Глава v символизм мирового яйца 4 страница
В своих «Эзотерических наставлениях» мадам Блаватская отмечает определенные соответствия между содержимым маток звезд и человека. Так, в частности, она рассматривает семь составляющих содержимого хориона[126]: «Итак, каждая из этих семи составляющих в отдельности соответствует некоему антиподу и создана по образу этого антипода — одного на каждом из семи планов бытия, причем каждый из них, в свою очередь, соответствует семи состояниям материи и всех других сил в природе, сенсуальных (т.е. основанных на чувствах, ощущениях) и функциональных».
Она также проводит следующие прямые аналогии:
1) Земной эмбрион, который заключает в себе будущего человека со всеми его потенциальностями — это математическая точка, космическое семя; монада Лейбница, которая содержит в себе всю вселенную, как желудь содержит в себе дуб.
2) Амниотическая жидкость, которая выделяется из эмбриона — это Акаша, исходящая от десяти божеств солнца.
3) Амнион, т.е. оболочка, содержащая амниотическую жидкость, — это эфир пространства, с внешней стороны представляющий собой пластичную корку, которая якобы покрывает солнце.
4) Желточный мешок, который, как утверждает наука, служит для первоначального питания эмбриона, — это звездное содержимое эфира, его главные составные части.
5) Аллантоис[127], или выступ зародыша, который располагается между амнионом и хорионом, — это потоки жизни в эфире, источником которых является солнце и по которым передается жизненное начало, питающее все, что есть на земле.
6) Аллантоис разделен на два слоя, представляющие собой двойное излучение, психическое и физическое, называемые в оккультизме верхним, или божественным, астральным светом и нижним, или материальным, астральным светом.
7) Хорион, наружный слой оболочек, которые расходуются на формирование человека, — это наружная кора любого звездного тела, соответствующая скорлупе космического яйца, или на земном плане аналогичная атмосфера, которая, подобно коже человека, составлена из семи слоев.
Так называемое физическое рождение, по сути, не выводит человека из эмбрионального состояния, так как в течение всей физической жизни его тело остается эмбрионом, пребывающим во взвешенном состоянии в магнитном поле его ауры. Внезародышевые оболочки, которые он сбрасывает в момент разрывания пуповины, в какой-то мере являются физическими двойниками сверхфизических тел, называемых аурами, которые продолжают питать и защищать его и внутри которых он живет, движется и имеет свое бытие. Как уже было отмечено выше, эмбрион соответствует Атману, если рассматривать его как монаду[128], с помощью которой развиваются семь телесных систем. Именно это, согласно неоплатоникам, и является вершиной тела — единством, из которого возникает многообразие. Следовательно, эмбрион соответствует аурическому яйцу, которое для человека в целом — духовного, психического и физического — означает то же самое, что и эмбрион для его физической составляющей, а именно ее источник и все включающий аспект. Амниотическая жидкость аналогична второму отделу ауры, который называется буддхической оболочкой, а амнион — третьему отделу ауры, или манасическому полю. Пупок соответствует четвертому отделу ауры, или камарупической оболочке. Пятый отдел, или аллантоис, ассоциируется с праной; шестой, или промежуток, — с лингашарирой, и, наконец, седьмой отдел, или хорион, — с физическим телом, а точнее с субстанциями, из которых создано физическое тело. Надо заметить, что для трех последних аналогий возможны и другие варианты по причине некоторой путаницы в терминологии, коснувшейся в основном таких понятий, как астральное тело, эмоциональное тело, витальное тело и эфирный двойник.
Аналогии между эмбрионом с его внезародышевыми оболочками и звездным мирозданием заимствованы из пуран. Так, например, в «Вишну-пуране» описывается процесс творения, происходящий в чреве горы Меру. В переводе Уилсона это выглядит так: «Это громадное яйцо, о мудрец, составленное из элементов и покоившееся на водах, было превосходным природным обиталищем Вишну в форме Брамы, и там Вишну, Владыка вселенной, чья сущность непостижима, принимал видимую форму и сам пребывал в ней в качестве Брамы. Его чрево, огромное, как гора Меру, состояло из гор, а величественные океаны были теми водами, которые заполняли его полость». Здесь нам придется прервать цитату и обратиться к примечанию Фитцетворда Холла, который редактировал перевод Уилсона. Он заявляет, что многие переводчики этих рукописей предпочитают переводить предложение, начинающееся со слов «его чрево», иначе: «Меру была его амнионом, а другие горы были его хорионом».
Теперь вернемся к тексту Уилсона: «В том яйце, о Брахман, были континенты, моря и горы, планеты и области вселенной, боги, демоны и человечество. А снаружи это яйцо было покрыто семью природными оболочками: водой, воздухом, огнем, эфиром и Ахамкарой, источником элементов, и каждая из этих оболочек была в десять раз больше того, что она вмешала, затем шла первооснова Интеллекта и, наконец, все в целом было окружено однородной Первоосновой, напоминая кокосовый орех, внутри заполненный мякотью, а снаружи покрытый кожицей и скорлупой».
Когда эзотерические толкователи объявляют эмбрион, или «золотого ребенка», символом солнца, несущим в себе десять богов, они имеют в виду то же самое, что изображено на необычно оформленной титульной странице редчайшей из всех изданных каббалистических книг К.Кнорра фон Розен-рота «Открытая каббала». В верхней части этого рисунка помещено пылающее солнце каббалистов и пифагорейцев, содержащее в себе десять кругов Дерева Сефиротов, расположенных в трех несколько больших по размеру сферах. Эта схема уже сама по себе раскрывает тайну, которая не объясняется в тексте. Десять маленьких кружков — это десять Праджапати — Владык бытия, Строителей. В этом можно усмотреть аналогию с эмбрионом. Три первых верхних кружка, заключенных в верхней сфере, физически соответствуют трем типам дермы (т.е. кожи), или зародышевым тканям — эктодерме, мезодерме и эндодерме. Они являют собой скрытую основу, главные составляющие одной физической субстанции, скрытый лик Зогара. Шесть кружков в центральной сфере представляют активные силы — Макрокосмический Шестиугольник. Они рождены из первых трех и происходят от отцов. Они формируют субстанции и строят семеричный мир из трех первичных состояний (дерм). Десятый и последний кружок отдельно от других помещен в самой нижней сфере и представляет результат их действий. Это внешний и раскрытый мир — человек, — называемый в каббале Царством, «Тем, которое учреждено».
Там же имеются и числа, священные цифры: потенции, сокрытые в солнце, вселенском и эмбриональном. После оплодотворения начинается процесс высвобождения силы и перед Строителями встает задача упорядочить массу ткани и «вылепить» из нее подобие мира. Духовный мир опирается на острия трезубца Шивы (буква «Shin» еврейского алфавита). Психический мир возвышается на семи планетарных основаниях, а физический мир на шнурах подвешен ко всем высшим сферам. Учитывая древность индийских пуран, каббалистического «Зогара» и других писаний, в которых встречаются подобные аналогии, становится ясно, что знания древних в области эмбриональных процессов абсолютно не соответствуют тому уровню развития науки, который мы приписываем той эпохе. И даже если согласиться с мнением наиболее консервативных специалистов, определяющих возраст пуран всего в тысячу лет, данное в них представление о созидательных процессах свидетельствует о необычайной просвещенности и являет идеал гораздо более прекрасный, убедительный и завершенный, чем предлагаемый большинством крупных авторитетов современности.
В древних мистериях говорилось, что сам космос окружен огромными горами и отвесными скалами — «Кольцом, за которое нет хода», бровями Имира, звездным хорионом. Вселенная была создана посреди вод, и при этом ее окружала не привычная нам вода, а божественная вселенская вода, эфиры пространства, и поэтому вселенную символически изображают плавающей в огромном океане этой субстанции. Надо сказать, Фалес[129] придерживался того же мнения. После того как был создан остров (эмбрион), боги сошли на него, спустившись вниз по лестнице (пуповине). Реки, описание которых приведено в Книге Бытия[130] (кровеносные сосуды пуповины), втекают в эту новую сушу. Когда-нибудь в далеком будущем наука наконец осознает, что за аллегориями скрыты вечные истины, и будет лучше понимать природу человека, размышляя над священными писаниями и признав соответствие между вселенской космогонией и истоками жизни человека.