Чистое преданное служение: перемена в сердце 3 страница

ТЕКСТ 18

нийаччхед вишайебхйо 'кшан манаса буддхи-саратхих

манах кармабхир акшиптам шубхартхе дхарайед дхийа

нийаччхет - отведи; вишайебхйах - от деятельности чувств; акшан - чувства; манаса - с помощью ума; буддхи - разум; саратхих - колесничий; манах - ум; кармабхих - кармической деятельностью; акшиптам - поглощенный; шубха-артхе - ради Господа; дхарайет - следует удерживать; дхийа - в полном сознании.

По мере того как ум будет одухотворяться, следует постепенно отвлекать его от чувственной деятельности и поставить чувства под контроль разума. Так поглощенный материальной деятельностью ум можно занять служением Личности Бога и наполнить его трансцендентным сознанием.

КОММЕНТАРИЙ: Начальный процесс одухотворения ума с помощью механического повторения пранавы (омкары) и управления дыханием на санскрите называется мистическим или йогическим методом пранайамы, то есть управлением вдыхаемым воздухом. Высшее состояние, которого достигают с помощью пранайамы, называется трансом, или самадхи. Однако опыт показывает, что ум, поглощенный материальным, невозможно контролировать даже в состоянии самадхи. Например, великий мистик Вишвамитра Муни, достигнув стадии самадхи, пал жертвой своих чувств, соблазненный Менакой. Этот случай описан в исторических хрониках. Даже если в настоящий момент человек не занимается чувственной деятельностью и его ум не занят мыслями о ней, из подсознания продолжают всплывать воспоминания о прошлой чувственной деятельности, мешая ему целиком посвятить себя самоосознанию. Поэтому Шукадева Госвами советует прибегнуть к уже испытанному методу: сосредоточить ум на служении Личности Бога. В «Бхагавад-гите» (6.47) Господь Шри Кршна, Верховная Личность Бога, тоже рекомендует этот прямой путь. Итак, очистив и одухотворив ум, необходимо заняться трансцендентным любовным служением Господу: слушанием, повторением святого имени и т.д. Такая практика под руководством опытного наставника - самый надежный путь духовного развития даже для людей с беспокойным умом.

ТЕКСТ 19

татраикавайавам дхйайед авйуччхиннена четаса

мано нирвишайам йуктва татах кинчана на смарет

падам тат парамам вишнор мано йатра прасидати

татра - затем; эка - одна за другой; авайавам - частях тела; дхйайет - нужно сосредоточиваться на; авйуччхиннена - удерживая в уме все тело; четаса - умом; манах - ум; нирвишайам - не оскверненный контактом с объектами чувств; йуктва - пребывая в связи; татах - после этого; кинчана - о чем-либо; на - не; смарет - следует думать; падам - личности; тат - этой; парамам - Верховной; вишнох - Вишну; манах - ум; йатра - на чем; прасидати - успокаивается.

Затем следует приступить к медитации на отдельные части тела Вишну, удерживая в уме образ всего тела Господа. Таким образом можно отвлечь ум от всех объектов чувств. В этот момент в уме не должно оставаться никаких посторонних мыслей. Поскольку Верховная Личность Бога, Вишну - Высшая Истина, ум полностью успокаивается только в Нем.

КОММЕНТАРИЙ: Глупцы, введенные в заблуждение внешней энергией Вишну, не знают, что конечная цель всех поисков счастья - непосредственное общение с Господом Вишну, Личностью Бога. Вишну-таттва - это совокупность бесконечного числа разнообразных трансцендентных форм и экспансий Личности Бога, а высшая, изначальная форма вишну-таттвы - Говинда, Господь Кршна, высшая причина всех причин. Поэтому размышления о Вишну или медитация на Его трансцендентный образ, особенно на образ Господа Кришны, - высшая форма медитации. Начинать ее нужно с лотосных стоп Господа, постепенно переводя мысленный взор на другие части Его трансцендентного тела и постоянно держа в уме образ всего тела Господа. В данном стихе со всей определенностью сказано, что Верховный Господь не безличен. Он - личность, но Его тело отличается от тел обусловленных личностей, подобных нам. В противном случае Шукадева Госвами не стал бы рекомендовать тем, кто стремится к высшему духовному совершенству, медитировать на трансцендентное тело Господа, начиная с пранавы (омкары) и переходя к частям тела Личности Вишну. Следовательно, поклонение формам Вишну в храмах Индии, вопреки мнению невежественных людей, не имеет ничего общего с идолопоклонством. Напротив, эти храмы - духовные центры, где медитируют на трансцендентные части тела Вишну. Благодаря непостижимой энергии Господа, Божество, которому поклоняются в храме Вишну, тождественно Самому Господу Вишну, поэтому описанная в шастрах медитация на части тела Вишну в храме дает возможность сконцентрировать на Нем свое внимание даже неофитам, которые не способны, сидя на одном месте, сосредоточить ум на пранаве омкаре или частях тела Вишну, как советует в этом стихе великий Шукадева Госвами. Обыкновенному человеку лучше медитировать на форму Вишну в храме, чем на омкару - божественное сочетание звуков а-у-м, о котором говорилось выше. Между омкарой и формами Вишну нет разницы, однако люди, не сведущие в науке об Абсолютной Истине, пытаются внести путаницу, разделяя формы Вишну и омкару. Из этого стиха следует, что форма Вишну является высшим объектом медитации, поэтому лучше сосредоточить свой ум на ней, а не на безличной омкаре, медитировать на которую гораздо труднее.

ТЕКСТ 20

раджас-тамобхйам акшиптам вимудхам мана атманах

йаччхед дхаранайа дхиро ханти йа тат-кртам малам

раджах - гуной страсти; тамобхйам - и гуной невежества; акшиптам - возбужденный; вимудхам - сбитый с толку; манах - ум; атманах - собственный; йаччхет - пусть очищает; дхаранайа - концепцией (Вишну); дхирах - успокоенный; ханти - разрушает; йа - все те; тат-кртам - порожденные ими; малам - грязные вещи.

Гуна страсти материальной природы постоянно возбуждает ум человека, а материальная гуна невежества вводит его в заблуждение. Но, обратившись к Вишну, можно выйти из-под их влияния и обрести умиротворение, очистившись от всей порожденной ими скверны.

КОММЕНТАРИЙ: Люди, находящиеся под преобладающим влиянием гун страсти и невежества, не способны достичь трансцендентной ступени осознания Бога. Познать Высшую Истину могут лишь те, кто находится под влиянием гуны благости. Влияние гун страсти и невежества проявляется в жажде богатства и влечении к женщинам. Те, кто слишком сильно привязан к богатству и женщинам, могут избавиться от этой привязанности, только постоянно помня о Вишну в Его непроявленном, безличном аспекте. Большинство имперсоналистов и монистов находится под влиянием гун страсти и невежества. Они считают себя освобожденными душами, но ничего не знают о трансцендентном личностном аспекте Абсолютной Истины. На самом деле их сердца не чисты, поскольку они лишены знания личностного аспекта Абсолюта. В «Бхагавад-гите» сказано, что философы-имперсоналисты предаются Личности Господа только после многих сотен жизней. Чтобы неофит-имперсоналист подготовился к осознанию личностного аспекта Бога, философия пантеизма предоставляет ему возможность ощутить присутствие Господа во всем сущем.

У тех, кто изучает философию пантеизма в ее высшей форме, не возникает представление об Абсолютной Истине как о чем-то безличном, напротив, эта философия распространяет концепцию Абсолютной Истины на сферу действия так называемой материальной энергии. Все созданное материальной энергией можно связать с Абсолютом с помощью преданного служения, которое является неотъемлемой составной частью жизненной энергии. Чистый преданный Господа владеет искусством одухотворять все, что его окружает, используя все для служения Абсолюту. Только так - в процессе преданного служения - можно довести до совершенства теорию пантеизма.

ТЕКСТ 21

йасйам сандхарйаманайам йогино бхакти-лакшанах

ашу сампадйате йога ашрайам бхадрам икшатах

йасйам - постоянно помня об этом; сандхарйаманайам - и таким образом приобретя привычку; йогинах - мистики; бхакти-лакшанах - подготовившись к преданному служению; ашу - очень быстро; сампадйате - достигают успеха; йогах - связь через преданное служение; ашрайам - найдя прибежище; бхадрам - у всеблагого; икшатах - тот, кто видит.

О царь, удерживая таким образом в памяти образ всеблагого Господа и обретя привычку постоянно созерцать Его личностную форму, можно очень быстро прийти к преданному служению Господу под Его непосредственным покровительством.

КОММЕНТАРИЙ: Достичь успеха в практике мистической йоги можно только с помощью преданного служения. Пантеизм, позволяющий во всем ощутить присутствие Всевышнего, в каком-то смысле готовит ум к преданному служению, и только этот элемент преданности дает возможность мистику достичь успеха в занятиях мистической йогой. Но тому, у кого нет хотя бы крупицы преданности, никогда не добиться успеха. Элемент преданности, порожденный пантеистическим мировоззрением, в дальнейшем развивается в преданное служение, и это единственное благо, доступное имперсоналисту. В «Бхагавад-гите» (12.5) подтверждается, что имперсоналисту труднее достичь самоосознания, поскольку он идет к цели окольным путем, хотя в конце концов имперсоналисты также обращают свой взор к личностному аспекту Господа.

ТЕКСТ 22

раджовача

йатха сандхарйате брахман дхарана йатра саммата

йадрши ва харед ашу пурушасйа мано-малам

раджа увача - удачливый царь сказал; йатха - как это есть; сандхарйате - необходимое да будет рассказано; брахман - о брахман; дхарана - понятие; йатра - где и как; саммата - вкратце; йадрши - способ, с помощью которого; ва - или; харет - можно вывести; ашу - без промедления; пурушасйа - человека; манах - из ума; малам - нечистоты.

Продолжая задавать вопросы, удачливый царь Парикшит сказал: О брахман, расскажи мне во всех подробностях, как и на что следует направлять ум и как закрепить это состояние, чтобы очистить сердце от скверны.

КОММЕНТАРИЙ: Оскверненное сердце - главная причина всех бед обусловленной души. В материальном мире обусловленная душа испытывает бесчисленные страдания, но, погрязшая в невежестве, не может избавиться от них, потому что в ее сердце за долгое время пребывания в тюрьме материального мира накопилось много грязи. Призванная на самом деле исполнять волю Верховного Господа, она из-за накопившейся в сердце грязи предпочитает служить своим надуманным желаниям. Вместо того чтобы успокоить ум, эти желания создают новые проблемы, удерживая душу в круговороте рождений и смертей. От всей этой скверны кармической деятельности и эмпирической философии можно избавиться только в процессе общения с Верховным Господом. Господь всесилен и может предстать перед нами в Своих непостижимых энергиях. Тот, кому трудно уверовать в существование личностного аспекта Абсолюта, может общаться с вират-рупой Господа - Его вселенским безличным аспектом. Безличный вселенский аспект Господа представляет собой проявление Его бесчисленных энергий. Поскольку источник энергии и сама энергия тождественны друг другу, то даже концепция безличного материального аспекта Господа помогает обусловленной душе косвенно общаться с Ним, постепенно поднимая ее до уровня личного общения с Господом.

Поскольку Махараджа Парикшит был уже непосредственно связан с личностным аспектом Господа Шри Кришны, ему ни к чему было спрашивать у Рукадевы Госвами, как направить свой ум на безличную вират-рупу Господа. Однако, выслушав подробное описание медитационной практики, он спросил об этом ради тех, кто не способен постичь трансцендентный личностный аспект Господа - воплощение вечности, знания и блаженства. Непреданные лишены возможности размышлять о личностном аспекте Господа. Из-за недостатка знаний они не могут примириться с существованием личностных воплощений Господа - Рамы, Кришны и т.д. Они недооценивают могущество Господа. В «Бхагавад-гите» (9.11) Сам Господь говорит о том, что недалекие люди высмеивают Верховную Личность Господа, принимая Его за обыкновенного человека. Им ничего не известно о непостижимых энергиях Господа, благодаря которым Он может принять облик человека или любого другого живого существа, оставаясь при этом всемогущим Господом и не утрачивая Своего трансцендентного положения. Поэтому ради тех, кто не способен принять Господа в Его вечной личностной форме, Махараджа Парикшит спрашивает у Рукадевы Госвами, как сосредоточить ум на Господе, и Госвами объясняет это следующим образом.

ТЕКСТ 23

шри-шука увача

джитасано джита-швасо джита-санго джитендрийах

стхуле бхагавато рупе манах сандхарайед дхийа

шри-шуках увача - Шукадева Госвами сказал; джита-асанах - определенная сидячая поза; джита-швасах - контролируемый процесс дыхания; джита-сангах - контролируемое общение; джитаиндрийах - контролируемые чувства; стхуле - на грубую материю; бхагаватах - Личности Бога; рупе - на аспект; манах - ум; сандхарайет - следует направить; дхийа - разумом.

Шукадева Госвами ответил: Сев в определенную позу и управляя дыханием с помощью йогической пранайамы, йог должен обуздать свой ум и чувства и силой разума сосредоточить ум на грубых энергиях Господа [называемых вират-рупой].

КОММЕНТАРИЙ: Ум, поглощенный материальным, мешает обусловленной душе выйти за пределы представлений о своем тождестве с телом, поэтому закоренелым материалистам необходимо изменить свой образ мыслей, воспользовавшись системой медитационной йоги, практика которой состоит в принятии определенных поз, управлении процессом дыхания и сосредоточении ума на Всевышнем. Пока материалист не очистит свой поглощенный материальным ум, он не сможет сосредоточить мысли на трансцендентном, поэтому ему рекомендуют сосредоточить ум на грубо материальном, внешнем аспекте Господа. В последующих стихах дано описание различных частей вселенской формы Господа. Материалисты с помощью данного метода самоконтроля надеются овладеть мистическими силами, но на самом деле цель йоги - очиститься от накопившейся материальной скверны: вожделения, гнева, алчности и проч. Сбиваясь с пути и увлекаясь побочными эффектами мистического самоконтроля, йог-мистик не достигает успеха в йоге, конечной целью которой является осознание Бога. Такому йогу рекомендуют сосредоточить свой грубый материалистический ум на иной концепции Бога и постичь таким образом энергию Господа. Осознав, что материальные энергии являются фукциональными проявлениями трансцендентного, он поднимается на следующую ступень, постепенно достигая полного самоосознания.

ТЕКСТ 24

вишешас тасйа дехо 'йам стхавиштхаш ча стхавийасам

йатредам вйаджйате вишвам бхутам бхавйам бхавач ча сат

вишешах - личное; тасйа - Его; дехах - тело; айам - это; стхавиштхах - грубо материальное; ча - и; стхавийасам - всей материи; йатра - где; идам - все эти явления; вйаджйате - проявляются; вишвам - вселенная; бхутам - прошлое; бхавйам - будущее; бхават - настоящее; ча - и; сат - как следствие.

Вся совокупность гигантского проявления воспринимаемого чувствами материального мира является телом Абсолютной Истины, в котором материальное время проявляется в форме прошлого, настоящего и будущего вселенной.

КОММЕНТАРИЙ: Все сущее - и материальное, и духовное является не чем иным, как экспансией энергии Верховной Личности Бога; как сказано в «Бхагавад-гите» (13.14), повсюду находятся трансцендентные глаза, головы и другие части тела Всемогущего Господа. Несмотря на то что Его обитель располагается в абсолютном мире, Он может видеть, слышать, осязать и проявлять Себя где угодно, потому что присутствует во всем сущем как Сверхдуша бесконечно малых душ. Относительный мир - это тоже проявление Господа, доступное восприятию материальных чувств, поскольку этот мир - не что иное, как экспансия Его трансцендентной энергии. Сам Господь пребывает в Своей обители, но Его энергия пронизывает все. В этом отношении Его можно сравнить с солнцем, которое, находясь в одном месте, проникает всюду, так как солнечные лучи неотличны от солнца и по сути являются продолжением солнечного диска. В «Вишну-пуране» (1.22.52) Верховный Дух, Личность Бога сравнивают с огнем, сияние и тепло которого исходят из одного источника. Аналогичным образом, Верховная Личность распространяет Себя везде и всюду с помощью Своих многочисленных энергий. Воспринимаемое чувствами проявление этой гигантской вселенной - лишь часть Его тела - вират-рупы. Неразумные люди не способны постичь трансцендентную, абсолютно духовную форму Господа, но Его разнообразные энергии поражают их воображение, как молния, огромная гора или необычайно разросшееся баньяновое дерево поражают воображение дикаря. Дикари восхищаются силой тигра или слона, потому что те превосходят их в силе и энергии. Асуры не признают существования Господа, несмотря на то что Он ярко описан в богооткровенных писаниях и воплощается в этом мире, проявляя Свою чудесную силу и энергию. Они отрицают Его существование, даже несмотря на то, что Его признают Верховной Личностью Бога такие великие ученые и святые прошлого, как Вйасадева, Нарада, Асита, Девала, позднее Арджуна (как явствует из «Бхагавад-гиты»), а в наше время великие ачарьи: Ранкара, Рамануджа, Мадхва и Господь Шри Чаитанйа. Асуры не признают ни утверждений богооткровенных писаний, ни авторитета великих ачарьев. Они хотят все сразу увидеть своими глазами, и чтобы удовлетворить их желание, им предоставляется возможность взирать на гигантское тело Господа (вират); поскольку им свойственно преклоняться перед тем, что превосходит их в материальной силе - тигром, слоном или молнией, - они могут выражать почтение вират-рупе. По просьбе Арджуны Господь Кршна явил Свою вират-рупу специально для асуров. Чистому преданному Господа, не привыкшему взирать на Его гигантскую материальную форму, чтобы увидеть ее, необходимо обладать особым виЯдением. Поэтому Господь дал Арджуне такое виЯдение и показал ему Свою вират-рупу, описанную в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты». Господь явил Свою вират-рупу не столько ради Арджуны, сколько ради тех недалеких людей, которые готовы принять за воплощение Господа любого мошенника и ввести в заблуждение всех остальных. Прежде чем принимать самозванца за воплощение Господа, таким недалеким людям следует попросить его явить вират-рупу. Вират-рупа Господа - это одновременно и вызов атеистам, и благословение асурам, которые могут размышлять о Господе как о вират-рупе, постепенно очищая свое сердце от скверны, чтобы в недалеком будущем получить возможность действительно увидеть трансцендентную форму Господа. Так всемилостивый Господь являет Свою милость атеистам и закоренелым материалистам.

ТЕКСТ 25

анда-коше шарире 'смин саптаварана-самйуте

ваираджах пурушо йо 'сау бхагаван дхаранашрайах

анда-коше - в оболочке вселенной; шарире - теле; асмин – в этом; сапта - семислойном; аварана - покрытии; самйуте - сделанном так; ваираджах - гигантская вселенская; пурушах - форма Господа; йах - этот; асау - Он; бхагаван - Личность Бога; дхарана - концепция; ашрайах - ее объект.

Содержанием концепции вират-рупы является гигантская вселенская форма Личности Бога, которая находится внутри вселенной, покрытой семислойной оболочкой из материальных элементов.

КОММЕНТАРИЙ: Господь обладает разнообразными формами, но все они тождественны Его изначальной, первичной форме Шри Кршне. В «Бхагавад-гите» доказано, что Шри Кршна, Абсолютная Личность Бога, является изначальной вечной и трансцендентной формой Господа, но с помощью Своей непостижимой внутренней энергии (атма-майи) Он одновременно распространяет Себя в бесчисленных формах и воплощениях, сохраняя при этом всю Свою энергию в неприкосновенности. Он представляет Собой полное целое, и, несмотря на то что из Него исходит бесчисленное множество полных форм, продолжает оставаться полным целым, ничего при этом не теряя. Такова Его духовная, или внутренняя, энергия. В одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» Личность Бога, Господь Кршна, явил Свою вират-рупу, чтобы убедить недалеких людей, которые не способны постичь Его в образе человека, в том, что Он действительно имеет право называться Верховной Абсолютной Личностью и что никто не может соперничать с Ним. Материалисты рисуют образ огромной вселенной, состоящей из бесчисленных планет размером с Солнце, хотя их знания о ней весьма несовершенны. Они видят лишь небесный свод над головой и не ведают, что эта вселенная, как и сотни тысяч других, покрыта семью материальными оболочками, состоящими из воды, огня, воздуха, неба, эго, ноумена* и материальной природы; она плавает, как огромный футбольный мяч, на водах Причинного океана, где возлежит Господь в образе Маха-Вишну. Семена вселенных появляются на свет во время выдоха Маха-Вишну, который представляет Собой часть неполной экспансии Господа, а затем во время гигантского вдоха Маха-Вишну все вселенные вместе с правящими ими Брахмами снова уходят в небытие. Так по высшей воле Господа создаются и уничтожаются материальные миры. Как же глуп должен быть несчастный материалист, чтобы, поверив простому смертному, провозгласить воплощением Бога ничтожное существо, бросающее вызов Господу! Господь явил вират-рупу только для того, чтобы научить этих глупцов: признавать воплощением Бога можно лишь того, кто, подобно Господу Кршне, способен явить вират-рупу. Следуя совету Рукадевы Госвами, материалист ради собственного блага может сосредоточить ум на гигантской форме Господа (вират), но должен остерегаться обманщиков, которые, выдавая себя за Господа Кршну, оказываются не способными действовать так, как действовал Он, или явить вират-рупу, содержащую в себе всю вселенную.

* Имеется в виду махат-таттва - недифференцированное состояние гун материальной природы. (Прим. переводчика.)

ТЕКСТ 26

паталам этасйа хи пада-мулам

патханти паршни-прападе расаталам

махаталам вишва-срджо 'тха гулпхау

талаталам ваи пурушасйа джангхе

паталам - планеты в нижней части вселенной; этасйа - Его; хи - в точности; пада-мулам - подошвы стоп; патханти - изучают это; паршни - пятки; прападе - пальцы ног; расаталам - планеты под названием Расатала; махаталам - планеты под названием Махатала; вишва-срджах - создателя вселенной; атха - таким образом; гулпхау - лодыжки; талаталам - планеты под названием Талатала; ваи - как они есть; пурушасйа - гигантского человека; джангхе - икры.

Те, кто постиг это, знают, что планетная система под названием Патала образует подошвы стоп Господа Вселенной, а планетная система Расатала - Его пятки и пальцы ног. Лодыжки Господа - это планеты Махатала, а икры - планеты системы Талатала.

КОММЕНТАРИЙ: Воспринимаемый материальными чувствами космос существует только внутри тела Верховной Личности Бога. Как утверждается в «Бхагавад-гите» (9.4), все сущее в проявленном мире находится в Нем, но это не значит, что все открывающееся взору материалиста является Верховной Личностью. Концепция вселенской формы дает возможность материалисту размышлять о Верховном Господе, но он должен знать, что взгляд на мир как на объект своего господства не имеет ничего общего с осознанием Бога. Желание материалистов эксплуатировать материальную природу вызвано влиянием внешней энергии Господа, вводящей их в заблуждение. Поэтому тот, кто хочет осознать Высшую Истину, размышляя о вселенской форме Господа, должен развивать в себе стремление к служению. До тех пор пока человек не разовьет в себе стремление к служению, медитация на вират-рупу не принесет ему желаемого результата. Ни в одной из своих форм трансцендентный Господь не является частью материального творения. При любых обстоятельствах Он остается Высшим Духом, и никогда не попадает под влияние трех материальных качеств, поскольку все материальное осквернено. Господь всегда пребывает в Своей внутренней энергии.

Вселенная состоит из четырнадцати планетных систем. Семь из них: Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанас, Тапас и Сатья, расположенные одна над другой, - относятся к высшим планетным системам. Семь низших планетных систем (в нисходящем порядке) называются Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатала и Патала. Описание вират-рупы начинается в этом стихе с нижней части тела Господа, потому что у преданных принято начинать описание тела Господа с Его стоп. Будучи признанным преданным Господа, Шукадева Госвами строго следует этому принципу.

ТЕКСТ 27

две джануни суталам вишва-муртер

уру-двайам виталам чаталам ча

махиталам тадж-джагханам махипате

набхасталам набхи-саро грнанти

две - два; джануни - два колена; суталам - планетная система под названием Сутала; вишва-муртех - вселенской формы; уру-двайам - два бедра; виталам - планетная система под названием Витала; ча - также; аталам - планеты под названием Атала; ча - и; махиталам - планетная система под названием Махитала; тат - этого; джагханам - чресла; махипате - о царь; набхасталам - открытый космос; набхи-сарах - пупочное углубление; грнанти - они принимают это так.

Планетная система Сутала - это колени вселенской формы Господа, а планетные системы Витала и Атала - Его бедра. Его чресла - это Махитала, а космическое пространство - углубление на Его животе.

ТЕКСТ 28

урах-стхалам джйотир-аникам асйа

грива махар ваданам ваи джано 'сйа

тапо варатим видур ади-пумсах

сатйам ту ширшани сахасра-ширшнах

урах - высокое; стхалам - место (грудь); джйотих-аникам - планеты-светила; асйа - Его; грива - шея; махах - планетная система над светилами; ваданам - рот; ваи - точно; джанах - планетная система над Махарлокой; асйа - Его; тапах - планетная система над Джанасом; варатим - лоб; видух - известна; ади - изначальная; пумсах - личность; сатйам - высшая планетная система; ту - но; ширшани - голова; сахасра - тысяча; ширшнах - обладающий головами.

Грудь вселенской формы Изначальной Личности - система светозарных планет, шея - планеты Махар, рот - планеты Джанас, а лоб - планетная система Тапас. Высшая планетная система, Сатьялока, является головой Того, у кого тысяча голов.

КОММЕНТАРИЙ: Небесные светила Солнце и Луна расположены почти в самом центре вселенной и потому считаются грудью изначальной гигантской формы Господа. Над светилами, которые называют еще райскими планетами или местом обитания полубогов, правителей вселенной, находятся планетные системы Махар, Джанас и Тапас, а над ними - Сатьялока, где обитают Вишну, Брахма и Рива, повелители гун материальной природы. Этого Вишну называют Кширодакашайи Вишну, и Он пребывает в каждом живом существе в форме Сверхдуши. В Причинном океане плавает бесчисленное множество вселенных, и в каждой из них проявлена форма вират Господа с бесчисленными солнцами, лунами, полубогами, Брахмами, Вишну и Ривами. И, как утверждается в «Бхагавад-гите» (10.42), все они вместе взятые составляют лишь небольшую часть непостижимой энергии Господа Кришны.

ТЕКСТ 29

индрадайо бахава ахур усрах

карнау дишах шротрам амушйа шабдах

насатйа-дасрау парамасйа насе

гхрано 'сйа гандхо мукхам агнир иддхах

индра-адайах - полубоги во главе с царем рая Индрой; бахавах - руками; ахух - называемые; усрах - полубоги; карнау - уши; дишах - четыре стороны света; шротрам - слух (чувство); амушйа - Господа; шабдах - звук; насатйа-дасрау - полубоги, известные как Ашвини-кумары; парамасйа - Всевышнего; насе - ноздри; гхранах - обоняние; асйа - Его; гандхах - аромат; мукхам - рот; агних - огонь; иддхах - пылающий.

Его руки - это полубоги во главе с Индрой. Десять сторон света - Его уши, а материальный звук - Его слух. Ноздри этой формы Господа - два Ашвини-кумара, а материальные запахи - Его обоняние. Его уста - это пылающий огонь.

КОММЕНТАРИЙ: Вселенская форма Личности Бога, описанная в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты», в этих стихах «Шримад- Бхагаватам» рассматривается более подробно. В «Бхагавад-гите» (11.30) она описана так: «О Вишну, я вижу, как Своими огненными ртами Ты поглощаешь людей, опаляя миры и освещая Вселенную Своим безграничным сиянием». Поэтому к изучению «Шримад- Бхагаватам» следует приступать, изучив сначала «Бхагавад-гиту». И в том, и в другом произведении изложена наука о Кршне, Абсолютной Истине, следовательно, они связаны между собой.

В состав вират-пуруши, гигантской формы Верховного Господа, входят все господствующие полубоги и подвластные им живые существа. Даже мельчайшей частью живого существа управляют уполномоченные представители Господа. Поскольку полубоги входят в состав вселенской формы Господа, то поклоняться Господу - в этой материальной форме или в вечной трансцендентной форме Шри Кришны - значит удовлетворять полубогов и все остальные составные части Господа, подобно тому как, орошая корень дерева, мы питаем энергией его ствол, ветви и т.д. Поэтому даже материалист, поклоняющийся гигантской вселенской форме Господа, стоит на верном пути. Ради удовлетворения собственных желаний не стоит вставать на рискованный путь поклонения многочисленным полубогам, который может завести в тупик. Единственное реальное существо - это Сам Господь, а остальные - не более чем плод воображения, поскольку Он один вмещает в Себя все сущее.

Наши рекомендации