Становление деконструктивизма как метода прошло несколько этапов.
Билет № 7
«Деконструктивизм , как метод создания новой формы в костюме»
Метод деконструкции, широко применяемый в дизайне и архитектуре – это переосмысление структуры, формы, назначения и материалов объектов. Дизайн одежды как область применения не стал исключением. Деконструкцию французский философ Ж. Деррид в 60-е годы XX века определяет как особое, постмодернистское настроение, совершенно новый, иной способ философствования. Поэтому термин широко используется как синоним постструктурализма и постмодернизма.
Концептуально деконструктивизм в одежде оформился в начале 80-х гг. XX в., но разрушение понятий, стилей и общепринятых канонов началось еще в 20-х гг., когда Коко Шанель использовала для пошива женского костюма твидовую ткань, из которой шили только мужские костюмы»; она внедрила в женский костюм джерси и такие немаловажные элементы, как карманы. Произошел сдвиг стереотипов, традиционно мужские ткани и элементы одежды перешли в женский костюм, это условное применение деконструктивизма как иная интерпретация назначения материалов и формы одежды, однако можно сказать, что данные изменения скорее продиктованы временем, поскольку началось изменение ролевой модели поведения женщины.
До разрушения традиционных понятий, до применения метода деконструктивизма в одежде применялись чистые стили, гармония и равновение частей и элеменов костюма. Использовались исторически сложившиеся шаблоны в мужской и женской одежде. Образ женщины должен был быть элегантным, уравновешенным, без излишеств, с чувством вкуса. Классические виды силуэтов: приталенный, полуприлегающий, прямой, трапеция. В основном формы одежды подчеркивали естественные формы человеческого тела, не деформировали и не видоизменяли пропорции. Существовал рациональный, более утилитарный подход к одежде. Главенствовали традиции, принятые для женского костюма. Но с развитием техники, науки и искусства стали происходить изменения, которые впоследствии затронули образ и одежду людей.
Становление деконструктивизма как метода прошло несколько этапов.
Первый этап – зарождение деконструктивного метода проектирования, в середине 70-х гг. в Лондоне, когда возние стиль «панк». Ядром панка были именно одежда и внешний облик в целом, которые намеренно выражали протест. Вещи создавались путем смешения разнородных стилей и материалов, совершенно не подходящих друг другу. В самом центре событий находилась Вивьен Вествуд (Vivienne Westwood), которая была причастна к созданию имиджа первой панк-рок группы Sex Pistols. Для работ Вествуд характерны смешение стилей, контркультурные принты и надписи, пропаганда анархии и разрушения, использование асимметричного, сложного кроя, нарочитой неряшливости одежды. Данной одежде должен был соответствовать вызывающий и эксцентричный образ женщины. Второй этап – формирование метода с 1981 г. Японские дизайнеры, такие как Иссей Мияке (Issey Miyake), Рей Кавакубо (Rei Kawakubo) дизайнер модного дома Comme des Garcons, Ёдзи Ямамото (Yohji Yamamoto), в своих работах стремились уйти от формы, создать новые силуэты и фактуру, прибегали к деформированию очертаний фигуры человека, выражая совершенно новую эстетику.
Рей Кавакубо и Ёдзи Ямамото разрушили традиционные представления о форме, функциональности и границах одежды, рассматривая ее как форму чистого искусства,
как объект для экспериментов. А вместе с разрушением привычного кроя и традиций посыпались и такие твердыни, как «хороший вкус» и абсолют ансамбля, на смену которому пришел комплект, все вещи в котором могли быть заменяемы без потерь для образа. Окончательно утвердился унисекс, произошло смешение женских и мужских образов.
Рей Кавакубо использует в своей одежде необычайно сложный крой, большинстве ее моделей созданы способом наколки и представляют собой нагромождение элементов одежды или просто бесформенных кусков материи. Дизайнер создает нарочито гипертрофированные модели, абсолютно самостоятельные образы, заключенные именно в костюме, а не подчеркивающие индивидуальность человека.
Для творчества Ёдзи Ямомото и Рей Кавакубо характерны разорваные ткани, висящая на теле одежда, швы, показанные наружу, неровные, распускающиеся края костюма. Позже Кавакубо создала коллекцию, деформирующую тело женщины, добавляющую объемы таким образом, что фигура искажается и становится асимметричной и уродливой.
Жан-Поль Готье (Jean-Paul Gaultier) меняет местами мужской костюм с женским, использует в показах моделей ярко выраженной нетрадиционной внешности, остро противоречит господствующим идеалам красоты.
В этот период на подиумы врывается провокационность, заключенная в гендерном смешении образов, усложнении кроя и изменении пропорций одежды, в отказе от подчеркивания человеческого тела, гипертрофированность форм, идеалогизация образов. Наступает пик разрушения традиционных правил, происходит иная интерпретация костюма человека.Третий этап – в работах бельгийских дизайнеров начала 90-х гг: Мартин Маржела (Martin Margiela), все вещи которого строго анонимны, их отличает лишь белый ярлычок, пришитый четырьмя белыми стежками по углам прямоугольного лейбла. В нем нет никакого скрытого значения, поэтому с точки зрения современной маркетинговой стратегии он бессмыслен, избыточен, бесполезен. Более того, учитывая, что его видно с внешней стороны, непосвященный человек может подумать, что речь идет о производственном браке. Как пишут Дебо и Барбара Винкен, на редкость иронично, что этот воображаемый брак на деле становится «сверх-лейблом», кульминацией, весьма эффективным инструментом маркетинга для избранных. Ирония в том, чтобы пустой лейбл помещается так, чтобы сделать акцент именно на его присутствии. Анонимны как те, кто работает над коллекциями, так и сами модели (прическа, макияж, скрывающий лицо модели). Вещи Маржелы глубоко индивидуальны, но при этом построены на отказе от индивидуальности.
Желание открыть все, что обычно прячут: швы, выкройки, наметки. Даже выбор белого цвета не случаен – белый – символ «силы хрупкости и хрупкости течения времени», как цитируется в буклете, посвященном 20-летию марки, на белом лучше всего видны следы времени. Нестандартные материалы, перекроенная старая одежда – Маржела переводит деконструктивизм в дизайне одежды на новый уровень. Дизайнер показывает, что одежду можно создать из любых предметов: игральные карты, расколотые тарелки, расчески, бейсбольные перчатки, ремни или натуральные парики (рис. 4, 5).
Анн Демёлеместер (Ann Demeulemeester) отличает сложный крой и асимметрия, использование монохромных цветов и особая любовь к черному. Некоторые предметы одежды имеют инструкцию, которая поясняет как эту вещь надевать, это не является новым в мире моде, но как нельзя лучше подчеркивает деконструктивные взгляды дизайнера.
Вальтер Ван Берендонк (Walter Van Beirendonck) разрушает каноны мужского костюма относительно кроя, тканей и расцветок, дизайнер предлагает смелый, немного дадаистичный образ мужчины.
|
| ||||
| |||||
|
В течение четвертого этапа происходит «точечное» развитие данного метода, начавшегося с середины 90-х годов и продолжающегося по сей день. Дизайн Хельмута Ланга (Helmut Lang) относят к интеллектуальному минимализму, но для его работ характерен и метод деконструкции. Ланг оставляет сам каркас предмета одежды и характерные детали, остальное, в том числе и материал, отсутствует. Ланг разрушает понятие материальности, оставляя лишь суть .
| ||||
|
Тсюн Дзей (Juun J.) – корейский дизайнер, усложнивший конструкцию и силуэты мужской одежды; он смешивает разные стили в одном изделии, создает иллюзии и позволяет трансформировать и изменять вещи.
Для моделей Рада Хоурани (Rad hourani) характерен сложный, деконструктивный крой, трансформирование вещей, унисекс.
Основное:
Деконструктивизм позволяет ломать стереотипы, разбирать на части, реконструировать и разрушать устоявшиеся каноны, правила, формы, представления и назначения предметов. Происходит глобальное переосмысление существующего, принятого и устоявшегося. Берется под вопрос истинность привычной формы. Одежда как неотъемлемая часть жизни человека начинает выражать тягу к разрушению устоявшегося, сначала это выявляется в образе человека и в смешении стилей одежды, провокационных надписях и посылах костюма, потом переходит на более серьезный уровень – конструкция и объемы, отделка и способы обработки. То, что ранее было недопустимым, считалось неприемлемым и даже неприличным, сейчас стало основой метода – разорванные, мятые ткани, распускающиеся швы, которые находятся снаружи. Одежда в стиле деконструктивизма прежде всего одежда думающего и размышляющего человека, способного на свою собственную интерпретацию окружающего мира. Для человека, который не подвластен стререотипам и обладает внутренней свободой.
Методы деконструктивизма из нашей учебной программы:
1. Метод инверсии
2. Выход за анатомические пределы фигуры
3. Искажение , трансформация анатомических пропорций
4. Оперирование фрагментом, вырванным из контекста
5. Элементы разрушения формы
6. Деформация. (искажение,вытягивание, перекручиывние)
7. Разрушение привычных комплектов одежды.