Как возможно чистое естествознание?
Вопросы по отдельным разделам
Предисловие
В каком состоянии находится метафизика?
Является ли метафизика наукой?
Может ли метафизика исчезнуть?
Почему необходимо исследовать вопрос о возможности метафизики?
В чём заключается значение философии Юма?
Как Юм повлиял на Канта?
Как Кант решил «проблему Юма»?
Какова главная задача работы?
В чём состоит новизна «критики чистого разума»?
Предварительные замечания об отличительных чертах всякого метафизического познания
§1. - Чем науки отличаются друг от друга?
- Каков источник метафизического познания?
- Чем метафизическое познание отличается от математического?
§2. - Чем различаются аналитические и синтетические суждения?
- Каков принцип аналитических суждений?
- Назовите три вида синтетических суждений.
- Почему математические суждения – априорные?
- Почему математические суждения – синтетические?
- Какие примеры приводит здесь Кант?
- Что Кант называет «конструированием понятий»?
- Чем различаются взгляды Юма и Канта на сущность математики?
- Из каких суждений состоит метафизика?
Пролегомены. Общий вопрос: как возможно познание из чистого разума?
§5. - Как формулируется «главный трансцендентальный вопрос» («истинная проблема»)?
- Как называется философия, дающая ответ на этот вопрос?
- На какие вопросы разделяется главный трансцендентальный вопрос?
- Для чего необходимо выяснить условия возможности математики и чистого естествознания?
Как возможна чистая математика?
§6. - Что такое «аподиктическая достоверность»?
- Почему эмпирическое познание не может быть аподиктическим?
§7. - Чем отличается интуитивное познание от дискурсивного?
- Что такое «чистое созерцание»?
§8. - Чем созерцание отличается от понятия?
§9. - В каком случае созерцание может предшествовать предмету?
§10. - Что такое пространство и время?
§11. - Почему возможна чистая математика?
- Что мы познаём в чистой математике?
§12. - Почему пространство имеет только три измерения?
- Можно ли доказать, что всякую линию в пространстве можно вести до бесконечности?
- Что такое «трансцендентальная дедукция» пространства и времени?
§13. - Что доказывает пример с правой и левой рукой?
Примечание 1. - Почему геометрия имеет объективную значимость, т.е. описывает реально существующие предметы опыта?
Примечание 2. - Какие свойства вещей принадлежат им самим, а какие – лишь их явлениям?
- Можно ли считать Канта идеалистом?
Примечание 3. - Чем различаются «явление» и «видимость»?
- Что такое «трансцендентальная идеальность» пространства и времени?
Как возможно чистое естествознание?
§14. - Существует ли «природа» сама по себе?
§15. - Есть ли всеобщие законы природы?
- Что такое «чистое естествознание»?
§16. - Что такое «природа» (в «материальном» смысле)?
§17. - Что в природе «формально»?
- В чём состоит различие между исследованием условий возможности вещей природы и исследованием условий возможности опыта относительно вещей природы?
§18. - Чем отличаются суждения восприятия от суждений опыта?
- Что такое «объективность» суждений?
§19. - Что сообщает суждениям объективность (общезначимость)?
- Примеры «суждений восприятия»?
§20. - Что содержит в себе «опыт»?
- Что такое «чистое априорное понятие рассудка»?
- Как суждение восприятия превращается в суждение опыта (пример)?
§21. - Назовите четыре группы видов суждений.
- Назовите чистые рассудочные понятия (категории).
- Назовите четыре группы всеобщих законов природы (основоположений естествознания).
§22. - Почему без чистых рассудочных понятий опыт невозможен?
§23. - Как возможно чистое естествознание?
§24. - Что такое аксиомы созерцания и антиципации восприятия?
§25. - Почему без понятий субстанции, причины и взаимодействия опыт невозможен?
- Что Кант называет «настоящими законами природы»?
§26. - Каким образом (методом) можно узнать всеобщие законы природы?
- Каким условием ограничены все основоположения чистого естествознания?
§27-28. - Как Кант разрешил сомнение Юма?
§29. – Почему опыт невозможен без категории причинности?
§30. - Какой областью ограничивается всё априорное синтетическое познание?
§32. - Что такое «ноумен»?
§33. - Почему в разуме возникает стремление применять категории за пределами опыта (трансцендентно)?
§34,35. - Возможно ли априорное (умозрительное) познание вещей самих по себе?