Тема 16. Сущность научного познания.

1.Понятие и функции науки. Специфика научного познания.

2.Логика развития науки.

3.Дайте общую характеристику и покажите основные черты современной научной картины мира.

1. Раскройте понятие науки как системы знаний и вида духовной деятельности. Изложите основные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, мировоззренческая. Остановитесь на вопросе специфики научного знания, при этом следует выделить и объяснить те критерии, которые отличают научное знание от ненаучного.

2. Необходимо раскрыть те закономерности и принципы, которым подчиняется процесс развития научного знания. В связи с этим следует обратить особое внимание на объяснение таких понятий, как "научная революция", "научная парадигма" и другие, используя труды Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера и других представителей методологии науки. При рассмотрении вопроса необходимо обратить внимание также и на такую важную закономерность, как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.

Литература

1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 3-4-е изд., перераб. и доп. - М., 2012, 2014.

2. Философия науки/ под ред. проф. С.А. Лебедева: учебное пособие для вузов. - М., 2014.

3. Гадамер Г.Г. Миф и разум / Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М., 2015.

4. Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах. -Ростов н/Д, 2012.

5. Степин B.C. Философия науки. - М.: Гардарики, 2013.

6. Ценностные аспекты развития науки. - М., 2014.

Тема 17. Эстетика.

1.Социальное содержание искусства.

2.Ответьте, что такое эстетический идеал? Обоснуйте свою точку зрения на проблему прогресса в искусстве.

1. Важно раскрыть искусство как особый вид освоения действительности и концентрированное выражение эстетических отношений человека к миру. В связи с этим следует раскрыть вопрос об основных особенностях этого освоения и объяснить категорию "художественный образ". Необходимо также объяснить категорию эстетического и ее место в понимании специфики искусства. Важен также вопрос о происхождении и развитии искусства. Покажите, каковы его основные функции.

2. Ответ на вопрос предполагает объяснение взаимосвязи между искусством и социально-историческим содержанием жизнедеятельности людей. В связи с этим следует раскрыть содержание таких понятий, как "гуманизм в искусстве", "дегуманизация искусства", "тоталитарное искусство" и т.д. Желательно использовать конкретные примеры и показать, как и в какой степени различные школы и направления в искусстве отражают социальные процессы. Остановитесь на особенностях развития современного искусства.

Литература

1.Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 1-4-е изд., перераб. и доп. - М., 2012-2014.

2.Философия в вопросах и ответах. Учебное пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В. / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - М., 2013.

3.Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 2013.

4.Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2015.

5.Кривцун О.А. Эволюция художественных форм. - М., 2013

Тема 18. Этика.

1. Понятие и функции морали.

2. Исторические типы морали.

3. Покажите, каково соотношение морали и права, моралии политики и возможно ли их совпадение.

1. Дайте определение морали. Покажите ее объективную основу и объясните, почему мораль является неотъемлемым фактором всей жизни человечества. Затем изложите особенности морального сознания (всеобщность, внеинституциональность, императивность), функций морали и ее роли в общественной жизни. Покажите, каково различие между понятиями: "мораль", "нравственность", "этика".

2. Остановитесь на том, что всякая мораль носит конкретный характер, обусловлена социально-историческими условиями, и даже одинаковые абстрактные формулировки моральных норм и императивов проявляются специфическим образом в различных конкретных социально-исторических ситуациях. Раскройте основные исторические типы морали и дайте их характеристику, приведите примеры. Покажите, что лежит в основе развития (изменения) морали. Назовите известные вам моральные кодексы, существовавшие (существующие) в истории человечества.

Литература

1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 1-4-е изд., перераб. и доп. -М., 2012-2014.

2. Губин В.Д. Основы этики. - М.: Форум, 2013.

3. Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М., 2015.

4. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М., 2016.

5. Мур Дж. Принципы этики. - М., 2014.

Тема 19. Религиоведение.

1. Понятие религии и ее функции.

2. Религиозные ценности и свобода совести.

3.Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России.

1. Прежде всего, следует сказать, что такое религия. В связи с этим необходимо раскрыть вопрос о специфике религиозного способа взаимодействия с миром. Объясните основные элементы религии (религиозное сознание: религиозная идеология и религиозная психология; религиозный культ; религиозные организации). Покажите социальные, гносеологические и психологические корни религии. Раскройте основные функции религии.

2. Необходимо объяснить основные религиозные ценности и показать их специфику. Остановитесь на вопросе, что такое свобода совести и каким образом она обеспечивается в нашей стране. Обратите внимание и на раскрытие вопросов: что такое атеизм, каково его место и значение в системе мировоззрения и в духовной культуре.

Литература

1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. - 1-4-е изд., перераб. и доп. -М., 2012-2014.

2. Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 2012

3. Ивин А.А. Основы социальной философии. - М., 2013

4. Ильин В.В. Аксиология. - М.: Изд-во МГУ, 2015.

5. Ильин И. Основы христианской культуры. - М., 2014.

6. Кименов Ю.А. Философия религии. - М., 2015.

Наши рекомендации