. Филос., географич.. экологич. аспекты проблемы. Сб. ст., М., 1973; Человек и среда его обитания, «ВФ», 1973, № 1—4; Коммонер Б., Замыкающийся круг, пер. с англ., Л., 1974; eго же, Технология прибыли, пер. с англ., М., 1976;
У ο ρ н Б., Д ю б о Р., Земля только одна, пер. с англ., М., 1975: Будыко М. И., Глобальная экология, М., 1977: Динамич. равновесие человека и природы, Минск, 1977; Одум Г., Одум Э., Энергетич. базис человека и природы, пер. с англ., М., 1978; Гертнер Э., Рабочий класс и Э., пер. с нем.. М-, 1981; McKenzie R. D., The ecological approach to the study of the human community, «American Journal of Sociology», 1924, v. 30, № 3; Park R. E., Human communities. The city and human ecology, Glencoe, 1952; Perspectives en Geologie humaine, P., 1972; Ehrlich P. R., Ehrlich A. H., Holdren J. P., Human ecology: problems and solutions, S. F., 1973. А. П. Огурцов, Б. Г. Юдин.
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857—58 гг.»,см. в ст. «Критика политической экономии». ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ,экономич. детерминизм, догматич. упрощение материали-стич. понимания истории. Суть Э. м.— в сведении богатства диалектики обществ. развития к действию изначально господствующего «экономич. фактора». Экономика признаётся в Э. м. субъектом истории, тогда как люди оказываются пассивным «элементом» производит. сил, продуктами производств. отношений. В Э. м. из производит. сил и производств. отношений схематически выводятся все остальные явления обществ. жизни, лишённые собств. активной роли. Люди выступают в Э. м. лишь как персонификаторы экономич. категорий, экономич. персонажи. Тогда как К. Маркс открыл за отношениями вещей отношения между людьми, Э. м., наоборот, сводит последние к отношениям вещей и самого человека низводит до положения вещи, наделённой сознанием и волей.
Наиболее законченное выражение Э. м.— взгляды В. М. Шулятикова. В целом Э. м. характерен для оп-портунистич. «традиции» (Э. Бернштейн и др.). Вместе с тем его проявления встречаются и у отд. марксистов (А. Лабриола, П. Лафарг, Ф. Меринг и др.). Возникновению Э. м. способствовало, как отмечал В. И. Ленин, то, что марксизм усваивали «... крайне односторонне, уродливо, затвердив те или иные "лозунги", те или иные ответы... ине поняв марксистских критериев этих ответов» (ПСС, т. 20, с. 88). Критика Э. м.— условие творч. развития марксизма. См. также Вульгарный социологизм.
• Ленин В. И., О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме», ПСС, т. 30; Лафарг П., Соч., пер. с франц., т. 3, М.—Л., 1931; Грамши А., Избр. произведения, т. 3 — Тюремные тетради, пер. с итал., М., 1959.
«ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ»,редакционное название, под к-рым была опубликована и получила известность работа К. Маркса, написанная в Париже летом 1844. Авторское название в дошедшей до нас рукописи не сохранилось. Как видно из «Предисловия», сам Маркс называл её: «Критика политич. экономии».
Работа представляет собой первую попытку обобщить с позиций материализма, диалектики и коммунизма результаты экономич. исследований, к к-рым Маркс приступил в Париже, по свидетельству Энгельса, в конце 1843, и вместе с тем первую попытку развёрнутого науч. обоснования коммунистич. мировоззрения. Здесь в процессе становления марксизма впервые осуществляется синтез филос., экономич. и коммунистич. идей Маркса. Это — первое экономич. произведение Маркса, исходный пункт длит. процесса, к-рый завершился созданием «Капитала».
Работа Маркса состоит из трёх частей (тетрадей, рукописей). В 1-й части — 27 стр. (1—27), во 2-й — 4 стр. (40—43), в 3-й — 41 стр. (1—43, две при пагинации пропущены). По существу, вся работа представляет собой одну рукопись и написана по единому плану.
В «Э.-ф. р.» Маркс исходит из результата, к к-рому он пришёл входе критики гегелевской философии права: гражд. общество определяет гос-во. Маркс приступает к критич. изучению бурж. политэкономии, исследовавшей анатомию гражд. общества. Опираясь в первую очередь на А. Смита, выделявшего в развитом бурж. обществе Англии три осн. класса — пролетариат, буржуазию и зем. собственников, Маркс начинает «Э.-ф,
р.» о анализа положения этих классов, их соотношения и борьбы, тенденций развития бурж. общества. Этому посвящены первые 3 главы — «Заработная плата», «Прибыль на капитал», «Земельная рента»,— в к-рых Маркс анализирует три источника дохода (и вместе с тем, по Смиту, три составных части стоимости, ключевой категории бурж. экономики). В этом триедином анализе выделяются две осн. фазы: 1) Маркс выясняет сущность капитала, трё'х источников дохода, чем определяется их величина, констатирует классовую борьбу; 2) прослеживает тенденции ра'звития классов и классовой борьбы и приходит к выводу о поляризации бурж. общества на два осн. класса — рабочих и капиталистов.
Затем следует важнейший раздел «Э.-ф. р.» — глава о частной собственности и отчуждении труда, в к-рой Маркс исследует глубинные основы классового, бурж. общества. Отношение между пролетариатом и буржуазией, между трудом и капиталом — это отношение частной собственности, к-рая является основой бурж. общества и вместе с тем предпосылкой бурж. политэкономии. За частной собственностью Маркс открывает ещё более глубокую основу антагонистич. общества — определ. характер труда, труд по внеш. принуждению, отчуждённый труд. Отчуждение труда, к-рое Маркс отличает от опредмечивания труда (см. Опредмечивание и распредмечивание), выступает в четырёх формах: отчуждение продукта труда; самого процесса труда, трудовой деятельности; родовой сущности человека; человека от человека. Экономич. отчуждение является основой всякого иного (напр., религ.) отчуждения. В конце главы Маркс намечает программу дальнейшего исследования: 1) сущность частной собственности, 2) историч. характер частной собственности (её происхождение, развитие до противоположности между трудом и капиталом и неизбежно предстоящее её упразднение, снятие), 3) анализ экономич. категорий (исходя из понимания их основы — частной собственности и отчуждения труда). Эта программа осуществляется в двух следующих (2-й и 3-й) частях рукописи.
Осн. содержание 3-й части составляет анализ коммунистич. преобразования общества как диалектич. процесса уничтожения (снятия) частной собственности. В этой связи Маркс подвергает критике идеалистич. характер гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В конце рукописи он набрасывает предисловие и приступает к анализу экономич. категорий— разделения труда, денег. На этом работа была прервана, закончился определ. цикл исследования.
Общая логич. структура «Э.-ф. р.»: анализ экономич. категорий, выражающих положение и соотношение осн. классов бурж. общества, исследование частной собственности и отчуждения труда как основ бурж. общества — переход к анализу конкретных экономич. категорий бурж. общества. И вместе с тем: соотношение классов (статика) — тенденции развития классовой борьбы (динамика) — частная собственность и отчуждение труда как основы бурж. общества (статика) — их историч. характер (динамика). Фактически, по своему осн. содержанию, «Э.-ф. р.» явились своего рода филос. введением в критику бурж. политэкономии. Они представляют новый этап в процессе становления материа-листич. понимания истории.
В «Э.-ф. р.» Маркс исследует определяющую роль труда, материального произ-ва в жизни общества; находит в произ-ве специфич. отличие человека от животного; подчёркивает, что вся всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеч. трудом. Центр. проблема «Э.-ф. р.» — проблема частной собственности. Исследуя взаимодействие отчуждения труда и частной собственности, Маркс приближается к открытию внутр. механизма развития материального произ-ва — диалектики производит. сил и производств. от-
ЭКОНОМИЧЕСКО 791
ношений. Он доказывает как историч. необходимость частной собственности, так и исторически преходящий характер её, необходимость коммунистич. преобразования общества. На этой основе он углубляет своё понимание общей периодизации историч. процесса, фактически выделяет три эпохи: доклассовое (когда не было отчуждения труда и частной собственности) — классовое (основанное на отчуждении труда и частной собственности) — будущее бесклассовое коммунистич. общество (где будут уничтожены частная собственность и все виды отчуждения); в зародыше намечается и различение фаз развития будущего общества.
Со времени опубликования «Э.-ф. р.» в 1932 вокруг них развернулась острая идеологич. борьба в связи с попытками антимарксистов гипертрофировать проблему отчуждения, противопоставить молодого и зрелого Маркса, извратить диалектико-материалистич. учение о человеке, к-рое начал вырабатывать здесь Маркс.
«Э.-ф. р.» были впервые опубликованы в СССР: на рус. яз. частично в 1927, на языке оригинала полностью в 1932, на рус. яз. полностью в 1956.
• Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, В., 1975; Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; их же, Соч., т. 42; Карл Марко. Биография, М., 19732, гл. 2; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 2, М., 1961, гл. 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Лапин Н. И., Молодой Маркс, М., 19762; Багатурия Г. А., Выгодский В. С., Экономия, наследие Карла Маркса, М., 1976, гл. 14; Марксистская философия в XIX в., кн. 1, М., 1979, гл. 3. Г. А. Багатурия.
ЭКСПЕРИМЕНТ(от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи к-рого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э. осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности науч. познания в целом.
Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У. Гильберт, Г. Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона, разработавшего и первую классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось в теории познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение эмпирич. и теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение в диалектич. материализме, в к-ром тезис о единстве теоретич. и экспериментальной деятельности является конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального, эмпирич. и теоретич. уровней в процессе познания (см. Эмпирическое и теоретическое).
Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных исследований простейший тип Э.— качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие предполагаемого теорией явления. Более сложен измерит. Э., выявляющий количеств. определённость к.-л. свойства объекта. Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э. Относясь к области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных экспериментальных ситуаций, мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории. (См. также Верификация, Фальсификация.)
С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального Э., в роли к-рого выступает опре-дел. группа людей, является одним из участников Э., с
ЭКСПЕРИМЕНТ
интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается включённым в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и моральными нормами общества.
• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Диалектика природы, там же; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, гл. 2, ПСС, т. 18; Сивоконь П. Е., Методологии, проблемы естеств.-науч. Э., М., 1968; P ы в к и н а Р. В., Винокур А. В., Социальный Э., Новосиб., 1908; М а к a p e в и-чус К., Место мысленного Э. в познании, М., 1971; Налимов В. В., Теория Э., М., 1971; Капица П. Л., Э., теория, практика, М., 1974; Ахутин А. В., История принципов физич. Э.: от античности до XVII в., М., 1976; Кэмпбслл Д., Модели Э. в социальной психологии и прикладных исследованиях, пер. с англ., М., 1980; К у π ρ и-я н А. П., Проблема Э. в системе обществ. практики, М., 1981; Dingler H., Über die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Münch., 1952; S i ehe l W., Die Logik des Experiments in den Sozialwissenschaften, B., 1965.
ЭКСТАЗ(от греч. εκστασις — смещение, перемещение, исступление, восторг), термин др.-греч. философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово Э. означало, в частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в телесном плане — напр., «вывих», так и в душевном — «исступление», «помешательство» и т. п.). В значении «перехода» слово Э. употребляется, напр., у Аристотеля: «всякое движение есть Э. движущегося» («О душе» 406 b 13). Плотин употребляет слово Э. при описании сверхумного созерцания, когда душа, отбросив всё чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в некоем восторге и воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1 9, 11, 23). Э. предполагает предварит, очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добро дет. жизни и возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское понимание Э. было воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой (Псевдо-Дионисий Арео-пагит, Августин).
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ(от лат. extensio — протяжение, расширение), свойство подстановочности, проявляющееся в сохранении значений (объёмов) выражениями к.-л. языка относительно возможных (в данном языке) преобразований этих выражений. Поскольку подста-новочность обусловлена тождеством, Э. предполагает абстракцию отождествления выражений, принятую в том или ином языке, и соответственно указывает на интервал этой абстракции. Так, напр., отождествляются классы и определяющие их свойства, отношения и со-ответств. предикаты и т. п. Если предложения языка отождествляются по их денотативному (истинностному) значению (см. Денотат), то свойством Э. обладают только те новествоват. синтаксич. конструкции языка, к-рые не содержат предложений, выражающих косвенную или прямую речь. Это обусловлено тем, что операции преобразования предложений в прямую или косвенную речь, а также модальные операции не сохраняют отношения равнообразности предложений — их тождества по истинностному значению. Такова, в частности, ситуация в естеств. языках, к-рым свойственны косвенные контексты (в них равнообразности недостаточно, чтобы определяемое ею отношение считать тождеством). Напротив, в языках классич. логики, где подходящим выбором универсума рассуждения (предметной области) косвенные контексты исключаются, а все операции над высказываниями сохраняют отношение равнообразности, именно последнее отношение оказывается единств. отношением тождества. Т. о., в теоретико-мно-жеств. логике и основанных на ней теориях Э. выражений обеспечивается за счёт неявного постулата о неразличимости равнообъёмных свойств (или объёма и содержания понятий). В языке самой теории множеств этот постулат формулируется уже явно в виде аксиомы, или принципа, Э. (равнробъёмности): любое мно-жество полностью определяется заданием его элемен-
тов. Науч. язык, к-рый строится в соответствии с принципом, эквивалентным принципу Э., наз. экстенсиональным языком. В противном случае язык наз. неэкстенсиональным, или интенсиональным (см. Интенсиональность). В экстенсиональных языках абстрагируются от психологич. и прагма-тич. оттенков смысла выражений, поэтому они проще интенсиональных и в этом отношении предпочтительнее, однако с т. зр. выразит. возможностей экстенсиональные языки беднее: их информац. задачи всецело ограничены предметным (модельным) аспектом значения. Кроме языков логики, к экстенсиональным форма-лизов. языкам относятся языки математики, химии, языки программирования.
• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 195Я; Фреге Г., Смысл и денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и информатика, в. 8, Μ., 1977.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ(франц. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат. exterior — наружный, внешний), в психологии процесс, в результате к-рого внутренняя психич. жизнь человека получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования. Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано Л. С. Выготским в его культур-но-историч. теории поведения: человек овладевает собой как одной из сип природы извне — при помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или иным внутренним психологич. процессом предполагает предварительную его Э. Дальнейшую разработку проблема Э. получила в работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина и др.
• Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, M., 19814.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ(от лат. extra — сверх, вне и polio — выправляю, изменяю), распространение выводов по одной части к.-л. явления на др. часть, на явление в целом, на будущее и т. п. В математике и статистике — продолжение динамич. ряда данных по определ. формулам (см. также Интерполяция). Применяется при анализе, диагнозе, прогнозе. Типичный пример логич. Э.— вывод об уровне культуры к.-л. социальной группы по наблюдениям за отд. её представителями или о перспективах культуры по тенденциям в прошлом, статистич. Э.— проекция роста населения по данным прошлого. Э.— один из важнейших способов совр. научно-технич. и социально-экономич. прогнозирования.
ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ(от лат. extra — вне, снаружи и verto — поворачиваю, обращаю), обращённый вовне; психологич. характеристика личности, направленной на внеш. мир и деятельность в нём, отличающейся преобладающим интересом к внеш. объектам и т. п. Понятие введено Юнгом. См. Интровертивный.
ЭКХАРТ(Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон. 1327 или нач. 1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего средневековья в Зап. Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как по форме, так и по филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христ. неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество» (Gotheit), безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой качеств и творч. истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «Я», соединяясь с божеств. «ничто», че-ловеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность
интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем. мистики, нередко с нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика единого божеств.-мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении нем. филос. языка.
• Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр. проповеди, М., 1912.
• Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrücken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I., Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА,др.-греч. филос. школа кон. 6— 5 вв. до н. э., в к-рую входили Парменид, его ученик Зенон Элейский (оба из г. Элея в Юж. Италии) и Мелисс Самосский. В учении Э. ш. заметно влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение в том, что чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они стремились постичь истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности мыслимого и сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей филос. понятия предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отд. вещей и отвергая возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в к-рый попадает филос. мысль, выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их «неподвижниками» («Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками» (Секст Эмпирик, Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, поднятых Э. ш., сыграли важную роль в формировании философии Демокрита, Платона, Аристотеля.
• Мандес М. И., Элеаты. Филология, разыскания в области истории греч. философии, О., 1911; Reinhardt К., Parmenides und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatics, Camb., 1948; Loenen J. H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy, Assen, 1959.
ЭЛЕМЕНТЫ(лат. elementä — семантич. калька греч. στοιχεία, от στοίχος — ряд, собственно — член ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем — простейшие начала, элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.) сравнивали сочетания атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов. Впервые Э. (стойхейя) как метафорич. обозначение простейших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет» 201 е), что подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно к-рому Платон первым ввёл этот термин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона, однако, «Э.» — не четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их правильные многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент становится филос. термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до гносеологии и теории доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн. «Метафизики»), сохраняя общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т. е. «качественно» («Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э. оказываются только форма и материя как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в основном за «четырьмя Э.».
В геометрии — «Э. доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Эвклида в традиц. рус. пер.; согласно В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой т. зр. термин «стойхейон» проник в филос. лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя сравнение атомов с «буквами», впервые передал греч. στοιχεία как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус. «абевега» и т. д.), а Цицерон первым применил новый термин к «четырём Э.» Эмпедокла.
ЭЛЕМЕНТЫ 793
В дальнейшем Э. стали называть составную часть сложного целого.