Глава 32. В преддверии кризиса в Капернауме

32.1. В ДОМЕ ИАИРА

Когда во вторник утром лодка Иисуса пристала к берегу, Его ждала огромная толпа людей, так как весть об излечении Амоса, сумасшедшего из Хересы, уже достигла Вифсаиды и Капернаума. В этой толпе были и новые соглядатаи из иерусалимского Совета, прибывшие в Капернаум, чтобы найти повод для ареста и осуждения Иисуса.

Пока Иисус разговаривал с теми, кто пришёл сюда поприветствовать Его, один из управляющих синагогой, Иаир, пробрался через толпу и, упав на колени, схватил Иисуса за руку, умоляя Его поспешить вместе с ним и говоря: «Учитель, моя маленькая дочь, моё единственное дитя, лежит дома при смерти. Я умоляю Тебя прийти и исцелить её».

Когда Иисус услышал просьбу отца, Он сказал: «Я пойду с тобой».

Иисус отправился с Иаиром, и множество людей, услышавших просьбу отца, последовали за ними посмотреть, что произойдёт.

Они уже подходили к дому Иаира, когда, пробираясь в толчее по узкой улице, Иисус внезапно остановился и воскликнул: «Кто-то прикоснулся ко Мне».

И когда окружающие стали отрицать, что они прикоснулись к Нему, Пётр сказал: «Учитель, Ты видишь, что толпа напирает на Тебя, так что может раздавить нас, – а Ты говоришь: «Кто-то прикоснулся ко Мне». Что Ты имеешь в виду?»

Тогда Иисус сказал: «Я спросил, кто прикоснулся ко Мне, ибо почувствовал, что живая сила отошла от Меня».

Оглядываясь, Иисус заметил стоявшую поблизости женщину, которая, подойдя к Нему, упала на колени и сказала: «Годами я страдала жестоким кровотечением. Я много терпела от многих врачей. Я истратила всё своё состояние, но никто не смог мне помочь. Тогда я услышала о Тебе, и я подумала, что если я хотя бы прикоснусь к краю Твоей одежды, то обязательно исцелюсь. Поэтому я устремилась вместе с толпой и, оказавшись рядом с Тобой, Учитель, я прикоснулась к краю Твоей одежды и стала здоровой. Я знаю, что избавилась от своего недуга».

Когда Иисус услышал это, он взял женщину за руку и, подняв её, сказал: «Дочь, твоя вера излечила тебя. Иди с миром».

Именно вера этой женщины, а не её прикосновение, сделала её здоровой. И этот случай является хорошей иллюстрацией многих якобы чудесных исцелений, которые случались в течение земной жизни Иисуса, но которые Он никоим образом не совершал по Своей воле. Не было никакой необходимости прикасаться к Его одежде, это отражало лишь суеверную сторону её веры. Иисус подозвал к Себе эту женщину, Веронику из Кесарии Филипповой, потому что Он не хотел, чтобы Вероника ушла с мыслью о том, что возымел действие её страх, сопровождавший её попытку получить исцеление украдкой, или её суеверное прикосновение к одежде. Он желал, чтобы все знали: её исцелила чистая, живая вера.

Понятно, что Иаир сильно переживал из-за этой задержки, поэтому, ускорив шаг, они поспешили к его дому. Но не успели они войти во двор управляющего, как навстречу вышел один из его слуг, сказав: «Не тревожь Учителя. Твоя дочь умерла».

Но Иисус, казалось, оставил слова слуги без внимания, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он обернулся и сказал убитому горем отцу: «Не бойся. Только верь».

Войдя в дом, Он уже застал там флейтистов и плакальщиков, поднявших неуместный шум. Здесь же находились рыдающие и стенающие родственники. Выставив всех плакальщиков из комнаты, Иисус вошёл туда вместе с отцом, матерью и тремя апостолами. Он сказал плакальщикам, что девочка не умерла, но те высмеяли Его.

После этого Иисус обратился к матери, сказав ей: «Твоя дочь не умерла, она лишь спит». И когда всё в доме утихло, Иисус, поднявшись наверх, где лежало дитя, взял её за руку и сказал: «Дочь, говорю тебе: проснись и встань!»

И когда девочка услышала эти слова, она тут же встала и прошла по комнате. Вскоре она вышла из оцепенения, и Иисус распорядился, чтобы её покормили, потому что она давно не ела.

Ввиду того, что в Капернауме велась сильная пропаганда против Иисуса, Он созвал семью и пытался объяснить то, что девушка находилась в состоянии комы после продолжительного жара и что Он лишь разбудил её, а не воскресил из мёртвых. То же самое Он повторил и Своим апостолам, но тщетно: все они считали, что Он воскресил девочку из мёртвых. То, что Иисус говорил, пытаясь объяснить многие из этих мнимых чудес, не производило большого впечатления на Его последователей. Они верили в волшебство и при первой возможности приписывали Иисусу очередное чудо. Иисус и апостолы вернулись в Вифсаиду после того как Он специально приказал им никому не рассказывать о случившемся.

Когда Он вышел из дома Иаира, двое слепых, которых вёл немой мальчик, пошли за Ним, моля об исцелении. В тот период слава Иисуса-целителя достигла зенита. Где бы Он ни появлялся, больные и страждущие ждали Его. Иисус уже выглядел измученным, и все Его друзья начали беспокоиться о том, что продолжение обучения и целительства может довести Его до полного изнеможения. Апостолы Иисуса, уже не говоря о простом люде, не могли понять сущность и атрибуты этого Богочеловека.

32.2. НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ

Днём Иисус продолжал учить народ, а по вечерам наставлял апостолов и евангелистов. В пятницу Он объявил о недельном отпуске, для того чтобы все Его последователи могли провести несколько дней в своих семьях или у друзей, прежде чем приготовиться к отбытию в Иерусалим на Пасху. Однако более половины Его учеников отказались оставить Его, а количество людей с каждым днём увеличивалось настолько, что Давид Зеведеев уже хотел поставить новый лагерь, но Иисус отказался дать Своё согласие. Он так мало отдохнул за субботу, что утром в воскресенье, 27 марта, попытался избавиться от толпы. Несколько евангелистов были оставлены говорить с народом, в то время как Иисус и двенадцать собирались незаметно перебраться на противоположный берег озера, где, в одном из красивых парков к югу от Вифсаиды-Юлии, они надеялись получить тот отдых, в котором так нуждались. Этот район был любимым местом отдыха жителей Капернаума. Все они были хорошо знакомы с этими парками на восточном берегу.

Однако людей это не устраивало. Они заметили, в каком направлении отплыла лодка Иисуса, и, наняв все свободные суда, отправились вдогонку. Те, кто остался без лодок, отправились пешком вокруг северной оконечности озера.

К вечеру более тысячи человек обнаружили Иисуса в одном из парков. Иисус обратился к ним с краткой речью, после чего Его сменил Пётр. Многие из этих людей принесли с собой еду и после ужина разбились на небольшие группы, с которыми занимались апостолы и ученики Иисуса.

В понедельник пополудни толпа уже превышала три тысячи человек, причём люди продолжали прибывать до позднего вечера, приводя с собой всевозможных больных. Сотни интересующихся Иисусом людей, направлявшихся на празднование Пасхи, планировали остановиться в Капернауме, чтобы увидеть и услышать Учителя, и просто не желали мириться с разочарованием. К полудню в среду здесь, в парке к югу от Вифсаиды-Юлии, собралось около пяти тысяч мужчин, женщин и детей. Стояла хорошая погода – сезон дождей был в этих местах на исходе.

Филипп обеспечил для Иисуса и двенадцати трёхдневный запас провизии, которым ведал юноша Марк – их подручный. К полудню этого дня, третьего по счёту почти для половины собравшегося здесь народа, запасы еды, взятой людьми с собой, подошли к концу. В распоряжении Давида Зеведеева не было палаточного городка, где он мог бы накормить и разместить народ, да и у Филиппа не было запаса еды, необходимого для такой толпы. И всё же, несмотря на голод, люди не желали уходить. Поговаривали о том, что Иисус, желая избежать неприятностей как со стороны Ирода Антипы, так и иерусалимских вождей, выбрал этот спокойный район за пределами юрисдикции всех Своих врагов как подходящее место для Своего коронования. Всеобщее возбуждение росло с каждым часом. Иисусу не было сказано ни единого слова, хотя Он, конечно, знал обо всём. Даже двенадцать апостолов всё ещё страдали подобными представлениями, тем более – молодые евангелисты. Из апостолов попытку провозгласить Иисуса царём поддерживали Пётр, Иоанн, Симон Зелот и Иуда Искариот. Против этого плана выступали Андрей, Иаков, Нафанаил и Фома. Матфей, Филипп и близнецы Алфеевы не занимали определённой позиции. Идея коронования исходила от одного из молодых евангелистов, Иоава.

Таковы были обстоятельства, сложившиеся к пяти часам пополудни в среду, когда Иисус попросил Иакова Алфеева позвать Андрея и Филиппа.

Иисус сказал: «Что нам делать с народом? Уже три дня, как они пребывают с нами, и многие из них голодны. У них нет еды».

Филипп и Андрей переглянулись, и Филипп сказал: «Учитель, Тебе следует отослать этих людей, чтобы они могли пойти в соседние селения и купить себе еды».

И Андрей, опасавшийся, что план коронования будет осуществлён, поспешил согласиться с Филиппом: «Верно, Учитель, я считаю, что Тебе было бы лучше всего отпустить народ, чтобы люди отправились восвояси и купили еды, а Ты смог бы какое-то время отдохнуть».

К этому времени к ним присоединились остальные апостолы.

Тогда Иисус сказал: «Но Я не хочу отсылать их голодными. Разве вы не можете накормить их?»

Это было уже слишком для Филиппа, который тут же ответил: «Учитель, где в этом пустынном месте мы сможем купить хлеба для такой толпы? И двух сотен денариев не хватило бы на одну трапезу».

Не успели апостолы высказаться, как Иисус повернулся к Андрею и Филиппу со словами: «Я не хочу отсылать людей. Вот они: как овцы без пастыря. Я хотел бы накормить их. Какая еда есть у нас с собой?»

Пока Филипп разговаривал с Матфеем и Иудой, Андрей нашёл юношу Марка, чтобы выяснить, что осталось от их запаса продовольствия. Вернувшись к Иисусу, он сказал: «У юноши осталось лишь пять ячменных хлебов и две сушёные рыбы».

А Пётр тут же добавил: «И мы ещё не ужинали».

Какое-то время Иисус молчал. Взгляд Его был отсутствующим. Молчали и апостолы.

Внезапно Иисус повернулся к Андрею и сказал: «Принеси Мне хлебы и рыбу».

Когда Андрей принёс Иисусу короб, Учитель сказал: «Вели людям сесть на траве группами по сто человек и назначить в каждой группе старшего, а сам приведи сюда всех евангелистов».

Иисус взял в руки хлебы и, прочитав молитву благословения, преломил хлеб и дал апостолам, передавшим его дальше своим собратьям, которые, в свою очередь, отнесли его народу. Таким же образом Иисус преломил и раздал рыбу. И все люди ели и насытились.

Когда они закончили есть, Иисус сказал ученикам: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало».

И когда они собрали остатки, у них набралось двенадцать полных коробов. В этом удивительном пире приняли участие около пяти тысяч мужчин, женщин и детей.

Это – первое и единственное материальное чудо, сотворённое Иисусом в результате осознанного, заранее составленного плана. Верно, что его ученики были склонны называть чудесами многие вещи, не являвшиеся таковыми, но это событие действительно было проявлением сверхъестественной помощи.

32.3. ПОПЫТКА КОРОНОВАНИЯ ИИСУСА

Теперь, когда толпа вдоволь насытилась и слава Иисуса мгновенно выросла благодаря этому изумительному чуду, план принудительного коронования Учителя и провозглашения Его царём уже не требовал личного руководства. Казалось, что эта идея распространилась в толпе подобно эпидемии. Реакция народа на внезапное и впечатляющее удовлетворение его физических нужд была всеохватной и подавляющей. Веками евреев учили, что после прихода Помазанника Божьего, Сына Давида, земля вновь наполнится молоком и мёдом и что они будут наделены хлебом жизни, как некогда их предки – манной небесной, которая, как считалось, упала на них в пустыне. Разве не исполнялись все эти надежды прямо у них на глазах? Когда эти голодные, истощённые люди перестали объедаться чудесной пищей, их охватил только один всеобщий порыв: «Вот наш царь». Чудотворный избавитель Израиля явился. В глазах этих простодушных людей способность накормить наделяла правом властвовать. И потому неудивительно, что, закончив пиршествовать, толпа разом поднялась и закричала: «Сделаем Его царём!»

Этот мощный возглас воодушевил Петра и тех апостолов, которые всё ещё надеялись увидеть Иисуса, заявляющим Свои права на мирское владычество. Однако этим ложным надеждам суждено было вскоре развеяться. Не успело умолкнуть эхо от криков людей, отражённых соседними скалами, как Иисус взобрался на огромный камень, поднял правую руку и заставил толпу стихнуть.

Он сказал: «Дети Мои, у вас добрые намерения, но вы близоруки и мыслите плотски».

Наступила небольшая пауза. Этот Галилеянин величественно возвышался в закатных лучах восточного солнца. Всё в Его облике было от царя.

Иисус продолжил Своё обращение к затаившей дыхание толпе: «Вы желаете сделать Меня царём не потому, что ваши души озарены великой истиной, а потому, что ваши желудки наполнены хлебом. Сколько раз Я говорил вам, что Царство Моё не в этом мире? Царство Небесное, которое мы провозглашаем, есть духовное братство, и никто не властен над ним, восседая на мирском престоле. Отец Мой Небесный есть всемогущий и премудрый Властитель этого духовного братства сынов Божьих на земле. Неужели так плохо раскрыл Я вам Отца духов, что вы готовы сделать царём Его Сына во плоти! Ступайте же все по домам. Если вам нужен царь, пусть в сердце каждого из вас воцарится Отец небесных светил как всеобщий духовный Властитель!»

После этих слов Иисуса толпа разбрелась, ошеломлённая и повергнутая в уныние. С того дня многие из тех, кто верил в Иисуса, отвернулись от Него и более не следовали за Ним. Апостолы лишились дара речи. В молчании смотрели они на двенадцать коробов с остатками еды. Только их подручный, юноша Марк, произнёс: «И Он отказался стать нашим царём».

Прежде чем уйти в одиночестве в горы, Иисус повернулся к Андрею и сказал: «Возвращайся со своими собратьями в дом Зеведея и молись вместе с ними – особенно за брата твоего, Симона Петра».

32.4. НОЧНОЕ ВИДЕНИЕ СИМОНА ПЕТРА

Оставшись без своего Учителя, отправленные назад одни, апостолы сели в лодку и в молчании погребли в сторону Вифсаиды на западный берег озера. Больше всех из них был повержен и сломлен Симон Пётр. Они почти не разговаривали. Каждый думал об Учителе, находившемся в одиночестве в горах. Никогда прежде Он не отсылал их всех прочь, отказавшись остаться с ними.

Тьма опустилась на них, и поднявшийся сильный встречный ветер сделал дальнейшее продвижение почти невозможным. Обессилив от многочасовой гребли в темноте, Пётр заснул глубоким сном измождённого человека. Андрей и Иаков перенесли его на корму и уложили спать на мягком сиденье. Пока остальные апостолы боролись с ветром, Петру приснился сон: ему привиделось, будто Иисус приближается к ним, ступая по воде. Когда Петру показалось, что Учитель поравнялся с лодкой, он вскричал: «Спаси нас, Учитель, спаси нас!» И те, кто был на корме, услышали некоторые из этих слов. Ночное виде́ние продолжалось, и Петру приснилось, будто он слышит слова Иисуса: «Ободритесь. Это Я. Не бойтесь». Для потревоженной души Петра это было подобно бальзаму. Его беспокойный дух был утешен, поэтому (во сне) он крикнул Учителю: «Господи, если это действительно Ты, вели мне встать и пойти вместе с Тобой по воде». Но когда Пётр пошёл по воде, бурные волны испугали его, и, уходя под воду, он закричал: «Господи, спаси меня!» И многие из двенадцати слышали, как он прокричал эти слова. После этого Петру приснилось, что Иисус пришёл к нему на помощь и, протянув руку, схватил и вытащил его, говоря: «О, маловерный, зачем ты усомнился?»

Последняя часть его сна привела к тому, что Пётр встал с сиденья, на котором спал, и действительно ступил за борт в воду. И он очнулся ото сна, когда Андрей, Иаков и Иоанн, нагнувшись, вытаскивали его из моря.

Пётр никогда не сомневался в реальности этого случая. Он искренне верил, что Иисус приходил к ним в ту ночь. Ему не удалось полностью убедить в этом Иоанна Марка. Именно поэтому Марк опустил часть этого эпизода в своём рассказе. Врач Лука, который тщательно исследовал подобные вещи, пришёл к заключению, что в данном случае речь идет о виде́нии Петра и потому отказался включить этот эпизод в своё Евангелие.

32.5. ВОЗВРАЩЕНИЕ В ВИФСАИДУ

В четверг утром, до рассвета, они встали на якорь рядом с домом Зеведея и проспали примерно до полудня. Андрей поднялся первым и, отправившись на прогулку у моря, увидел Иисуса, сидящего на камне у воды вместе с их подручным юношей. Хотя многие из толпы, равно как и молодые евангелисты, провели всю ночь и значительную часть следующего дня в поисках Иисуса в восточных горах, вскоре после полуночи Он, вместе с юношей Марком, отправился назад и, обогнув озеро и переправившись через реку, вернулся в Вифсаиду.

Из пяти тысяч чудесным образом накормленных людей, которые – наполнив свои желудки, но оставшись с пустыми сердцами, – захотели провозгласить Иисуса царём, лишь около пятисот человек продолжали следовать за Ним. Но ещё до того, как они узнали о Его возвращении в Вифсаиду, Иисус попросил Андрея собрать двенадцать апостолов и их соратников, включая женщин, сказав: «Я хочу поговорить с ними».

И когда все были в сборе, Иисус сказал: «До каких же пор Мне придётся терпеть вас? Неужели всем вам так трудно даётся духовное понимание и не хватает живой веры? Все эти месяцы Я учил вас истинам Царства, но не духовные ценности владеют вами, а плотские побуждения. Разве не читали вы в Писании о том, как Моисей призывал неверующих детей Израиля, говоря им: «Не бойтесь, стойте – и увидите спасение Господне [Исх, 14:13]»? Сказал певец: «Уповайте на Господа [Пс, 4:6]. Надейся на Господа, мужайся, и да укрепится сердце твоё, и надейся на Господа [Пс, 26:14]. Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя [Пс, 54:23]. Надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище [Пс, 61:9]. Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится [Пс, 90:1]. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека [Пс, 117:8]».

Так неужели вы не видите теперь, что волхвования и плотские чудеса не приведут новые души к Царству духовному? Мы накормили толпу, но это не заставило их возжелать хлеба жизни или возжаждать воды духовной праведности. Утолив свой голод, не вступления в Царство Небесное стали искать они, а возможности сделать Сына Человеческого царём, как коронуют царей в этом мире, для того лишь, чтобы можно было продолжать есть хлеб без необходимости трудиться для этого. И всё это, в чём многие из вас приняли большее или меньшее участие, ни в коей мере не способствует раскрытию Отца Небесного или претворению Царства Его на земле. Разве мало нам врагов среди религиозных вождей этой земли, чтобы настраивать против себя ещё и мирских правителей? Я молю Отца «помазать» вам глаза, чтобы вы увидели, и раскрыть вам уши, чтобы вы услышали и исполнились веры в Радостную Весть, которой Я научил вас».

Иисус объявил, что желает удалиться на несколько дней для отдыха со Своими апостолами, прежде чем они приготовятся идти в Иерусалим на празднование Пасхи, и Он запретил кому-либо из учеников или из народа следовать за Ним. Таким образом, они отправились на лодке в Геннисарет, чтобы в течение двух-трёх дней отдохнуть и выспаться. Иисус готовился к великому кризису Своей земной жизни, и поэтому проводил много времени в общении с Небесным Отцом.

Весть о насыщении пяти тысяч и попытка сделать Иисуса царём привлекли широкое внимание и пробудили опасения как у религиозных вождей, так и гражданских правителей по всей Галилее и Иудее. Хотя это великое чудо никак не способствовало укреплению Радостной Вести Царства в душах материально настроенных маловеров, оно действительно помогло положить конец тем тенденциям в непосредственной семье Иисуса, – объединявшей апостолов и ближайших учеников, – которые были связаны со стремлением к чудесам и желанием обрести царя. Этот эффектный эпизод положил конец раннему периоду обучения, подготовки и целительства и тем самым расчистил путь для вступления в последний год, год возвещения более высоких и духовных сторон новой Радостной Вести Царства – божественного сыновства, духовной свободы и вечного спасения.


32.6. В ГЕННИСАРЕТЕ

Во время отдыха в доме богатого верующего в Геннисарете, каждый день после обеда Иисус проводил с двенадцатью беседы, проходившие в непринуждённой обстановке. Посланники Царства представляли собой группу серьёзных, спокойных и лишённых иллюзий людей. Но и после всего происшедшего, как показали последующие события, эти двенадцать человек ещё не полностью освободились от своих врождённых и давно вынашиваемых надежд на приход иудейского Мессии. События нескольких предшествующих недель развивались слишком быстро для этих ошеломлённых рыбаков, чтобы они могли осознать всё их значение.

Пока Иисус и двенадцать отдыхали в Геннисарете, толпа рассеялась: некоторые разошлись по домам, другие отправились в Иерусалим на Пасху. За неполный месяц число восторженных, открытых сторонников Иисуса в одной только Галилее упало с пятидесяти с лишним тысяч до менее пятисот человек. Иисус хотел, чтобы Его апостолы познали изменчивый характер общественного признания, чтобы в будущем, когда Ему придется оставить их одних продолжать дело Царства, они не прельщались проявлениями скоротечной религиозной истерии. Однако это удалось Ему лишь отчасти.

Во второй вечер их пребывания в Геннисарете Иисус вновь рассказал апостолам Притчу о сеятеле и добавил: «Вот видите, дети Мои, взывание к человеческим чувствам мимолётно и ведёт только к разочарованиям. И взывание к одному только уму – занятие столь же пустое и бесплодное. Только взывая к духу, живущему в разуме человека, вы можете надеяться добиться прочного успеха в достижении удивительных преобразований человека, которые сразу же проявляются обильным урожаем подлинных духовных плодов в повседневной жизни всех, кто тем самым освобождается от тьмы сомнения через рождение духа в свет веры – Царство Небесное».

Иисус стремился подготовить апостолов к надвигавшемуся потрясению – кризису в общественном отношении к Нему, до которого оставалось лишь несколько дней. Он объяснил им, что религиозные правители Иерусалима войдут в заговор с Иродом Антипой с целью уничтожить их. Апостолы начали в более полной мере (хотя и не окончательно) понимать, что Иисус не собирается садиться на трон Давида. Теперь они лучше понимали, что успехи в распространении духовной истины не достигаются за счёт материальных чудес. Они начали отдавать себе отчёт в том, что насыщение пяти тысяч и народное движение за коронацию Иисуса были кульминацией ожидания чудотворных действий и волшебных деяний, вершиной популярности Иисуса среди народа. Они смутно понимали и предчувствовали грядущее духовное размежевание и жестокую вражду. Эти двенадцать человек постепенно осознавали подлинный характер своей миссии в качестве посланников Царства, и они начали готовить себя к суровым и тяжёлым испытаниям, выпавшим на последний год служения Иисуса на Земле.

Прежде чем покинуть Геннисарет, Иисус просветил их о чудотворном насыщении пяти тысяч, объяснив, какую именно цель преследовала эта необычайная демонстрация созидательной энергии, а также заверил их, что Он уступил Своему сочувственному отношению к толпе только после того, как убедился, что это было «по воле Отца».

32.7. В ИЕРУСАЛИМЕ

В воскресенье, 3 апреля, в сопровождении только двенадцати апостолов, Иисус отправился из Вифсаиды в Иерусалим. Стремясь избежать толп и желая привлекать как можно меньше внимания, они пошли через Герасу и Филадельфию. Иисус запретил им учить народ в течение этого путешествия. Точно так же, Он не разрешил учить или проповедовать во время пребывания в Иерусалиме. Поздним вечером в среду, 6 апреля, они прибыли в Вифанию, находившуюся неподалёку от Иерусалима. Первую ночь они провели в доме Лазаря, Марфы и Марии, но на следующий день разделились. Иисус, вместе с Иоанном, расположился в доме верующего по имени Симон, по соседству с домом Лазаря в Вифании. Иуда Искариот и Симон Зелот остановились у своих друзей в Иерусалиме, в то время как остальные апостолы устроились по двое в разных домах.

В эту Пасху Иисус посетил Иерусалим всего один раз, в великий день праздника. Абнер приводил многих иерусалимских верующих в Вифанию для встречи с Иисусом. Во время пребывания в Иерусалиме двенадцать поняли, сколь ожесточённым становится отношение к их Учителю. Покидая Иерусалим, никто из них не сомневался в надвигающемся кризисе.

В воскресенье, 24 апреля, Иисус и апостолы вышли из Иерусалима и направились в Вифсаиду через прибрежные города Иоппию, Кесарию и Птолемаиду. После этого они углубились внутрь страны, взяв путь на Раму и Хоразин, и прибыли в Вифсаиду в пятницу, 29 апреля. Сразу же после возвращения домой Иисус отправил Андрея испросить у старейшины синагоги разрешения выступить там на следующий день, в субботу, во время дневного богослужения. Иисус хорошо знал, что Ему в последний раз будет позволено выступить в синагоге Капернаума.

Наши рекомендации