Тема 4. Философия Нового времени.
1. Основные проблемы философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
2. Немецкая классическая философия» Разработка принципа активности субъекта и диалектической методологии. И.Кант и Ф.Гегель
3. Философия марксизма. Сущность диалектико-материалистического понимания истории.
4. Иррационалистическая философия Х1Х века ( А.Шопенгауэр и Ф.Ницше)
1. Философия Нового времени занимает 16 – 18 века. Это время становления многих естественных наук, их отделение от философии. Физика, химия, биология, математика превращаются в самостоятельные научные отросли. В связи с этим возникает проблема выработки общенаучных методов познания необходимых для обобщения, систематизации большого количества экспериментальных данных естественных наук. В центре внимания философской мысли теория познания. В результате поиска истинного метода научного познания философы разделились на 2 направления: эмпиризм (эмпирио – опыт) и рационализм (рацио – ум).
Представители эмпиризма – Бэкон, Гоббс, Локк и др. – считали, что единственный источник знания – опыт. Опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями. Таким образом, содержание всех знаний человека и человечества, в конечном счете, сводится к опыту. Лозунг эмпириков: «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях». Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теории. Это индуктивный метод движения познания. Именно индуктивный метод единственно истинный метод философии и всех наук.
Рационализм в лице его представителей – Р. Декарта, Спинозы, Лейбниц и др. – напротив, считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Экспериментальные данные всегда сомнительны. Восприятия, ощущение – иллюзорны. Зато в самом разуме, в нашей душе есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное, что человек, несомненно, мыслит. Лозунг рационалистов: «Я мыслю – следовательно, существую». Из мысли, идеи по правилам дедукции, т.е. от общего к частному мы можем вывести любое знание о природе и людях. Рационалисты не отрицали роль ощущений, опыта, эксперимента, но основу истинного метода научного познания следует искать в самом уме. Мышление человека основано на интуиции и дедукции. Мышление возникает независимо и до ощущений. Истинный метод всех наук и философии в т. ч., в чем-то похож на математические методы.
Отдельным направлением философии Нового времени является агностицизм – учение, отрицающее возможность истинного познания. Представители агностицизма –
Д. Беркли, Д.Юм. Беркли считал, что общие понятия философии, науки – это «фикция ума». Такие понятия как материя, субстанция не имеют в реальности никаких аналогов. Мы воспринимаем, ощущаем только предметы, процессы, а ощущать общие понятия невозможно, следовательно, их не существует. А так как философия и наука базируется на общих понятиях, следовательно, они бессмысленны. Давид Юм пошел еще дальше Беркли. Юм считал, что на вопрос: «Существует ли внешний мир?», можно ответить только – «не знаю».
Философия Просвещения представляет собой мощное общественное движение, которое сформировалось во 2-ой четверти 18 века. Его представители – Вольтер, Руссо, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и другие. Это движение объединяло всех прогрессивно мыслящих представителей формирующегося «третьего сословия» - это естествоиспытатели, писатели, политические деятели, представители буржуазии, юристы, философы. Это движение было широко ориентированно на критику всего, что было связано с существующим тогда во Франции феодальным устройством общества. Вольтера, Руссо считают главными идеологами Великой французской революции. Сторонники идей Просвещения боролись против религиозных предрассудков и суеверий выступали за свободу научного и философского мышления, художественного творчества, свободу слова. Большую роль в развитии материалистических идей сыграли взгляды Дидро. Согласно его учению: природа, материя – есть причина всего, существует сама по себе; будет существовать, и действовать вечно. Все материальные тела состоят из атомов. По отношению к человеку материя есть все то, что каким-либо образам воздействует на органы чувств. Представителями философии эпохи Просвещения критиковали церковь и религию. Религию они рассматривали как оружие духовного порабощения народа. Освобождение людей от религии и суеверий лежит через просвещение.
2.. Под классической немецкой философией понимается совокупность философских учений, разработанных во 2-ой половине 18 века начала 19 века Кантом, Фихте. Шеллингом, Гегелем, Фейербахом.
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является И. Кант (1724 – 1804). Кант считал, что решение таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые формы познания заложены по Канту в самом разуме и составляют основу знания. Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей, и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он является нам. В результате воздействия «вещей в себе» на органы чувств, возникает хаос ощущений. Мы приводим этот хаос в порядок силами нашего разума. То, что мы считаем законами природы, на самом деле есть характеристика, вносимая разумом в мир явлений, т.е. наш разум приписывает законы природе. Кант был убежден, что идеи пространства и времени человеку известны прежде восприятия. Пространство и время идеальны, а не реальны. Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, т.е. чисто логические формы. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори (доопытно). Это не врожденные идеи, а формы, усвоенные человеком в ходе его приобщения к сложившимся до него формам культуры.
Из теории познания Канта вытекает его этика, или практическая философия. Каждый человек знает, в чем состоит его долг, как он должен себя вести. Присущие человеку чувства долга выражаются в виде совокупности фиксированных нравственных норм, которым должно подчиняться поведение. По мнению Канта, жизнь человека протекает в борьбе с эгоистическими стремлениями, толкающими его к нарушению долга. Поведение человека может быть безнравственным (попирающим нравственные нормы); может быть нравственным (соответствующим этим нормам, но мотивированным чем-то лежащим за пределами нравственной сферы, например, страхом, стремлением к удовольствию); может быть моральным (соответствующим нравственным нормам и мотивированным только уважением к нему). Факт морального поведения говорит о том, что человек практически свободен от чувственного начала в себе и от внешнего принуждения. Такой человек выступает носителем всеобщего разума. Всеобщий разум является законодателем морального поведения. Закон морального поведения Кант назвал категорическим императивом. Категорический императив гласит: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать основой всеобщего законодательства».
Высшим достижением немецкой классической философии является философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля. Гегель развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. По словам Соловьева, Гегель может быть назван философом по преимуществу, поскольку из всех философов только для него одного философия была всем. Другие философы подчиняли свое умозрение независимому от него объекту. Для одних философов таким объектом был бог, для других – природа. Для Гегеля напротив сам бог был лишь философский ум, который только в совершенной философии достигает своего собственного абсолютного совершенства. Гегель усматривал в жизни природы и человека силу абсолютной идеи. Утверждал, что философские категории – это объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой разум, или абсолютная идея. В процессе самопознания мировой разум проходит 3 этапа:
1. пребывание самой познающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления;
2. развитие абсолютной идеи в форме «инобытия» в виде явлений природы;
3. развитие идеи в мышлении и в истории человечества.
На последнем этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме человеческого самопознания.
Огромная заслуга Гегеля заключается в установлении в философии понятий процесса, развития, истории. Идеей развития пронизаны все философские взгляды Гегеля. Гегель считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, которой они совершило в своем развитии. Развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим. В этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, источником развития является противоречие. Именно противоречие движет миром. Противоречие есть корень всякого движения и жизненности.
К основным чертам немецкой классической философии можно отнести:
1. рационализм, т.е. реальность – это воплощение разума;
2. это принцип историзма, основанный на диалектике и законах развития.
3. Марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс совершили глубокий переворот в общественной мысли философии, социологии, экономической теории. К. Маркс (1818 – 1883) , Ф. Энгельс (1820 – 1895). Принципиально новое слово, новый взгляд Маркса во взглядах на общество состоял в том, что реальную основу, базис общества Маркс видел не в сознании людей, а в материальном производстве, в материальных общественных отношениях, которые складываются между людьми объективно, независимо от их воле и сознания. Такое понимание истории является материалистическим. К своему открытию Маркс пришел переосмысливая гегелевскую диалектику. Маркс писал: «Правовые отношения не могут быть поняты, не из самих себя, не из так называемого духа, наоборот они коренятся в материальных, жизненных отношениях и анатомию гражданского общества следует искать в политэкономии». Главным положением марксизма можно считать следующие утверждения Маркса: «Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, что изменить его». Марксизм принадлежит к направлению практической философии. Маркса не удовлетворяло постепенное эволюционное улучшение социальной жизни. Он верил в силу революции. Революционная теория должна помочь народным массам изменить мир
4. Иррационалистическая философия Х1Х в. Гегель, Фейербах, Маркс – это представители рационалистического направления европейской философии 19 века. Рационализму противостоял иррационализм. Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты – Шопенгауэр, Ницше – противопоставили противоположный тезис, а именно – мир не разумен. Человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх, отчаяние. Например, Шопенгауэр в своем произведении «Мир как воля и представление» указывал, что в основе мирового процесса лежит действие слепой, бессознательной силы - воли к власти. Эта сила бессмысленна, как и бессмысленна сама жизнь, поскольку каждый из нас обречен на старость, болезни, смерть. Воля к жизни, проявляющаяся в инстинктах продолжения рода – это обман, за который человек всю жизнь платит страданиями. Выход в том, чтобы погасить волю к жизни. Ницше, как и Шопенгауэр, говорило мировой воле как основе бытия, но у Ницше – это не воля к жизни, а воля к власти. Слепая, безотчетная воля к власти сильных над слабыми. Противиться такой воли бессмысленно и противоестественно, это естественный порядок вещей. Ницше в своих многочисленных произведениях превозносит жизненный инстинкт, аристократическую культуру, отвергает науку, мораль, рациональное сознание.