Основные направления религиозной философии 5 страница

тавляют среду, обстановку ее порождения, возникновения,

существования, функционирования, связей вероятности, случайности.

Наряду с различными видами связей можно выделить социумные,

социокультурные, антропологические, психологические, гносео-

логические детерминанты, их обычно метафорически называют "кор-

нями религии". Они представляют собой комплекс факторов,

создающих необходимость и возможность появления и существования

религии. Социумные связаны с жизнедеятельностью общества как це-

лого, находятся "на стороне" отношений вне сознания. Определя-

ющими в конечном счете являются материальные отношения--это

"перводетерминанты", но их влияние опосредовано. На религию ока-

зывают "вторичное воздействие" различные области духовной сферы

- политика, государство, мораль, искусство, философия, наука. Осно-

ву религии составляет совокупность общественных отношений, про-

дуцирующих объективное бессилие людей перед внешними

обстоятельствами. На базе социумных действуют социокультурные,

антропологические, психологические, гносеологические детерминанты.

В области культуры это такие явления, как деформация системы цен-

ностей, наступление бездуховности, сдвиг приоритетов в сторону

сциентизма, техницизма, вещизма, коммерциализация, широкое рас-

пространение шаблонной масс-культуры, тупики искусства и падение

нравов, гипертрофирование гедонистических склонностей, порног-

рафизшщя, Антропологические корни образуют те стороны жизни че-

ловека как индивида и как "совокупного человека", в которых

обнаруживается хрупкость бытия, ограниченность существования -

болезни, эпидемии, алкоголизм, наркомания, генная мутация, урод-

ство, смерть, снижение до критического уровня генофонда этноса, ге-

ноцид, угроза перерождения "Homo Sapiens" и исчезновения

человечества и пр. Психологические предпосылки религии существуют

в индивидуальной и общественной психологии, в тех психологических

процессах, в которых переживается ограниченность и зависимость

бытия людей. Наконец, религия имеет и гносеологическую почву -

в познавательной деятельности человека.

§ 1. Социумные основы

Объективность Социумные основы образует совокупность ма-

социумных факторов териальных (экономических, техно-

логических) и производных от них отношений

в духовной сфере (политических, правовых, государственных, нрав-

ственных и др.), тех объективных отношений, которые господствуют

над людьми в повседневной жизни, чужды им, продуцируют несвободу

и зависимость людей от внешних условий. Основными сторонами этих

отношений являются: стихийность природных и общественных процес-

сов; развитие отчужденных форм собственности, внеэкономическое и

экономическое принуждение работника; неблагоприятные моменты ус-

ловий существования в городе и деревне, разделение и отрыв интел-

лектуального и физического труда, привязанность работника к тому

или другому; скованность принадлежностью к классу, сословию,

гильдии, цеху, касте, этносу, в рамках которых индивид выступает

лишь как экземпляр множества (совокупности); частичность развития

индивидов в условиях ограничивающего разделения труда; властно-

авторитарные отношения, политический гнет государства; меж-

этнические конфликты, угнетение одного этноса другим; эксплуатация

колоний метрополиями; войны; зависимость от природных стихий и

экокризисных процессов.

Отношения, в основе которых лежит материальное производство,

развертываются в двух аспектах - отношения людей к природе и друг

к другу.

Детерминанты Характер отношении людей к природе, обще-

в отношениях общества ства и природы зависит от уровня развития

и природы производительных сил: от степени вооружен-

ности средствами производства, прежде всего

орудиями труда (инструментами, механизмами, машинами и пр.), а

также от уровня развития людей - участников общественного

производства.

Чем ниже уровень развития производительных сил, тем в большей

мере природные силы господствуют над людьми и соответственно тем

властнее действует этот аспект социумной основы. В ходе истории на-

блюдается рост производительных сил, особенно средств производства,

возрастает уровень вооруженности орудиями труда, а потому

расширяются возможности управления природными процессами,

снижается степень зависимости повседневной жизни людей от природ-

ных сил. Принципиальный скачок в развитии средств производства со-

вершается с переходом к индустриальному обществу. Но последствия

научно-технического прогресса противоречивы. Налицо факт, харак-

терный для XX в., особенно его конца: с одной стороны, пробуждены

к жизни такие промышленные и научные силы, о которых и не подоз-

ревали ни в одну из предшествовавших эпох, истории человечества и

которые, казалось бы, открывают перспективу благоденствия челове-

чества и отдельного человека; с другой - сам научно-технический

прогресс как бы создает новые координаты зависимости, незащищен-

ности и риска.

И " наши дни уровень развития науки и техники не защищает

повседневную жизнь людей от многих стихийных природных процес-

сов, не исключает стихийных бедствий - смерчей, тайфунов, земле-

трясений, наводнений, засух, эпидемий и пр. Даже самые совершенные

технологические системы не гарантируют от неожиданных и катаст-

рофических сбоев. Сбои особенно опасны в таких отраслях, как ядер-

ная энергетика, освоение космоса, химическая промышленность,

производство угля, нефти и газа, генная инженерия и др. Трагедии,

связанные с техникой ядерно-космического века, с теми могучими

силами, которые сами же люди вызвали к жизни, усиливают тревогу.

Непросто противостоять опасности эпидемий. И если в прошлые

века свирепствовали оспа, чума, холера, то ныне на человечество на-

ползает опасность СПИДа.

Все большее беспокойство вызывает нарастающая опасность эко-

логического кризиса. С одной стороны, НТР способствует развитию

производительных сил, новых технологий, материалов, компьютерной

ж робототехники, ее результаты повышают комфорт повседневной

жизни, создают ранее неведомую культурную среду и т. д.; с другой

- всякое производство имеет "отходы", побочные последствия, загряз-

няющие окружающую среду, создающие ситуацию риска, несвободы

и зависимости, чреватые опасностями для самого существования жизни

на Земле. Степень управления экологическими процессами в мире

пока что невысока. Пренебрежение к реально существующим законам

пространственной организации природы и человеческого общества

приводит к опасным последствиям. Уже не вызывает сомнения тот

факт, что человечество нанесло природе непоправимый ущерб.

Факторы в области отно- Социумные детерминанты действуют в сфере

шений людей не только отношения людей к природе, но

друг с другом и их отношений друг к другу. Противо-

речивость общественного прогресса в этом ас-

пекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с

эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на

классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью

государства и противостоянием государств, что вызывает социальные,

политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгруппо-

вые, межличностные и прочие конфликты.

Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе скла-

дывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, воз-

можности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались

ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что сов-

местная деятельность людей осуществляется стихийно., выступали не

как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их

стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправ-

ляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их

ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.

Основой религии в первобытном обществе была низкая степень

развития производительных сил и соответственная ограниченность

отношений людей рамками материального производства, а значит,

ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Есте-

ственно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовла-

дении, феодализме, капитализме, в "смешанных" обществах развитие

подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Ра-

бовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое

принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосред-

ственных отношениях господства и подчинения. При феодализме

личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального

производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепо-

стные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для

социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпо-

ративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и

подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен,

но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капита-

ла, который вносит свои "правила игры" в социальную, политическую

и другие области. В "смешанных" обществах переплетаются родопле-

менные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэко-

номическое принуждение соединено с экономическим, традиционные

структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы

сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управ-

ления и власти.

По мере все большего разделения труда работник формируется как

частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к

полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность лю-

дей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности,

растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и

физический духовное производство и потребление в оптимальных фор-

мах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда

большинства людей. Развиваются противоположность города и де-

ревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятель-

ности.

На всех этапах истории спутником человечества были войны. По

некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации

произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. че-

ловек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись

на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 - 55 млн., число

раненых - 34 - 35 млн., 20 - 25 млн. человек стали инвалидами. В

период после 1945 г., который неверно называется "послевоенным",

развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апо-

калипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.

В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые эле-

ментарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около

50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более

серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин.

Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демог-

рафический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демог-

рафический взрыв (на Востоке и Юге).

§ 2. Психологические факторы

Психологические факторы религии - это состояния, процессы, ме-

ханизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, ко-

торые создают возможность, благоприятную психологическую почву

для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе

социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-

психологические и индивидуально-психологические детерминанты.

Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой

психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как

в психологии индивидов.

Общественно- Общественно - психологические предпосылки

психологические факторы религии составляют феномены психологии

общества и групп. К ним относятся:кризисные состояния

общественно-психологической атмосферы, превратный характер общения,

общественное и групповое мнение, механизмы внушения, подражания,

психического заражения, традиции, обычаи и пр.

Кризисные состояния общественно-психологической атмосферы мо-

гут проявляться в настроениях разочарования в прошлом и настоящем,

тревожного ожидания будущего, в отягощенности исторической

памяти, расшатывании общественных и групповых идеалов, падении

общественных нравов, массовых и групповых страхах и страданиях

и т.д.

Общение является персонифицированной формой общественных

отношений, одной из существенных потребностей людей. В условиях

отчуждения человека от человека происходит дисгармонизация

общения, общение приобретает превратные формы, опосредуется вещ-

ными отношениями. Создается психологическая предрасположенность

к религиозному общению.

Питательную почву религии образуют неосознанные явления обще-

ственной и групповой психологии. Неосознанные аспекты имеются в

общественно-психологических механизмах сообщения, внушения, под-

ражания, взаимозаражения, в общественном и групповом мнении, в

традициях и обычаях.

Общение в ходе совместных действий порождает групповые психо-

логические явления. В психологии людей происходят изменения, появ-

ляются коллективные представления и переживания, несвойственные

индивидам, когда они действуют вне группы. Коллективное действие

вызывает явления синергии (достижение более высоких результатов),

фацилитации (облегчение работы), снижения психологической напря-

женности, производит возбуждение жизненной энергии.

Общественно-психологические феномены - коллективные пред-

ставления и переживания, групповые мнения, нормы и ценности,

традиции - императивны по отношению к индивидууму и

принудительно навязываются ему помимо его воли и сознания, фак-

торы их возникновения лежат вне индивидуальной психологии и дей-

ствуют на личность извне. В этих феноменах образ слит с

эмоционально-моторными элементами и потому не является продуктом

специальной сознательно-интеллектуальной обработки. Общественно-

психологические процессы выступают как нечто сверхиндивидуально-

человеческое, как то, что дается индивиду "свыше", что выводит его

за пределы обычной, повседневной жизни.

Индивидуально- Индивидуально-психологические факторы

психологические действуют в психологии индивида. Это

предпосылки переживание всесторонней зависимости от

других людей, заданность механизмов психики и личностных свойств, личное страдание и горе (от

неизлечимой болезни, смерти близкого человека и т. д.), страх смерти,

духовный распад личности, чувства одиночества и заброшенности,

ощущение индивидом безысходности кризисной ситуации, в которой

он оказался, склонность к поклонению авторитетам, к делегированию

воли и решимости, закостенелые стереотипы мышления.

Совместная жизнь людей обусловливает многостороннюю

зависимость их друг от друга. В распоряжении других находятся пред-

меты удовлетворения потребностей данного лица. Без поддержки не

добиться желаемого социального статуса. Индивид нуждается в заботе

окружающих, в помощи с их стороны в делах, которые в одиночку

он выполнить не в состоянии. Потребность в утешении остро пережива-

ется в страдании, в горе, в болезни, в уродстве, в неудачах и пора-

жениях.

Психологическую почву религии создает устойчивое, постоянное чув-

ство страха перед разрушительными силами природы и общества. "Страх

создал богов", - говорил древнеримский поэт Стаций (ок. 40 - ок. 96).

Страх является естественной реакцией на реальную опасность,

сигналом тревоги, но это тягостное, неприятное чувство, в сравнении

с другими эмоциями оно наиболее угнетает человека. Сильный, пос-

тоянный, застойный страх обладает разрушительными силами: ослаб-

ляет живую связь с действительностью, искажает ощущение и

восприятие, возбуждает болезненную фантазию, сковывает мышление,

рассеивает внимание.

Отношения бессилия, зависимости, которые в данных условиях

непреодолимы, неустранимы, порождают психологический комплекс,

включающий страх, отчаяние, и в то же время ожидание лучшего,

надежду на избавление от гнета чуждых сил. Невозможность

действительного освобождения приводит к поискам освобождения

духовного. Появляются видения, пророчества, в которых на смену

апокалиптическим настроениям приходит торжественное восполнение.

Большое место среди эмоций, питающих религиозность, занимает

страх смерти. Человеку присуще стремление к самосохранению,

желание продлить жизнь. Глубокое отвращение к небытию, боязнь

умирания - процесса, который причиняет много физической боли и

духовных страданий, тягостные чувства от смерти родных, близких,

друзей оказывают сильное, гнетущее влияние на психику индивида.

Естественно, что он стремится освободиться от этих настроений. Но

индивид знает, что умрет, и в качестве средства коррекции страха.

смерти может принять веру в бессмертие души.

В индивидуальной психологии, как и в общественной и групповой,

тоже имеются непроизвольные, неосознанные явления. Формирование

человеческой личности начинается с первых дней жизни и проходит

незаметно для человека. Когда человек становится самосознающей

личностью, он находит в себе мышление, чувства, волю уже в

готовом виде. Человек обнаруживает, что он не имеет в своей власти

ни начала, ни конца своей жизни, что он сознателен, но

бессознательно пришел к сознанию, что он имеет волю помимо своей

воли, и т. д. Структура психологии индивида, механизмы ее движения

складываются под влиянием общества. Будучи сформированными,

эти механизмы приобретают относительную самостоятельность и

могут действовать не только при отсутствии непосредственного

общения с окружающими людьми, но и при неучастии воли и

сознания индивида, осуществляться непроизвольно и бессознательно.

Много неосознанного и непроизвольного в интуиции, озарениях,

ясновидении. Неосознанный, непроизвольный процесс скрыт, его

результат выступает как нечно заданное, готовое.

§3. Гносеологические предпосылки

Неограниченность Гносеологические детерминанты представля-

и ограниченность познания ют собой те моменты познавательной деятель-

ности, которые делают возможным возникновение религиозных

представлений, понятий, идей, мифов.

Познавательные возможности превращаются в действительность при

наличии социумных факторов под воздействием психологических.

Познание человека есть процесс перехода от незнания к знанию,

от менее полного знания к более полному, движения через относитель-

ные истины и заблуждения к истине абсолютной, объективной. Однако

на каждом данном этапе есть непознанные сферы действительности

и соответственно отсутствуют знания об этих сферах (существует "тай-

ное"). Сами добытые знания относительны. Отражение не может быть

абсолютно точным и адекватным. Знания, полученные об объектах на

определенном этапе их развития, со временем устаревают. Прогресс

познания вытесняет неверные взгляды, увеличивает объем истинной

информации, но в исторически развивающемся познании истинные

знания соединены с заблуждениями.

Существует противоречие между характером человеческого поз-

нания, которое по своей природе, призванию, возможностям неог-

раниченно, и фактическим осуществлением его в каждый данный

момент. Познание представляет собой деятельность человечества, но

существует только как индивидуальное познание миллиардов людей.

Неограниченное познание мира человечеством осуществляется только

через отдельных ограниченных и ограниченно познающих людей. По-

этому знание всегда несет на себе печать ограниченности.

Благоприятную гносеологическую почву религии создают отде-

ление друг от друга чувственной и рациональной ступени познания

и отрыв их от практики. Эта почва имеется как на ступени чувст-

венного познания - ощущения, восприятия, представления, так и на

уровне абстрактного мышления - понятия, суждения, умозаключения.

Предпосылки Ощущение и восприятие обеспечивают непос-

на чувственной ступени редственную связь сознания с внешним

миром, контактность с вещью. В этой непос-

редственной связи, контактности - сила данных форм познания, но

в ней же заключена их известная ограниченность. Ощущение и

восприятие сосредоточены на данном свойстве и вещи, чувственное со-

зерцание "не слышит", "не осязает" иных свойств и вещей, кроме тех,

которые воздействуют на органы чувств в данный момент. Оно схва-

тывает единичное, конечное, ограниченное, преходящее, случайное,

в состоянии заметить многообразие и упорядоченность, сосущество-

вание и последовательность вещей и событий, но не может перейти

от явления к сущности, от единичного к общему, от конечного к бес-

конечному, от следствия к причине, отличить post hoc (после этого)

от propter hoc (по причине этого).

Особенностью субъективного чувственного образа является его

предметная отнесенность к внешнему миру. Восприятие находит

объект там, где он реально существует, - во внешнем мире, в

объективном пространстве и времени. В акте восприятия субъект не

соотносит образа вещи с самой вещью, для субъекта образ как бы на-

ложен на вещь1. В обычных условиях предмет и образ не расчленены.

Образы ощущения и восприятия, неадекватно выражающие сущ-

ность, представляют собой иллюзии. Как и адекватные образы,

иллюзии имеют свойство отнесенности к внешнему миру, с ними свя-

зано переживание "чувства реальности", "присутствия предмета".

Примерами иллюзий чувственного созерцания, входивших в

религиозную картину мира, являются "Движение Солнца вокруг

Земли", "Плоская Земля", "Куполообразный свод неба" и др.

Представление есть чувственный обобщенный образ предметов и

явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосред-

ственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.

Оно не приковано к данному свойству и вещи, связь его с ними опос-

редована, возникает без непосредственного контакта сознания с пред-

метами и их свойствами. Для его появления достаточно лишь слова,

обозначающего предмет. Находясь на границе живого созерцания и

абстрактного мышления, оно сохраняет предметную отнесенность к

внешнему миру.

Деятельность представления тесно переплетена с деятельностью во-

ображения. Воображение - это преобразующее отражение

действительности, в ходе которого создаются образы предметов и ситу-

аций, не воспринимавшихся человеком. В продуктах деятельности во-

ображения общее, мысль воплощаются в конкретно-чувственной

форме. Исходный материал берется из чувственного опыта. На его

основе воображение репродуцирует элементы будущего образа пред-

мета и ситуации, но целостный образ появляется в результате про-

дуктивной работы фантазии. В ходе продуцирования могут быть

построены представления о таких связях, существах, превращениях,

ситуациях, которых нет в объективной действительности. А в силу

отнесенности чувственного образа к внешнему миру имеется тенденция

полагания вне сознания указанных связей, существ, превращений,

ситуаций.

Предпосылки Мышление познает действительность глубже,

на рациональной ступени чем ощущение, восприятие, представление.

Становление, развитие и функционирование

мышления осуществляются посредством языка, результаты мыслитель-

ной деятельности выражаются в словесной форме. Языковые значения

имеют содержание, свободное от непосредственных чувственных эле-

ментов. Мышление движется от внешнего к внутреннему, от явления

к сущности, от единичного к общему, от следствия к причине, от слу-

чаййости к необходимости и т. д. По сравнению с формами чувствен-

ного познания оно более опосредованно связано с внешним миром,

имеет больше возможностей для отлета от реальности, может в боль-

шей мере оторваться от действительности.

На ранних стадиях развития сознания мышление вплетено в ткань

чувственных форм, логический аппарат развит слабо. Отсутствует спо-

собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.

Сознание индивида спито с коллективным сознанием, нет четкого

отличения человека от природы. Объем знаний об окружающем мире

чрезвычайно ограничен. В этих условиях особенно важную роль в ка-

честве гносеологических предпосылок религии играли такие приемы

духовного освоения мира, как оборотничество ("все превращается во

все"), олицетворение (перенос представлений о человеке и общинно-

родовых отношениях на природу), партиципация ("часть вместо це-

лого"), идентификация предмета с его изображением или именем и

др.

По мере развития практики, общественных отношений, разделения

труда умственная деятельность отделяется от непосредственной ма-

териальной, прогрессирует абстрактное мышление. Формируется спо-

собность различения объективного и субъективного, образа и предмета.

Совершается переход от состояния, когда индивид не выделяет себя

из рода и природы, к ступени, на которой формируется индивиду-

альное самосознание. В этих условиях гносеологические предпосылки

религии видоизменяются, приобретают значение новые факторы.

Однако и прежние факторы в преобразованном виде и ограниченных

рамках воспроизводятся в определенных структурах обыденного соз-

нания.

Мышление обладает способностями абстрагирования, обобщения,

образования понятий. Диалектическое мышление отражает

объективную диалектику адекватно. Метафизический способ

понимания, хотя и является исторически правомерным и даже необ-

ходимым в некоторых областях познания, рано или поздно достигает

того предела, за которым становится односторонним, ограниченным.

Абстрагирование представляет собой отвлечение мысли от тех пред-

метов, свойств, связей, которые в определенном отношении несуще-

ственны. Абстракции ведут к познанию сути вещей, но они заключают

в себе и известный отход от действительности, производят разрыв

объективных связей: целостные предметы и отношения в мышлении

предстают своими отдельными сторонами, фрагментами. Единое кон-

кретное, составляющее исходный пункт созерцания и представления,

расчленяется, отражается в виде различных абстрактных определений.

Диалектическое мышление на этом не останавливается, оно затем идет

от абстрактного к конкретному, воспроизводит конкретное как

единство многообразного. Конкретное в мышлении выступает как

процесс синтеза, как результат. Метафизическое же рассудочное мыш-

ление отрывает абстрактное от конкретного и тем самым искажает

действительность.

Обобщающая способность мышления позволяет образовывать

понятия. В объективном мире единичное, особенное и всеобщее на-

ходятся в единстве. Понятие же представляет собой мысль об общих

и существенных признаках. В связи с другими понятиями оно получает

возможность движения в рамках логического процесса, вне непосред-

ственной связи с единичными вещами. Диалектическое мышление, вы-

делив и отразив общие и существенные признаки предметов, постоянно

Наши рекомендации