Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 3
Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 1
Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)
Для эпохи Возрождения (14-16 вв.) был характерен процесс секуляризации – усиление влияния религии и церкви на политическую, общественную и культурную жизнь. В эту эпоху была обоснована идея гуманизма (от лат. «гуманус» – человеческий), как необходимости создания условий для достойной и счастливой жизни человека. Важнейшей чертой мировоззрения этой эпохи служит его ориентация на общество. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – Бог и связанная с этим идея спасения, то теперь в центре внимания мыслителей оказывается функционирование общества. Поэтому в качестве главной характеристики философии становится социоцентризм. По этой причине философия становится наиболее тесно связанной с политикой и политической идеологией, которая обосновывала идеал социального устройства.
На протяжении средневековья было распространено представление о том, что земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, что она лишь подготовка к жизни загробной. Это представление было подорвано творчеством великих поэтов-мыслителей. Данте говорил о том, что человек направляется к двум конечным целям. Одна из них заключается в проявлении собственной добродетели и реализуется в здешней, земной жизни. Другая же достигается лишь посмертно и при содействии божественной воли. Двум целям, по Данте, отвечают два пути: путь «философских наставлений» и путь «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум». Здесь на Данте сказалась идея Августина и Фомы Аквинского о «гармонии» веры и разума. Идеи Данте о двойном предназначении человека, о самоценности его земной жизни и возможности достижения счастья в ней дальше развивали Петрарка и его друг Салютати.
Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 2
Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)
В античной философии человек – природное существо и границы его возможностей определены природой («жить в согласии с природой»). Такая же позиция была характерна для ряда учений Древнего Востока, в особенности, для даосизма. В философии Возрождения человек обладает свободой, и она трактуется как возможность выбора между добром и злом. От этого зависит спасение человека. В философии этой эпохи постепенно ослабевает убеждение в греховности человека, «испорченности его природы». Основная ставка при определении принципов правильной жизни делается на помощь Бога («благодать»), а собственные силы человека признаются крайне недостаточными. Отсюда идёт изменение отношения к видам человеческой деятельности. В античности высшей формой деятельности считалось созерцание и размышление, приобщающие человека, по мнению греков, к сущности бытия. Теперь же высшей формой деятельность стало считаться спасение души (молитвы, религиозный культ, чтение Библии), а труд – искуплением грехов.
В эпоху Возрождения значительно выше, чем в период средневековья, ценится человеческое тело. Телесная жизнь, в том числе и половая любовь, как и земная жизнь в целом, тоже считается самоценной. И не случайно, что как раз живопись, изображающая прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становится в эту эпоху главным видом искусства. У великих художников – Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля – мировосприятие Ренессанса получает своё высшее выражение.
В эту эпоху возникает особый тип мировоззрения – пантеизм. Согласно ему, Бог как сверхприродное, сверхъестественное существо вначале существовал сам, а затем создал природу и людей, но дальше не вмешивается в ход мирового процесса.
Зан 1.2.1 Возр 17 век Упр 3
Прочитайте текст и найдите в нём 4 ошибки (их нумеровать)
В 17 в. для дальнейшего развития производства, техники, вооружения, транспорта требуется естественнонаучное знание. В связи с этим философия, не отказываясь и от традиционной проблематики, преимущественно ориентируется на искусство, которое развивает воображение человека и стимулирует его к познанию. Важнейшей задачей философии служит критика исчерпавшей себя схоластики и разработка эффективного метода научного познания. Решение этой задачи вылилось в два основных направления: эмпиризм (от греч. «эмпериа» - опыт) и рационализм (от лат. «рационалис» – разумный). Определяющим источником знания, с точки зрения эмпиризма, служит опыт, а с позиций рационализма, таким определяющим источником является разум, мышление. Крайние эмпиризм и рационализм абсолютизировали соответственно роль опыта и разума в познании.
Родоначальником эмпиризма был Бэкон. Если в античности главной целью познания считалось само знание, в средневековье – постижение Бога, то теперь такой целью признаётся принесение практической, конкретной пользы людям и человечеству. Он писал, что всякое познание должно опираться на опыт – результаты наблюдения и эксперимента. Оно должно двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Такое движение называется индукцией. Критерием истины Бэкон считал мнение авторитетов, в частности, Аристотеля и авторов Библии.
Попытку показать творческую роль разума в научном познании предпринял Декарт, разработавший рационалистический метод познания, основанный на дедукции. Суть рационалистического метода Декарта сводится к двум положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных, фундаментальных истин. Эти истины учёный должен получить в опыте, главным образом с помощью экспериментов. Во-вторых, разум должен из этих исходных истин на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция, согласно Декарту, - это такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, выявляем неизвестное через ранее познанное и известное. Итоговый результат познания опять должен проверяться в опыте, который, по Декарту, служит критерием истины. От Декарта и Бэкона берут начало два важнейших критерия научного знания, позволяющие отличать науку от ненауки, - доказательность и опытная подтверждаемость.