Нанси: философия на пределе
В начале был предел
Первая книга философа Жана-Люка Нанси – прикосновение к мысли психоаналитика Лакана. Эту книгу, «Заглавие буквы», вышедшую в свет в издательстве «Галилея» в 1973 году, он написал вместе со своим другом, коллегой и соратником Филиппом Лаку-Лабартом. «Заглавие буквы», конечно же, – книга не о Лакане, не о человеке по имени Лакан, и даже не о его теориях вообще. Она представляет собой детальное чтение одного текста – «Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда». Невероятно, но «Заглавие буквы», написанное никому на тот момент неизвестными молодыми философами, высоко оценил и сам Лакан. 20 февраля 1973 года он говорит о том, что «с огромным удовлетворением прочитал эту книгу», рекомендует ее слушателям своего семинара и продолжает возносить ей хвалу: «Никто прежде не читал меня настолько хорошо, с такой любовью <...> Это – образец хорошего чтения, настолько хорошего, что, с сожалением приходится говорить, – никто из моих последователей к такому прочтению и близко не подошел» [5:62]. Так людям со стороны, философам, удается то, что не удается людям так называемого своего круга, психоаналитикам. Нанси с Лаку-Лабартом оказываются ближе к Лакану, чем «лаканисты». 10 апреля того же года Лакан еще раз напоминает о своем пожелании слушателям семинара – прочитать «Заглавие буквы».
Интересно, что «Инстанцию буквы в бессознательном» Лакан произносит 9 мая 1957 года перед студентами-филологами из философского кружка Сорбонны. И пятнадцать лет спустя философы, беспредельно любящие литературу, Жан-Люк Нанси и Филипп Лаку-Лабарт отвечают Жаку Лакану. «Заглавие буквы» сначала, в мае 1972 года, было представлено на семинаре Жака Деррида в Высшей нормальной школе.
«Заглавие буквы» – деконструкция «Инстанции буквы», эксплицирующая совершённый психоаналитиком переворот лингвистической концепции знака Фердинанда де Соссюра. Принципиальный момент, волнующий Нанси и Лаку-Лабарта, это артикуляция лакановской, как они пишут, «науки о букве» в психоанализе посредством определенных «отношений между буквой и истиной, поскольку в них вовлечено желание» [7:108]. Эта вовлеченность желания позволяет говорить, что наука о букве, или наука буквы [science fife la lettre] Лакана артикулируется в ином, нежели философский, регистре. При этом значение буквы предельно важно, ведь обнаруживаемый психоанализом субъект, – это субъект инстанции буквы,эффект означающего. Субъекта конституирует пробел [ecart] в цепи означающих. Таков отправной пункт рассуждений Лакана в «Инстанции буквы: бессознательное – не некое мифическое седалище инстинктов, поскольку «по ту сторону речи, в бессознательном, психоаналитический опыт обнаруживает цельную языковую структуру» [3:55]. Точкой отсчета деконструкции лакановского текста становится неразрешимость отношений между психоанализом и лингвистикой, между теорией субъекта и теорией означающего. Философский дискурс Нанси и Лаку-Лабарта проходит между психоанализом и лингвистикой. Одним из предельных вопросов при этом оказывается вопрос о начале: что было сначала, означающее или то, что оно означает? Кто был первым, кто всё это начал, де Соссюр, или Фрейд? Лакан читает де Соссюра через Фрейда, или Фрейда через де Соссюра?
Деконструкция знака Лакана и то, что особым образом отмечают Нанси и Лаку-Лабарт, – «черта фундаментальна, изначальна» [7:147], черта между означающим и означаемым де Соссюра непреодолима. Можно сказать, вначале была черта различания [differance]. Вначале был положен предел. Разбор неразрешимого начала, обнаружение в начале различающей черты, деконструктивное чтение как предельно внимательное прочтение, проявляющее не только то, что написано, но и то, что не выписывается, аналитическое чтение, обнаруживающее те места, где текст оказывает максимальное сопротивление, где мысль автора спотыкается, – всё это указывает на того, кто повлиял на философию Жана-Люка Нанси в первую очередь. Это – не Жак Лакан. Это – другой Жак, Жак Деррида.
Нанси: философия на пределе
Вслед за Деррида, параллельно ему, Нанси производит дальнейшую деконструкцию психоанализа, в частности, снятие метафизического налета с таких трансцендентных понятий, как Субъект, Отец, Другой. Деконструкция нацелена не на ниспровержение или опровержение, но на пересмотр и дальнейшее движение, вполне в духе Лакана. Так Другой – «это, прежде всего, явное присутствие точки и момента абсолютного, неопровержимого истока, данное как таковое и как таковое исчезающее в момент своего прехождения» [8:43]. Вот раз-личание начала-в-конце, рождения-в-смерти, воз-никновения-в-исчезновении.
Нанси, конечно же, не только ученик Деррида, но также Батая и Бланшо, Декарта и Канта, Ницше и Хайдеггера. Силовые линии этих философов очевидны в первых же книгах: «Дискурс о синкопе» (1976) и «Категорический императив» (1983) – чтение Канта, «Спекулятивная ремарка» (1979) – Гегеля, «Ego sum» – Декарта, «Разделение голосов»
(1982) – Хайдеггера. Сам Нанси говорит о том, что определяющее философское влияние Канта, Гегеля, Хайдеггера и Деррида «обусловило его устойчивый интерес к «философии на пределе» – к таким ситуациямв философии, когда она ставит под вопрос свою собственную возможность» [11:306]. Одним из таких пределов оказывается психоанализ. В частности в связи с такими понятиями, как «субъект» и «закон», ведь именно они ведут к «предельной ситуации». «Закон» «субъекта» ратифицирует еще один философский предел – политический.
Вдохновленные работами Деррида, Нанси и Лаку-Лабарт организовали в 1980 году конференцию «Концы человека», посвященную деконструкции и политике, и в этом же году учредили «Центр философского исследования политики», задачей которого стало переосмысление политического на фоне выхолощенной риторики сегодняшней либеральной демократии. В 1981 году в свет вышла книга Нанси н Лаку-Лабарта «Нацистский миф», в которой выявляется измерение различающей «идентификационной функции», черты отождествления. Предисловие к изданию этой книги 1991 года ее авторы завершают словами, звучащими в психоаналитическом духе: «Мы существуем, запаздывая, исторически задним числом. Что не исключает того, что предел запаздывания может обернуться отправной точкой какой-то новизны» [6:9]. Предел, возникающий всегда уже задним числом [nachtraglich],
может изменить будущее, открыть его перспективу в пересмотре прошлого.
Один из центральных вопросов философии политического это вопрос совместного бытия в сегодняшнем мире. В «Бытии единственном множественном» Нанси задается вопросом, как мы можем продолжать говорить «мы», говорить о «нас», не преобразуя это «мы» в субстанциональную и эксклюзивную идентичность. Каковы условия разговоров о «нас» сегодня? Перефразируя этот вопрос, можно спросить как будто бы для начала, а есть ли возможность говорить не о нас. Исходя из установленной Фрейдом в «Массовой психологии и анализе я» диспозиции, это просто невозможно; в первой же строке этой книги оппозиция коллективного и индивидуального оказывается пустой, поскольку «в психической жизни одного человека всегда имеется другой» [14:71]. Один это множество, единичное – множественное. Итак, в психоанализе речь всегда уже идет о бытии-с-другим, совместном бытии, бытии-в-отношениях.
Первой книгой Нанси о совместном бытии стало «Непроизводящее сообщество» (1982). В этой работе производится переосмысление самого понятия сообщество, которое понимается не как собрание отдельных индивидов, и не как гипотетическая коммунальная субстанция нацистского образца. Для Нанси заранее спланированное кем-то сообщество обречено на политический террор
и насилие. Непроизводящее сообщество – это не одно произведение, не произведение искусства. В этой книге, по словам самого Нанси, «предпринимается анализ сообщества, не совершающего определенной «работы» и в этом смысле далекого от завершенности «произведения» [11:306]. Сообщество понимается «не как организованная тотальность или всеобщность, а как сеть сингулярностей, каждая из которых выставляет другие на грань существования, заставляет обнажить их собственный предел» [11:306]. Эта книга не просто стала самой знаменитой книгой Нанси, но и породила острую полемику, вызвала множество откликов (одним из которых стала книга Бланшо «Неописуемое сообщество»).
В «Непроизводящем сообществе» Нанси откликается на призыв восстановить прозрачные маленькие общности, Gemeinschaft, в которых можно было бы. наконец, преодолеть отчуждение сегодняшнего общества, Gesellschaft. Нанси показывает, что в самом сердце западного политического мышления неизбывна жажда по «изначальному сообществу», непосредственному, неопосредованному совместному бытию. Ностальгическая мысль о том, что когда-то и жили в мире и гармонии, а по ходу истории это начало было утрачено, буквально преследует политическое мышление. Gesellschaft как холодное отчужденное общество, возникшее в результате модернизации, противостоит ранее существовавшему
якобы теплому и уютному Gemeinschaft. Эта ностальгическая программа возврата к раю до модернизации оказывается принципиальной не только в риторике консервативной политики, но и в как будто бы прогрессивных апелляциях к биологическому, натуральному, экологическому, которые пронизывают потребительский рынок от продуктов питания до косметики.
Причем, такая ностальгическая апелляция неотносится к какому-то конкретному периоду истории. Эта – воображаемая конструкция, регрессивный фантазм утраченного рая, возникающий исторически задним числом. Пока эта конструкции существует в обществе как некий миф, нет никакое опасности, но как только она оказывается частью политической риторики, этот миф утрачивает свою невинность, поскольку миф этот, в частности, поддерживает столь популярную в сегодняшней политике ксенофобию рассуждениями об опасности для западного сообщества иммигрантов с их своеобразными нравами и обычаями. Это желание замкнутой на себе, в себе присутствующей, неделимое социальной идентичности Нанси называет «имманентизмом». Имманентизм «предполагается всеми тоталитаризмами и в первую голову нацизмом, где имманентность расы – почвы и крови – поглощает всякую трансцендентность» [6:21].
В 1987 году Жан-Люк Нанси защитил докторскую диссертацию, которая была опубликована
в 1988 под заголовком «Опыт свободы». Можно сказать, что эта работа – комментарии на тему свободы у Хайдеггера (хотя им дело не ограничено, здесь же Кант, Шеллинг, Сартр). Одна из основных мыслей этой книги: другой не ограничивает свободу, но является непреложным условием самой ее возможности. Свобода, для Нанси, это не субъективистская свобода воли, но заброшенность в мир, в существование с другими. Свобода не исчезает и не ограничивается с появлением другого, но обусловлена его появлением. Понятие совместного бьгтия, бытия-с-другим, Mitsein Хайдеггера становится одним из основных в философии Нанси. Это понятие оказывается принципиальным и в книге «Бытие единственное множественное» (1996).