Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 18 страница
1 Пяст В. Встречи. С. 56.
2 Г. -А (Грааль-Арельский). Эгопоэзия в поэзии // Русский фугуризм. с. 1 32.
3 Цит. по: Русский футуризм. С. 29.
Эгофутуризм
во всех его ответвлениях. Языковое экспериментирование, осознанное как необходимая часть искусства будущего, было
характерно и для А Крученых, и для Вел. Хлебникова, и для
И. Северянина, хотя характер и способы достижения «язы ковых сдвигов» у этих поэтов были различны. Изобретенный Северяниным эгофутуризм продолжал будоражить умы. В. Каменский использовал « эго» в названии своего сборника
«Эго - моя биография великого футуриста» (1 91 8) , а влия ние открытий эгофутуристов в области поэтики заметно в его
сборнике «Звучаль веснеянки» (1918). "
Общими результатами эгофутуристов бы.м:r новации в об
ласти поэтики: обновление ритма и рифмы, сЛ.овотворчество и формотворчество, сдвиг семантики, синтез различньiх ви дов коммуникаций (жест, речь, мимика, звук) , введение «мас ки», иронии, пародии и самопародии, углубление психологиз ма и саморазоблачения, использование <<Игры» с акустикой и дистанцией между поэтом и читателем (слушателем) .
Литература
Иванов Г. Собрание сочинений: В З т. Т. З. М., 1994.
Исаков С.Г. И. Северянин в 1918-1921 гг.: Жизнь и творчество. Об щественно-политические воззрения. Литературная позиция // Историко-литературный процесс: Методол. аспекты. Рига, 1989. с. 82-84.
История русской литературы: ХХ век. Серебряный век / Под. ред.
Жоржа Нива и др. М., 1 995.
Крусанов А Дороги и тропы русского литературного авангарда: эго футуризм (191 1- 1922) // Русский разъезд. 1993. № 1. С. 109-148.
Марков В. История русского футуризма. СПб., 2000.
Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период: Хрестоматия.
л., 1991.
Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания.
м., 2000.
Смирнов И.П. Художественный смысл и эволюция поэтических систем. Л., 1977.
Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900- 19 10-х годов.
М., 1988.
Игорь Северянин
Игорь Северянин (настоящие имя и фамилия Игорь Васи льевич Лотарев; 1 887, Санкт-Петербург - 1941, Талн), поэт, основатель и лидер эгофутуризма. Творческий облик Северя нина крайне пестр и противоречив. Писать стихи начал в девять лет и чувствовал себя «поэтом, поэтом рожденным» 1• С 1 904 по 1912 г. выходили небольшие сборники произведений Северя
нина тиражом в 1 00-200 экземпляров, брошюры «Гибель Рю рика», «Победа Новика» (1904) . Исторические стилизации не
обратили на себя внимания ни читателей, ни критики. В после довавших затем многочисленных публикациях чувствовалось заметное влияние К Фофанова, Ф. Солоrуба, М. Лохвицкой.
В начале творческого пути Северянин самостоятельно ис кал «тенденцию», которая была бы «обречена на успех». Пе тербургскомулитературному миру Северянина в 1912 г. пред ставил Ф. Солоrуб2• В литературной судьбе поэта принимал участие и мэтр символизма В. Брюсов. Он посвятил поэту ак ростих («И ты стремишься ввысь, где солнце вечно»), благо желательно откликнулся на его первые сборники и гордился тем, что « один из первых приветствовал стихи Игоря Севе рянина», считал его поэтом «С дарованием, бесспорно выда ющимся», ценил его попытки «обновить поэтический язык»3• Футуристические идеи подтолкнули Северянина к созда нию собствениого варианта футуризма - эгофутуризма, в основе которого лежит самоутверждение «Я» автора, «эго». Публичные выступления принесли настоящий успех, кото рый был закреплен сборником «Громокипящий кубок» . Иро ния и амбиции соединились в эпатаже и психологически реа
листическом автопортрете:
Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен:
1 Северянин И. Тост безответный. С. 483.
2 Там же. С. 47 1.
3 Брюсов В.Я. Литера:�урное наследство. Т. 85. М., 1976. С. 208--209.
Я повсеместно оэкранен! Я повсеместно угвержден!
|
|
дух с прошлым» 1, не принял их категоричности в требовании
«уничтоженья всего старого искусства». Не была принята и теория «заумного языка» А. Крученых в связи с четко уста новленным в эгофутуристической программе принципом:
«Поиски нового без отверганья старого».
Стиль раннего Северянина обозначен нарочитым стрем лением к оригинальности, претенциозности, вычурности, о чем свидетельствуют названия сборников: « Зарницы мысли» (1 908) , «Колье принцессы» (1 910), « Электрические стихи»
( 191 1), «Ручьи в лилиях. Поэзы» ( 191 1). Поэт ориентируется и на «галантерейность», и на высокие классические образцы; в жизни ищется или сугубо «поэтическое», «высокое», неорди нарное, не имеющее прямых аналогов в повседневности, или ее реалии поэтически преображаются.
Реакция современников на творчество этого автора была максимально острой, пристрастной, будь то отталкивание или одобрение. «Двусмысленная слава» Северянина началась с
«воя и дикого улюлюканья» прессы после резко негативного отзыва Л. Толстого, прочитавшего «Хабанеру II»2• Можно представить реакцию писателя-классика на строки:
1 Интервью И. Северянина в белградской газете «Правда» от 18 ноября 1930 г. // День поэзии Севера. Петрозаводск, 1968. С. 1 62.
2 См.: Там же . С. 48 1.
17-121
Вонзите штопор в упругость пробки, - И взоры женщин не будут робки!
Особенно яркими поэтическими новшествами был отме чен сборник «Громокипящий кубок» , изданный московским издательством «Гриф» в 1913 г., предисловие к которому на писал Ф. Сологуб. Сборник в течение двух лет выдержал де сять изданий и получил многочисленные отзывы и рецензии. В отличие от кубофуrуристов, искавших союз с художни ками-живописцами, Северянин стремится к синтезу поэзии и музыки. Своих современников поразил поэзоконцертами, на которых он не читал, а пел свои стихи, иногда держа в ру ках белую лилию. На его стихи писали музыку С. Рахмани нов и А. Вертинский. Первый поэзоконцерт состоялся в Те нишевском училище в 1913 г. Затем концерты проходили в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле. Он участвовал вмес те с кубофутуристами В. Маяковским и Д. Бурлюком в шум ном турне футуристов по России. Маяковский нарисовал уг лем шарж на Северянина и любил декламировать и пароди ровать его стихи. В поэме « Колокола соборов чувств» Севе
рянин передает впечатления от этих событий.
Стихотворения Северянина, насыщенные яркими живо писными деталями и нюансами «музыки души», мимолетны ми настроения:r1и и желаниями, передавали ощущение новиз
ны жизни, впечатления от «синема», «ландо» и других техни
ческий новшесtв начала ХХ в. Рассчитанные на невзыскатель ный вкус «уважаемой публики», они легко запоминались, некоторые строки цитировались, словосочетания станови лись крылатыми выражениями («ананасы в шампанском»,
«мороженое из сирени») . Поэма-миньонет «Это было у моря... » стала «визитной карточкой» поэта, по ней узнавали северянинский тон, манеру и стиль его «грезофарсов»:
Это было у моря, где ажурная пена.
Где встречается редко городской экипаж... Королева играла - в башне замка - Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гранат,
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа" . Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа.
Поэт прибегал к приему пародии, лирической иронии, шаржу таким образом, что не всегда удавалось провести чет кую линию между иронией поэта и его серы!зными художе ственными задачами. Использованные им неологизмы, иног
да изысканные, например, из «Мисс ЛИль» - онезgешнить
ся, из стихотворения «Алтайский гимн» - осветозарь, из сти хотворения «На летуне» - улыбность, подчеркивали твор ческую свободу автора. Поэт прибегал как к классическим
жанрам лирики - элегии, сонету, рондо, балладе, так и со здавал собственные жанровые обозначения: поэза, эгополонез, самогимн, триоли, октавы-фантазии, сексты, симфониэты.
Лейтмотивами творчества становятся любовь, природа и
«Я» поэта, многочисленные самопризнания и самохарактери стики. Многие стихотворения раскрывали психологию твор чества, эстетические пристрастия автора, использовавшего в ироничном ключе ассоциативные и интертекстуальные свя зи с образами мировой культуры.
Я заклеймен, как некогда Бодлэр;
То - я скорблю, то - мне от смеха душно. Читаю отзыв, точно ем «эклер» :
Так обо мне рецензия". воздушна.
О, крити�<а - проспавший Шантеклер ! -
«Ку-ка-ре-ку! », ведь солнце не послушно.
Обыгрывая непонимание критиками его творчества, драз ня и эпатируя высокоумие, не улавливающее специфику по этической игры, Северянин прибегает к совпадению назва нияпирожного «эклер» и французского слова «eclair» - «мол-
1 7*
Эгофутуризft
ния»: «В моих oчax eclair, а не «эклер»! / Я отомщу собою, как Бодлэр !». Один из «Проклятых» французских поэтов, Ш. Бод лер, вначале яростно обруганный критикой, а затем ставший всемирно знаменитым, создавший в сборнике «Цветы зла»
эстетические образцы декадентской поэзии, а в жизни - но вые образцы поведения буржуа, не считающегося с добропо рядочностью, становится для Северянина символом совре менного поэта.
В « Прологе эгофутуризма» осмысливаются собственные творческие новации в области эстетики и этики. По самоха рактеристике, поэт создает принципиально новый стих, «Пре пон не знающий с рожденья, / С пренебреженьем к берегам, / Дает он гордым наслажденье / И шлет презрение рабам». Автор указывает на изысканную простоту, строфическую строгость, композиционную завершенность, свободу и све жесть своей поэзии:
Я облеку, как ночи, - в ризы Свои загадки и грехи,
В тиары строф мои капризы, Мои волшебные сюрпризы, Мои ажурные стихи.
В « Прологе» утверждаются права интуиции , непосред ственности в ис�усстве, безграничная вера в свои возможно
сти, слиянность с природными стихиями, которые «подавле
/>
ны» в человеке цивилизацией («Я с первобьrrным неразлучен, /
Будь это жизнь ль, смерть ли будь»); осмысливается «текучий» протеизм «эго» (« Влекусь рекой, цвету сиренью, / Пылаю солнцем, льюсь луной»); пафосно отрицается рациональность («Не мне расчет лабораторий ! / Нет для меня учителей !» ). Поэт ратует за возвращение к первобытным необузданным силам натуры, которые таятся в человеке, выражает недове рие к культуре как единственной хранительнице истины и мудрости («И нет дикарству панихиды, / Но и культуре гим на нет»). Духовная свобода, считал поэт, неразрывна с перво бытной природной стихией, которая родственна со стихией
творчества. Эти пункты поэтической программы «Пролога эгофутуризма» Северянина разделяли в той или иной степе ни все представители русского футуризма. Себя же поэт при числял к «литературным Мессиям» 1• В самоманифестациях
«Пролога» звучат характерные мя. футуризма ноты отрица ния «старого мира», готовность на самопожертвование во имя будущего:
Я одинок в своей задаче
И О'М'ОГО, ЧТО ОДИНОК,
Я дряблый мир готовлю к сдаче, Плетя на гроб себе венок.
Северянину выпала невиданная честь: в московском По литехническом музее публика избирает его «королем поэтов» (27 февраля 1918 г.) , оставляя Маяковского вторым. Поэт пи сал: «Милъоны женских поцелуев - / Ничто пред почестью богам: / И целовал мне руки Клюев, / И падал Фофанов к но гам!».
Художественный мир Северянина, считает Л. Аннинский, определяется гаммой черного и серебристого, «черное почти не видно, серебро поблескивает в смесях и сплавах. <".> Ча рующий морок этой поэзии овевает и окутывает тебя преж де, чем ты начинаешь понимать, что именно спрятано в этом перламутровом мареве, но поэт, активно подключенный к интелектуальным клеммам эпохи, предлагает нам определе
ние: "Моя вселенская душа" »2•
Отныне плащ мой фиолетов, Бэрета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре".
Приемы иронической отчужденности сочетаются у Севе рянина с повышенной языковой неологией, утрированной и
1 Северянин И. Тост безответный. С. 52.
2 Аннинский Л. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М., 1997. С. 76-77.
стилизованной словесной игрой, инверсией, новациями в области рифмы и музыкальной инструментовки, широким использованием фонетических возможностей русского язы ка. Поэт создает новые жанровые обозначения, трансформи рует классические жанры лирики, поэтизирует «низкие» и обыденные явления, вводит диалог, смешивает высокую и низкую лексику. В 1914 г. был издан второй стихотворный сборник Северянина « Златолира», который выдержал семь изданий. В 191 5-1919 гг. вышли сборники: «Ананасы в шам панском», «Victoria Regia», «Поэзоантракт», «Тост безответ ный», « За струнной изгородью лир», в которые входили и ра нее опубликованные стихотворения. Исследователь В. Коше лев усматривает в этом принципиальную позицию автора:
« Ранние стихи представали не как шедевры словесного ис кусства, а как необходимые вехи творческого пути, без кото рых не понять истории становления поэта. Они демонстри ровали не столько уровень поэтического мастерства автора, сколько его путь по направлению к этому мастерству» 1•
С середины 1918 г., поэт, уехав в Эстонию, стал неволь ным эмигрантом, разделил участь многих русских беженцев. Местом жительства был выбран уединенный эстонский ры бачий поселок Тойла, где поэт бывал ранее. Будучи в эмигра ции, Северянин некоторое время продолжал выступать с кон
цертами. Его ор:Игинальные сценарии «поэзоконцертов» име
ли успех в разл.Йчных городах мира: в Хельсинк11, Данциге, Берлине, Париже, а в 1 930- 1931 гг. - в Югославии и Болгарии. При этом автор испытывал чувство внутреннего творческого кризиса и интенсивно вел поиск новых творческих горизонтов. До 1 925 г. Северянин еще издал несколько сборников в Бер лине, затем в Дерпте {Тарту), а в начале 1930-х гг. - в Белграде и Бухаресте. Наиболее известными в эмиграции стали его cбopники «Greme violettes» (Юрьев, 1919), «Менестрель» {Бер-
1 Северян ин И. Ручьи в лилиях: Поэмы 1896- 1 909 г. / Вступ . ст. и прим. В.А Кошелева // Русская литература. 1 990. № 1. С. 69.
Игорь Севертшн
лин, 1 921), «Падучая стремнина. Роман в стихах» (Берлин, 1922) , «Соловей» (Берлин, 1923) . В поэзию вошли новые темы эстонской природы и мифологии, зазвучали ностальгические ноты, раздумья о судьбе родины. На чужбине талант Северя нина стал строже, возросли взыскательность художника и поэтическое мастерство. Он занимался также переводами эстонских поэтов. К поэтической удаче относятся сто соне
тов, составивших «Медальоны», или «вариации о поэтах, пи
сателях, композиторах» (первая публикация - Белград, 1 934) ,
которые раскрывают духовный путь Северянина, его привер-
*
женность к русской классике - А. Пушкину, Л. Толстому,
Ф. Достоевскому и творчеству писателей-современников - И. Бунина, А. Куприна, М. Зощенко, лучшимдостижениям Се ребряного века. Для создания портрета-медальона поэт ис пользует емкие образы-символы, отражающие неповтори мость и трагичность творческой личности. Говоря о судьбе А. Блока, Северянин пишет:
Он тщетно на земле любви искал: Ее здесь нет. Когда же свой оскал
Явила Смерть, он понял: - Незнакомка".
У рая слышен легкий хруст шагов: Подходит Блок. С ним - от его стихов Лучащаяся - странничья котомка".
В сонете «Есенин» поэт называет автора «Москвы кабац кой» «Благочестивым русским хулиганом», о Н. Гумилеве он отзывается как о конкистадоре, воине, путешественнике, ко торый «в жизнь одну десятки жизней / Умел вместить".». В сонете-медальоне « Игорь Северянин» формулируются ос новные черты собственного творчества:
Он тем хорош, что он совсем не то, Что думает о нем толпа пустая, Стихов принципиально не читая, Раз нет в них ананасов и авто,
Фокстрот, кинематограф и лото - Вот, вот куда людская мчитсястая!
26�
А между тем душа его простая, Как день весны. Но это знает кто?
Благославляя мир, проклятье войнам Он шлет в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шугя
Над вечно первенствующей планетой...
Он - в каждой песне, им от сердца спетой, - Иронизирующее дитя.
В условиях эмиграции происходит «взросление» поэта, он приходит к экзистенциальному проникновению в суть бытия, исповедальности и автобиографичности, классической шко ле стиха. В «Рассказе моего знакомого» Северянин говорит об «ужасе физического и морального страдания» на чужби не, « одиночестве и постигшей его нищете» 1 • «Священный ужас» перед судьбой звучит в его открытом письме к К. Ве жинскому, польскому поэту, которое было написано в канун подготовки к пушкинскому юбилею 1937 г. В письме Северя нин говорит о себе как о совершенно забытом поэте, в надеж де на хоть какую-нибудь помощь. Пушкинский контекст от теняет горечь размышлений автора о судьбе поэта в совре менном мире.
Как и многие футуристы, Северянин обращался к драма тургии. Пьеса « Плимутрою> является одноактной комедией сатирой, в котqрой высмеиваются претенциозность, дур новкусие, лицемерие, пошлость и мещанство. Контекст коме дии - атмосфера Серебряного века. Одна из линий комедии связана с поэзией, в частности с творчеством Бальмонта. На писанная в стихах, комедия подчеркивает творческую свобо ду автора. Его манера свободного изъяснения сложных про блем в виртуозно выстроенных поэтических диалогах отра жает высокий уровень поэтического мастерства автора. Кон фликт строится на непонимании, каламбурах, рождающихся в лоне самой жизни. Герои предстают как саморазоблачаю-
1 Северянин И. Тост безответный. С. 496.
Игорь Северянин
щиеся марионетки, смешные в своей претенциозности кук лы-маски, претендующие на высокую духовность. Политичес кая линия прочерчена вполне отчетливо. Советская Россия, которая хочет предстать «раем», оказывается местом, где кра дутфальшивые бриланты и едят «месиво» под названием
«окрошка» .
Северянин воплотил многие идеи авангарда: он вывел на авансцену экстатическую импульсивность, создал язык по этической экспрессии, многие неологизмы. В противовес омертвевшим нормам и запретам культуры Северянин мани- фестирует культ естественности и раскрепощение подсозна- тельного и бессознательного. «Эго» поэта эк.статически пе реживает поток бытия с его «натуральными» ценностями. В поэзии Северянина ложь цивилизационных предрассудков
и идеалов разоблачается через иронию, которая необходима,
чтобы не впасть в цинизм и имморализм, создается «иной миф», свободный от «старых» мифов власти, общества, куль туры и истории. Даже творческие неудачи Северянина про дуктивны в том смысле, что выявляют кошмар нигилизма и брутальность «ЭГО», бесперспективность его эгоцентричных устремлений. Б. Пастернак писал, что Северянин - «лирик, изливавшийся непосредственно строфически, готовыми, как у Лермонтова, формами, и при всей неряшливой пошлости поражавший именно этим редким устройством своего откры того, разомкнутого дара» 1•
На моrильном камне поэта, похороненном на Русском кладбище в Талне, выбиты его строки:
Но дни идут - уже стихают грозы". Вернуться в дом Россия ищет троп... Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб !
Сочинения
Северян ин И. Стихотворения. Л., 1 979.
1 Пастернак Б. Охранная грамота. С. 74.
� Северянин И. Тост безответный. М., 2000.
� Северянин И. Из творческого наследия: Стихи // Звезда. 1987.
№ 5. с. 174- 1 77.
Литература
Аннинский Л. Серебро и чернь. М., 1997. С. 69-85.
Кош елев В.А. Игорь Северянин 11 Русская литература. 1990. № 1.
с. 68-98.
Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916.
Круус Р. Новые данные о жизни и творчестве И. Северянина 11 Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. 1 986. Вып. 683.
О Игоре Северянине: Тез. докл. науч. конфер.,посвящен. 100-летию со дня рождения И. Северянина. Череповец, 1976.
ГРУППЫ
«МЕЗОНИН ПОЭЗИИ» И « ЦЕНТРИФУГА»
Определенную роль в литературном процессе первой чет верти ХХ в. сыграли «Мезонин поэзии» и группа «Центри фуга». «Мезонин поэзии» образовали московские эгофуту ристы: В. Шершеневич, Л. Зак (Хрисанф) , К. Большаков, Б. Лавренев, С. Третьяков, Р. Ивнев. Группа существовала лишь втечение 191З г., в издательстве «Мезонин поэзии» выш ло всего три альманаха: «Вернисаж», « Пир во время чумы» и
«Крематорий здравомыслия». Вдохновителем и художествен ным оформителем этих выпусков былпоэт и художник Л. Зак, написавший программные статьи «Увертюра» и «Перчатка кубофутуристам». Основным автором «Мезонина» был В. Шершеневич. Участники группы подчеркивали свое род ство с петербургскими эгофутуристами, печатались в их из даниях, предоставляли страницы своих альманахов И. Севе рянину. К. Большаков, кроме поэтической деятельности, за нимался прозой (роман «Бегство пленных, или История стра даний и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Ми
хаила Лермонтова» 1 ) .
«Мезонин поэзии» не имел ярко выраженной теоретичес кой платформы, мезопозиция была эклектичной, «середин ной». Но в критических выступлениях представителями «Ме зонина поэзии» велась борьба против « Гилеи», а затем «Цент рифуги» . Они стремились к четкому обозначению границ
1 Большаков К. Бегство пленных, или История страданий и гибели поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова. м., 1 991.
Группы11Мезонинпоэзии>>и11Центрифуга»
между футуризмом в его кубофутуристической редакции и эгофутуризмом. Критики считали «Мезонин поэзии» «дело вым течением», умеренным крылом футуризма. С этим объе динением связаны первые публикации С. Третьякова и Б. Лавренева, будущего драматурга, в стихах которого начи ная с 1913 г. звучат морские мотивы. С началом войны Лавре нев был призван в армию и к футуризму не возвращался. Зна чительное место в альманахе «Мезонина поэзии» занимал Рю рик Ивнев, талантливый поэт, который старался сочетать уро ки символистов с необходимостью разрушения канонов. В одних стихах преимущество получал Ивнев-символист, в других он же, но эгофутурист:
На станциях выхожу из вагона
И лорнирую неизвестную местность, И со мною всегдашняя бонна - Будущая моя известность.
В ответ на эти строки, как вспоминал В. Пяст, в кафе «Бро- дячая собака» Маяковский произнес экспромтом:
А с лица и остатки грима быстро смоют потоки ливней, а известность промчится мимо, оттого, что я только Ивнев.
Отличительной особенностью «Мезонина поэзии» было участие в его изданиях поэтесс. Среди кубофутуристов выс тупала Елена Гуро и ее сестра Екатерина Низен, в издатель стве «Лирика» печатались Вера Станевич, в сборнике «Руко ног» публиковалась Е. Кузьмина-Караваева. Безусловным уважением была окружена Елена Гуро.
Против идейно-эстетической программы кубофутуристов и группы «Бубновый валет» выступила группа «Центрифуга», возникшая в 1914 г. при активном участии С. Боброва, а так же Н. Асеева и Б. Пастернака. Название « Центрифуга» груп па получила по стихотворению С. Боброва, своего рода по этической декларации, «Турбопэан» (191 4):
Группы <<Мезонинпоэзии» и«Центрифуга»
Завертелась ЦЕНТРИФУГА Распустила колеса: Оглушительные свисты Блеск парящих сплетных рук !
- МолотилкаЦЕНТРИФУГИ Меднолобцев сокруши !
Выспрь вертителъные круги Днесь умчащейся души.".1
Бобров разрабатывал эстетическую программу, которая могла бы удовлетворить и формальные, и содержательные поиски принципиально новых путей в совре�енном искусст ве, ориентированных не на западноевропей�кую новейшую
живопись, а на русские традиции. Он предложил термин «рус
ский пуризм» , призванный обозначить новую эстетику, ос нованную на национальной архаике. «Сейчас основы русско го пуризма, - утверждал Бобров, - в русском архаизме: древ них иконах, лубках, вышивках, каменных бабах, барельефах,
вроде печатей, просфор и пряников, где все так просто и ха рактерно, полно огромной живописной ценностью»2• Первая книга стихов С. Боброва «Вертоградари над лозами» (1913), в оформлении Н. Гончаровой, свидетельствовала о попытке синтезировать слово и зрительный образ в художественное