Практикум по развитию навыков анализа философских текстов

I.Определить, к какому философскому направлению относится данный фрагмент. Аргументируйте ответ.

«В нашем сознании мы господа над самими собой; нам кажется, будто мы и есть «факторы». Но стоит только шагнуть сквозь дверь Тени, и мы с ужасом обнаруживаем, что мы сами есть объект влияния каких-то «факторов». Знать об этом в высшей степени малоприятно: ничто так не разогревает, как обнаружение собственной недостаточности.»

II. Определить, к какому философскому направлению относится текст. Аргументируйте ответ.

«Человек потому не поддаётся определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причём таким человеком, каким он сделает себя сам».

III.Определить, к какому философскому направлению относится текст. Аргументируйте ответ.

«Наши предрассудки, предвзятые мнения предшествуют пониманию и определяют его. В результате, пытаясь проникнуть в мир другой эпохи, мы опять возвращаемся к себе… Языковая традиция, в которой укоренился познающий субъект, составляет одновременно и предмет понимания, и его основу: человек должен понять то, внутри чего он с самого начала находится».

IV.Определить, к какому философскому направлению относится текст. Аргументируйте ответ.

«Текст не продуцируется деятельностью сознания субъекта – автора или читателя, но является имманентной процессуальностью языка. Смысл не привнесён субъектом, он самопричинен».

V.Определить, к какому философскому направлению относится текст. Аргументируйте ответ.

«…так как язык есть образ реальности, то всякое элементарное предложение говорит о существовании некоторого положения дел. Всякое элементарное предложение, если в нём повторяется структура факта, свидетельствует о том, что этот факт существует. Если факт, описываемый предложением, существует, то предложение является истинным».

VI.Определить, к какому философскому направлению относится текст. Аргументируйте ответ.

«Предмет (вещь) является, однако смысл (значение) предмета не является, но переживается. Для наивного человека тип связи между предметами сливается с типом связи между предметами и сознанием…»

VII.Дать сравнительный анализ текстов. Определить их принадлежность к тому или иному направлению философии ХХ века.

1. «История науки – история господства и ниспровержения конкретных способов видения мира. Это прерывный процесс, который предполагает перестройку всего концептуального контекста, т.е. отказ от одного мировосприятия, в результате чего некоторые теории отбрасываются, некоторые переосмысливаются, получая новые эмпирические интерпретации».

2. «Рост зрелой теоретической науки есть смена исследовательских программ, представляющих собой непрерывно-связанную последовательность теорий».

VIII. Объясните, почему текст не принадлежит классическому фрейдизму. В рамках какого направления он мог быть воспроизведен?

«Субъект – это прежде всего субъект бессознательного, существование которого обнаруживается в разрывах речи, но не самого говорящего, а Другого. Как таковой, он соотносится не с другим субъектом, а с означающим. Бессознательное же структурировано как язык».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

«ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА»

1. Какие социокультурные факторы обусловили плюралистический характер западной философии ХХ века.

2. Что послужило мотивом для отрицания метафизики в современной философии.

3. Проведите различие субъектно-объектной схемы в классической философии и постклассической.

4. Какой философский смысл несет в себе лозунг феноменологии : «Назад, к самим предметам!»

5. Охарактеризовать три этапа феноменологической редукции.

6. Сформулировать предмет и задачи феноменологии.

7. Какие идеи С.Кьеркегора послужили базовой основой философии экзистенциализма.

8. Почему основу жизнестроения человека составляет, согласно экзистенциализму, «бытие-к-смерти».

9. В чём различие решений проблемы сущности и существования в средневековой философии и экзистенциализме.

10. Какая связь между методом психоанализа и объяснением явлений культуры.

11. Дайте сравнительный анализ взглядов Фрейда и Юнга на проблему бессознательного.

12. Охарактеризуйте исторические типы герменевтики.

13. В чём принципиальное отличие философской герменевтики от предшествующих ей исторических форм.

14. Сформулируйте сущность проблемы герменевтического круга и возможности выхода из него.

15. В чём отличие задач, решаемых непозитивизмом и постпозитивизмом.

16. Аргументируйте тезис неопозитивизма: «Границы языка и мира совпадают».

17. Объясните, чем была обусловлена необходимость разработки принципа фальсификации.

18. Назовите идейно-исторические источники неотомизма и неоавгустинизма.

19. Охарактеризуйте основные черты философии аджорнаменто.

20. В чём суть теории христианского эволюционизма Тейяр де Шардена.

21. Сформулируйте основные принципы метода структурного анализа.

22. Что послужило толчком к росту постструктуралистских взглядов в 70-80-е годы ХХ века.

23. Чем вызван особый интерес к проблемам языка в структурализме и постструктурализме.

24. Охарактеризуйте онтологическую и гносеологическую установку постструктурализма.

25. Каким образом деконструкция должна, по мнению Деррида, расширить горизонты философской мысли.

26. Правомерно ли отождествление постструктурализма и постмодернизма.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Великие мыслители Запада. М., 1998.

2. Желнов М.В. Критика гносеологии современного неотомизма. М., 1971.

3. Западная философия: итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997.

4. История современной зарубежной философии: компаративный подход. СПб., 1997.

5. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

6. Мартин Хайдеггер и философия ХХ века. Мн., 1997.

7. Новейший философский словарь. Мн., 1999.

8. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.

9. Современная западная философия. Под ред. Т.Л.Румянцевой. Мн., 2000.

10. Современная западная философия. Словарь. М., 1998.

11. Философия. Справочник студента. М., 2000.

12. Хюбшер А. Мыслители нашего времени. Справочник по философии ХХ века. М., 1994.

Наши рекомендации