Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 3 страница
Русский символизм в своем развитии имел несколько эта пов. «Новые поэты», или старшие символисты, выступили на рубеже 80-90-х гг. XIX в. К старшим символистам относятся
Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб,
В. Брюсов. Стремясь проникнуть в тайны бытия, увидеть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущ-
ность мира, его «нетленную», или трансцендентную, Красо ту, старшие символисты выразили неприятие позитивизма, тоску по духовной свободе, «конец» традиционной культуры, интерес к мистицизму, религиозным проблемам. Д,ЛЯ старших символистов характерно развитие западноевропейских тра диций на русской почве, расширение области поэтического и лирического творчества, введение новых тем и мотивов,
«новое религиозное сознание».
Русский символизм не был однородным явлением, в нем различались московская и петербургская линии. Петербург ские символисты были повышенно чутки к религиозным про блемам, мистическим интуициям, поискам связей между ве рой и творчеством, церковью и интеллигенцией. Художе ственные и религиозно-мистические поиски, как и творчество в целом, Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус были неотделимы от философствования, социального и политичес кого утопизма, стремления сократить разрыв между верой и жизнью, что выразилось в концепции «нового религиозного сознания». В. Брюсов, инициировавший популярность в мос ковской среде французских поэтов-символистов, утверждал энергичное, волевое искусство, настаивал на необходимости формального совершенства, считал, что искусство внемораль но и не зависит от религии. Он критически относился к мисти ческой стороне символа , не считал возможным соединять рели гиозную проблематику и собственно художественные цели.
Оформление символизма как самостоятельного направле ния в искусстве произошло в творчестве так называемых младших символистов, к которым относятся А. Белый,А. Блок, Вяч. Иванов.
Печатными центрами символизма стали издательства
«Скорпион», «Мусагет >, , «Гриф ,, , журналы «Золотое руно>>,
«Мир искусства». Органом московских символистов был воз главляемый В. Брюсовым журнал «Весы» (1904-1909). Санкт Петербургский журнал «Аполлон» (1909-1917), который за тем стал трибуной акмеистов, редактировал С. Маковский.
Очевидец и участник развития символизма, Эллис выде
лял внутри символизма цесколько основных линий: симво лизм идейный, моралистический, метафизический, чисто мистический, индивидуалистический, коллективный (« собор ный», «всенародный»), символизм с социальным оттенком, теократическим и религиозно-общественным уклоном, ука зывая, что эта схема « имеет лишь самое общее классифици рующее значение»1 • Действительно, каждый поэт имел соб-
. ственную и оригинальную систему религиозно- философских взглядов; общим для всех было использование символа как основного художественного средства, а также творческий масштаб осмысления возможностей символистского пости жения и преображения мира.
Будучи яркимпроявлениеммодернизма, символизм дал общее основание различным модернистским течениям - от декадентства до многочисленных разновидностей авангарда, несмотряна то что все возникшие постсимволистские тече ния и направления были настроены по отношению к симво лизму весьма полемично.
Литература
Бакст А. С. Пути классицизма в искусстве // Аполлон. 1909. No 3. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995.
Дftитриев В. Поэтика: ( Этюды о символизме) . СПб., 1993. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца ХIХ-
начала ХХ в. Л., 1985.
Ерftилова Е. В. Теория и об разн ый мир русского символизма.
м., 1989.
История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под ред.
Ж. Нива и др. М., 1994.
Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века.
м., 1995.
Лосев АФ. Проблема символа и реалистическое искусство . М., 1995. Эллис. Русские символисты. Томск, 1998 .
1 Эллис. Русские символисты. Томск, 1998. С. 6.
Сарабьянов Д.В. История рус. искусства конца ХIХ-начала ХХ в.
М., 1993.
Эллис. Русские символисты. К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый.
Томск, 1998.
Дмитрий Мережковский
Теоретиком русского символизма - создателем основных критериев, принципов и программных задач - стал Дмитрий
Сергеевич Мережковский (1 866, Санкт-Петербург - 194 1, Париж), писатель, поэт, философ, эссеист, драматург, пере
водчик, основатель Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Он начиналсвой творческий путь под вли янием поэзии С. Надсона и Н. Минского и пришел к созда нию концепции «нового искусства». Основной вопрос твор чества Мережковского: религиозный смысл жизни.
В «Автобиографической заметке» Мережковский расска зал о своем происхождении: «Дед, Иван Федорович, в после дних годах XVIII в., в царствование императора Павла I, при ехал в Петербург и, в качестве дворянина, поступил младшим чином в Измайловский полк. Тогда-то, вероятно, и изменил он свою малороссийскую фамилию Мережки на русскую - Мережковский»1• Отец его елужил помощником столоначаль ника, а затем и столоначальником в придворной конторе, за нимая эту должность в течение всего царствования Алексан дра П. Старинные петербургские дворцы стали местом посто янного пребывания юного поэта, который жил в доме напро тив Летнего сада и Троицкого собора. В 1880 г. отец повез маль чика на аудиенцию к Ф.М. Достоевскому, чтобы показать зна менитому писателю первые стихотворные опыты своего сына.
«Слабо, плохо, никуда не годится. Чтобы хорошо писать, стра дать надо, страдать,» - сказал Достоевский юному поэту.
1 Мережковский Д.С. Автобиографическая заметка // Мережковс кий Д.С. Полн. собр. соч.: В 24 т. Т. 24. М., 1914. С. 1 07.
3- 121
Сиftволизft
«Помню, - вспоминал Мережковский, - прозрачный и пронзительный взор бледно-голубых глаз, когда Достоевский на прощанье пожимал мне руку. Я егобольшене видел и по том узнал, что он умер»1•
Первые сборники стихотворений Мережковского выхо дили в 1888- 1896 гг. Д,ЛЯ нового направле�ия в искусстве - символизма, у истоков которого стоял Мережковский, по его мысли, должна быть «творческая вера во что-нибудь беско нечное и бессмертное»2• В оформлении его концепции рус ского символизма значительную роль сыграли творчество П. Верлена, Ш. Бодлера, Э. По, философские построения Ф. Ницше и особенно идеи Вл. Соловьева, а также традиции русской классики. Наиболее ярким образцом художествен ной практики символизма стал сборник Мережковского
«Символы (Песни и поэмы) » (1892) , который был встречен разноречивыми откликами в критике. Характерен был пред посланный сборнику эпиграф из «Фауста» Гете: «Все прехо дящее ! Есть только Символ". ». Основные принципы симво листской поэтики Мережковский видел в «мистическом со держании, символах и расширении художественной впе чатлительности»3. Программное стихотворение этого сборни ка - «Бог».
Я Бога жаждал - и не знал;
Еще не верил, но, любя, Пока рассудком отрицал, -
Я сердцем чувствовал Тебя.
И ты открылся MJ:Ie: Ты - мир. Ты - все. Ты - небо и вода, Ты - голос бури, Ты - эфир,
Ты - мысль поэта, Ты - звезда".
1 Мережковский Д. С. Автобиографическая заметка // Мережковс кий Д. С. Полн. собр. соч. : В 24 т. Т. 24. М. , 1914. С. 111 .
2 Там же. С. 273.
3 Мережковский Д. С. Авто биографическая заметка // Указ. соч.
с. 229.
Сборник «Символы» включал поэму «Легенда о Францис ке Ассизском», стихотворения «Пророк Исайя», «Марк Авре ЛИЙ», «Колизей» и отразил интерес Мережковского к «вечным спутникам» человечества и проблеме соотношения язычества и христианства, врлновавшей его на протяжении всей жизни.
Статья «0 причинах упадка и о новых течениях современ ной русской литературы» (1893) была воспринята как мани фест новой литературы, эстетическая декларация и философ ско-эстетическое, теоретическое обоснование русского сим
волизма. В статье в мистико-символическом духе автор рас-
.. )<" ""'
сматривает наследие русскои классики, видя в неи основы
«нового идеализма». Новое религиозное искусство, по кон цепции Мережковского, должно быть основано на «мисти ческих прозрениях художника». Рождению «нового искусст ва» способствовали умонастроения противоречивой эпохи, отрицающей позитивизм и рационализм, но не нашедшей новые основания духовной деятельности. Мережковский писал: «Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необ ходимость верить и так не понимали разумом невозможнос
ти верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе, в этом трагическом противоречии так же, как в небывалой ум
ственной свободе, в смелости отрицания, заключается наи более характерная черта мистической потребности XIX века»1• Кризис позитивизма русской литературы 60-х годов XIX в. , считал он, может привести к «смерти народной литературы- величайшему бедствию, немоте целого народа»2•
В сборнике Мережковского «Новые стихотворения» (1896) выражено несколько полюсов мировидения совре�ен ногочеловека: дерзновенный порыв к запредельному, к «пре
ступанию» нормы и обыденное, тоскливо-беспросветное су ществование. Душевная обнаженность, выявление в. образ-
1 Мережковски й Д. С. О причинах упадка и о новых течениях совре менной русской литературы // Указ. соч. Т. 18. С. 21 2.
2 Там же. С. 21 0.
З*
но-символической с истеме скрытых эмоций, как личных, так и характерных для целого поколения, религиозные поиски были тем принципиально новым, что отличало творчество старших символистов. Стихотворение «Дети ночи» было вос принято как декадентское.
Устремляя наши очи На бледнеющий восток,
Дети скорби, дети ночи,
)Кдем, придет ли наш пророк. И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем
О несозданных мирах, Мы неведомое чуем.
Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны.
А. Волынский писал, что у Мережковского «декадентский талант мелкого пошиба, с ничтожно горделивыми мечтания ми»1. Молодые поэты воспринимали Мережковского как сво его учителя. А. Белый вспоминал в «Арабесках»: «Когда по вечерам приходили друзья, близкие, поклонники, Мережков ский развертывался во всю свою величину, казался большим и близким, родным, но далеким, пронизанным лучами одно му ему ведомого восторга. <."> Здесь, у Мережковского, во истинутворили культуру". Вокруг Мережковского образовал ся целый экспорт новых течений, из которых все черпали. Все здесь когда-то учились, ловили его слова»2. Б. Никольский отметил парадоксальную с итуацию: вокруг Мережковского организовался центр нового искусства и новых идей, а награ дою являлось «порицание и глумление» над ним3.
1 Северный вестник. 1 892. № 4. Отд. 2. С. 67.
2 Белый А. Арабески. М., 1911.С.414.
3 Никольский Б. «Вечные спутники» г. Мережковского // Истори ческий вестник. 1897. № 11 . С. 594.
Дftитрий Мережковский
Мировая история, взятая в широких временных и про странственныхкоординатах,и всечеловеческая культура,от ранних культов до христианства, осмысливалась писателем философом как вечное борение «религии духа» и «религии плоти». Антитеза - основа архитектоники художественных и критических произведений писателя. Антитетичны и поэма Мережковского «Протопоп Аввакум» (1 887) , в которой зву чалозаклинание: «Нашу светлуюРоссию/ОтдалдьяволуГос подь. / Пусть же выкупят отчизну / Наши кости, кровь и плоть»; «Повесть в стихах», названная по имени главной ге роини «Вера» (1 890); и поэма «Семейная идИля» (1 890) , в которой утверждается мысль о неиссякаемой жизненной силе, разлитойи проявленной в самых привычных и обыден ных вещах.
Последующие сборники, в том числе « Собрание стихов 1 883- 1 903» (1 904) , отражали романтические порывы к не здешней красоте, «бессилие» современной души, конфликт междуидеалами и ущербностьюжизни,мечтыобобретении
«нового света грядущей веры»:
Боже, дай нам избавленье, Дай свободы и стремленья, Дай веселья Твоего.
О, спаси нас от бессилья,
Дай нам крылья, дай нам крылья, Крылья духа твоего.
В сборник «Собрание стихов» (1 883-1910) вошло 49 ли рических стихотворений и 14 легенд и поэм. К этому време ни Мережковский стал восприниматься как писатель-клас сик. А. Блок отметил, что «пафос его стихов - молитвенный; этомолитвыоботпущении греха любви кпоэзии.Онпелвсе гда - покаяние» 1•
Культурнымсобытием русской и европейскойжизни ста ла трилогия «Христос и Антихрист» , включающая романы
1 Блок А.А. Указ. соч. С. 657 .
«Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги. Лео нардодаВинчи»,«Антихрист.ПетриАлексей»,создававша яся с 1 896 по 1 905 г., и сборник статей «Вечные спутники» (1897 , третье издание 1 906) - цикл критических статей о ве личайших творениях человеческого гения от М. Аврелия до А. Пушкина и Ф. Достоевского, а также исследования «Тол стой и Достоевский» (1 901) , «Гоголь и черт» (1906). В рамках излюбленной концепции о вечном борении плоти и духа Ме режковский рассматривает Толстого как «провидца плоти» , а Достоевского как «Провидца духа». В. Розанов, ценивший талант Мережковского, считал его «европейцем» в русской культуре 1•
Мережковский был одним из крупнейших русских пе реводчиков. Импереведены с греческоготрагедии Эсхила
«Скованный Прометей»; Софокла « Эдип-царь», « Эдип в Ко лонне »,«Антигона»;Еврипида«Медея»,«Ипполит», «Смерть Клитемнестры». Переводы были выполнены в первой поло вине 1 890-х гг. и характеризуют его как блестящего мастера, но, изданные в1914г.,сейчасонималоизвестны.Онперево дилФ. Горация,Ф.Петрарку,И.Гёте,Д.Леопарди,А.Мюссе, Ш. Бодлера.
Поэзия и проза Мережковского отмечены особой религи озно-философской концепцией - взглядом на историю как всемирнуюдрамуборьбыХристаиАнтихриста,плотиидуха, язычества и христианства. Все явления и события мировой истории рассматриваются с этой точки зрения, в том числе и русские революции. В статье «Грядущий Хам» (1 905) Мереж ковский писал: «Одного бойтесь - рабства и худшего из всех рабств - мещанства, и худшего извсехмещанств - хамства, ибовоцарившийсяраб и есть хам, а воцарившийсяхам и есть черт <".> грядущий Князь Мира сего, Грядущий Хам . У этого Хамав России- три лица. Первое - настоящее - над нами,
1 Розанов В. Среди иноязычных (Д. С. Мережковский) // Мир ис кусства. 1903. № 7-8. С. 70.
Дмитрий Мережковский
лицо самодержавия, мертвыйпозитивизм казенщины. <".> Второелицо - прошлое-рядомс нами,лицо православия, воздающее кесарю Божие <...> той церкви, о которой Досто евскийсказал,что она«Впараличе».<. ">Третьелицо-бу дущее- поднами, лицо хамства,идущего снизу, -хулиган ства, босячества, чернойсотни - самое страшное из всех трех лиц» 1• Он искал общую, объединяющую идею: «Со Христом - против рабства, мещанства и хамстве.» . Эта идея выражена имивстатьях,написанных вгоды первойрусскойреволю ции,-«Гогольичерт»,«ftророк русскойрев9люции.К юби лею Достоевского» (1906) .
Октябрьский переворот Мережковский воспринял как трагедию. Вместе с женой, З.Гиппиус, эмигрировал в 1919 г. идо концаднейжил вftариже, организовал тамлитератур но-философский салон «Зеленаялампа», просуществовавший до 1939 г., где встречались представители различных поколе ний русской эмиграции.
Мережковскийбылпротивникомвсехформтоталитариз ма,егофилософиядуховной свободыкак основыЦарства Божия наЗемле(поегоконцепции,царстваТретьего Завета) делаладля него невозможнымлюбоесотрудничество с боль шевизмом или нацизмом, он надеялсянавзаимное уничтоже ниеэтихдвух мировых зол. Мережковскийбыл уверен, что по вергнутая в кровь и прах Россия духовно возродится и начнет
«спасение мира». Еще до революции Мережковский писал:
Давно ли ты, громада косная, В освобождающей войне,
О Русь, как туча громоносная, Восстала в вихре и огне?
И вот опять, опять закована, И безглаго льна, и пуста" .
Какой ты чарой зачарована? Каким проклятьем проклята?
1 Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1 991. С. 375-376.
В эмиграции Мережковскийпродолжаетсвое творчество, создает ряд романов («Царство Антихриста» , «Рождение бо гов. Туганхамонна Крите» , « Мессия»,« Иисус Неизвестный»), эссе и стихотворения . Его выдвигали на Нобелевскую пре мию, которуюонне получил. И в прозе, и в поэзии Мереж ковский проявляет исключительный тип символистского ху дожественного сознания. В мире все является символом, нуж но только увидеть, в чем его значение. Как писателя Мереж ковского привлекают личности, оказавшие влияние на ход мировойистории. Онувлеченно пишет о Наполеоне, посвя тив ему роман,в котором в символическом ключе интерпре тируется судьба мирового кумира-завоевателя,умершегов ссылке, так же прочитываются стихотворения А. Пушкина, М.Лермонтоваи Ф. Тютчева, посвященные Наполеонуи став шие своеобразным импульсом к созданию концепции авто ра. В книге «Лица святых от Иисуса к нам» Мережковский создает яркие портреты-символыФранцискаАссизского, апостола Павла, который был яростным гонителем первых христиан, а затем,уверовав,сталпоследователем Христа. Он пишето великихреформаторах - Кальвине и Лютере,про водит аналогии и параллели между языческими верования ми и христианством, ищет общий знаменатель всей культу ры человечества, пророчествуето будущемТретьемЗавете- Завете Святого Духа. В судьбахсвоихгероев писательвыяв ляетпереломныемоменты, когдапроисходитпреображение личности, ее обращение квысшему, вневременному и вечно му началу, и делает вывод о том, что это является общечело веческимдуховным законом.Все наследие Мережковского представляет собойобширнейшее смысловое и эмоциональ но насыщенное пространство, в котором каждая деталь соот ветствуетиному плану бытия,что-тособойозначаети нечто предвещает.Значителенстихотворныйцикл«В эмиграции», кудавошли «Кассандра»,«Вечерняя песнь»,«Плаваетлебедь», в котором символические образымузы-лебедя и лебедя- души сливаютсявсимволубывающейи беспомощнойжизни, по прежнемупрекрасной и таинственной:
Дftитрий Мережковски й
Плавает лебедь в воде замерзающей, Но уже с трудом;
Скоро сожмет его лед мерцающий Мертвым кольцом.
<".>
А звездная тайна полночная,
Как улыбка моя.
И падает лебедь беспомощно, Как Я:, как я!
Оценка творчества Мережковского представляется дос таточно трудной. Многие критики указыв�, на вторичность и книжность его творчества, переизбыточность иллюстра тивного материала, однообразие религиозно-философских
идей. Г.Адамович настаивал на значительности культурной роли Мережковского1• А. Белый считал, что «ДЛЯ уяснения его деятельности приходится придумать какую-то форму творчества, не проявившуюся в нашу эпоху»2• Н. Берберова вспоминала: «Сколько раз мне, как когда-то А. Блоку, хоте лось поцеловать Д.С. руку, когда я слушала его, говорящего с эстрады, собственно, всегда на одну и ту же тему, но трога ющего, задевающего десятки вопросов и как-то особенно тре вожно, экзистенциально ищущего ответов, конечно, никогда их не находя»3•
Выступив как первопроходец символистской поэтики, Мережковский стал пограничной фигурой, принадлежащей и Серебряному веку, и русскому культурному ренессансу. Стремясь преодолеть декаданс и индивидуализм, он искал новых открытий на религиозно-мистических путях, видя в художественном творчестве огромные духовные возможно сти.
1 См.: Аgаftович Г. Одиночество и свобода. М., 1 996. С. 26.
2 Белый А Мережковский // Белый А Символизм как миропони мание. М., 1994. С. 48 1.
3 Берберова Н. Курсив мой. М., 1 996. С. 285.
Сочинения
� Мережковский Д.С. Собрание стихотворений. СПб., 2000.
� Мережковский Д.С.Собр.соч.:В 4 т. М., 1990.
� Мережковский Д. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники.
м., 1 995.
� Мережковский Д. Тайна трех. М., 1999.
� Мережковский Д. Лица Святых. М., 1997.
Литература
Бахтин М. Мережковский и история // Звено. 1926. № 1 56.
Белый А. Арабески. М., 1911.
Гиппиус 3. Живые лица: В 2 т. Тбилиси, 1 991.
Иль ин В. Памяти Д.С. Мережковского // Возрождение. 1 965. № 1 68.
Зинаида Гиппиус
Атмосфера и культура Серебряного века немыслимы без Зинаиды Николаевны Гиппиус (1 869, Белев Тульской губ. - 1 945, Париж), ставшей законодательницей вкусов эпохи де каданса, модернизма и рождающегося символизма. Под псев донимом Антон Крайний она публиковала статьи и рецензии, которые определяли репутацию поэтов. Гиппиус стала одним из авторитетных идеологов старшего символизма и проявила себя как поэт, писатель, драматург и мемуарист.
Писать стихи начала с семи лет, с 1888 г. они появляются в печати. До революции была известна как автор сборников стихов, романов, рассказов (сб. «Алый меч», 1 906; «Лунные муравьи», 1912 и др.) . Вместе с Мережковским, своим мужем, была организатором Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге, сыгравшего значительную роль в форми ровании «нового религиозного сознания». Гиппиус считала, что декадентство - явление обособленности, факт забвения того, что творчество - часть религиозного действа. В соб ственном творчестве Гиппиус не избежала мпдернистского уклона, богоборчества, уживающегося с религиозными мо-
тивами и настроениями, эстетическим максимализмом и субъективным произволом. В 1 904 г. вышло ее «Собрание сти хов», на которое откликнулся И. Анненский, увидев в твор честве Гиппиус «всю пятнадцатилетнюю историю нашего лирического модернизма»1•
Своими современниками Гиппиус воспринималась нео днозначно. «Сама себе, - вспоминает С. Маковский, - 3.Н. нравилась безусловно и этого не скрывала. Ее давила мысль о своей исключительности, избранности, о праве не подчинять
ся навыкам простых смертных... <...> Сразу сложилась о ней
_
неприязненная слава: ломака, декадентка, поэт холодный,
головной, со скупым сердцем. Словесная изысканность и от влеченный лиризм Зинаиды Николаевны казались оригиналь ничьем, надуманной экзальтацией. <".> На самом деле она совсем другая: чувствует глубоко и горит, не щадя себя, мыс лью и творческим огнем»2• Созданный Л. Бакстом портрет Гиппиус, отразивший «изломы» ее духовного облика, стал в каком-то смысле символом эпохи русского модернизма.
Творчеству Гиппиус присущи поиски «нездешней красо ты», эстетический максимализм, ярко выраженное чувство личности, независимой в поисках ответов на «Проклятые» вопросы бытия. В сборниках лирических стихов (1 904, 19 10) мотивы трагической замкнутости, отьединенности от мира, волевого самоутверждения личности сочетались с тонким восприятием природы и чутким отношением к ранимой душе. В стихотворении « Она» Гиппиус передает изначальную двой ственность человеческой природы, максимально пристально вглядываясь в свой внутренний мир, безжалостно анализи руя «ИЗВИВЫ» своей души:
В своей бессовестной и жалкой низости, Она как пыль сера, как прах земной.
1 Аполлон. 1909. № 3. С. 8-9.
2 Маковский С. Портреты современников. На Парнасе «Серебря ного века». м" 2000. с. 327.
И умираю я от этой близости, От неразрывности ее со мной.
Она шершавая, она колючая, Она холодная, она змея.
Меня изранила противно-жгучая Ее коленчатая чешуя.
<".>
Своими кольцами она, упорная, Ко мне ласкается, меня душа.
И эта мертвая, и эта черная, И эта страшная - моя душа!
Для поэзии Гиппиус важен не столько создаваемый образ, сколько сама мысль, выявленная благодаря диссонансам и переключениям планов постижения возможных смыслов как парадокс. Понятное и привычное у Гиппиус предстает как неожиданное и неизведанное. Взволнованная интонация ос тавляет ощущение многозначительной недоговоренности, что увеличивает «объем)) художественной информации. Симво лизм Гиппиус распространяется на сферу личных чувств,
раскрывающуюся как надличное и вневременное. Стихотворе ние «Нелюбовь)) может проилстрировать эту черту поэтики:
Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни, Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я дРеВний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый, - открой, открой!
<".>
С меется хаос, зовет безокий: Умрешь в оковах, - порви, порви! Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье - и в Нелюбви1 •
Разделяя религиозно-философские взгляды Д. Мережков ского, Гиппиус сосредоточена на вопросах взаимоотношения человека и Бога. Трансцендентное понимается как созидаю щее начало, как Любовь, до которой можно «достучаться)).
1 Гиппиус З.Н. Сочинения: Стихотворения. Проза. Л.,1 981. С. 1 28.
Смерть в ее стихах предстает как пуrь к воскрешению, как новое начало, грех может быть искуплен, одиночество пре одолено. Декадентские мотивы отчаяния соседствуют с мо тивами единения с миром и людьми.
Октябрьский переворот Гиппиус не приняла. Ее понима ние суrи событий, отраженное в сборнике «Последние сти хи»(1918)идневниках,которыевелисьнапротяжении1917- 1919 гг. («Петербургский дневник», «Черная книжка», «Се рый блокнот»), отражает внуrренний драматизм и борьбу идей. В 1919 г. 3. Гиппиус вместе с Д. М�режковским и
Д. Философовым, их секретарем, через Минск попала в Вар
шаву, а затем приехала в собственную квартиру в Париже. Восемь строк стихотворения « Отъезд» передают состояние перед окончательным решением покинуть родину: