Примеры возможных билетов на экзамене по философии
Определение понятия идеи в философии Платона.
Как ставилась и решалась проблема бытия и мышления в средневековой философии? Философия в религиозной форме, ее общая характеристика.
Онтология и гносеология.
В чём заключается основной вопрос современной философии?
Определение начала по Аристотелю.
Исходное противоречие в средневековой философии.
Гносеология и эпистемология: сходство и различие.
Чем биофилософия отличается, с одной стороны, от философии жизни 19в. и от философских оснований биологии, с другой.
Общая характеристика и история русской философии 18-нач.20в.в. В чем состоит основной вопрос русской философии? Рассказать о множестве альтернативных подходов к его постановке и решению.
Термин «смысл».
Как возможен несубординационный порядок?
Какое практическое открытие явилось основанием всей античной цивилизации и философии? Какое понятие являлось центральным для античного разума?
Спор между средневековым реализмом и номинализмом. Поучительный смысл притчи Жана Буридана «Буриданов осёл».
Индукция и дедукция. Что такое «абдукция»?
Почему первичной проблемой для человека является он же сам?
Невозможность существования общего единого в качестве первоначала бытия (философия Аристотеля). Неповторимость конкретно-единичного («индивидуума») как сущности. Вывести социальное учение Аристотеля в качестве следствия из его философских оснований (из метафизики).
Какая проблема оказалась неразрешимой для средневековой философии?
Имманентное, трансцендентное и трансцендентальное
Почему именно искусство явилось всеобъемлющей формой философии в эпоху Возрождения?
Средневековый смысл «учёного незнания» (Николай Кузанский).
Предназначение принципа артистической индивидуальности в философии эпохи Возрождения. Отличие возрожденческого принципа от понимания индивидуальности в философии Аристотеля.
Антиномия. Космологические антиномии в «Критике чистого разума» Канта.
Почему сознание является внутренним элементом всей материальной реальности общества?
Смысл античных апорий: определение как античное обоснование бытия. Выбрать одну из апорий (движения и покоя, бытия и ничто, единого и многого) и раскрыть её смысл. Апория Зенона Элейского «Летящая стрела» и её значение для квантовой физики (соотношение неопределенностей между импульсом и координатой элементарной частицы). Современный смысл античных апорий.
В чём состояла неразрешимая проблема философии эпохи Возрождения?
Диалектическое противоречие. Его значение в теории решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера.
Почему в современной философии общества социальная научная теория превратилась из теории в проблематичную гипотезу.
Философия эпохи Возрождения о достоинстве и предназначении человека.
В чём заключался смысл основного вопроса философии Нового времени? Какую проблему решала нетрадиционная цивилизация Нового Времени?
Диалектика.
Каким образом Маркс объяснил практическую необходимость и объективные причины заблуждений в антагонистических общественно-экономических формациях?
В чём заключался основной вопрос античной философии.
Каким образом Спиноза заново поставил и решил проблему мышления и бытия, оказавшуюся неразрешимой для философии Декарта? Почему Спиноза изложил свою философию в форме геометрии? Какая проблема являлась неразрешимой в пределах философии Спинозы?
Дискурс.
Почему различение бытия и сознания не может быть самоочевидной данностью для сознания?
Какое понятие было центральным в философии Возрождения?
Дайте определение эксперименту как особым образом организованной практики. Благодаря чему в эксперименте происходит переход необходимости и случайности друг в друга? В чём состоит достоинство и недостаток любого эксперимента?
Гипотетико-индуктивный метод познания.
Почему невозможно из одних новых единичных эмпирических фактов, минуя их теоретическое обобщение, непосредственно выводить (предсказывать) другие новые единичные факты?
Самокритика индивидуалистической гордыни эпохи Возрождения в творчестве Джордано Бруно.
Почему средство решения проблемы равноправия в Новое Время делало права как бы вовсе не нужными? В чём заключалось возражение Новому Времени со стороны следующей эпохи?
Понятие превращённой формы.
Почему миф – а не философия – явился исторически и по существу первой формой сознания?
Античные «школы» античной философии.
Чем объясняется первостепенное значение анализа в создании научного метода у Декарта? Какую задачу ставил и решал Декарт в своём размышлении о мыслящей субстанции («Я») и протяжённой субстанции (аналитическая геометрия)? Дуализм как проблема истины в философии Декарта.
Каким образом понятие объективности связано с религиозной философией Средневековья?
В чём состоит смысл научного метода? Где предел его применимости?
Категория материи. Эмпиризм и рационализм.
Как происходит процедура дефиниторного определения предельно универсального понятия?
Средневековое понимание тайны как сущности человека.
Какая проблема оказалась неразрешимой для средневековой философии?
«Как возможно непрерывное производство нового знания?» – какое противоречие заключено в данном вопросе? Каким образом это противоречие было разрешено в Новое Время? Какое требование к социальной структуре предъявляет непрерывность производства научного знания?
Субъект и объект. Субстанция.
Чем постмодернизм отличается от постмодернизма?
Как возможна мысль? (Использовать опыт сократовского ответа, изложенный Платоном). Античный смысл «знания незнания».
Как была преобразована вся система практической деятельности в Новое Время? Почему она стала реальным основанием равенства прав?
Аксиология.
Почему сознание не может не быть в то же время и самосознанием?
Проблема истинного бытия как проблема предмета античной философии. Онтологическая концепция истины.
Какой ответил на вопрос о достоинстве человека Джордано Бруно, противопоставив себя своей эпохе?
В чём состоит смысл современной постмодернистской философии?
В чём заключалось неразрешимое противоречие античной философии? Системный кризис античной цивилизации и общемировоззренческий исход из него.
Почему разум эпохи Возрождения оказался творческой загадкой не только для последующих эпох, но и для себя самого?
Семь классических даршан древнеиндийской философии.
Эмпирический и теоретический уровни науки: различие и связь.
Проблема человека и общества в средневековой философии.
Смысл понятия «монада», его связь с математическим анализом. Математическая логика как особый способ организации научного знания; подход Лейбница при построении математической логики.
Какое понятие было исключено из структуры формальной двузначной логики? В чём заключался социальный смысл такого запрета в 17-18в.в.?
Почему беспредельное развитие творческих способностей, достигнутое в эпоху Возрождения, не было повторено в массовом порядке в последующие эпохи? (Оно не было повторено даже в том же масштабе, который был характерен для Возрождения).
Категория.
Благодаря какому логическому ходу (понятию) Лейбницу удалось объяснить творчество, оказавшееся неразрешимой проблемой в философской системе Спинозы?
Обоснование необходимости научного незнания в богословских размышлениях Фомы Аквинского. Соотношение между человеком и государством, общим и частным интересом в учении Фомы Аквинского.
Идея.
Почему творческий теоретический гений Нового Времени работал для того, чтобы сделать себя ненужным в границах уже имеющегося знания?
Почему средневековая философия стремилась быть неизменной?
Необходимость и случайность.
Вопрос о методе. В каком смысле можно утверждать, что у Декарта есть свой метод? Роль интуиции. Выяснение исходных и абсолютно достоверных начал посредством способа, исключающего их качество «быть исходным и абсолютно достоверным». Дедукция, нумерация, перечисление, исходные и конкретные определения индукции.
Парадокс человека как творца, сотворенного Мастером, в средневековой философии.
Феномен.
Смысл основного суждения Декарта. В каком мышлении вещь – это не только мысль о вещи, но тоже вещь? Что такое бытие, но не бытие вообще, а немыслящее внешнее бытие в качестве предмета научного познания? В каком смысле можно говорить об индивидуальном «Я» как несовпадающем с субъектом мысли? В какой мере индивидуальность может быть выражена в системе понятий Р. Декарта?
Почему оригинальные заблуждения способствуют прогрессу науки в большей степени, чем логически неизбежные истины? Чем индуктивная вероятность отличается от объективной и субъективной вероятностей? Каким образом Р.Карнап пришел к выводу о том, что существует целый континуум индуктивных методов? В чем состояла ограниченность и нереалистичность его формулы степени истинности гипотез? Почему в концепции Карнапа вероятность подтверждения законов равна нулю в бесконечной предметной области? Каким образом финской школе индукции удалось преодолеть противоречия концепции Карнапа?
Общественно-экономическая формация.
Почему универсальным методом науки является не гипотетико-дедуктивный, а гипотетико-индуктивный метод? Почему индукцию некорректно интерпретировать в качестве всего лишь «обратной дедукции»?
Таб 1. Детализация элементов компетенции УК1 по уровням развития и оценивания | ||||
2 | 3 | 4 | 5 | |
1-й уровень развития и оценивания (1-ая степень проявления) | ||||
Форма оценивания уровня сформированности элементов компетенции | 2-ой уровень развития и оценивания (2-ая степень проявления) | 3-ий уровень развития и оценивания (3-я степень проявления) | ||
УК1.Владение культурой мы, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения | УК1.1.Смелость в создании условий возникновения возможности быть открытым навстречу неожиданному мыслящему незнанию | УК1.1.1 Воля к продолжению вопроса: «Каким образом можно размышлять только вопросами так, чтобы каждый последующий вопрос углублял смысл предыдущего?» | УК1.1.2Решимость ответить, почему любой настоящий вопрос нужно обострить до степени противоречия прежде, чем ответить на него? Решимость формулировать противоречие | УК1.1.3 Свобода догадываться о том, что исключает возможность вопроса о себе и не допускает сформулировать свою проблему в виде противоречия |
УК1.2Способность выдумывать множество альтернативных гипотез, оригинальных новых догадок как возможных самостоятельных решений | УК1.2.1Великодушие понять множество конкурирующих друг с другом философских теорий как множество альтернативных друг другу гипотез. | УК1.2.2Прозрение гипотетической возможности того, что в истории философии ещё не реализовано как альтернативное традиционному решение | УК1.2.3.Способность к самостоятельному созданию множества альтернативных друг другу гипотез о неисследованной области. |
УК1.3 Способность применять и модифицировать гипотетико-дедуктивный и гипотетико-индуктивный методы познания | УК1.3.1Способность овладеть дедуктивным выведением из гипотез проверяемых следствий, их индуктивной проверкой и поиском совместного теоретического и эмпирического свидетельства: освоение опыта развития универсального гипотетико-индуктивного метода | УК1.3.2Способность выбрать через обсуждения на семинарах подходящую формально-логическую систему и соответствующие параметры из К-параметрической системы континуума индуктивных методов познания Хинтикки-Ниинилуото | УК1.3.3 Способность обосновать выбранный метод проверки гипотезы в виде доклада с последующими ответами на возражения | |
УК1.4 Способность к сравнительному анализу гипотез, выбору оптимального решения в условиях недостаточной информации и логики расплывчатых понятий с последующей корректировкой результатов и оснований метода познания, а также своей собственной возможности быть подлинным | УК1.4.1 Способность выбирать из фактически реализованных форм философии одну из них в качестве своего возможного индивидуального стиля мышления (по заданию преподавателя) | УК1.4.2Способность корректировать выводы и основания выбранной формы философии | УК1.4.3 Способность корректировать и заново переопределять основания того, что значит быть и мыслить |
УК1.5Способность развивать свою догадку о решении проблемы до её возможных пределов и находить такую проблему, которая уже неразрешима пределах сформированной догадки | УК1.5.1 Способность продолжить развитие к.-л. философской идеи прошлого далее тех границ, на которых оно оборвалось случайно. | УК1.5.2Способность в любой форме философии находить такую проблему, которую можно сформулировать, но уже невозможно решить в данной философии (консультативно). | УК1.5.3 Способность поставить проблему неразрешимую для своего собственного ума и обосновать её неразрешимость средствами индивидуального стиля мышления | |
УК1.6 Способность изменять метод мышления так, чтобы неразрешимая проблема превратилась в решаемую задачу или умение общаться с другими, для которых твоя индивидуальная неразрешимость – это преодолимая трудность | УК1.6.1 Способность формулировать затруднения при получении тестовых задач от преподавателя. Умение быть активной стороной при получении консультаций от преподавателя и подсказок от других студентов | УК1.6.2Способность отличать трудную задачу от принципиально неразрешимой проблемы (консультативно) | УК1.6.3 Способность самостоятельно провести исследование истории развития смысла неразрешимости (история философии как углубление смысла тайны человека) |
1..Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М.: Мысль, 2010. – Т.1 – 744 с.; Т.2 – 634 с.; Т.3 – 692 с.; Т.4 – 736
2.См. Светлов, В.А. История научного метода /В.А.Светлов. – М.: Академический проект; Деловая книга, 2008. – 700с. – Гл. 13.; С. 364-424
3.См. Хайдеггер, М. Бытие и время /М.Хайдеггер; пер. В.В.Бибихина. – Харьков: Фолио, 2003. . – §§ 74-83.