Классическая философская система античности.

Классическая период античной философии связан с именами Сократа, Платона и Аристотеля. В качестве главной философской проблемы рассматривал проблему субъекта человека через отношения к общине, к законам, к обществу и к Богу. Сократ запустил в научный оборот изречения: "Познай самого себя", "Я знаю, что ничего не знаю". Особое внимание Сократ уделял добродетелям, которые помогаю т человеку жить и развиваться. Добродетели - то, что приносит блага:

1) сдержанность (укрощение страстей);

2) мужество (преодоление опасности);

3) справедливость (соблюдение исследования Божественных и человеческих законов).

Все 3 добродетели по Сократу достигаются через познание и самопознание.

Сократ разработал новый философский метод, который заключался в обнаружении противоречий в утверждениях противника. Данный метод получил название "Сократовская ирония".

Платон был учеником Сократа, а Аристотель - ученик Платона. Платон разработал понятие "диалектика", которое понимал как метод познания мира и идей. По его мнению, материальный мир, который познает человек есть мир теней, и он является производным от мира идей. По его мнению, идеи - основа мира, они неизменны, вечны и неподвижны. Мир идей- это подлинное бытие. А мир вещей - кажущееся бытие. По мнению Платона основу познания составляет рациональное познание. Чувственное познание нас всего лишь информирует о кажущемся бытие. Платон разработал познание мира от общего к частному.

Аристотель утверждал , что основу бытия создает первичная материя. Она включает следующие элементы:

1) огонь;

2) воздух;

3) вода;

4) земля.

Каждый из этих элементов вводит по 2 пары противоположных свойств. Например тепло - холод, влажное - сухое.

Огонь - теплое и сухое. Воздух - теплое и влажное. Вода - холодная и влажная. Земля - холодное и сухое.

Разрабатывает понятие движения, под которым понимает изменение, относящееся к сущности, к количеству, к качеству и к месту. Изменению места будет противостоять покой. Увеличению- уменьшение. Отдельному движению - отдельное движение. Возникновению - гибель.

В к. IV в начинаются завоевания Александра Македонского, формируется Эллинистический мир, культура, философия. Наиболее ярким представителем Эллинистического мира был греческий философ Эпикур. Он представлял материалистическое понимание развития общества и природы. Им было существенно дополнено теория Демокрита об атомах. В то же время Эпикур являлся основателем нового направления в философии - гедонизма. Он признавал материальность души, а, следовательно, являлся продолжателем идеи Аристотеля. В области теории познания Эпикур являлся последователем сенсуализма. Означает, что в основе познания находятся ощущения человека. Наряду с эпикурейством получает развитие древнеримская философия. Например, эклектика, стоицизм, натурфилософия. Представители: Цицерон, Тит Лукреций Кар.

3. Теоцентризм Средневековой философии

Средневековая философия получила свое развитие в рамках 2-х направлений:

1) патристика;

2) схоластика.

Патристика - это совокупность теологических, философских и социально-политических доктрин христианских писателей II-VIII вв н. э. Наиболее известными являются: Ориген, Тертуллиан, Климент, Августин Аврелий. Им принадлежит попытка создания строенной системы христианского вероучения, защита христианского вероучения от нападок со стороны Римских властей и религии и формирование теоцентрического учения христианской церкви. Августин Аврелий являлся первым христианским филососфом - патристом, который подробно изложил идею теоцентризма. Мировоззрение Августина Аврелия строилось на том, что в центре вселенной находится Бог. Бог первичен и является создателем всего, он - причина всего сущего. По мнению Августина Блаженного Бог представляет собой наиважнейший предмет познания. Вся философская система Августина Аврелия была сосредоточена на познании Бога. Он также являлся основателем новой социально-политической доктрины, суть которой состояла в следующем: он признавал существование неравенства и отстаивал его как вечный и неизменный принцип общественной жизни. Впервые он ввел понятия 2-х царств - царства Божьего и царства Земного, града Божьего и града пороков. Он говорил, что каждый человек должен стремиться к тому, чтобы уйти от пороков. Путь ухода человека от пороков:

1) грехопадение;

2) Страшный Суд;

3) искупление грехов.

Августин впервые выдвинул идею единства человеческой и божественной истории. Схоластика получила развитие в рамках 3-х этапов:

1) ранняя схоластика XI-XII вв;

2) классическая схоластика XII-XIII вв;

3) поздняя схоластика XIII-XIV вв.

Фома Аквинский ( теологическая теория) впервые выдвинул тезис о том, что вера должна подкрепляться разумом. Данный тезис появился неслучайно. Он был связан с развитием науки. Фома Аквинский являлся основателем признаков бытия Бога. Схоластика внесла вклад в развитие христианской философии. В рамках схоластического учения получили развитие 2 направления: номинализм и реализм. Реализм являлся отражением идеалистической тенденции в схоластике, а номинализм - материалистическая тенденция в рамках схоластической философии (идеализма).

4.Эпоха Возрождения. Философия эпохи Возрождения начинается с христианского Возрождения. Русский философ Николай Александрович Бердяев справедливо утверждал, что в эпоху средневековья силы человека были внутренне сосредоточены. Христианское Возрождение началось с того, что возникла идея очистить христианство от всех негативных явлений, которые обнаружились к 15-16 вв. Людские взоры были обращены к идеям первоначального христианства. После неудавшегося христианского Возрождения началось светское Возрождение. В эпоху Возрождения речь зашла о некоем открытии человека и индивидуума. Философия открывает вновь человека природного, с которым вела борьбу христианская церковь. Главная задача состояла в том, чтобы соединить человека природного и человека духовного. Идеалом природного человека был человек Античности, поэтому и происходит обращение к Античному наследию. Эпоха Возрождения полностью пересмотрела роль и место человека в обществе. Показательными в этом смысле являются слова итальянского философа Пико делла Мирандоллы: "Я создал тебя существом не небесным, но и не только Земным; не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался Творцом и сам себе окончательно выковал свой образ. Важной составляющей эпохи Возрождения была идея гуманизма. Главное внимание обращалось на уважение достоинства и прав человека, его ценности как личности, заботе о благе людей. Гуманизм критиковал религиозный аскетизм, признавал право человека на наслаждение и удовлетворение Земных потребностей. В эпоху Возрождения получает развитие натурфилософия, основным мотивом которой было умозрительное (духовное) истолкование природы, натурфилософия рассматривалась как целостное учение, она противостояла схоластике. В рамках натурфилософии получили развитие 2 направления:

1) мистический пантеизм (Н. Кузанский) ;

2) натуралистический пантеизм (Д. Бруно).

Оба направления внесли вклад в развитие натурфилософии эпохи Возрождения и создали условия для перехода к философии Нового Времени.

5.Философия Нового времени обладала рядом характерных черт:

· Во-первых, на философию Нового времени оказало влияние бурное развитие науки и техники. Появление новых научных направлений привело к необходимости выработки общей методологии науки.

· Во-вторых, в центре внимания философских систем были разум, а также здравый смысл и вера в человеческий разум, вера в человеческий интеллект.

· В-третьих, философия сохраняла опору на естествознание с одной стороны, но с другой стороны философия продолжала взаимодействие с религией.

· В-четвертых, важнейшей проблемой философии Нового времени стала познавательная проблема: взаимодействие объекта и субъекта, учение об истине, процесс познания (методы познания).

· В-пятых, философия более активно, чем прежде, изучала общественные процессы и явления.

· В-шестых, рассматривается проблема общественного прогресса, проблема цивилизации и культуры.

· В-седьмых, видное место занимает проблема человека.

Представителями философии Нового времени были английские философы Джон Локк и Томас Гоббс, Спиноза (Нидерланды), Рене Декарт, Фрэнсис Бэкон, французские просветители VIII века: Пьер Бейль, Франсуа Вольтер, Дени Дидро, Шарль Монтескье. Знаковыми для философии Нового времени были Фрэнсис Бэкон (эмпиризм) и Рене Декарт (рационализм).

На научной основе были введены 2 направления:

1. опытного обоснования (через органы чувств) познание окружающего мира;

2. рациональное познание окружающего мира.

Фрэнсис Бэкон создал стройную систему объяснения того как, каким образом с помощью органов чувств человек может познавать окружающий мир. Он утверждал, что в процессе познания возникают определенные проблемы. Отчасти этому мешала средневековая схоластика. По его мнению нужно было изменить метод познания и очистить ум от различных идолов (заблуждений). Он называет 4 группы таких заблуждений:

1. Идолы рода;

2. Идолы пещеры;

3. Идолы театра;

4. Идолы площади.

Рене Декарт создает собственную рационалистическую теорию. Ее главная задача - господство знания, науки над природой. В этом он был близок к Фрэнсису Бэкону. Использовал рациональное мышление. По его мнению, для начала необходимо создать основу достоверного знания, которую он видел в Боге. Существование Бога является основой для познания окружающего мира. Он считал, что у человека знания заложены изначально от рождения. Таким образом он отстаивал теорию врожденных идей.

6.Немецкая классическая философия охватывает XVIII и первую 1/3 XIX. Данная философская система представляла собой реакцию на французское просвещение XVIII века. По своей сути немецкая классическая философия имеет идеалистический характер. Видными представителями были Кант, Гегель, Фейербах. Ключевая фигура - Гегель, который являлся представителем объективного идеализма. Гегель создает законы развития: закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные; разрабатывает законы диалектики, теорию движения. Гегель оказал влияние не только на теорию познания, но также и на социальную философию, так как затрагивал проблемы развития общества, правового государства, гражданского общества, тем самым стремясь показать. как применяется теория объективного идеализма. Из немецкой классической философии вышла философия марксизма, которая подразделяется на 2 составляющие:

1. диалектический материализм;

2. исторический материализм.

Первый разрабатывал проблемы познания бытия, различные философские категории, законы. Второй стремился показать место и роль человека, классов, народов в общественном развитии.

8.Современная западная философия получила развитие в нескольких направлениях. Ее современность определяется периодом XIX-XX вв. В рамках данного направления развивались различные школы. Например, иррационализм, экзистенциализм, философия жизни. Появление данных направлений было тесно связано с развитием материализма и идеализма. Оба учения не давали полных и точных объяснений ни в теории познания, ни в социальной философии. это заставило многих философов усомниться в действенности данных направлений. Прежде всего речь должна идти об иррационализме, ярким представителем которого был Артур Шопенгауэр. Он противопоставлял свои взгляды рационалистическим идеям Гегеля. Он считал, что в основе мира лежит воля, которая подчиняет себе интеллект. В качестве вспомогательного орудия деятельности выступает процесс познания по Шопенгауэру. Все, что относится к любому явлению, является причиной и следствием этого явления. Вся совокупность явлений природы, в том числе эмпирический человек подчинены необходимости. Для любого человека возможен выбор в принятии решений, но при этом происходит борьба мотивов, на которые личность всегда реагирует закономерно и необходимо. По мнению Шопенгауэра, человек - существо метафизическое, а, значит, способность к философствованию у него заложена изначально. Склонность к философии у человека проявляется в том, что он ежедневно удивляется всему обычному и повседневному. Философские переживания вызывают также столкновения людей, порождения страданий и горестей. Сильнейшим инстинктом человеческой жизни является половая любовь, продолжение рода, для воспроизводства поколений, которые будут жить в муках, страданиях и неминуемой гибели. Отрицал бессмертие души, отмечал господство мирового зла. Выход - Буддистская философия, достижение нирваны.

Другим направлением современной философии стал экзистенциализм (Сёрен Кьеркегор). Его знаковая книга - "Или - Или". У нас переводили как "Наслаждение и долг". Он противопоставляет 2 мировоззрения и образа жизни человека: эстетический и этический. Первый увлекает человека, обещает ему наслаждение красотой. Второй призывает к нравственности и исполнению долга. По мнению философа 2 этих образа имеют для человека важное значение, но они не самые главные. Каждый человека должен стремиться к высшей ступени развития - к Богу, а, значит, должен быть религиозный образ жизни. Эстетический образ формирует человека, который живет переживаниями о прошлом. Этический образ стремится создать человека, который будет заботиться о будущем. Религиозный образ жизни должен формировать у человека ощущение вечности.

_____________________

Русская философия

1. Культурно-исторические особенности формирования и развития философии в России

2. Русский позитивизм и материализм XIX в

3. Русская религиозная философия к. XIX - н. XX вв

4. Основные направления в философии современной России

1. Русская философия представляет собой один из типов философии наряду с античной, средневековой, философии эпохи Возрождения, философии Нового времени, иррационалистической философии XIX в. Русская философия обладает несколькими особенностями: во-первых, она религиозна по своему содержанию, во-вторых она посвящена рассмотрению социально-философских проблем. Современная наука неоднозначно относится к тому, когда возникает русская философия. Существуют 2 точки зрения по данному вопросу:

1) русская философская мысль возникла с момента принятия Русью христианства. На протяжении веков происходило развитие русской философской мысли. В таком случае к русской философской мысли относят и первые произведения философов XI в (Климент Смолятич, митрополит Илларион, Лука Жидята, Антоний и Феодосий Печерские), и идеи Инокфилофея;

2) рассматривает возникновение философии от эпохи Петровских преобразований, когда Петр I прорубил окно в Европу. XVIII-XIX вв позволили России сблизиться с Западно-Европейской философией. В России появляются новые философские направления, такие как материализм, позитивизм, идеализм, философия жизни.

До начала 40-х гг. 19 в в русской философской мысли отсутствовало четкое описание происходящих в ней процессах. В 1841 г. появилась историографическая работа, автором которой был архимандрит Гавриил. Впервые внимание было обращено на русскую философию. Он рассматривал русскую философию в контексте Западно-Европейской философии. По его мнению, русская философия сочетала в себе разум и веру, рассудочность и набожность. Архимандрит Гавриил обращал внимание на тот факт, что русская философская мысль притеснялась со стороны правительства. Следующей историографической работой. В 1891 г. выходит история философии в сжатом очерке. К ней было написано предисловие (автор - Колубовский). В 1895 г. появляется очерк В. Чуйко "Русская философия". Он был в рамках книги Кирхнера "История философии с древнейших времен до нашего времени". Аналитическая часть этого очерка имела сугубо объективный отпечаток. Автором было проанализировано порядка 30 персоналий. Важное место в историографии русской философии занимали работы Введенского и Радлова. Радлов в 1912 г. - очерк "история русской философии". Он дал периодизацию русской философии. Первый этап- подготовительный (до Ломоносова). Второй этап - построительный (от Ломоносова до к. 19 в). Следующая историографическая работа - 1988 г. Галактионов и Никандров. Был дан общий анализ развития русской философии с древнейших времен до современности. Анализ философских идей и взглядов по персоналиям. среди которых были не столько философы, сколько общественные, религиозные деятели, писатели. Несколько работ в русском рзарубежье, где рассматривалось развитие русской философии - Яковенко "Очерки русской философии" Берлин, 1922; Шпет "очерк развития русской философии" 1922; Ершов "пути развития русской философии" Прага, 1922.

2. Позитивизм - философское направление, которое возникло в XIX в. Одним из создателей был О. Конт. Данное направление, возникнув в западной Европе получило развитие и в национальных философских школах. В России позитивизм развивался одновременно с материализмом. Представителями материализма в России в XIX в были прежде всего последователи марксизма, например, Плеханов, Ленин. Среди русских позитивистов можно назвать Богданова.

Данные направления - одни из основополагающих в русской философской мысли наряду с русской религиозной философией.

3. Русская религиозная философия к. XIX - н. XX вв.

В это время в русской философии обнаружилось несколько направлений: во-первых, западничество и славянофильство; во-вторых, русское религиозное возрождение; в-третьих, русский космизм.

Западничество и славянофильство, возникнув в 30-50-е годы XIX в., получило дальнейшее развитие на рубеже 19-20 вв. Именно в рамках славянофильства появились первые ростки русской религиозной философии. По своей сути славянофильство представляло собой оригинальное философское направление. В нем нашли отражение свойства русского мышления. Представителями славянофильства были: Аксаков, Киреевские, Достоевский... Главную проблему, которую они решали - стремление соединить веру и разум. Первостепенное значение они придавали религии. Они говорили, что вера является источником знания. Главный интерес - это религия. Они рассматривали не столько онтологические вопросы, сколько вопросы, связанные с судьбой России. В этом они близко подходили к своим противникам - западникам.

В славянофильстве одной из наиболее ярких фигур религиозной направленности был Достоевский. В споре западников и славянофилов он занимал особую позицию. Достоевский разрабатывал и определял понятие западник следующим образом: западники - те люди, которые поддерживают цивилизацию, т.е. гражданский порядок Европы, стало быть европеизм. Это связано с тем, что Достоевский видел в Европейской цивилизации недостатки. Прежде всего недостатки связаны с ролью и деятельностью католической религии. Достоевский иронично относился к католической церкви и ее структурам. Он критиковал буржуазный строй в Европе. Достоевский отвергал идеалы западной цивилизации и критиковал идеи общечеловеческих ценностей. Для Достоевского важнейшей проблемой было то, что общечеловеческие ценности стирают различия между народами, происходит нивелировка различия между народами. Исходя из позиций Достоевского в отношении к западной цивилизации однозначно ответить, что Достоевский - это славянофил, невозможно. Сам Достоевский об этом говорил в своих дневниках. Достоевский не разделял точку зрения славянофилов о том, что необходимо вернуться в допетровскую Русь, но в то же время критиковал эпоху петровских реформ. Достоевский не признавал модель развития, которую предлагали славянофилы.

Онтология

1. Понятие "бытие".

2. Формы бытия.

3. Движение как способ существования материи.

4. Понятие "развитие".

5. Проблема универсальности пространства и времени.

1.Проблемы бытия, материи, движения, пространства и времени рассматривает специальный раздел философии, который получил название "Онтология". Обычно категория "бытие" рассматривается с помощью таких понятий как "небытие", "существование", "сознание", "мера".

Возникновение категории "бытие" ученые отмечают еще в древнеиндийской философии. В одном из ведических текстов ("Ригведа") упоминается изначально понятие "небытие" ("асат"), которое выступает потенциальным бытием. Ему противостоит существующее бытие ("сат"). В древнекитайской философии понятие "бытие" было связано с первоосновой мира, состоящее из 5 начал: металл, огонь, вода, земля, дерево.

В древнегреческой философии бытие появляется у школы элеатов (Зенон, Гераклит). Парминит определял бытие как нечто однородное, неподвижное, единое и самотождественное. Бытию он противопоставлял постоянно изменяющийся чувственный мир. Демокрит отождествлял понятие "бытие" с веществом и противопоставлял его понятию "небытие" и "пустота". В средневековой философии утверждалось, что истинным бытием обладает Бог. В Боге сущность и существование бытия совпадали. В эпоху возрождения под бытием стали понимать бытие природы.

В эпоху Нового времени преобладала натуралистически-объективистская трактовка бытия. Она отождествлялась с одной стороны с природой, с другой стороны с миром физических тел, которые подчиняются законам механики. В то же время бытие уже в 17 веке как категория была ориентирована на анализ сознания человека и самосознания. Так, например, Декарт утверждал, что бытие - это процесс мышления. Лейбниц говорил, что бытие - это деятельность духовных сущностей (манада). Для Беркли бытие - это человеческое восприятие.

В немецкой классической философии бытие было представлено по особому. Так, например, Гегель объяснял, что бытие - нечто неопределенное качество, которого фактически нет. Гегель отмечал также, что данная категория должна рассматриваться как постоянно развивающаяся.

В Марксистской философии бытие рассматривается как объективная реальность, которая существует вне и независимо от человека.

В современной западной философии бытие трактуется исходя из анализа человека во всем его многообразии. Так, например, у неокантианцев бытие распадается на мир сущего и мир ценностей - подлинное бытие. В философии Гуссерля бытие истолковывается как взаимосвязь между психическими актами сознания человека и субъективно идеальным.

2. Форма бытия.

Современная философия выделяет следующие основные формы бытия:

1) бытие вещей;

2) бытие человека;

3) бытие духовного;

4) бытие общества.

Бытие вещей включает в себя:

1) бытие процессов и явлений природы;

2) природы как целого;

3) бытие вещей и процессов, созданных человеком.

Бытие человека подразделяется на:

1) бытие человека в мире вещей;

2) специфическое бытие человека.

Бытие духовного подразделяется на:

1) индивидуализированное духовное бытие, т.е. зависящее от человека;

2) объективированное (надиндивидуальное) бытие.

Бытие общества включает в себя бытие различных сфер общественной жизни (политическая, правовая, экономическая, социальная, духовная). Каждая из этих сфер имеет свои особенности.

3.Движение как способ существования материи. Категория "материя" изучалась на протяжении ряда тысячелетий и имеет такой же запас исследований как и категория "бытие". В изучении данной категории находят отражение исследования различных школ от древнеиндийских до современных западноевропейских направлений в философии. Достаточно часто категория "материя" идентифицировалась с категорией "субстанция", которая понималась как предельное основание, которое позволяет сводить все многообразие процессов и явлений к чему-то единому. Здесь субстанция рассматривается с позиции монизма, дуализма или плюрализма.

Материя изучалась в тесной связи с такими категориями как "движение", "развитие", "пространство" и "время". В философии Древней Греции впервые стали говорить о всеобщности движения, о его абсолютном характере. Так, Гераклит отмечал, что материальные первоосновы находятся в постоянном изменении, а, значит, в мире нет ничего неподвижного. Впервые Гераклит в качестве догадки ввел в научный оборот представление о том, что движение - это борьба противоположностей.

Категория "движения рассматривалась различными школами и направлениями от древности до современности. Отрыв материи от движения показывал ,что данная категория не рассматривается с точки зрения причинности ее появления. Современная наука рассматривает движение на основе двух типов:

1) движение, которое сохраняет устойчивость предмета ,явления, его качество;

2) движение, которое связано с переходом от одного качества к другому и от одних количественных параметров к другим.

Современная наука определяет следующую классификацию форм движения:

1) движения, связанные с материальным носителем;
2) движения, связанные с генетическим происхождением форм движения;

3) движения, связанные с признанием качественной специфики.

В современной науке выделяется следующие движения:

1) механическое;

2) физическое;

3) химическое;

4) биологическое;

5) социальное.

4.Понятие движения тесным образом связано с понятием развития. Оно рассматривается через учения о диалектике. Здесь используются такие понятия как прогресс и регресс, пространство и время, каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку. Диалектика как учение предполагает, что движение и развитие осуществляется поступательно от простых форм к сложным и от низших к высшим.

5. Важнейшими категориями онтологии являются пространство и время. При определении пространства и времени их обычно отделяют от категории "материя" как отдельно существующие реальности. В истории философии они также рассматриваются самостоятельно. Впервые пространство и время были рассмотрены древнегреческим атомистом Демокритом, который утверждал, что существуют лишь атомы и пустота. По Демокриту пустота и есть пространство, которое выступает самостоятельной сущностью: атомы передвигаются в пространстве. Проблему пространства и времени также рассматривали философы Нового времени такие как Ньютон, Лейбниц, Декарт, Спиноза. В 19 в. проблему пространства и времени рассматривал Гегель. Данные категории существенно расширяли представление человечества о материи, о ее распространении и движении. Тем не менее ряд философов, такие как субъективный идеалист Беркли или агностик Кант, отрицали возможность понимания пространства и времени. Например, Кант воспринимал пространство и время как априорные (доопытные) категории.

Идеи Канта были подвергнуты критике со стороны немецкого философа Гегеля, который стоял на позициях субъективного идеализма. Он признавал единство пространства и времени, но при этом связывал это с первоначальной идеей Бога (абсолюта).

Марксистская философия значительно откорректировала позицию Гегеля. Пространство и время увязываются с проблемой материи. Они объективны и не зависят от сознания человека.

Наши рекомендации