Учение о познании (гносеология)
1. Что такое познание?
2. Что такое гносеология, эпистемология, когнитивистика?
3. Раскройте особенности направлений в гносеологии: агностицизм, эмпиризм, субъективизм, рационализм, скептицизм, интуитивизм, сенсуализм, прагматизм, рационализм,интенциализм.
4. Каковы основные элементы системы познания?
5. Что такое объективация субъекта и субъективация объекта познания?
6. Что такое распредмечивание и опредмечивание в процессе познания?
7. В чем единство и различие чувственного и рационального уровней познания?
8. Каковы основные формы чувственного познания?
9. Каковы основные формы рационального познания?
10. Каково значение интуиции в процессе познания?
11. Какова роль мышления в познавательной деятельности человека?
12. Какова предметная область философии в исследовании мышления?
13. В чем особенности эмпиризма и рационализма в исследовании проблем мышления?
14. Как рассматривается мышление в школах позитивизма?
15. Что такое методология, методика, метод?
16. Какова роль практики в процессе познания?
17. Каковы особенности обыденного и научного уровней познания?
18. В чем проявляется единство и различие эмпирического и теоретического уровней научного познания?
19. Какова роль веры в процессе познания?
20. Дайте определение истины, заблуждения, лжи.
21. В чем заключается объективность и субъективность истины?
22. В чем заключается абсолютность и относительность истины?
23. В чем заключается абстрактность и конкретность истины?
24. Дайте определение научного познания и покажите его специфические признаки.
25. Покажите проявления науки как объективного и предметного знания, как специфической деятельности по получению нового знания и как результат этой деятельности.
26. Определите основные отличия науки от обыденного познания.
27. Каково содержание эмпирического уровня в научном познании?
28. Каково содержание теоретического уровня в научном познании?
29. Покажите основные элементы науки.
30. В чем состоят цели, средства и методы эмпирического познания?
31. Каковы цели, средства и методы теоретического познания?
32. Покажите основные формы научного познания.
33. В чем проявляется диалектика эмпирического и теоретического?
34. Каковы основные подходы к определению истоков и основных этапов развития науки?
35. В чем проявляются классический, постклассический и постнеклассический этапы развития науки?
36. В чем состоит социальная природа науки и каковы ее функции?
37. Покажите современную классификацию наук.
38. В чем состоят особенности фундаментальных, прикладных и специальных наук?
39. Как включены естественные, социогуманитарные и технические дисциплины в состав научного знания?
40. Что такое техника?
41. Каковы философские проблемы взаимоотношений «Человек – Техника»?
42. Что такое научные революции как смена типов рациональности.
43. В чем заключается проблема перехода от постиндустриального к информационно-экологическому обществу?
44. Раскройте содержание понятия «информация».
45. Что такое информационное общество?
46. Каковы характерные черты информационного общества?
47. В чем проявляется изменение роли человека в информационном обществе?
Социальная философия
1. Покажите предметную область социальной философии.
2. Каковы основные функции социальной философии?
3. В чем проявляется многообразие факторов общественного развития?
4. Раскройте формационное и цивилизационное основания модели общества.
5. Почему общество есть продукт деятельности людей?
6. Какова динамика объективного и субъективного в истории?
7. Как связана историческая закономерность и сознательная деятельность людей?
8. Что такое источники и движущие силы общественного развития?
9. Дайте понятие социального субъекта и его типологию.
10. Покажите виды социальных противоречий и их классификацию.
11. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость.
12. Почему общество есть целостная саморазвивающаяся система.
13. Раскройте функции основных сфер организации общества.
14. Какова структура материально-производственной жизни общества?
15. Что такое орудия, средства и предметы труда?
16. Какова структура социальной сферы общества
17. Какова структура политической системы общества?
18. Какова структура духовной жизни общества?
19. Что такое глобальные проблемы современности?
20. Что относится к глобальным проблемам?
21. Какова роль и значение глобальных проблем в жизни общества?
22. Какова роль философии в постановке и решении глобальных проблем?
23. Покажите соотношение глобальных, региональных, национальных и частных проблем.
24. Раскройте единство и различие интерсоциальных, антропосоциальных и природно-социальных проблем.
25. Какие проблемы относятся к интерсоциальным?
26. Какие проблемы относятся к антропосоциальным?
27. Какие проблемы относятся к природносоциальным?
28. Постройте иерархию глобальных проблем.
29. Почему обеспечение мира и всеобщее разоружение является важнейшей задачй человечества?
30. Каковы основные направления в решении глобальных проблем?
31. В чем заключается взаимодействие естественных, гуманитарных и технических наук в решении современных глобальных проблем человечества?
32. Почему необходимо прогнозирование развития общества?
33. В чем различие предсказаний, предвидения и прогнозирования будущего общества?
34. Какова периодизация будущего?
35. Каковы принципы и методы социального прогнозирования?
36. Назовите основные типы социальных прогнозов.
37. Что такое общественный прогресс и каковы его критерии?
38. В чем истоки кризиса современного общественного прогресса?
39. Каковы пути выхода из современного кризиса развития общества?
Отработайте все вопросы, и успех на экзамене Вам гарантирован!
[1] Требования к контрольной работе и тематику см. настоящее пособие: Разд. 6. Методические советы по написанию контрольных работ; Разд. 7. Тематика контрольных работ (вопросы для самоконтроля).
[2] См.: Разд. 7. Тематика контрольных работ (вопросы для самоконтроля).
[3] По этим вопросам разработан материал тестов для экзамена