V. Аркан 0 заключает в себе Аркан V

Аркан V есть учение о Второй Пассивности, об индивидуальности монады как форме Вселенского Духа, утверждающей монаду как таковую, о том, что цель независимого бытия монады есть утверждение своей индивидуальности. Великий Иерофант есть прообраз Мирового Вечно-Женственного Начала, это есть сенситивная природа человеческого существа, это есть среда духа, посредник монады в ее общении с феноменальной природой. Этот Аркан учит об истине верховной, присущей данной монаде, т. е. об истине относительной вообще, но абсолютной для данного индивидуума. Великий Иерофант есть отблеск Горней Изиды, это есть мудрость, отблеск Мировой Истины. Аркан V имеет своей доктриной верховной потенциальное свойство индивидуальной монады самосозерцать себя в двух аспектах и, двигая сознание свое по этим двум руслам, расчленять существо свое в бинер, наличие которого и утверждает бытие монады как таковой. Эти два априорные вида утвержденного самосознания и интерпретируются бинером двух пентаграмм и двумя людьми, изображенными на иероглифе Аркана V. Аркан 0 есть учение о грезе Брахмана. В аспекте Аркана IV Аркан 0 утверждает грезу Брахмана чрез утверждение бытия отдельных индивидуальных монад как таковых, т. е. в виде субстанций второго рода, а потому и их индивидуальностей; в аспекте Аркана V Аркан 0 утверждает грезу Брахмана чрез утверждение индивидуальностей, отдельных монад, а потому и монад как таковых. Утверждение индивидуальности есть утверждение свойственного монаде относительного мира, ее законов, ее возможностей; это есть утверждение тональностей Духа, осуществляющих форму монады, т. е. ее индивидуальность, благодаря чему Самосознание Брахмана в аспекте Аркана I переходит в Самосознание в аспекте Аркана IV, и есть в то же время утверждение тональностей свойственного этой монаде самосознания Духа и соответствующей ей истины, осуществляющих форму монады, т. е. ее индивидуальность, благодаря чему Самосознание Брахмана в аспекте Аркана II переходит в Самосознание в аспекте Аркана V. Через один аспект Брахман утверждает Аркан V как учение о субстанциональности, независимости, свободе и законченности целостного человеческого существа, а через другой аспект Он утверждает этот Аркан как учение о незыблемости, абсолютности и вне условности цели всего бытия монады, истины и мудрости, эмблемой которых и является Великий Иерофант.

Брахман созерцает существо человека в двух аспектах Самосознания. С одной стороны, Брахман в аспекте Аркана IV сознает Себя в его монаде, созерцая чрез сознание монады в аспекте Аркана V; с другой стороны, Он сознает монаду как часть нераздельного Целого, чрез Свое Единое Вселенское Сознание, как нераздельную совокупность всех частных сознаний, т. е. Он созерцает Себя в аспекте Аркана III. Это созерцание по отношению к человеку в космическом Едином Сознании утверждает прообраз сознания, присущего его монаде; этот прообраз есть Божественная Душа человека. Созерцание Брахмана в аспекте Аркана IV, Созерцание отдельных индивидуальных монад, соответствует Самосозерцанию Брахмана в аспект Аркана III, Созерцанию потенциального бытия индивидуальных монад как a priori возможных проявлений самостоятельных аспектов Единого Духа. В строгой гармонии с этим, Самосозерцание Брахмана в аспекте Аркана V, Созерцание через отдельные индивидуальные сознания соответствует Самосозерцанию Брахмана в аспекте Аркана III, Созерцанию потенциального бытия индивидуальных сознаний, как a priori возможных проявлений самостоятельных аспектов Единого Сознания. Отсюда явствует, что расширяя свое самосознание, индивидуальная монада тем самым расширяет Самосозерцание Брахмана в Своем Существе; в гармонии с этим, монада утверждает и расширяет свою Божественную Душу, т. е. Самосозерцание Брахмана в прообразе, соответствующем сознанию человека Мира Бытия. Таким образом, мы выявили в нашем сознании, что Брахман созерцает человека одновременно как через него самого, так и через его Первообраз или, иначе говоря, Брахман созерцает Себя в аспектах Арканов IV и V как непосредственно, так и через Аркан III. Арканы последующие вытекают из IV и V Арканов, а посему мы приходим к выводу, что все Арканы созерцаются Брахманом через Аркан III через Свою Divina Natura, через третью Ипостась Духа, вечно рождающегося Сына. Отсюда явствует, что Самосознание Брахмана и Реальность Бытия заканчиваются Арканом III, и все другие Арканы лежат в области майи. Первые три Аркана суть учение о трех Ипостасях Единого Духа, Который суть Единая Вселенская Реальность, Брахман, а весь мир — Его сновидение.

Созерцая Себя в аспекте Аркана V, сознавая Себя индивидуальной монадой, Брахман утверждает это сознание одновременным Самоощущением в двух аспектах самосознания монады, интерпретируемых бинером двух типов людей иероглифа Аркана V. Созерцая Себя в одном аспекте в Своем Единстве, Брахман исполняет другой аспект Своего Сознания (совокупного синтеза тяготений к Нераздельной Сущности) Творческой Силой Своей; Брахман утверждает Свою грезу, влагая в основу ее существа стремление к конечному средоточию всех видов синтезов относительных. В этом аспекте Брахман проявляется как Космическая Сила тягогений всех отдельностей грезы Его к своему Центру, Единому Первоисточнику. Входя в Свою грезу, Брахман утверждает бытие каждой отдельной грезы исполнением ее самой стремлением к развитию, к доминированию, к растворению всего с ней гармонирующего. В этом аспекте Брахман сознает Себя Самого Силой Инволюции, Всеобъемлющим Деятелем, утверждающим Бытие дифференциальных феноменов, ткущим изменчивый мир майи, т. е. осуществляющим самое Бытие Самосозерцания Брахмана в мире единичных грез, через свойственные им единичные сознания. В каждой отдельной грезе Брахман сознает Себя в сознании, свойственном этой грезе, как самостоятельный деятель, независимый и субстанциональный, действующий силой присущей ему воли. Он утверждает бытие единичной грезы, как отдельный аккорд вселенской гармонии сонма единичных независимых деятелей. Он сознает в тональностях, присущих этой отдельной грезе, пантеизм мировой красоты. В этом аспекте Своего Самосозерцания Брахман сознает Себя совокупностью гармоний Своих грез, Он утверждает ее тварность и безграничность ее многокрасочности.

Наши рекомендации