Три года и более — крушение (гибельное для Дхармы). 13 страница

Преты– голодные духи; люди, привязанные к материальному, после смерти которых не совершались обряды (неприкаянные души).

Принятие «великого решения»– «великое решение» о недеянии – намерение продолжать оставаться в состоянии созерцательного присутствия вплоть до полной реализации.

Природа Ума– Ум как таковой, неизменная основа движущегося ума (манаса).

Пробужденность – самопребывающее неотвлечение, нераздельность изначально свободного осознавания (Сахаджья) и внимательности.

Промежуточное состояние(санскр. «антарбхава», тиб. «бардо») – состояние человека после смерти перед новым воплощением. Говорится о восьми видах промежуточного состояния.

Промежуточный знак– термин Йоги Света, касающийся смешивания внутреннего и внешнего пространства. На этой ступени проявляются и переживаются видения второго и третьего уровня.

Просветление– высшая цель духовной практики, слияние индивидуального сознания с абсолютным путем мудрости (джняны). Сознание, расширяясь, последовательно проходит четыре состояния Мира Без Форм, утрачивает чувство эго, после чего осознается великая Пустота. Критерием Просветления является непрерывное сознание во сне со сновидениями и во сне без сновидений.

Пространство (акаша) – 1. Исконная осознанность, проявляющаяся как три вида пространства: 1) внешнее пространство Вселенной, которое содержит все проявленные феномены сансары (бхут-акаша); 2) внутреннее пространство сознания живого существа, т.е. его мысли и эмоции (чит-акаша); 3) тайное пространство сердца (хрид-акаша). В Реальности эти три пространства неотделимы друг от друга.

2. Раздел учения Лайя-йоги, использующий тайные методы созерцания, которые способны привести опытного йогина к полной реализации.

Прямое введение(пратьябхиджня даршан) – непосредственная передача недвойственного взгляда от Учителя к ученику. Введение в исконную осознанность молчанием или криком, с помощью символов, загадок и с помощью разъяснений.

Пустота (Шуньята, от санскр. «шунья» – Пустота, «та» – способность Пустоты познавать) – основа, сущность всех явлений и ума. Трансцендентное сознание. Маханирвана.

Путь– особые методы практики, позволяющие раскрыть изничальное состояние Основы и обрести плод конечной. Вторая из трех составляющих Учения (две другие: описание Основы и реализация плода).

Пятеричное наставление растворения (панча санкальпа лайя чинтана) – мистический алгоритм, передающийся в традиции сиддхов при прямом введении, указывающий йогину последовательность безошибочного продвижения к высшей реализации. Его суть: 1) все видимое сводить к уму; 2) ум сводить к Пустоте; 3) Пустоту сводить к Ясному Свету; 4) Свет сводить к недвойственности; 5) недвойственность сводить к блаженству.

Пять мудростей– при очищении первоэлементов пять нечистых состояний (клеш) превращаются в пять пространств пяти мудростей: 1) равностная мудрость (элемент земли); 2) зерцалоподобная мудрость (элемент воды): 3) различающая мудрость (элемент огня); 4) всесвершающая мудрость (элемент воздуха); 5) всеохватывающая мудрость (элемент пространства).

Пять первоэлементов (махабхуты) – элементы, из которых состоят вся внутренняя и внешняя Вселенная: 1) земля (притхиви); 2) вода (апас); 3) огонь (агни); 4) воздух (вайю); 5) пространство (акаша).

Радужное тело (Пранава-дехам) – бессмертное нематериальное тело Света.

Ракшасы– демоны, чинящие препятствия.

Раса – букв. «вкус». Временное переживание состояния недвойственности.

Расслабление– основной моменит в практике созерцательного недеяния: расслабления тела, речи и ума, способное открыть йогину естественное состояние.

Рита– «космический закон, истина». Закон космической гармонии, изначальная пульсация, великий вселенский ритм, присущий Бытию, действующий на сверхтонком, тонком и материальном уровнях.

Ритрит– уединенная практика в затворе с соблюдением обязательств и расписания.

Риши – (санскр. «видящий»). Просветленные мудрецы, передавшие откровения Вед и Упанишад.

Рудры– неистовые полубоги-полудемоны.

Самадхи– состояние прямого переживания Реальности, цель любой духовной практики. В традиции Учения Лайя-йоги выделяют четыре вида самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа, саруба. Также существуют джада-самадхи («темное» самадхи) и махасамадхи (окончательный уход из тела).

Самайя– священный обет, обязательство в практике высших тантр, основной принцип взаимоотношений Учителя и ученика. Он не связан с внешней стороной поведения (виная), а указывает на дух искренности в практике. Выделяют самайя, относящиеся к телу, речи и уму. Внешне самайю можно выразить как поддержание «чистого видения» в отношении Трех Драгоценностей и избегание четырнадцати коренных падений. Внутренне – как неотклонение от непрерывной практики созерцания. Соблюдение единой самайи созерцания – лучший способ выполнить все многочисленные самайя. При несоблюдении самай тантрическая практика не приносит должного результата, порождая лишь препятствия и загрязнения.

Самоисследование (Атма-вичара) – высшая медитация Джняна-йоги для достижения Просветления. Путь самоисследования, самовспоминание «Кто я?».

Самоосвобождение(пратимокша) – главный процесс практики созерцания, присущий Лайя-йоге. Заключается в том, чтобы при возникновении мыслей и эмоций расслабиться и, поддерживая созерцательное присутствие, «оставить все, как есть», т. е. позволить мыслям самим раствориться в естественном состоянии распахнутого Ума, подобного пространству. Существует четыре основных уровня самоосвобождения, а также, как подготовительная практика – два вида ментального самоосвобождения.

Самотрансценденция (прапатти) – самоотдача, следующая ступень после самоосвобождения. Стадия, когда созерцательное присутствие раскрыто и происходит нисхождение ответного импульса Ануграхи.

Самоузнавание (пратьябхиджня) – заключительная стадия после самотрансценденции, непоколебимое пребывание в естественном состоянии.

Сансара– круговорот бытия, цикл рождения, смерти и перерождения. Миры сансары включают в себя область Мира Явлений. Иногда сюда также относят и Мир Форм, поскольку считается, что он имеет отношение к сотворению шести миров Мира Страстей.

Саруба-мукти– реализации высшего Освобождения за одну жизнь путем созерцательного недеяния и интеграции с внутренним светом и звуком. При этом происходит полное растворение грубых элементов в теле йогина и превращение тела в радужное тело Света.

Сатгуру– санскр. «Сат» – Бытие, «Гуру» – Мастер. Совершенный Гуру. Тот, кто передает Просветление.

Сахаджа-нирвикальпа(санскр. «сахаджа» – естественное, «нирвикальпа» – без различий) – состояние просветленного мудреца, когда эго окончательно уничтожено. Какие бы действия ни совершал йогин, он ни на мгновение не покидает своего единства с Источником, пребывая в первичном, чистом естественном состоянии без усилий.

Сахаджаяна– «путь естественности». Индуистская тантра, ассимилировавшая идеи Ваджраяны, сложившаяся в конце первого тысячелетия нашей эры. Родоначальником Сахаджаяны считают махасиддху Брахмана Сараху.

Сбивающая прана– движение энергии исконного Ума в первый момент выхода сознания из Ясного Света в промежуточном состоянии.

Свободная от мыслей пробужденность– свободная от концепций способность ума познавать. Постигающая ясность без привязанности к субъекту и объекту, воспринимающему и воспринимаемому.

Сиддха– «совершенный мастер». Человек, познавший посредством йогического самадхи запредельный Свет и всю полноту энергий Вселенной (шакти), реализовавший сверхъестественные силы.

Сиддхи– санскр. «совершенство», «сверхъестественные силы». Появляются как следствие практики Дхармы. Выделяют два вида сиддхи: 1) высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» (акальпита); 2) обычные или мирские сиддхи (кальпита).

1. Высшие сиддхи или «сиддхи мудрости» – главные достижения на пути, являющиеся критерием правильной практики: 1) обретение сострадания; 2) непоколебимая вера; 3) непривязанность; 4) правильное воззрение; 5) реализация высшего «Я», Ума, подобного бесконечному пространству.

2. Обычные (мирские) сиддхи обретаются через освоение и просветление пяти первостихий в теле йогина. В разных традициях они описываются по-разному. Восемь классических сиддхи Раджа-йоги: 1) ясновидение; 2) яснослышание; 3) левитация; 4) способность становиться невидимым; 5) быть вечно юным; 6) менять свой облик по желанию; 7) владеть телом; 8) управлять внешним миром. Считается, что обретение сиддхи до самореализации является препятствием.

Сияния (Девата-спхурана) – божества, творческое проявление чистой энергии лучезарной природы Ума. Ее проявление сравнивают с возникновением миражей или отражений в зеркале.

«Спонтанный танец в пространстве»– выражение, означающее, что йогин способен смешивать созерцательное присутствие с обстоятельствами и действиями. Высшая ступень самоосвобождения, на которой йогин пребывает в полностью недвойственном состоянии созерцания и свободно проявляет свою энергию и осознавание.

Сумеречный язык тантры (сандхья бхашья) – язык тайных знаков и символов, которым передаются тайные Учения тантры. Его значение в полной мере известно лишь посвященным.

Сутра– Учение Хинаяны («Малой колесницы»), переданное Буддой. В Лайя-йоге к Учению сутры относят Адвайта-Веданту Шанкары, буддизм Хинаяны, Тхераваду, Стхавираваду, дзен и Раджа-йогу.

Тантра – санскр. «нить», «непрерывность». Тайные, эзотерические Учения короткого пути к Освобождению. Существует четыре разновидности тантры: 1) крийя (действие); 2) чарья (поклонение); 3) йога (искусство управления ветрами и передвижением «капли души» (бинду) в теле); 4) Ануттара (йога созерцательного недеяния). По своему смыслу тантры делятся на двойственные и недвойственные, отцовские и материнские.

Тело Света (Пранава-дехам) – божественное бессмертное радужное тело Света (тиб. Самбхогакайя – тело полноты проявлений).

Типы поведения после Просветления– 1) «Парящий орел» (странствующий йогин); 2) «Крадущийся тигр» (тайный йогин); 3) «Одинокий олень» (горный отшельник); 4) «Таинственный дракон» (монах-отшельник); 5) «Рычащий лев» (Свет для других).

Три вида передачи Учения– 1) словесная, или интеллектуальная, адресованная поверхностному сознанию; 2) символическая, адресованная подсознанию; 3) внезнаковая, соприкасающаяся со сверхсознанием.

Три Драгоценности – Гуру, Дхарма и сангха (Учитель, Учение и святая община). В Лайя-йоге Три Драгоценности трактуются в абсолютном смысле как неотделимые от нашего собственного изначального состояния: Гуру – как изначальное Сознание (Праджняна), абсолютный источник передачи; Дхарма – методы узнавания естественного состояния; сангха – полнота энергий и весь проявленный мир.

Три ключевые точки в созерцании– 1) свежесть («льющаяся струя» – неотвлечение); 2) расслабленность («парение» – не-медитация); 3) ясность («трава, которая вырастет сама» – неискусственность).

Уверенность– понимание недвойственной природы Реальности, раскрытое в результате практики.

Удержание праны в центральном канале– основной процесс в практике тантры и Ануттара-тантры. Удержание и втягивание пран в центральный канал ведет к переживанию высших уровней Ясного Света.

Узнавание– узнавание недвойственной Природы Ума, подобной пространству.

Уллата бамси– мистические парадоксальные высказывания сиддхов, прямо указывающие на Реальность.

Унмани – санскр. «безмыслие», «пустота». Один из видов переживания в практике медитации и созерцания.

Упадеша – тайные наставления высших тантр, передающиеся в сверхсознательном состоянии самадхи, касающиеся того, как продолжать оставаться в состоянии созерцания и поддерживать непрерывность практики.

Упайя– метод, путь метода.

Уровни углубления естественного состояния– 1) поддержание созерцания в бодрственном состоянии; 2) поддержание созерцания во сне со сновидениями; 3) поддержание созерцания во сне без сновидений.

Ученик– практикующий, искренне стремящийся к Освобождению и Просветлению, способный воспринять и следовать наставлениям Учителя. Правильное состояние сознания ученика – это состояние «пустого сосуда» (открытости), неправильное – состояние «грязного», «переполненного» или «дырявого» сосудов.

Цвета бардо– цвета, переживаемые в момент смерти и указывающие на соответствующее перерождение в одном из шести миров сансары: 1) Мир Ада – дымчато-серый, черный, черно-желтый цвета; 2) Мир Претов (голодных духов) – тускло-желтый цвет; 3) Мир Животных – зеленый цвет; 4) Мир Людей – голубой, зелено-голубой, желто-голубой; 5) Мир Асуров – красно-фиолетовый, красный, фиолетовый, желто-зеленый; 6) Мир Богов – тускло-белый.

Центральный канал (сушумна-нади) – главный канал в тонком теле человека, через который разворачивается деятельность пяти первоэлеменов, пяти сознаний и восприятие внешней Вселенной. Центральный канал состоит из трех каналов, вложенных один в другой и соответствующих физическому (ваджра-нади), астральному (читрини-нади) и каузальному (брахма-нади) уровням.

Цепляние за «я»– вера в самосущее бытие собственного маленького «я», демон (мара), из которого возникает двойственность субъект-объектного восприятия. Самый совершенный способ избавиться от этого демона цепляния за «я» – правильное непрерывное созерцание, когда ум спонтанно, без усилий, поглощается Источником.

Чакры– энергетические центры сознания в тонком теле. Тексты называют семь или девять основных чакр, расположенных вдоль центрального канала.

Чарья-тантра– двойственная тантра, делающая акцент на внешних ритуальных действиях и церемониях.

Четаки– низшие боги, проживающие на небесах.

Четыре вида переживания в практике– 1) блаженство (ананда); 2) ясность (вивека); 3) Пустота (унмани); 4) недвойственность (адвайта). Первые три – временные переживания в практике медитации, вехи на пути. Привязанность к этим состояниям закладывает семена перерождения в трех мирах: Мире Явлений, Мире Форм и Мире Без Форм соответственно, при отсутствии привязанности – они суть украшение трех божественных тел. Четвертое переживание недвойственности объединяет все эти три и считается подлинным.

Четыре вида света– света, переживаемые в моменты смерти, сна и сверхсознательного состояния (самадхи). Первые три соответствуют переживанию трех гун (благости, страсти и невежества), четвертый является светом исконной Реальности: 1) Свет Открытия, подобный тонкой белизне (Чандра-джьоти); 2) Свет Роста, подобный красному сиянию солнца (Сурья-джьоти); 3) Свет Достижения, подобный пустому пространству ночи (Шунья-джьоти). Переживается в тот момент, когда красная и белая бинду смешиваются в сердце; 4) Ясный Свет, подобный осеннему безоблачному небу. Переживание Ясного Света является целью любой духовной практики, критерием реализации в Нада-, Джьоти- и Кундалини-йоге.

Четыре состояния сознания (авастхи) – состояние сознания человека, согласно йоге и тантре, делится на: 1) бодрственное состояние (джаграт); 2) сон со сновидениями (свапна); 3) сон без сновидений (сушупти); 4) трансцендентную Реальность вне каких-либо качеств (турья).

Четыре стадии видений в Джьоти-йоге – во время практики Джьоти-йоги возникают такие видения, как пятицветные круги света, сияющие бинду, образы божеств, мандалы, ступы, узоры. Существует четыре стадии проявления видений в Джьоти-йоге: 1) «начало» (арамбха), свет из сердца проецируется наружу, и возникают различные видения, исходящие из уровня сердца и бровей; 2) «развитие» (гхата), на этой стадии видения увеличиваются, становятся более яркими и отчетливыми, что указывает на смешивание внутреннего и внешнего пространства; 3) на стадии «нарастание» (паричайя) видения полностью завершаются, становясь зрелыми, проявляясь в виде божеств, различных мантр, янтр, слогов и т.д. На этой ступени нет необходимости прилагать усилия в медитации, практика развивается сама, переживаются пять чистых пространств и достигается состояние «единого вкуса», появляются сиддхи, кармические праны превращаются в праны мудрости; 4) на стадии «исчерпание» (нишпатти) все видения растворяются в пустом пространстве осознавания, таким образом реализуется переход в радужное тело Света (Пранава-дехам).

Четыре ступени созерцания– 1) «безмятежность» (махашанти); 2) «за пределами мыслей» (унмани); 3) «единый вкус» (сомараса); 4) «спонтанная пробужденность» (лила).

«Чистое видение» (шуддха-видья) – способ созерцания в тантре и Ануттара-тантре. Восприятие себя как божества, мира – как мистического пространства (мандалы), живых существ – как божеств, эманаций Абсолюта, всех звуков – как мантр, всех ситуаций – как игр спонтанной энергии изначального Источника. Такое созерцание приводит к замене нечистых кармических пран, зарождению «божественной гордости» и трансформации в тело божества.

Чистота изначальная (ниранджана) – совершенная чистота, незапятнанность. Одно из качеств всевышнего Источника, синоним естественного состояния.

Чистые элементы (шуддха-таттвы) – чистые сияния пяти цветов. Возникают из радужного света в измерении исконной Реальности и составляют первую ступень в создании существования. Являются источником пяти первоэлементов и представляют собой основополагающую структуру как внешне существующего мира, так и внутреннего существа индивида.

Шакти-янтра – Вселенная энергии. В контексте Шакти-янтры изучается Кундалини-йога, Крийя-йога, Шат-чакра-йога, благодаря которым йогин учится контролировать свои праны, очищает энергетические каналы, пробуждает энергию Кундалини и раскрывает пространство пяти элементов.

Эманация (спанда) – движения радужного света в измерении чистой Основы, манифестация изначального света и звука.

Энергия (шакти) – энергия, тождественная или присущая осознаванию. Мощь и величие Абсолюта, его способность к манифестации бесчисленных качеств.

Энергия естественного состояния – существует восемь аналогий в проявлении энергии естественного состояния: 1) отражение в зеркале; 2) луна в воде; 3) эхо; 4) радуга в небе; 5) сновидение; 6) город гандхарвов; 7) миражи; 8) магические иллюзии, созданные волшебником. Также энергия естественного состония проявляется как изначальный звук (Нада), свет (Джьоти) и божества (Девата-спхурана).

Явления (дхармы) – бывают чистыми и нечистыми, что зависит от нашего восприятия: 1. Нечистые явления – это проявление нашего заблуждающегося мышления, когда отсутствует узнавание Природы Ума, мирские впечатления в этом мире аналогичны сновидениям. 2. В восприятии чистых явлений отсутствует двойственность субъекта и объекта, происходит узнавание сущности Ума.

Якши– нечеловеческие существа, «ангелы» в индуизме и буддизме, легко меняющие свой облик и пол. Эфирные сущности, бывшие когда-то людьми и достигшие данного положения после смерти благодаря успехам в садхане.

Яма (санскр. «близнец») – бог смерти и Дхармы. В некоторых источниках считается, что это первый из умерших людей, открывший смертным путь в загробный мир, ставший владыкой царства мертвых и владыкой закона справедливости.

«Я-мысль» (Ахам-вритти) – источник возникновения любой мысли, чувство «Я-есмь» как таковое. Концентрация внимания на «я-мысли» или самоисследование в Лайя-йоге является предварительной практикой для развития созерцательного присутствия.

Янтра– букв. «инструмент». 1. Путь, рисунок, узор Вселенной. 2. В контексте Лайя-йоги слово «янтра» используется для обозначения одного из пяти разделов Учения: Праджня-янтра, Нада-янтра, Джьоти-янтра, Нидра-янтра, Шакти-янтра.

Ясный Свет (Брахма-джьоти) – изначальный Свет исконной Реальности, превосходящий три гуны. Основа состояния Будды, Ниргуна Брахман Веданты, «свет Матери» (Ади-сахаджа). В мандале человеческого тела энергия Ясного Света находится в сердце и проецируется наружу через глаза. Основа всех видимых нами явлений.

Содержание

Предисловие Свами Вишну Дэва ................................................................ 5

Предисловие редактора ............................................................................. 6

Предисловие издателя ............................................................................... 7

Учение Лайя-йоги и Сахаджаяна ................................................................ 9

Об авторе ................................................................................................ 12

«Освобождающий нектар драгоценных наставлений»

(«Лайя Амрита Упадеша Чинтамани») ............................................... 15

«Сокровище зеркала безмятежного океана» .......................................... 78

Вселенная Мудрости

Праджня-янтра

Книга I. Передача

Глава I. История Учения....................................................................... 86

Глава II. Линия передачи (Парампара)................................................. 93

Глава III. Передача огня.Учитель-ученик........................................... 96

Преданное сердце, искренний дух. Самайя ....................................... 101

Глава IV. Сберечь пламя. Как передавать Учение............................. 106

Три вида передачи Учения ............................................................... 109

Глава V. Гуру-йога и самотрансценденция.......................................... 111

Счастливый странник. Обычные качества ученика .......................... 113

Воин духа. Качества ученика наивысших способностей ...................... 114

Глава VI. Общие понятия йога-тантры............................................... 116

Котенок и детеныш обезьяны. Два пути: постепенный

и мгновенный ................................................................................... 116

Пять тел, согласно Учению йога-тантры ............................................. 118

Четыре типа сознания ...................................................................... 120

Вера без понимания и нигилистическая бравада ................................. 121

Глава VII. Золотое правило. Три сущностных принципа................. 123

Часть 1. Посмотреть в зеркало. Прямое введение в

исконную осознанность (шравана) .......................................................... 125

Львиный рык. Устная передача ........................................................ 125

Рогатый заяц. Передача вне слов ................................................... 130

Часть 2. Стирание пыли. Прояснение смысла, обретение

уверенности, устранение сомнений и ошибок, принятие

великого решения (манана) .................................................................. 131

Натягивая тетиву. Устранение сомнений ....................................... 131

Прицеливаясь. Преодоление отклонений .......................................... 134

Попадая в цель. Принятие великого решения: встать на

путь созерцательного недеяния .......................................................... 137

Прыжок в бездну. Путь без пути ...................................................... 141

Часть 3.Льющаяся струя. Непрерывное продолжение

созерцания (нидидхьясана) .................................................................. 143

Парение орла. Великий выбор: не выбирать ....................................... 143

Стать единым со Вселенной. Созерцание: вход в другое

измерение Бытия ............................................................................. 145

Плыть с облаками, летать с ветром. Жизнь без

выбора ............................................................................................ 147

Единство духа: непрерывная нить из шелка. Стадии

поддержания непрерывного созерцания ............................................. 148

Ступени рая. Уровни углубления естественного

состояния ........................................................................................ 149

Наши рекомендации