Раздел 1. история философии 3 страница
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, в каких формах происходит переход к новому качеству и отвечает на вопрос: «Как происходит развитие»? Основные категории этого закона: «количество», «качество», «мера», «скачок». «Количество» - характеристика предмета или явления с точки зрения числа, величины, объема и т.п. «Качество» - совокупность существенных свойств, признаков, особенностей, отличающих данный предмет или явление от других. «Мера» - характеризует единство количественных и качественных сторон предмета. Иными словами, «мера» - своего рода граница, интервал, в пределах которого предмет остается самим собой, не претерпевая качественных изменений. Механизм действия этого закона следующий: развитие выступает как единство непрерывности (количественные изменения) и прерывности (качественные изменения). В пределах определенной меры не происходит качественных изменений в результате изменений количественных. Как только количественные изменения переходят границу меры – происходит «скачок» - т.е. переход к новому качеству. «Скачок» - специфическая форма развития, это всеобщая форма перехода от одного качества к другому. В то же время скачок - это специфический способ разрешения противоречия между «новой» количественной характеристикой предмета или явления и его «старым» качеством. Этот закон также действует в природе, обществе и познании. Например, неживая природа: переход воды в пар при 100° С; живая природа: эволюция живого (количественные и качественные изменения); общество: эволюция и революция; познание: создание новых научных теорий, открытие новых законов науки и др.
Закон отрицания отрицания характеризует тенденцию, направление развития и отвечает на вопрос: «Куда, в каком направлении идет развитие»? Категория «отрицание» означает уничтожение. В то же время, « диалектическое отрицание» предполагает, что: 1) отрицание старого есть вместе с тем утверждение нового, т.е. старое не просто исчезает, а обусловливает возникновение нового; 2) отрицание старого предполагает сохранение всего положительного, что было достигнуто предшествующим развитием явления. При этом элементы старого, сохраняясь в новом, подчиняются законам этого нового. Поскольку процесс развития после первого отрицания не прекращается, происходит повторное отрицание т.е. «отрицание отрицания» и т.д. Механизм действия этого закона показывает, что диалектическое отрицание происходит на основе развития внутренних противоречий и представляет собой самоотрицание, т.е. отрицание предметом самого себя. Таким образом, в результате первого отрицания явление переходит в свою противоположность. Затем этот процесс повторяется, и в результате второго отрицания явление вновь переходит в свою противоположность. Наблюдается как бы «возврат» в первоначальное (исходное) состояние. В действительности же, происходит переход к новому качеству. Как уже отмечалось ранее, Гегель этот процесс, его стадии отразил в своей знаменитой «триаде»: тезис (исходное положение), антитезис (результат первого отрицания), синтез (результат второго отрицания). Процесс развития не завершается двумя отрицаниями, а представляет собой цепь таких отрицаний, в ходе которых накапливается все ценное, прогрессивное. Примеры действия закона в природе, обществе, познании. Неживая природа: периодическая система элементов Менделеева (повторение металлических свойств через ряд отрицаний – от лития к натрию); живая природа ( зерно – стебель – зерна); общество (смена способов производства предполагает удержание всего ценного, что имел каждый из них); познание: корпускулярная теория – волновая теория – корпускулярно-волновая. Необходимо рассмотреть значение этих законов для медицины. В этой связи существуют три состояния человеческого организма: здоровье – болезнь – выздоровление. «Здоровье» - состояние, характеризующееся морфофизиологическим и психоэмоциональным оптимумом жизнедеятельности человека. «Болезнь» - качественно новое состояние организма, которое является нарушением его нормальной жизнедеятельности. «Выздоровление» - новое состояние человеческого организма, которое представляет своего рода «синтез» здоровья и болезни. Следует подробнее раскрыть все эти состояния на основании знания основных законов диалектики.
3.Основные категории диалектики и их методологическая роль в медицине. Категории диалектики - это понятия, отражающие всеобщие свойства и связи, присущие всем явлениям действительности и познания. Очень важен порядок рассмотрения категорий диалектики. Поскольку категории – это не только результат отражения действительности, но и своего рода «ступеньки познания», а также формы нашего мышления, то и порядок их рассмотрения должен отражать ход познания. 1) Первое, с чем сталкивается человек в процессе его взаимодействия с внешним миром – это многообразие единичных вещей и явлений. В процессе их преобразования и познания он выделяет некоторые общие свойства и отношения. 2) Затем от поверхности явлений познание идет вглубь, к сущности. 3) При этом человек опирается на представления о причинно-следственной связи. 4) В свою очередь, необходимый, устойчивый характер этих связей служит источником формирования представлений о необходимости. При этом выясняется, что необходимость не является абсолютной, на этой основе возникают представления о случайности. 5) Все это, в свою очередь, приводит к формированию представлений о возможности и действительности. 6) Общий ход познания движется от выявления внешних связей вещей (формы) к познанию их внутренних отношений (содержания). Таков порядок рассмотрения основных категорий диалектики. Рассмотрим эти категории подробнее. «Единичное» – философская категория, которая выражает то, что свойственно лишь данному объекту (явлению). «Общее» – философская категория, которая отражает сходство сторон, свойств объекта (явления). Согласно диалектическому подходу, ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием. Самостоятельно существуют конкретные предметы и явления, которые представляют собой единство единичного и общего. «Сущность» - главная, внутренняя сторона предмета. «Явление» - отражает внешнюю сторону предмета. Сущность и явление связаны между собой. Сущность - является, явление – существенно. Познание идет от явления к сущности. «Причина» - явление, предшествующее другим и вызывающее их. «Следствие» - явление, которое вызывается действием причины. Причина всегда предшествует следствию. Причинная связь – такая связь между явлениями, когда одно из них с неизбежностью порождает другое. С причинностью связана необходимость. «Необходимость» - внутренние, устойчивые связи и отношения явлений действительности. Необходимость – это то, что при наличии определенных условий, обязательно наступит. «Случайность» - те связи, которые характеризуют внешнюю сторону явления. Случайность – не обязательна. «Действительность» - то, что существует реально. Возможность, реализуясь, превращается в действительность. Поэтому, «действительность» - это осуществившаяся возможность, а «возможность» - потенциальная действительность. «Содержание» - совокупность элементов, образующих данный предмет или явление. «Форма» - организация содержания. Содержание и форма находятся в диалектическом единстве. Форма – содержательна, содержание – оформлено. В заключение необходимо показать, что названные категории, особенно, сущность и явление, причина и следствие, имеют большое значение в медицинской практике, в частности, в диагностике.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Какова связь «движения» материи и «развития»? Можно ли признавать движение материи, в то же время отрицая ее развитие?
2. Охарактеризуйте основные принципы диалектики (принцип всеобщей связи, принцип развития).
3. Что такое законы диалектики? Охарактеризуйте их.
4. Что такое категории диалектики? Приведите их характеристики.
5. Какова роль законов и категорий диалектики в деятельности медика?
ТЕМА 5.ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ.
1.Проблема человека в истории философской мысли.
2.Современное понимание природы и сущности человека (естественнонаучный и философский аспекты).
3.Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека с точки зрения философии и медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, М, 2003
Введение в философию. Учебник, М, 2004
Краткий философский словарь, М, 2000
Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008
Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004
Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов н/Д, 1996
Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М, 2006
Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009
Философский словарь, М, 1991
Философия медицины. Учебник (ред. Шевченко Ю.Л.), М, 2004
Хрестоматия по философии, М, 2001
Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотрев понимание человека в истории философской мысли, показать современные представления о человеке и его сущности.
1. Проблема человека в истории философской мысли. В древневосточной философии еще не было представления о человеке, существующем отдельно от космоса. Философы Древней Индии утверждали, что человек возник из «брахмана», абсолютной духовной субстанции, являющейся первоосновой всего сущего. Древнекитайские философы заявляли, что человек представляет собой единство двух начал: «инь» и «ян». В античной философии считали, что «человек – мера всех вещей» (Протагор), что в основе знаний о мире должны быть знания о человеке (Сократ). Аристотель подчеркивал общественную сущность человека, заявляя, что человек – «политическое животное». В средние века доминирует религиозная концепция человека, согласно которой, сущность человека – в божественном творении, а смысл его бытия – в служении богу. Бог создал сначала тело, а затем «вдохнул» в него душу. Человек – единство тела и души (Ф.Аквинский). Согласно философским воззрениям эпохи Возрождения, человек – земное существо. Философы Нового Времени и Просвещения много внимания уделяли проблеме соотношения природного и общественного в человеке. Так, Б.Спиноза считал, что человек – «часть природы». Гельвеций же подчеркивал роль социальной среды в формировании интеллекта и нравственности человека. Представитель философии ХIХ в. Л Фейербах писал, что «в воле… и чувстве заключается высшая абсолютная сущность человека». К.Маркс же утверждал, что «сущность человека… есть совокупность всех общественных отношений».
2. Современное понимание природы и сущности человека (естественнонаучный и философский аспекты).В современной западной философии существуют различные подходы. Функциональный подход, согласно которому, сущность человека определяется теми реальными функциями, которые выполняет человек в обществе. Онтологический подход связывает сущность человека с понятием «личность», которое понимается как единство телесного и духовного. Этот подход рассматривается в рамках нескольких философских направлений. Так, например, философская антропология (М.Шелер) считает, что существование человека создается напряжением между жизнью и духом, который противоположен жизни, выше, сильнее и могущественнее ее. Другой представитель этого направления Э.Ротхакер считает, что человек – единство природно-биологического существования и духовной деятельности. Иррационализм выдвигает на первый план волевой акт, в котором человек «рождает себя», т.е. делает выбор, благодаря которому индивид, природное существо становится личностью, т.е. духовным бытием (С.Кьеркегор). Э.Фромм считает, что сущность человека обусловлена скрытыми стремлениями в области бессознательного. Экзистенциализм (Ж.П.Сартр) разграничивает и противопоставляет понятие индивидуальности как части природного и социального целого и личности как неповторимого духовного самоопределения («экзистенции»). Христианский эволюционизм (Тейяр де Шарден) считает, что человек – ось и вершина эволюции, которая завершается созданием ноосферы (коллективного сознания), путем обращения к религии. Социобиология в понимании сущности человека утверждает, что никакого барьера между животным и человеком нет, поскольку все живые существа живут по одним и тем же принципам.
В современной отечественной философии человек рассматривается как «субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них, благодаря способности производить орудия труда, обладающий членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственными качествами» (И.Т.Фролов). Необходимо подробнее рассмотреть современные представления о природе и сущности человека, подкрепив их соответствующими примерами.
3. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека с точки зрения философии и медицины. Необходимо показать диалектическую взаимосвязь понятий «жизнь», «смерть», «бессмертие», предварительно раскрыв их содержание. Известно классическое определение жизни как «способа существования белковых тел, состоящего в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел». Смерть есть прекращение жизнедеятельности. С одной стороны, следует иметь в виду, что жизнь и смерть имеют общую биологическую основу. С другой – существует специфика человеческой жизни, ее отличие от жизни всего живого, которая заключается в том, что у человека есть смысл жизни, т.е. осознанный выбор целей, определенных ценностей, необходимых ему для дальнейшего существования. В истории философии существовали различные концепции смысла жизни: «гедонизм» (жизнь – наслаждение); «эвдемонизм» (жизнь – стремление к счастью); «аскетизм» (жизнь – отречение от мира); «этика долга» (жизнь – это самопожертвование) и другие. Бессмертие человека может проявляться: в генах потомства (дети, внуки), в «растворении» духа умершего во Вселенной, в результатах его деятельности и т.п.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Приведите современную характеристику «человека».
2. Охарактеризуйте основные теории происхождения человека.
3. Что такое «смысл жизни»? В чем его отличие от «жизни»?
4. В чем отличие «клинической» и «биологической» смерти?
5. Как философия рассматривает «бессмертие» человека?
ТЕМА 6. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ.
1.Проблема сознания в истории философии.
2.Современное понимание природы и сущности сознания (естественнонаучный и философский аспекты).
3.Сознание, мышление, язык.
4. Общественное сознание: понятие, структура.
5.Проблема бессознательного. Психоанализ с точки зрения философии и медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, М, 2003
Введение в философию. Учебник, М, 2004
Краткий философский словарь, М, 2000
Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008
Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004
Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов н/Д, 1996
Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М, 2006
Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009
Философский словарь, М, 1991
Философия медицины. Учебник (ред. Шевченко Ю.Л.), М, 2004
Хрестоматия по философии, М, 2001
Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотрев представления о сознании в истории философии, показать современное понимание этого феномена. Раскрыть сущность общественного сознания, его структуру. Рассмотреть проблему бессознательного с позиций медицины и философии.
1. Проблема сознания в истории философии. Термин «сознание» появляется только в философии Нового Времени (ХVI в). До этого философы пользовались понятием «душа». Пифагорейцы, к примеру, считали, что душа – гармония чисел. Демокрит утверждал, что душа – совокупность атомов. По мнению Платона, душа – вечная идея, бессмертная сущность, отделенная от тела. Аристотель в работе «О душе» утверждал, что душа – организующий принцип органической жизни, она выступает как сущность тела. В связи с этим выделял три вида души: 1) растительная; 2) животная; 3) разумная. В средневековой философии (Августин Блаженный) рассматривались три уровня духовного опыта: высший (молитва – происходит общение с богом); средний (сознание – знание о собственном духовном опыте); низший (инстинкты и страсти). Философы Нового Времени и эпохи Просвещения (Спиноза, Дидро) считали, что сознание – функция мозга и отражение действительности. И.Кант считал, что сознание абсолютно самостоятельно по отношению к внешнему миру, а его формы априорны. Гегель использовал принцип историзма и диалектику в понимании сознания, выделяя: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Марксистские философы считали, что «сознание… с самого начала есть общественный продукт». Представители западной философии ХХ века утверждали, что сознание – особое состояние человека, отдающего себе отчет о собственных мыслях и намерениях.
2. Современное понимание природы и сущности сознания (естественнонаучный и философский аспекты). Следует обратиться к определению сознания, которое приводит известный отечественный специалист в этой области профессор Спиркин А.Г. «Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов…». «Сознание – субъективный образ объективного мира». В этом определении можно выделить три аспекта: 1) сознание – свойство человеческого мозга; 2) сознание - высшая форма отражения; 3) сознание – идеальный образ материального мира. Необходимо подробнее остановиться на их характеристиках.
3. Сознание, мышление, язык.Необходимо подчеркнуть, что понятия «сознание» и «мышление» не тождественны. Понятие «сознание» по объему шире, чем «мышление», поскольку включает в себя как чувственную ступень (ощущения, восприятия, представления), так и логическую (понятия, суждения, умозаключения). «Мышление» - только логическая часть сознания. В процессе мышления важную роль играет «язык», выполняя следующие функции: 1) язык является средством (орудием) мышления; 2) язык является материальной оболочкой мысли; 3) язык выполняет коммуникативную функцию (общение, обмен мыслями).
4. Общественное сознание: понятие, структура. Общественное сознание – специфическая форма отражения общественного бытия, сложившаяся в процессе социальной практики. Оно имеет определенную структуру: уровни и формы. Уровни общественного сознания отражают глубину познания общественного бытия. Обыденно-практический уровень дает внешнее, поверхностное знание. На этом уровне происходит отражение общественного бытия в форме чувств, эмоций, настроений. Теоретический уровень – глубинное, сущностное знание. Здесь общественное бытие отражается в форме теорий, концепций. Формы общественного сознания – способ отражения общественного бытия. Можно выделить следующие формы сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное и др. Следует иметь в виду, что все эти формы функционируют как на обыденном, так и на теоретическом уровнях.
5. Проблема бессознательного. Психоанализ с точки зрения философии и медицины. «Бессознательное» - это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Например, инстинкты, сновидения, гипнотические состояния и т.п. Более подробно все эти процессы могут быть рассмотрены с позиций концепции психоанализа З.Фрейда. В этой связи представляет интерес рассмотрения уровня «подсознания» и других психических явлений.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что такое «отражение» как свойство материи? Назовите основные формы отражения.
2.В чем отличие «сознания» и «мышления»?
3.Назовите основные функции языка в процессе мышления.
4. Что такое «общественное сознание»? Какова его структура?
5. Каково соотношение между «сознанием», «подсознанием» и «бессознательным»?
ТЕМА 7. ПРОБЛЕМА ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ И МЕДИЦИНЕ.
1. Проблема познания в истории философии.
2. Структура процесса познания. Особенности медицинского познания.
3. Проблема истины и ее критериев в философии и науке.
ЛИТЕРАТУРА
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник, М, 2003
Введение в философию. Учебник, М, 2004
Краткий философский словарь, М, 2000
Мизулин Н.Н., Гончарова Н.В. Тестовые задания по курсу «Философия и философские проблемы медицины», Астрахань, 2008
Радугин А.А. Философия. Курс лекций, М, 2004
Современная философия: словарь и хрестоматия, Ростов н/Д, 1996
Спиркин А.Г. Философия. Учебник, М, 2006
Философия. Учебник (ред. Кохановский В.П.), Ростов н/Д, 2009
Философский словарь, М, 1991
Философия медицины. Учебник (ред. Шевченко Ю.Л.), М, 2004
Хрестоматия по философии, М, 2001
Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник, М, 2006
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотрев эту проблему в историческом аспекте, показать ее современное понимание. Итогом процесса познания является получение истинного знания.
1. Проблема познания в истории философии.Как известно, вопросы познания рассматривает гносеология - специальный раздел философии. Как отмечалось ранее, проблема «человек – мир», составляющая предметную область философии, имеет вторую сторону – гносеологическую: познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы отвечают на этот вопрос, в истории философии сложились три направления: 1)«гносеологический оптимизм» утверждает, что мир познаваем; 2)«гносеологический пессимизм» или «агностицизм» заявляет, что мир непознаваем; 3) «гносеологический скептицизм» высказывает сомнение в познаваемости мира.
2. Структура процесса познания. Особенности медицинского познания. «Гносеологический оптимизм» утверждает, что в процессе познания всегда принимают участие два компонента: объект познания и субъект познания. «Субъект познания» - человек, человечество, вовлеченное в процесс познания. «Объект познания» - часть материального и духовного мира, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания определенным образом связаны друг с другом, т.е. между ними возникают субъект – объектные отношения. В истории философии эти отношения носили неоднозначный характер. Например, метафизический материализм ХVIII века утверждал, что взаимосвязь между субъектом и объектом познания отсутствует. Объект лишь зеркально отражается в голове пассивного субъекта. Субъективный идеализм (И.Кант) считал, что субъект в процессе познания активен и сам «конструирует» объект познания. Объективный идеализм 19 века (Гегель) утверждал, что поскольку и объект познания – природа и субъект познания - сознание человека ( субъективный дух) являются результатами развития «абсолютной идеи», то между ними возникает взаимодействие, но на идеалистической основе, т.е. в мышлении. Современный материализм ХХ века утверждает, что взаимодействие субъекта и объекта познания происходит в действительности. Субъект познания (реальный человек) в процессе своей деятельности (практики) взаимодействует с объектом познания (окружающим миром), изменяя его. В процессе этого взаимодействия и происходит познание мира. Следовательно, познание – исторически развивающаяся субъективная форма освоения человеком объективного мира в ходе его общественно-исторической, предметно-материальной деятельности, т.е. практики. Процесс познания происходит на двух уровнях: 1) чувственное познание (ощущения, восприятия, представления); 2) рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения). В заключение следует рассмотреть особенности медицинского познания, поскольку оно имеет следующую специфику. Во-первых, в качестве объекта познания выступает человек, как правило, не всегда здоровый. Во-вторых, медицинское познание, в соответствии с нормами медицинской этики, представляет собой синтез познавательного (гносеологического) и ценностного (аксиологического) аспектов.
3. Проблема истины и ее критериев в философии и науке. Как известно, итогом процесса познания является знание, которое может быть истинным, ложным и ошибочным (заблуждением). Необходимо показать их отличие друг от друга, дать определение «врачебной ошибки». Затем следует подробнее остановиться на истинном знании. Наиболее распространенным является следующее определение. «Истина» - это соответствие знаний действительности. В то же время – это процесс, протекающий в человеческой голове. Истина может быть абсолютной и относительной, конкретной или абстрактной. Абсолютная истина – такое знание, которое не может быть опровергнуто в дальнейшем. Относительная истина – неполное знание, которое может быть дополнено в дальнейшем. Истина всегда конкретна. Для каждого времени существует «своя» истина. В качестве критериев истины могут выступать: 1) практика («верификация»); 2) конвенция (соглашение); 3) «фальсификация» (опровержение). Необходимо прокомментировать эти критерии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Что такое «гносеологический оптимизм», «гносеологический пессимизм», «гносеологический скептицизм»?
2. Какова диалектика субъекта и объекта познания?
3.В чем отличие истинного знания от ошибочного и ложного?
4. Приведите характеристики основных критериев истины.
5. В чем отличие «абсолютной» и «относительной» истины?
ТЕМА 8. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ФОРМЫ.
1. Понятие логического мышления. Основные формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение).
2. Основные логические законы (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания).
3. Значение логики для медицинской диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
Гетманова А.Д. Логика. Учебник, М, 2000
Ивлев Ю.В. Логика. Учебное пособие, М, 1999
Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. Учебник, М, 2008
Краткий словарь по логике, М, 1991
Логика и клиническая диагностика, М, 1994
Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах, Ростов н/Д, 1997
Мареев С.Н. Логика. Учебник, М, 2006
Тарасов К.Е., Великов В.К., Фролова Л.И. Логика и семиотика
диагноза, М. 1989
Упражнения по логике, М, 1990
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Рассмотрев основные формы логического мышления и логические законы, показать их значение для диагностического процесса.
1. Понятие логического мышления. Основные формы логического мышления (понятие, суждение, умозаключение).Логика – наука о формах человеческого мышления и о законах, которым оно подчиняется. Как уже отмечалось ранее, процесс познания осуществляется на двух уровнях: чувственном и логическом. Если чувственное познание представляет собой непосредственное восприятие действительности, то абстрактноемышление является формой опосредствованного и обобщенного отражения действительности. Логическое или абстрактное мышление осуществляется в виде понятий, суждений и умозаключений. «Понятие» - форма мышления, выражающая совокупность общих, существенных свойств или признаков. Например, понятие «студент». «Суждение» - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается. Например, «студент учится» или «студент не учится». «Умозаключение» - такая форма мышления, при помощи которой из нескольких суждений выводится новое, т.е. делается вывод. К примеру, имеются два суждения. 1) «Все студенты 2 курса изучают философию». 2) «Иванов – студент 2 курса». Вывод (умозаключение): «Иванов – изучает философию». Следовательно, логическая форма (форма мышления) – это способ связи частей содержания мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. Логика рассматривает виды понятий (единичные и общие, конкретные и абстрактные), отношения между ними (совместимые и несовместимые). С точки зрения логики суждения могут быть простые и сложные, а умозаключения – индуктивные и дедуктивные.
2. Основные логические законы (тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания).Закон мышления – это внутренняя, необходимая, существенная связь между мыслями в процессе рассуждения. Законы, изучаемые формальной логикой, обусловливают правильность рассуждений. Рассмотрим эти законы. 1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе, т.е. она сохраняет одно и то же содержание, сколько бы раз ни повторялась. 2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них необходимо ложно. Иными словами, два суждения, высказанные в одно и то же время, из которых в одном утверждается нечто о предмете мысли, а в другом, то же самое отрицается об этом же предмете, не могут быть одновременно истинными. 3. Закон исключенного третьего. Два противоречащих друг другу суждения об одном и том же предмете не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно, т.е. «третьего не дано». 4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание.