Русская философия. Религиозно-идеалистические концепции
Конец 19 –первые десятилетия 20 в – течение – антитеза позитивизму и марксизму, сформировано от неоплатонизма, христианской патристики, немецкой классической философии. Внеакадемические формы философствования, активная социальная позиция, стремление к синтезу философского идеализма и христианского вероучения.
Владимир Соловьев – прежнее развитие философской мысли было односторонним, у философов были разные противопоставленные друг другу принципы, что исключало плодотворный синтез. Эмпиризм – разумное начало, рационализм – материальное и т.д. – не охватывают реальность в целом. Обобщение – единство мира, конкретизация – множественность, синтез – всеединство. Идея всеединства – центр.
Основа реальности – божественный Абсолют (не бытие, а сущее, сущее есть субъект бытия, бытие – форма его существования, сущее едино, бытие множественно, но это стороны Абсолюта). Множество вещей и единство сущего взаимосвязаны. Единство многого, целостность – Логос, множественность единого. конкретность – София. Логос – идея мира, мировой дух. София – материя, мировая душа.
Реальный мир развивается, развитие – воплощение того, что было заложено изначально, а это – единство и целостность. Мировое развитие – движение к Абсолюту. Высший уровень природной реальности – человечество, цель – объединиться в Боге, стать Богочеловеком.
В мировой душе и душе человека – разум, воля и чувство. Разум стремится к истине, воля – к благу, чувство – к красоте, стремление – любовь. Духовное всеединство – синтез истины, блага и красоты, что постигается с помощью цельного знания (синтез мистического, рационального и эмпирического – религии, науки и философии) – свободная теософия. Свободная теургия – творческое воплощение идеалов в действительности. Свободная теократия – вселенская церковь (высшая форма и высшая стадия объединения людей). Для установления свободной теократии – объединение православной и католической церквей в церковно-монархическом государстве. Мирская власть – у царя, духовная – у первосвященника.
Особая роль – у России (основа объединения Востока и Запада). Нужно преодолеть национализм, нетерпимость, бюрократический характер современного православия и негативной стороны российского самодержавия.
Николай Бердяев – ряд учений и размышлений, идея свободы – универсальное первоначало мироздания (мир сотворен Богом в результате свободного творческого акта). Бог – персонифицированная свобода, он не всемогущ, создал мир из ничего, но это ничто ему предшествует, оно не имеет основания, лежит в основе вещей. Свобода не основана, не определена, независима, т.е. основана на ничто, является первоначалом существующего.
В мире господствует необходимость. Реальность – объективация свободы, отчуждение и ограничение. Мир реален настолько, насколько несвободен. Человек в свободном творчестве превозмогает реальную необходимость, акт свободы приближает к Богу. Человек и Бог соизмеримы, божественное раскрывается в человеческом и наоборот. Но в реальном мире человек объективирован, отчужден от Бога и себя, личность – часть общества, порабощается, теряет свободу.
Общественные структуры основаны на принуждении, ограничении свободы. Правильное общественное устройство – личность не часть общества, а общество часть личности, т.е. в человеке – стремление к общению, на котором основывается свободная человеческая общность (форма свободной социальности – соборность – русско-православная идея, которая противостоит западному индивидуализму в форме капитализма и западному коллективизму в форме социализма).
Россия – страна противоречий, нужно преодолеть ее самобытность в свободном историческом творчестве. Смысл истории – в ее конце, бесконечный прогресс – бессмыслица. Время – в вечность, реальный мир – в потусторонний.
Философия науки
Предмет философии науки – содержание, структура, функции и развитие научного знания. Модель научного исследования разработана Аристотелем, оно должно начинаться с критического обзора мнений предшественников и современников, затем – постановка проблемы, формулировка гипотезы и ее доказательство с помощью фактических наблюдений и логических аргументов. На этой основе – понимание развития науки как накопления истинного знания о мире, однако в новое время кумулятивная модель развития науки – под сомнением.
Анрико Анкаре (фр. математик) – теория конвенционализма, все научные постулаты – продукт соглашений между учеными, основанная на них теория – условный и относительный характер. Макс Плант (нем. физик) – считаемые истинными теории сменяются с поколением ученых. Карл Раймонд Опер (англ. философ) – теория фальсификации, научные только те знания, которые могут быть опровергнуты.
Томас Кунн (англ. социолог) – работа «Структура научных революций», теория развития науки как процесса последовательной смены научных парадигм. Парадигма – исходная установка, определенный способ ставить вопросы и давать ответы. Носители разных парадигм – конкурирующие научные сообщества, в случае чьей-то победы история науки переписывается, представители иных парадигм – не ученые. Период нормальной науки, на ее базе – вопросы и ответы. По мере накопления аномальных представлений и факторов – альтернативные системы и новая научная революция.
Пол Феерабент (амер. философ) – «Анархическая теория познания», факторы и эксперименты не могут доказывать научные теории. Теории не сопоставимы и не сводимы друг к другу, в конкуренции побеждает та, у какой более эффективный аппарат убеждения. Наука - не способ постижения истины, а способ самореализации лиц и групп, борющихся друг с другом, со всеми, кто не принадлежит научному миру. В демократическом обществе наука – авторитетный институт, науку нужно отделить от государства и дать равные права всем альтернативным формам знания.