Иностранные термины и выражения 201 страница
• Diels H., Elementum, Lpz., 1899; Burkert W., ΣΤΟΙΧΕΙΟΝ, «Philologus», 1959, Bd 103, Η., 3/4, S. 167— 197 (лит.).
ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА,см. вст. Сократические школы.
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ,социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимые составные части социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или слои, осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса людей. Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как определ. система взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны Э. т. получили наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США. Осн. варианты Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция), структурно-функциональный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие черты Э. т.— отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность социальных циклов, характеризуемых господством определ. типов элит); критика идеи нар. суверенитета как утопич. мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть рассматривается в качестве осн. части социальных отношений, из к-рых наиболее значимы отношения господства и подчинения.
Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х — 40-х гг. И. Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их принципы с признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отличит. черта демократии — конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический оптимум элита-массы» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг. на основе этих идей была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их «консенсуса» (согласия) относительно существующей политич. системы (Дай, Цайглер).
Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на эксплуататорское меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития, связанный с недостаточным развитием производит.
сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий закон, следствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного произ-ва.
Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., их направленность против марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального равенства всех членов общества.
• Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите и «массовом обществе», М., 1966; Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения, М., 1974; Нарта М., Тгория элит и политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil., 19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971; D у e T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to American politics, Belmont, 19722; Pre-witt K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.
ЭЛЛЮЛЬ(Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), франц. философ, социолог и юрист. Участник Движения Сопротивления. По своим теоретич. и политич. убеждениям Э.— клерикал-реформатор, тесно связан с экуменич. советом церквей.
Известность на Западе, особенно в США, Э. приобрёл с сер. 60-х гг. после перевода на англ. яз. ряда его книг. Согласно Э., социальный прогресс в новое время
ЭЛИТЫ
представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение личности массовым потребительским, всё более регламентированным обществом; ради материальных благ, приносимых наукой и техникой, люди приносят в жертву индивидуальную свободу и духовные ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением гуманистич. целей технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и природой самого человека. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере становятся самоцелью безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к машине. С этих же позиций Э. рассматривает и пропаганду как средство произвольной манипуляции сознанием и поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-рой идейное содержание вытесняется технич. средствами массовой коммуникации. Отождествляя социальный детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. движения как историч. аномалию, как негативную реакцию масс на социально-экономич. и научно-технич. прогресс. По его мнению, революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит якобы лишь к результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает путь деспотич., тоталитарным режимам. Историч. необходимость и человеч. свобода, согласно Э., несовместимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей «технологич. обществом» и их «тотального отчуждения» является борьба за индивидуальную, трансцендентную свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич., ин-дивидуалистич. позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность, так и марксизм и реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию обличение Э. «технологич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры» оказало значит. влияние на многих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг. (особенно на Т. Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представителей «новой философии» во Франции.
• Introduction ä la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56; Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965; Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution, P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972; L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977; L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.
ЭМАНАЦИЯ(от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. απόρροια, προβολή, πρόοδος), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее переход от высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию. Учение об Э. всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного понимания первоисточника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как об «естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от преизбытка творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно неизбежно потому, что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с первопринци-пом. Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.: неизменяемость высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и уму-нусу), возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души от её умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э. обычно провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (τόλμα). Один из наиболее распространённых образов
Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—509 d) — был воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-мусульм. и европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота Эриугену; её влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая Ку-занского.
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ(англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo — появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция развития, основанная па абсолютизации качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как скачкообразный процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах С. Александера и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений: количественные («результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и «эмердженты», несводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией «эмерджентов» Э. э. предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь условия для возникновения высшего, но не порождающий его; высший включает низший, подчиняя его себе. Э. э. рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы. Так, Александер видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как стремлении к высшему и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских философов Э. э. получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности» выражение «внутр. динамичности» природы, не преодолевая, однако, общего недостатка Э. э. — её метафизичность. Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Бергсона, Уайтхеда, а также теологич. учению об эволюции
Тейяр де Шардена.
• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв.. М., 1962; Морган Т. Г., Экспериментальные основы эволюции, М.— Л., 1936, гл. 11 —12; S e l-1 а г s R. W., The principles and problems of philosophy, N Y., 1926· Alexander S., Space, time and deity, v. 1 — 2, L., 19272; Morgan C. L., Emergent erolution, L., 19272.
ЭМЕРСОН(Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ Бостона), амер. философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см. Трансценденталисты), поэт и эссеист. Изучал теологию в Гарвардском ун-те, был священником-унита-рием, в 1832 отказался от церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э. основал в Конкорде «Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило характер спиритуализма: дух, по Э., — единственная реальность, природа — символ духа. С позиций пантеизма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую «сверхдушой». Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична: главное её устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому мировоззрению Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич. действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э. — частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия, выступал против рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —N. Υ., 1903—04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—03; Высшая душа, М., 1902; Избранники человечества, Μ., 1912.
• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч. 3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life, writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y., 1949; Bishop J., Emerson on the soul, Camb., 1964,
ЭМОТИВИЗМ(англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo — потрясаю, волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логич. позитивизма. Согласно этой теории, моральные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными, лишены познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной проверке). Значение их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр., эмоций говорящего). Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич. истолкование морали. Получил распространение в 20—40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США. Гл. представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.
• Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М., 1967, гл. 4; см. также лит. к статьям Логический позитивизм. Неопозитивизм.
ЭМОЦИИ(франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции человека и животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредств. переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из гл. механизмов внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность, направленную на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что определ. объекты и ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают способность вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н. аффекты, бурные кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич. процессы и «навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций (напр.. бегство, агрессию), к-рый оправдывает себя лишь в типичных биологич. условиях. Т. о., посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает видовой опыт. Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (напр., избегание опасности, продолжение рода), целесообразность к-рых остаётся для него скрытой. Э. важны и для приобретения индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепления, Э. способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя.
Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления на новые социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие развития его как личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы, обязанности, нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт развития Э. человека — чувства, к-рые возникают в онтогенезе как результат обобщения конкретных ситуативных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение человека к обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое, родительское и др.); они отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно воспринимаемой ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и не-
ЭМОЦИИ 795
осознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в этиологии и синдромах также и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность человека в известной мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, решающее значение в формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском возрасте. Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций, характеризует творчески активную, гармонично развитую личность.
• Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И. П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства, влечения, Э., Л., 1974; Анохин П. К., Филос. аспекты теории функциональной системы, Избр. труды, М., 1978, с. 311—66; С у д а-к о в К. В., Системные механизмы эмоцион. стресса, М., 1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М., 1981; J o u n g Р. Т., Emotion in man and animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi, Ν. Y., 1975.
ЭМПЕДОКЛ(Εμπεδοκλής) из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч. философ. По контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с религией) антич. биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич. партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-знахарско-го типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Э. находится в полном соответствии с этим образом. Осн. соч. Э. — две гексаметрич. поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов).
Натурфилософия Э. — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиц. стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций, органич. вещества образуются из их сочетания в определ. пропорции. Э. принял тезиз Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые имена, за к-рыми стоит чисто механич. «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифологич. код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анакси-мандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отд. космогонич. цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха «любви» — все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогонич.) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: 1) отд. члены, неспособные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов — монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «Вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырёх элементов», к-рая благодаря её восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов)
ЭМПЕДОКЛ
оказала теория ощущения Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувств. восприятие и интеллект). Согласно этой теории от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный характер и объясняла также физич. и физиологич. процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской мед. школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греч. риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший ему Лукреций, в новое время— представители романтизма (особенно Гёльдерлин). М Фрагменты: DK I, 276—375; Bollack J., Empedocle, t. l—3, P., 1965—69 (критич. изд. «О природе» и коммент.); Zuntz G., Persephone, Οxf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и коммент.); The poem of Empedocles' Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N. van der Ben, Amst., 1975.
• Kranz W., Empedokles. Antike Gestalt und Romanische Neuschöpfung, Z., 1949; O'B r i e n D., Empedocles cosmic cycle, [L.—N. Υ.], 1969 (лит.); Long A. A., Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, в кн.: Mourelatos A. P. D., The Pre-Socratics, Garden City, 1974, p. 397—425.
ЭМПИРИЗМ (от греч. εμπειρία — опыт), направление в теории познания, признающее чувств. опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В противоположность рационализму в Э. рациональная познават. деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, к-рый даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания.
В качестве целостной гносеологич. концепции Э. сформировался в 17—18 вв. Он выступал как материа-листич. Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает в познании объективно существующие вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоложность ему субъективно-идеалистич. Э. признавал единств. реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В бурж. философии 20 в. появляется сочетание идеалистич. Э. с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями о реальности: фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как относящееся не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств. Сущностям («нейтральные элементы» мира Маха, «чувств. данные» неореалистов, «сенсибилии» Рассела). Э. подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного идеализма. Логич. Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на синтетические (эмпирические) и аналитические, утверждает, чтя первые могут быть редуцированы (сведены) посредством ряда логич. процедур к регистрации показаний чувств. опыта, и считает вторые бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта и реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально совершающегося познават. процесса Э. вынужден выходить за пределы чувств. данных и рассматривать их наряду с характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логич. операциями (индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретич. знания. Попытки сторонников Э. обосновать индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувств. опыта потерпели провал.
Признавая чувств. опыт источником наших знаний, диалектич. материализм не сводит к не.му всё содержание знания и подчёркивает активную деятельность мышления. Чувств. опыт понимается в марксистской философии не как пассивное заиечатление воздействий внеш. мира, а как социально и культурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта. Диалектич. взаимосвязь чувств. и рационального познания — один из осн. принципов марксистской гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ(от греч. εμπειρία — опыт и κριτική — искусство разбирать, судить), «критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и методологии науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом. См. ст. Махизм и лит. к ней.
ЭМПИРИОМОНИЗМ(от греч. εμπειρία — опыт и μόνος — один, единственный), разновидность махизма; разработан А. А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый организованный опыт. Э. был подвергнут критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ(от греч. εμπειρία — опыт и σΰμβολον — условный знак, символ), разновидность махизма. Разработан рус. философом П. С. Юшкевичем, согласно к-рому реальный мир — это совокупность символов опыта (ощущений). Субъективно-идеалистич. принципы Э. были подвергнуты критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18). ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ,филос.-ме-тодологич. категории, характеризующие две основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни науч. знания. В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм-пирич. и теоретич. исследования. Эмпирич. исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные наблюдения и эксперимента. Теоретич. исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в её существ. связях и закономерностях. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре науч. познания. Эмпирич. исследование, выявляя новые данные наблюдения и эксперимен-та, стимулирует развитие теоретич. исследования, ставит перед ним новые задачи. С др. стороны, теоретич. исследование, развивая и конкретизируя теоретич. содержание науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует и направляет эмпирич. исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не обогащаясь новыми эмпирич. данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы «... видимое, лишь выступающее в явлении движение свести к действительному, внутреннему движению» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 343), решает теоретич. мышление, неразрывно связанное с эмпирич. познанием.
На эмпирич. стадии науки (напр., опытное естествознание 17—18 и отчасти 19 вв.) осн. средствами формирования и развития науч. знания были эмпирич. исследование и последующая логич. обработка его результатов в ампирич. законах, обобщениях и классификациях. Однако уже и на этой стадии осуществлялось совершенствование и развитие исходных науч. абстракций, служащих основой для упорядочения и классификации эмпирич. материала познания. Дальнейшее развитие понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логич. форм (напр., типологии, первичные объяснит, схемы, модели и т. п.), содержание к-рых выходит за рамки обобщения и сопоставления эмпирич. данных. Формирование внутренне дифференцированных и вместе с тем целостных теоретич. систем знаменует собой переход науки на теоретич. стадию, для к-рой характерно появление особых теоретич. моделей реальности (напр., молекулярнр-кинетич. -модель газа; см. Идеализированный объект).Подобные
средства познания обусловливают движение теоретич. мысли, относительно независимое от эмпирич. уровня исследования, расширяют её эвристич. возможности. Развитие теоретич. содержания науки и построение многослойных теоретич. систем приводит к определ. обособлению теоретич. аппарата науч. познания от его эмпирич. базиса, что в свою очередь порождает необходимость эмпирич. интерпретации теории, а также теоретич. истолкования эмпирич. данных.
Диалектико-материалистич. решение проблемы Э. и т. в науч. познании служит основой разработки важнейших вопросов гносеологии, методологии и логики науки (напр., таких, как способы получения науч. знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и знания, формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии, объяснения и др.). См. также Теория.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1; Л е-н и н В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Мостепанен-ко М. В., Философия и методы науч. познания, Л., 1972, ч. 1; Степин В. С., Становление науч. теории, Минск, 1976; Чудинов Э. М., Природа науч. истины, М., 1977; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978.
ЭНГЕЛЬС(Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895, Лондон), гениальный теоретик и великий пролет. революционер, один из основоположников марксизма, друг и соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым замечательным ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (Л е -н и н В. И., ПСС, т. 2, с. 5).
Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в гор. школе в Бармене, затем в гимназии в Эльбер-фельде (1834—37). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год до её окончания и заняться изучением коммерч. дела.
В 1838—41 жил в Бремене, работал в торг. конторе, в свободное время занимался самообразованием. В 1839 начал изучать нем. философию, в особенности произведения Гегеля. В марте 1839 написал первую публици-стич. статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались его взгляды как революц. демократа.
В 1841—42 отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции в Берлинском ун-те, примыкал к младогегельянцам, к-рые стремились делать из философии Гегеля атеистич. и революц. выводы. Во 2-й пол. 1841 читал книгу Фейербаха «Сущность христианства», к-рая оказала на него значит. влияние. В кон. 1841 — нач. 1842 в ряде печатных произведений подверг критике реакц. взгляды Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг — философ во Христе»). В брошюре «Шеллинг и откровение» (1842) открыто выступил как атеист и революц. демократ. В марте— дек. 1842 сотрудничал в газ. «Rheinische Zeitung», гл. редактором к-рой в октябре стал Маркс. Осенью 1842 произошёл переход Э. к коммунизму, ещё донаучному, но революционному. В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Э. впервые встретился с Марксом.