Eful catedrei, dr în istorie M. Cernencu
Catedra Relații Internaționale și Politologie
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Философия и история философии
(60 de ore)
Chişinău 2010
Aprobat
Vice-rector pentru studii ULIM,
“……”………………….2010
Programa cursului Философия и история философии este destinată studenţilor departamentelor: Limbi Străine, Psihologie și Asistență Socială, Inginerie și Informatică, Ştiinţe Economice și Medicină, anul I (60/45 ore), dintre care 30 ore prelegeri şi 30/15 ore practice.
Programa este elaborată de Svetlana Prozorovschi, magistru, lector superior .
Programa este aprobată la şedinţa
Catedrei Relații Internaționale și Politologie din „ ___ „ _________________ 2010.
Autor magistru, lector superior Sv. Prozorovschi
eful catedrei, dr în istorie M. Cernencu
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ Философия и история философии рaзработа для студентов факультета иностранных языков, психология, журналистика, экономика, инженерия и мeдицины.
Количество часов - 60 ч.:
- лекционных занятий - 30 часов,
Для факультета иностранных языков - 30 часов семинарских занятий;
Психология -30 ч. семинарских занятий;
Журналистика - 30 ч. семинарских занятий;
Экономика - 15 ч. семинарских занятий;
Инженерия - 30 ч. семинарских занятий;
Мeдицинa -15 ч. семинарских занятий.
Количество кредитов: 4; экзамен
I. Психологическая праксеологическая компетенция: студенты должны проходить цикл лекций социо-гуманитарных наук общего характера в лицеи.
II. Междисциплинарность предмета: предмет философия имеет прямую связь с предметами политология, социология, психология и другие.
III. Место предмета в учебном плане - курс относится к социо-гуманитарным дисциплинам, предусматриваемых Министерством Образования и Воспитания. Цель предмета -многосторонняя подготовка будущих специалистов в разных областях.
IV. Общие цели:
1) Развивать у студентов способность проникать в сущность предметов, явлений и процессов природного и социального характера, прививать им навыки ясного логического мышления, развивать у них склонность к критическому анализу.
2) Обогащение знаний и развитие гуманитарных ценностей, посредством тезисов и главных принципов философии, с учетом влияния последних на будущую деятельность в качестве экономиста, инженера, филолога, переводчика, психолога и журналиста.
Общие цели осуществляются с помощью второстепенных, а именно:
а) усовершенствование компетентности анализа и синтеза теоретических источников данной области
знаний.
б) развитие навыков публичного выступления и полемики по вопросам философии.
в) развитие навыков междесциплинарного применения полученных знаний.
V. Цели развития и формирования:
В заключении занятий по философии студент должен:
- получить гносеологические способности (способности к познанию), понимать и суметь объяснить общие понятия предмета философии, оперировать эпистемологическим аппаратом данного предмета; осознавать главные философские проблемы современности.
VI. Праксиологическая цель (использование на практике).
- использовать основные понятия в практике перевода и в суждениях общего характера.
- развитие личного самосознания и влияние на менталитет общества.
- развитие способностей синтеза и анализа, собственного опыта и деятельности, оценивание с точки зрения морали.
VII. Компетентность исследования (творчества) - изучить разнообразие проблемы из разных
источников.
- развитие способности систематизации информации и доктринации.
- развивать способность к рождению новых идей, анализов и классификаций.
Содержание программы:
Темы и их краткое содержание
1. Философия и ее проблематика
Что такое философия? (определение). Понятие мировоззрения и его структура.
Предфилософия - значение мифологии и религии. Философия как высший вид мировоззрения.
Основные разделы, методы и функции философии.
2. Учение о бытии. Онтология
Понятие бытия. Важнейшие формы и уровни бытия.
Пространство и время.
Материя, движение и сознание.
3. Учение о познании (гносеология)
Субъект и объект познания. Виды познания.
Чувственное рациональное познание. Понятие истины.
4. Философия человека (антропология)
Сущность и существование человека. Биологическое и социальное в человеке Бессознательное и сознательное. Индивид, и личность.
5. Философия общества
Понятие общества. Социальные сферы жизни общества.
Социальная структура общества. Политическая, экономическая и духовная жизнь
общества. Глобальные проблемы человечества.
6. Философия культуры
Понятие культуры и цивилизации. Культура и природа -взаимосвязь.
Культура и общество. Проблема ценностей.
Культура современности основы направления развития. Проблема терпимости (толерантность).
7. Античная философия
Философские учения и школы Древней Индии и Древнего Китая.
Греческая досократическая философия. Мимтская школа. Гераклит
Эфесский. Пифагорейцы. Элеаты Атомисты.
8. Классическая древнегреческая философия
Софеисты и Сократ. Платон , Аристотель. Сократовские школы.
Философия киников, стоиков и скептиков.
Философия эллиниста и римского периода.
9. Философия средних веков
Патристика. Философия Августина Блаженного. Схоластика.
Философия Ромы Аквинского. Доказательство существования Бога.
Проблема универсалий.
10. Философия эпохи Возрождения
Общее понятие направенний философии эпохи Возрождения. Гуманизм: Данте Алигьери, Фр. Петрарка, Лоренцо Вала. Неоплатонизм и неоаристотелизм. Натурфилософия Возрождения: социально-политическая философия эпохи Возрождения. Реформа цели. Томас Мор, Томазо Кампонела, Николо Макиавелли.
11. Философия Нового времени
Философия эмпиризма. Р. Бэкон, Дж. Локн, Т. Гоббс.
Философия рационализма. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбница. Скептицизм Д. Юма и агностицизм Дж. Беркли.
12. Философия французского Просвещения XVIII века
Общее понятие французского Просвещения и ее основные направления.
Деистическое направление. Волтер, Монтескье Руссо, Кондильяк.
Атеистическое направление: Ламетри Дидро, Голвеций.
Утопическо-социалистическое направление: Мабли, Моричи, Бабеф Сен-Симон.
13. Немецкая классическая философия
Критическая философия Имм. Канта. Философия Гегеля.
Антропологический Материализм Л. Рейербаха.
14. Современная философия
Иррационалистические учения Шопенгауэра, Нитщe, и др.
Сущность и основные представители философии неопозитивизма,
экзистенциализма, прагматизма и структурализма.
15. Основные течения румынской философии
Гуманизм философии В. Контье, Титу Майореску. Энергетический
персонализм Конст. Рэдулеску-Мотру. Философия культуры Лучиана
Благи. Философия религии М.Элиади.
Литература:
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. М. 1996.
2. Философия. Учебное пособие. Под редакцией профессора Лавриненко. М. 1996.
3. Философия. Учебник. Под редакцией В.Д. Губин. Г. Ю. Сидориной. В.П. Филатова. М. 1996.
4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М. 1996.
5. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М. 2004.
6. Марков Б.В. Философская антропология. Очерки истории и теории. СП 1997.
7. Основы современной философии. СП 1997.
8. История философии. Учебное пособие для вузов. М. 1996.
9.Хрестоматия по философии. Учебное пособие. М. 1996.
10.Спиркин А.Г. Философия. М. 2004.
11. Краткая история философии, М. 1997
12. Джеймс У. Введение в философию, Рассел Б. Проблемы философии, М. 2000 г.
13. Джентиле Дж. Введение в философию, Санкт-Петербург, 2000 г.
14. Гайденко П. История греческой философии, М. 200 г.
15. Сартр П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии, М. 2000 г.
16. Философия, учебник для высших учебных заведений под редакцией В.П. Кохановского, Ростов На Дону, 1996г.
17. Курбатов В.И. Философия в парадоксах и притчах, Ростов на Дону, 1996 г.
18. Лапшин И.Л. Философия изобретения и изобретение в философии, M., 1999 г.
19. Лангер Сьюзен Философия в новом ключе, М.2000
20. Философский словарь Владимира Соловьёва, Ростов на Дону, 1997 г.
21. Бертран Рассел, История западной философии, М. 2000г.
22. Аристотель, Политика, Афинская политика, М. 1997г.
23. Аристотель, О душе, Санкт- Петербург, 2002г.
24. Блинников Л.В. Великие Философы, Словарь-справочник, М. 1999 г.
25. Мир философии в 2-х частях, М. 1991г. (Хрестоматия)
26. Основы Марксистской философии, М.1959г.
27. Мамардашвили М. Лекции по античной философии, М.1998 г.
28. Нерсесяну В.С. Сократ, М.1996 г.
29. Платон, Государство. Законы. Политик, М.1998г.
30. Платон, Диалоги, М.1986г.
31. Спиркин А.Г. Основы философии, учебное пособие, М.1998г.
32. Аббаньяно Ник. Мудрость Философии и проблемы нашей жизни, Санкт- Петербург, 1998г.
33. Гомперц Теод. Греческие мыслители, в 2-х томах, Санкт-Петербург, 1999г.
34. Спиноза, Избранные произведения, Ростов на Дону, 1998г.
35. Вундт В. Введение в философию, М.1998г.
36. Введение в философию, учебник для высших учебных заведений в 2-х частях, М.1989 г.
37. Современная философия: Словарь и Хрестоматия, Ростов на Дону, 1996г.
СЕМИНАРЫ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЛОСОФИЯ:
1. Предмет философии. Что такое философия?
Понятие мировоззрения. Разделы, методы и функции. Философия.
2. Онтология.
Категория бытия ее смысл и специфика. Материя и сознание. Проблема субстанции в философии. Основные формы существования материи. Пространство и время.
3. Гносеология.
Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание. Понятие истины.
4. Антропология.
Сущность и существование человека. Соотношение социального и биологического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в человеке. Индивид и личность.
5. Философия культуры.
Понятие культуры и цивилизации. Соотношение природы и культуры, социального и культуры. Виды культур. Понятие ценности.
6. Античная философия. Философия Древней Греции досократического периода. Философия софистов и Сократа. Учение Платона и Аристотеля.
7. Философия Средних Веков и эпохи Возрождения
Патристика. Философия Августина Блаженного. Схоластика. Философия Ромы Аквинского. Гуманизм эпохи Возрождения. Натурфилософия эпохи Возрождения. Социально-политическая философия Эпохи Возрождения.
8. Философия Нового Времени.
Эпиризм. Р. Бэкона, Дж. Локке, Т. Гоббс. Рационализм Рене Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
9. Немецкая классическая философия.
Критическая философия Имм. Канта. Диалектика Гегеля. Антропология А. Рейрбаха.
10. Современная философия.
Основные направления и развитие современной философии. Философия жизни. Арт. Шопенгауэр. Фр. Ницше. Экзистенциализм. Структурализм. Прагматизм.
Темы семинарских занятий для студентов факультета журналистики, (специфика 6 часов).
Философия общения.
Понятие общения и коммуникация. Виды общения. Функции и методы общения. Понятие информации и эффективности общения.
СМИ.
Эволюция средств общения и коммуникации. Влияние процессов общения на личность и общество. Человек - результат общения. «Невидимая рука и зоркий глаз» государства или контроль и цензура средств массовой информации.
Этика общения и деонтология журнализма.
Этика общения и деонтология журнализма как виды философского сознания. Принцип объективности, непричастности и прозрачности в деятельности журнализма. Проблемы информационного общества.
20 часов - общие темы 6 часов - специфика ф-та журналистики.
Темы семинарских занятий для студентов факультета инженерии.
Философия техники.
Эволюция и влияние технических средств на историческо-экономический процесс. Новые технологии -влияние на личность и общество. Проблема использования новых технологий во всех сферах общественной, политической и экономической деятельности человека.
20 часов - общие 2 часа - специфика инженерного факультета
Темы семинарских занятий для студентов экономического факультета (специфика 6 часов)
Экономическая философия.
Философско-экономический образ мышления. Философия труда и экономической деятельности. Сущность и составляющие экономического управления.
Собственность и самоутверждение личности.
Стихийное и закономерность историко-экономического развития. Нравственно-психологические устои экономики.
Глобальные проблемы. Нотто есопотюиз.
Человечество как едино-цельная социально-экономическая-планетарная система. Проблема экономических ресурсов, «Невидимая рука и зоркий глаз» государства. 20 часов - общие темы.
6 часов - специфика Экономического факультета
Темы семинарских занятий для студентов факультета Психологии.
Философия религии.
Понятие Бога, божественности и священного в философии. Эволюция религии и эсхатологическое учение. Влияние религии на личность и общество.
Философия искусства.
Философия искусства и эстетическое сознание. Понятие красоты, уродства, гармонии и возвышенности. Влияние искусства на личность и общество. Проблемы современного искусства. Основные направления развития.
Философия морали.
Понятие этики и морали. Эволюция этических учений. Структура и функциональность этического сознания. Современные этические проблемы.
Герменевтика.
Общее понятие герменевтики. Виды герменевтики: литературная, религиозная, юридическая и философская. Основные идеи главных представителей герменевтики. (Шлейермахер, Хайдеггер, Гадалир, Рикёр).
Футурология. Философия будущего.
Прогностическая функция философии. Возможность продвижения будущего и ее основные аспекты. Общее понятие социального прогнозирования. Глобальные проблемы человечества.
Философия общения. Нотто коттишсапз.
Понятие общения и коммуникации. Виды общения. Методы и функции общения. Понятие информации и эффективности общения.
Этика общения.
Этика общения как форма философского сознания. Влияние процессов общения на личность и общества. Человек результат общения.
Душа, сознание и разум.
Душа и тело. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального. Сознание самосознания и рефлексии. Психика животных и сфера бессознательного.
Философия психоанализа.
Общее понятие бессознательного и реакция вытеснения. Психологическая система Грейда и механизмы защиты А. Феномен массы (толпы). Основные направления неофрейдизма.
Философия илюзионизма.
Понятие лжи, ошибки, манипуляции. Виды манипуляций. НЛП (нейро лингвистическое программирование) этические аспекты.
20 часов - общие
10 часов - специфика
Темы семинарских занятий для студентов факультета Иностранных языков.
Философия религии.
Понятие Бога, божественности и священного в философии. Эволюция религии и эсхатологическое учение. Влияние религии на личность и общество.
Философия искусства.
Философия искусства и эстетическое сознание. Понятие красоты, уродства, гармонии и возвышенности. Влияние искусства на личность и общество. Проблемы современного искусства. Основные направления развития.
Философия морали.
Понятие этики и морали. Эволюция этических учений. Структура и функциональность этического сознания. Современные этические проблемы.
Философия символа. Семиотика.
Предмет и проблематика семиотики. Понятие знака, сигнала и символа. Структура и функциональность символа. Синтаксический, семантический и прагматический аспект символа.
Герменевтика.
Общее понятие герменевтики. Виды герменевтики: литературная, религиозная, юридическая и философская. Основные идеи главных представителей герменевтики. (Шлейермахер, Хайдеггер, Гадалир, Рикёр).
Футурология. Философия будущего.
Прогностическая функция философии. Возможность продвижения будущего и ее основные аспекты. Общее понятие социального прогнозирования. Глобальные проблемы человечества.
Философия общения. Нотто коттшнсапз.
Понятие общения и коммуникации. Виды общения. Методы и функции общения. Понятие информации и эффективности общения.
Этика общения.
Этика общения как форма философского сознания. Влияние процессов общения на личность и общества. Человек результат общения.
Философия илюзионизма.
Понятие лжи, ошибки, манипуляции. Виды манипуляций. НЛП (нейро лингвистическое программирование) этические аспекты.
Философия языка.
Проблема происхождения языка. Язык как информационно-знаковая система. Проблема универсального языка.
20 часов
Стратегии оценки знаний
Текущая оценка:
- Семинар по каждой теме лекции
- Рефераты по выбору студентов
- Контрольные работы - 3 на протяжении всего семестра
Стратегия оценки:
- в заключении занятий по философии предусмотрен экзамен.
- экзамен проводится в письменной форме.
- итоговая оценка выводится с учетом успеваемости на семинарских занятиях 60% и 40% оценка письменного экзамена
- билет состоит из 2-х вопросов:
Структура экзаменационного билета
1. вопрос из раздела истории философии. - 50 пунктов
2. вопрос из раздела проблемы философии - 50 пунктов
Расчет оценки письменного экзамена: Для общего итога - 100 пунктов
От 97 до 100 пунктов - оценка «10»
От 91 до 96 - оценка «9»
От 81 до 90 - оценка «8»
От 72 до 80 - оценка «7»
От 61 до 70 - оценка «6»
От 51 до 60 - оценка «5»
От 41 до 50 - оценка «4»
От 31 до 40 - оценка «3»
От 21 до 30 - оценка «2»
От 11 до 20 - оценка «1»
Объяснение пунктажа по уровням
По 1 и 2 вопросу (теории) - опенка гносеологических компетенций:
1. Логическое объяснение материала по программе - 30 пунктов
· Аргументация своего ответа - 30 пунктов
· Использование собственных аргументов на основе индивидуальных исследований, реализованных сверх программы с изложением некоторых оригинальных выводов - 25 пунктов
· Лингвистический уровень ответа (применение научной терминологии, стиля, орфографии) - 15 пунктов
Характеристика оценочных требований
Оценка 10 - ставится студенту который: а) имеет многосторонние, прочные, исключительные теоретические знания, которые превышают границы программы по данной дисциплине; б) владеют индуктивно-дедуктивными способностями при формулированием собственного мнения по рассматриваемой проблеме, в) реализует принцип междисциплинарное™, используя термины и понятия из параллельных областей данной дисциплины, без ошибок в изложении материала; г) умеет быстро реагировать и выражаться устно; д) не делает ни смысловых ошибок, ни ошибок выражения.
Оценка 9 - ставиться студенту который: а) имеет очень хорошие, прочные и многосторонние практические и теоретические знания в соответствии с материалом программы; б) владеет индуктивно- дедуктивными способностями при формулировании собственного мнения по рассматриваемой проблеме; в) использует термины и понятия из параллельных областей данной дисциплине, без ошибок в изложении материала; г) не делает ни смысловых ошибок, ни ошибок выражения.
Оценка 8 - ставиться студенту который: а) имеет хорошие, полные практические и теоретические знания в соответствии с материалом программы; б) показывает достаточные способности по применению теоретических знаний; в) умеет обобщать изложенный материал; г) указывает на правильность понимания основных понятий дисциплины, но в изложении материала допущены несущественные недостатки; д) допускает одну смысловую ошибку и две ошибки выражения.
Оценка 7 - ставится студенту который: а) имеет достаточные теоретические знания в соответствии с материалом программы; б) указывает на осознанное освоение материала и на правильность понимания основных понятий соответствующей дисциплины; в) делает некоторые ошибки в изложении материала, одна их которых существенна; г) допускает две смысловых и три ошибки выражения.
Оценка 6 - ставится студенту который: а) имеет достаточные теоретические знания в соответствии с материалом программы; б) проявляет осознанное, но слабое освоение материала; в) допускает некоторые ошибки и недостатки в изложении материала, из которых две-три существенных; г) допускает три смысловые и четыре ошибки выражения.
Оценка 5 - ставится студенту который: а) имеет теоретические знания по большинству разделов программы; б) проявляет слабое освоение материала; в) допускает существенные ошибки и недостатки в изложении материала программы.
Оценка 4,3,2,1 - ставится студенту который освоил не более 25% материала программы по данной дисциплине.
Вопросы для экзамена - предмет Философия
1. Предмет философии. Что такое философия?
2. Разделы философии.
3. Методы философии.
4. Онтология. Категория бытия и небытия.
5. Функций философии.
6. Категории бытия. Материя и движение.
7. Категории бытия. Пространство и время.
8. Иерархизация бытия.
9. Многомерность человеческого бытия.
10. Сознание и самосознание.
11. Проблема познания в философии.
12. Субъект и объект познания.
13. Структура и виды познания.
14. Проблема истины в философии.
15. Общее понятие о человеке.
16. Человек и человечество.
17. Индивид, персона, личность и понятия «Я».
18. Философия культуры. Понятие культуры и цивилизации.
19. Виды культур, понятие ценности.
20. Соотнощение природы, культуры и общество.
21. Человек, общество и природа: проблема экологии.
22. Экономическая философия.
23. Кoнтролъ государства нaд экономической деятельности.
24. Собственность и самоутверждение личности.
25. Сущность и состовляющии социально-экономического управление.
26. Нравственно психологические устой экономики.
27. Философия труда.
28. Философия техники.
29. Натурфилософия Др.Греции.Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен,Гераклит Эфесскии.
30. Натурфилософия Др. Греции.Пифогор, Демокрит, плюралисты и элеаты.
31. Софисты и Сократ.
32. Философия Платона.
33. Философия Аристотеля.
34. Философия Среднековия. Патристика.Философия Августина Блаженного.
35. Философия Среднековия. Схоластика.
36. Проблема универсалии в среднековой философии.
37. Гуманизм в философия эпохи Возрождения.
38. Натурфилософия в философия эпохи Возрождения.
39. Социально-политическая философия эпохи Возрождения.
40. Философия Эпохи ногово Времени. Эмпиризм.
41. Рационализм в философий нового Времени.
42. Философия Фр. Бэкона.
43. Философия Фр. Бэкона. Теория идолов.
44. Философия Рене Декарт.
45. Гносеология Имм. Канта.
46. Философия Имм. Канта.
47. Философия Гегеля.
48. Философия жизни. Фр. Ницще и Артур Шопенгауер.
49. Современная философия. Общая характеристика.
50. Современная философия. Марксизм и прагматизм.
51. Современная Философия. Позитивизм и психанализм.
52. Современная философия. Структурализм и Экзистенциализм.