Предварительная подготовка к уроку
Сопроводительная информация об авторе
1) Новосадова Надежда Васильевна
2) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Тумботино
606 130, р.п. Тумботино, ул. Школьная, д.17а, т. (факс) 8-(83171)-6-89-01
3) Учитель русского языка и литературы
4) Стаж 25 лет
5) Литература – УМК под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008.Русский язык - УМК под редакцией В. В. Бабайцевой (авторский коллектив:А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова, С. Н. Молодцова, Е. И. Никитина, Т. М. Пахнова, С. Н. Пименова, Ю. С. Пичугов, Л. Ф. Талалаева, Л. Д. Чеснокова).
6) Контактная информация: телефон +79087373334;
e-mail – [email protected]
«Учимся писать сочинение» Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы с опорой на литературное произведение (роман А. С. Пушкина «Дубровский»)
Пояснительная записка.
Развитие коммуникативных навыков является одной из основных задач изучения русского языка в школе. Умение составлять связное высказывание на заданную тему, рассуждать и доказывать собственное мнение необходимо развивать в учениках с младших классов. В связи с введение ЕГЭ в тестовой форме и соответственной подготовке к нему эта задача стала одной из самых сложных. Возвращение сочинения в 11 классе является той положительной мотивацией как для учителя так и для ученика, которая помогает обучению умениям самостоятельно творить, рассуждать. В младших классах ученики легче воспринимают подобные задания, поэтому данный урок является пробным экспериментом подготовки к сочинению-рассуждению на нравственно-этические темы с опорой на литературный материал. Результатом данного урока явились творческие работы шестиклассников.
Цели урока:
Образовательная:обобщить и расширить представления о таком типе речи, как рассуждение, продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, создать условия для подготовки к сочинению – рассуждению
Развивающая: способствовать развитию творческих способностей учеников на основе формирования умений анализировать готовый материал, самостоятельно подбирать материал на определенную тему; составлять план сочинения, создавать собственные рассуждение на данную тему: развивать у учащихся творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательная: воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа литературного и жизненного материала.
Место урока в учебном процессе:заключительный урок по роману «Дубровский».
Тип урока: урок закрепления знаний и формирования умений и навыков.
Вид урока: практикум.
Межпредметные связи: литература и русский язык.
Оборудование: презентация, учебник литературы с текстом романа А. С. Пушкина «Дубровский», тетради, раздаточный материал, классная доска с высказываниями Максима Горького и Сомерсета Моэма.
Структура урока
Этапы урока | Методическое обоснование |
1.Организационный момент. Целеполагание.(1 минута) | Ставятся задачи урока, направленные на усиление мотивации. |
2. Повторение изученного. (6 минут) 2.1.Строение текста рассуждения. 2.2.Обсуждение прочитанного романа «Дубровский». | Активизируется познавательная активность учащихся, обеспечивается необходимая мотивация обучения. Во время повторения идет фронтальная работа, закрепляются и систематизируются знания учащихся по строению текста рассуждения. Практический метод при анализе текста рассуждения. Обобщение впечатлений от проанализированного романа. |
3. Подготовка к сочинению (практическая часть формирования умений и навыков) 3.1.Подбор материала к 1-ой теме «Что такое истинная дружба?»(11 минут) 3.2.Работа над 2-ой темой « Кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком» (Шопенгауэр).(11 минут) | Фронтальная работа. Развивается умение рассуждать на заданную тему, формулировать свое мнение по данной проблеме. Развиваются навыки связной речи. Используется метод наблюдения и анализа при выборе материала для сочинения. Поисковый метод при работе с художественным текстом. Отрабатывается умение анализировать особенности лексики в художественном произведении. Используется выразительное чтение. Метод языкового анализа развивает языковое чутьё, учит быть внимательными к слову. |
4.Первичное закрепление умений и навыков. Практическая работа по самостоятельному формулированию темы сочинения и подбору материала.(11 минут) | Практический метод. По заданной модели учащиеся сами формулируют тему, конструируют текст, подбирают материал для аргументации. Закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. |
5.Итоги урока.(3минут) | Фронтальная заключительная работа позволит подвести итоги, привести в систему новые знания. |
6.Домашнее задание. (2 минуты) | Мотивация для использования полученных знаний и умений на практике. |
Предварительная подготовка к уроку
Класс делится на две творческие группы, которым даются поисковые задания:
1 группа: подобрать афоризмы о дружбе, попробовать самостоятельно сформулировать определение этого понятия; подготовить рассказ о дружбе и друзьях в жизни Пушкина
2 группа: подобрать афоризмы, а также литературные и жизненные факты, иллюстрирующие гуманное отношение к животным.
Для всех: вспомнить строение текста-рассуждения, повторить содержание романа А. С. Пушкина «Дубровский».
Методы и приемы, используемые на уроке:слово учителя, беседа, обсуждение, поисковые задания, выразительное чтение, устное конструирование текста, работа с художественным текстом, подбор афоризмов к теме, самостоятельная формулировка темы сочинения.
Ход урока.