Занятие 15. (семинар 2 часа) Устный контрольный опрос

ПЛАН

Семинарских занятий, практикумов и кср

по дисциплине «Философия» для студентов

2 курса юридического факультета БГУ

(специальности: «политология»; «экономическое право»

40 ч. лекции; 28 ч. семинары; 8 ч. кср)

Учебный год

ст. преподаватель, Сайганова В.С.

Занятие 1. Семинар (2 часа)

Тема: Философия и мировоззрение.

Вопросы для обсуждения в группе:

Работа с философскими изречениями.

Задание. Найти философские изречения на любую тему и выбрать одно для развернутой интерпретации. (т.е. объяснить, как вы его понимаете, какой смысл оно содержит, какой жизненной ситуации соответствует).

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Какие изменения в культурной и социальной жизни древних обществ способствовали возникновению философии?

2. В чем заключается рациональность философского мировоззрения?

3. Определите характерные особенности философского знания. В чем состоит ценностная природа философского мировоззрения?

4. Чем отличается философия от религии и мифологии?

5. Что общего у философии с наукой?

6. Почему науку проблематично считать самостоятельным типом мировоззрения?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 22-50.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 18 – 39; 140 – 172.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Занятие 2. Семинар (2 часа).

Тема: Специфика философского познания действительности.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Предмет философии и его историческая динамика.

2. Структура философского знания.

3. Проблема метода в философском познании. Основные методологические стратегии классической и современной философии.

4. Статус и функции философии в духовной культуре.

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Каков предмет философского познания? Как изменялся он на протяжении исторического развития философии?

2. Почему в классической философии, начиная с античности, разделяли теоретическую и практическую философию? Какие части философского знания входили в их структуру?

3. Что изучают основные подсистемы философского знания?

4. В чем особенность методов и языка философии?

5. Какова роль категорий в структуре философского познания? Чем они отличаются от понятий?

6. Какие методы классической и постклассической философии Вы знаете?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 22-50.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 18 – 39; 140 – 172.

Философия в современном мире: учебно-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И.Зеленкова. – 2-е изд. – Мн.: Изд. Центр БГУ, 2007. – 215 с.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Дополнительная литература:

Давыдов Ю.Н. Раздумья о философской культуре // Вопросы философии. 1988. № 3.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.,1991.

Степин В.С. О прогностической природе философского знания // Вопросы философии. 1986. № 4.

Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.

Занятие 3. Семинар (2 часа)

Тема: Философия как социокультурный феномен.

Работа с различными фрагментами текстов по определению философии.

Вопросы для обсуждения в группе:

5. Интерпретация философии у представителей классической философской традиции (Аристотель, Н.Кузанский, М. Монтень, Р. Декарт, И.В. Гете и др.).

6. Понимание философии у Х. Ортега-и-Гассета (По тексту Х. Ортега-и-Гассета «Что такое философия»).

Дополнительная литература:

Давыдов Ю.Н. Раздумья о философской культуре // Вопросы философии. 1988. № 3.

Давыдова Д.А. О мировоззренческой природе философского знания // Вопросы философии. 1988. № 2.

Зотов А. Феномен философии: Очем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. 1991. № 12.

Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение. М., 1990.

Занятия 4-5. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (4 часа)

Тема:Концепция «общественного договора» в англо-французском Просвещении: сравнительный анализ концепций Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо.

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Томас Гоббс о причинах возникновения и сущности государства в работе «Левиафан…»:

а) В чем заключается, согласно Т. Гоббсу, естественное равенство людей? Возможно ли такое равенство?

б) Как определяет Т. Гоббс естественное состояние общества, каковы его основные характеристики?

в) В чем он усматривает сущность государства, причину и цель его существования?

г) Что говорит Т. Гоббс о соотношении свободы и необходимости применительно к общественной жизни человека?

2. Идея «естественного права» и договорная концепция государства в работе Дж. Локка «Два трактата о правлении»:

а) Как Дж. Локк определяет политическую власть? Чем его трактовка власти отличается от патриархальных представлений об основных источниках власти в обществе?

б) Выделите основные характеристики естественного состояния, по Дж. Локку, и определите основные отличия естественного состояния от гражданского (или политического состояния).

в) Что есть «состояние войны», и почему естественное состояние неизбежно трансформируется в состояние войны?

г) Каким образом возникает государство, и какова цель его существования? Какие права оно призвано защищать?

д) Что понимает Дж. Локк под общественным договором? От каких прав, и от какой власти отказываются индивиды, заключая общественный договор?

3. Жан-Жак Руссо о сути «общественного договора» и принципах справедливости (трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического права»):

а) В чем Ж.-Ж. Руссо усматривает сущность общественного договора?

б) Чем гражданское состояние общества отличается от естественного, согласно Ж.-Ж. Руссо? Что приобретает человек, заключая общественный договор?

в) Кто, согласно Ж.-Ж. Руссо, является сувереном, и в чем он усматривает сущность закона?

г) Как Ж.-Ж. Руссо определяет свободу? Какими правами человек обладает от природы?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Каковы идеалы и ценности эпохи Просвещения? Почему она так называется?

2. Какими проблемами занимались мыслители эпохи Просвещения?

3. Какие задачи ставились перед философией в этот исторический период?

4. Что понимали мыслители Просвещения под правовым государством? Каково назначение государства?

5. Как понимались в эпоху Просвещения равенство, свобода, справедливость?

6. Обратите внимание на ключевые различия в трактовке общественного договора, сущности и целей государства в концепциях изучаемых мыслителей.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 72 – 74.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 121 – 130.

Первоисточники:

Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 2. 2-е изд. М., 1989. Главы XIII, XVII, XXI.

Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Соч.: В 3-х т. Т. 3. М., 1988. Книга 2. Главы I – IX.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. Книга 1. Главы I – IX. Книга 2. Главы IV – VI.

Дополнительная литература:

Грей Дж. Поминки по Просвещению. М., 2003.

Заиченко Г.А. Д. Локк и современность // Философские науки. 1990. № 8.

Самсонова Т.Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XIV – XIX веков. М., 1996.

Фуко М. Что такое Просвещение? // Вопросы методологии. 1996. № 1-2.

Занятие 6. (кср) Письменная контрольная работа по вариантам и тестирование по разделу I (темы 1- 3) (2 часа)

Тема: Философия и мировоззрение. Исторические типы классической философии и основные стратегии развития современного философского знания.

Контрольные вопросы:

  1. Понятие и структура мировоззрения, его основные компоненты.
  2. Мифология как исторически первый тип мировоззрения. Понятие мифа и ритуала.
  3. Понятие религии. Специфика религиозного мировоззрения.
  4. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Специфика философского знания.
  5. Предмет философии и структура философского знания.
  6. Проблема метода в философском познании.
  7. Функции философии в системе культуры.
  8. Генезис философии. Исторические и социокультурные предпосылки ее возникновения.
  9. Особенности древнеиндийской философии, ее основные школы и понятия.
  10. Специфика древнекитайской философской традиции и основные направления ее развития.
  11. Исторические этапы развития античной философии.
  12. Специфика древнегреческого философского мышления.
  13. Исторические этапы развития средневековой философии. Эволюция проблемы соотношения веры и разума.
  14. Статус и функции философии в средневековой культуре. Основные принципы средневекового философского мышления.
  15. Гуманистические ориентации философии эпохи Возрождения.
  16. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени.
  17. Основные идеи и достижения философии эпохи Просвещения.
  18. Роль немецкой классической философии в развитии европейской культурной традиции.
  19. Основные проблемы и направления русской философии XIX – начала XX веков.
  20. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.
  21. Типологические характеристики классической философии.
  22. Постклассическая философия XX века: особенности и основные направления развития.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 22 – 93.

Анохина В.В. Пропедевтика. Исторические типы классической философии. Учеб.-метод. комплекс. Мн.: БГУ, 2006. С. 18 – 172.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004.

Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост.: Е.Ф. Губский [и др.] – М.: Инфра-М, 2003. – 574 с.

Занятие 7. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Что понимает Ж.-П. Сартр под экзистенциалистской философией?

2. Какие направления он выделяет в философии экзистенциализма? В чем их специфика?

3. Какой смысл вкладывает Ж.-П. Сартр в тезис: «Существование предшествует сущности»?

4. Что означает выражение Ж.-П. Сартра: «Человек есть проект самого себя»?

5. Как Ж.-П. Сартр определяет свободу?

6. Почему экзистенциализм – это не только гуманизм, но и оптимизм?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. В чем особенность экзистенциально-феноменологической стратегии философствования?

2. Вспомните представителей данного философского направления. Почему оно так называется?

3. Как изменяется постановка проблемы человека в экзистенциализме по сравнению с классической философией?

4. Какой смысл вкладывают представители экзистенциализма в понятие «экзистенция»?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 620-644, 729-745.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004. С. 726-739, 773-795.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 575-590, 602-625.

Первоисточники:

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.

Литература дополнительная:

Кисель М.А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.

Современный экзистенциализм. М., 1966.

Занятие 8. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Проблема свободы и развития человека в психоаналитической концепции Э. Фромма (по работе «Бегство от свободы»)

Вопросы для обсуждения в группе:

1. В чем Э. Фромм усматривает разницу между собственной трактовкой проблемы человека и концепцией З. Фрейда?

2. Как Э. Фромм определяет понятие свободы? Какие различные стороны свободы раскрываются человеку в процессе индивидуализации?

3. Чем оборачивается свобода для человека в индустриальном обществе? Почему он стремиться ее избежать?

4. Каковы, согласно Э. Фромму, основные механизмы «бегства от свободы»?

5. В чем заключается позитивный аспект свободы, и каким образом индивид может ее обрести?

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки:

1. Какую роль, согласно Э. Фромму, играет культурное и социальное окружение человека в развитии характера личности?

2. Какие характеристики индустриального общества Э. Фромм считает разрушительными для человека?

3. Чем понимание свободы в концепции Э. Фромма отличается от сартровской интерпретации свободы?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 620-644, 729-745.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004. С. 726-739, 773-795.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 575-590, 602-625.

Первоисточники:

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: АСТ, 2005. Главы 1 – 2, 4-7.

Дополнительная литература:

Гуревич П. Философская антропология Эриха Фромма // Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.

Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

Руткевич А.М. «Анатомия деструктивности» Э. Фромма // Вопросы философии. 1991. № 9.

Соколов, Э.В. Введение в психоанализ: Социокультур. аспект: Учеб. пособие по филос. и культурол. специальностям / Э. В. Соколов. – СПб.: Лань: Акад. культуры, 2002. – 318 с.

Занятие 9. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Проблема взаимоотношения человека и природы в концепции К. Лоренца (по работе «Восемь смертных грехов цивилизованного человечества»)

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. Учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 620-644, 729-745.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. М., 2004. С. 726-739, 773-795.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 575-590, 602-625.

Занятие 10. (кср) Письменная работа – Эссе по прочитанным текстам (2 часа)

Занятие 11. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Феномен «массы» и «массовый человек» в работе Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Как Х. Ортега-и-Гассет характеризует «массу» и «человека массы»? Чем они отличаются от «избранного меньшинства»?

2. Что понимает Х. Ортега-и-Гассет под «восстанием масс», и каковы его истоки? Какие процессы в современной цивилизации порождают «массового человека»?

3. Почему Х. Ортега-и-Гассет считает, что наибольшую опасность для современного ему общества представляет рост могущества государства?

4. В чем Х. Ортега-и-Гассет усматривает истоки кризиса европейкой цивилизации?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. В чем заключается процесс «массовизации» современного общества?

2. Какие противоречия индустриального общества порождают феномен «массового человека»?

3. Каковы истоки духовного кризиса европейской культуры, последствия которого обнаруживаются в жизни техногенной западной цивилизации?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004. – С. 796-814.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 626-641.

Первоисточники:

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Гл. I - IX, XI - XIII.

Дополнительная литература:

Гвардини Р. Конец Нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4.

Зыкова А.Б. Учение о человеке в философии Х. Ортеги-и-Гассета. М., 1978.

Кризис культуры: Антология. М., 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. М., 2002.

Занятие 12. Семинар (2 часа)

Тема: Сознание как предмет философского анализа

Вопросы для обсуждения в группе:

1. Сознание как предмет философского анализа. Проблема сознания в различных философских традициях.

2. Структурно-функциональные характеристики сознания.

3. Сознание и психика. Феномен бессознательного.

4. Социальная природа сознания. Мышление и язык.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 116-139.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., переработ. и допол. – М. : Гардарики, 2004. – С. 796-814.

Философия: Учебник. 2-е изд. Отв. ред. В.Д. Губин и др. М., 2000. С. 626-641.

Сидорина Т.Ю. Парадоксы кризисного сознания. М., 2002.

Занятие 13. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Проблема цивилизационных конфликтов в эпоху глобализации (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»)

Вопросы для обсуждения в группе:

Какие различия между народами С. Хантингтон полагает основными источниками конфликта в современную эпоху? Почему?

На каком уровне сегодня осуществляется глобальная политика, и кто является ее основными действующими лицами?

Чем различаются цивилизации, согласно С. Хантингтону? Какие параметры этих различий сегодня выходят на первый план глобальной политики?

В чем заключаются основные проблемы в отношениях между Западом и остальным миром? Возможен ли выход из назревающих международных конфликтов?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Как в современной философии трактуют понятие цивилизация?

2. Какую роль играет культура в формировании цивилизаций и отношениях между ними?

3. Каковы возможные критерии типологии цивилизаций?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177-221.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2004. С. 564-566.

Демин, Л. М. Взаимодействие культур и проблема взаимных культурных влияний: Учеб. пособие / Л. М. Демин. – М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1999. – 175 с.

Первоисточники:

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М.: Academia, 1999. С. 531 – 556.

Дополнительная литература:

Гарсия, Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» / Д. Гарсия // Вопросы философии. – 2002. – № 12. – С. 228 – 234.

Диалог цивилизаций. Повестка дня / РАН. Ин-т философии; Горбачев-Фонд; Сост. и общ. ред. В.И.Толстых. – М.: ИФ РАН, 2005. – 145 с.

Ерасов, Б.С. Цивилизации. Универсалии и самобытность / Борис Сергеевич Ерасов; Рос. акад. наук, Ин-т востоковедения. – М.: Наука, 2002. – 522, [2] с., [1] л. портр.

Мотрошилова, Н.В. Цивилизация и варварство в современную эпоху / РАН. Ин-т философии. – М.: ИФ РАН, 2007. – 268 с.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Сост. Б.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1998. – 556 с.

Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001.

Занятие 14. Коллоквиум на основе аналитической работы с текстами (2 часа)

Тема:Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество».

Вопросы для обсуждения в группе:

  1. Что понимает Д. Белл под «постиндустриальным обществом»? Каковы его «осевые принципы», и чем оно отличается от индустриального?
  2. О каких 3-х технологических революциях говорит Д. Белл, и в чем их суть?
  3. Каковы основные направления и способы влияния технологического прогресса на характер современных социальных изменений?
  4. Каковы основные параметры и структура «общества знания», согласно Д. Беллу?
  5. Что является главным ресурсом постиндустриального общества?

Вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:

1. Как в современной философии трактуют понятие цивилизация?

2. Каковы возможные критерии типологии цивилизаций?

3. С какими пределами роста столкнулась индустриальная цивилизация?

4. Что такое глобальные проблемы современности?

5. В чем специфика постиндустриальной цивилизации? Назовите основные характеристики постиндустриального общества.

6. Как соотносятся между собой понятия «постиндустриальное общество» и «информационное общество»?

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177-221.

Философия. Учебник для студентов высших учебных заведений. Под ред. В.Д. Губина и Т. Ю. Сидориной. М., 2004. С. 564-566.

Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы: Учеб. пособие для студентов экон. направлений и специальностей / В.Л.Иноземцев. – М.: Изд.-книготорговый дом «Логос», 2000. – 302, [1] с.

Первоисточники:

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Введение // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. Предисловие к русскому изданию 1999 года. С. XCIV – CXLIV. Глава I. С. 152 – 162. Глава II. С. 165 – 173. Глава III. С. 253 – 256, 288 – 315, 330 - 340. Глава VI. С. 460 – 492. Эпилог. Заключение. С. 601 – 664.

Дополнительная литература:

За пределами роста Beyond the limits: Предотвратить глобал. катастрофу. Обеспечить устойчивое будущее: Учеб. пособие / Донелла Х.Медоуз, Деннис Л.Медоуз, Йорген Рандерс; Пер. с англ. Г.А.Ягодина и др.; Под ред. Г.А.Ягодина. – М.: Прогресс. Пангея, 1994. – 303 с.

Римский клуб The Club of Rome: История создания, избр. докл. и выступления, офиц. материалы / [Сост.: Д.М.Гвишиани и др.; Пер. с англ.: Е.В.Нетесова, А.А.Сейтов]; Под ред. Д.М.Гвишиани. – М.: УРСС, 1997. – 377, [3] с.

Иноземцев В.Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. – М.: Academia, 1999. – 631 с.

Сачков Ю.В., Тяглов А.В. Вариации на тему Белла // Философские науки. 1990. № 11.

Занятие 15. (семинар 2 часа) Устный контрольный опрос

Тема:Социальная философия. Раздел 5, темы 11 – 14.

Контрольные вопросы:

1. Предмет социальной философии, ее место в системе философского и социально-гуманитарного знания.

2. Понятие социальной реальности. Основные исследовательские программы в обществознании.

3. Общество как система, его структурно-функциональные характеристики.

4. Понятие социальной структуры общества. Типы социальных структур.

5. Предмет и структура философии истории.

6. Линейные и нелинейные интерпретации истории общества.

7. Проблема источников социальной динамики. Социальный конфликт и его статус в историческом процессе.

8. Проблема субъекта и движущих сил истории.

9. Сущность материалистического понимания истории. Понятие общественно-экономической формации (по работам К. Маркса).

10. Понятие цивилизации. Основные характеристики цивилизационного процесса.

11. Основные типы цивилизаций, их специфика и критерии различения.

12. Феномен власти в жизни общества. Власть и политика.

13. Гражданское общество и государство: основные модели взаимоотношения.

14. Государство как общественно-политический институт. Исторические типы и формы государства.

15. Культура как предмет философского анализа. Основные подходы к исследованию культуры в современной философии.

16. Структура культуры и ее основные формы.

17. Традиции и новации в динамике культуры.

18. Культура и духовная жизнь общества.

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 177 – 239.

Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. для высш. шк. / В.Е. Кемеров. – 4-е изд., испр. – М.: Академ. проект, 2001. – 316 с.

Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. для вузов / С.Э. Крапивенский. – 4-е изд., испр. – М.: Владос: ИМПЭ, 2004. – 411 с.

Философия истории: Учеб. пособие для вузов / А.С. Панарин [и др.]; под ред. А.С. Панарина. – М.: УИЦ «Гардарики», 2001. – 431 с.

Философия культуры: Становление и развитие: Учеб. пособие для вузов / М. С. Каган, К. А. Сергеев, Р. В. Светлов [и др.]; под ред. М.С. Кагана [и др.]. – СПб.: Лань, 1998. – 443 с.

Занятие 16. КСР (2 часа)

Тема: Итоговое тестирование по пройденному материалу

Литература учебная:

Философия: Учебно-методич. комплекс для студентов гуманитарных факультетов БГУ. Под ред. А.И. Зеленкова. Мн.: БГУ, 2003. С. 10 – 239.

Наши рекомендации