О четвертой части, которая трактует о правилах 3 страница

184. Возвысил Возлюбленный разумом Любящего, дабы уразу-
мел он его величие, дабы приучил он свою память помнить о пре-
грешениях, а чувства — тяготиться ими и дабы проникся он любо-
вью к совершенствам своего Возлюбленного.

185. Воспевал Любящий своего Возлюбленного, превознося его
за то, что благодаря его благорасположению все, что он ненавидел,
осеняемый его любовью, было милее его сердцу, чем то, что он лю-
бил, лишенный любви своего Возлюбленного.

186. Шел Любящий по большому городу, и хотел он поделить-
ся с кем-нибудь своими мыслями о Возлюбленном. И подвели его
к бедняку, плакавшему от любви и мечтавшему поделиться с кем-
нибудь своей любовью.

187. Задумчив и рассеян был Любящий, размышляя о том, как
могут быть источником страданий достоинства его Возлюбленно-
го, который преисполнен одной благодатью.

188. Терялся в мыслях Любящий, колеблясь между забвением пе-
чалей и воспоминанием о радостях; ибо радости, даруемые любовью,
стирают память о невзгодах, а печали, претерпеваемые из-за люб-
ви, напоминают о счастье, обласканном любовью.

189. Спросили Любящего, может ли по воле Возлюбленного
иссякнуть в нем любовь. Ответил, что нет, ибо память напомнит,
а разум уразумеет величие Возлюбленного.

190. «Скажи, безумец, в ком сходство столь велико, что подо-
бие неоспоримо?» Ответил: «В Любящем и Возлюбленном». —
«Что причиной тому?» Ответил: «Причиной тому роднящая их
любовь».

191. Спросили Возлюбленного, испытывал ли он когда-ни-
будь сострадание. Ответил: «Не испытывай он сострадания,
не полюбил бы он Любящего и не терзал бы он его стенаниями,
стонами, муками и печалями».

192. Шел Любящий по бескрайнему лесу в поисках своего
Возлюбленного; и повстречал он правду и ложь, спорящих о его
Возлюбленном; правда его восхваляла, а ложь осуждала. И при-
звал тогда Любящий на подмогу правде любовь.

193. Подкралось искушение к Любящему, дабы разлучить его
с Возлюбленным, ибо лишь тогда проснулась бы память и потя-
нулась бы вновь к Возлюбленному, восстанавливая его облик, да-
бы острее и сильнее прежнего он познавал Возлюбленного разу-
мом и любил его чувством.

194. Забыл однажды Любящий своего Возлюбленного, а на
следующий день вспомнил, что забыл его. И стал для него этот
день, когда вспомнил он, что забыл Возлюбленного, днем великой
скорби и печали, славы и ликования, как по забвению, так и по
воспоминанию.

195. Столь истово жаждал Любящий почестей и хвалы для
своего Возлюбленного, что боялся о них забыть; столь истово
стремился ненавидеть он поношения, которым подвергался его
Возлюбленный, что боялся их ненавидеть. Изнемог Любящий,
двумя страстями гоним, оказавшись между любовью к Возлюб-
ленному и трепетом перед ним.

196. Умирал Любящий от блаженства, а жив был страдания-
ми; радости и печали слились воедино^дабы быть нерасторжимы-
ми в чувствах Любящего. И стал Любящий жить, умирая, и уми-
рать, любя.

197. Всего-то на один час хотел Любящий забыть своего Воз-
любленного, дабы отрешиться хотя бы на время от своих печалей.
Однако мука от забвения и неведения была еще горше, поэтому
он набрался терпения и направил все свои помыслы к Возлюб-
ленному.

198. Любящий так любил своего Возлюбленного, что верил каж-
дому его слову, и так хотел он его понять, что каждое слово его на-






делял особым смыслом. Поэтому любовь Любящего была на полпу-
ти между верой и разумом.

199. Спросили Любящего, что для его сердца самое чуждое и
далекое; и ответил он — нелюбовь. И спросили его почему. Потому,
ответил он, что ее противоположность, любовь, — самое для его
сердца родное и близкое.

200. «Скажи, безумец, завидуешь ли ты когда-нибудь?» Отве-
тил: «Да, стоит мне лишь забыть о щедрости и великодушии мое-
го Возлюбленного».

201. «Скажи, безумец, ты богат?» Ответил: «Да, у меня есть
любовь». — «А беден ли ты? Да, у меня есть любовь». — «Как это
может быть?» — «Ибо эта любовь превыше всего на свете, не узок
круг тех влюбленных, что превозносят достоинства моего Возлюб-
ленного».

202. «Скажи, влюбленный, в чем твое величие?» Ответил: «В ве-
личии моего Возлюбленного». — «Чем удается тебе осилить своих
врагов?» — «Силой моего Возлюбленного». — «Чем утешаешься
ты?» — «Немеркнущей щедростью моего Возлюбленного».

203. «Скажи, безумец, что тебе милее: милосердие твоего Воз-
любленного или правосудие твоего Возлюбленного?» Ответил, что
нет для него разницы между любовью к правосудию и трепетом пе-
ред ним, ибо он не волен в своих чувствах, подчиненных правосу-
дию его Возлюбленного.

204. Затеяли тяжбу праведность и греховность в чувствах и ра-
зуме Любящего; правосудие и память поддерживали разум; сост-
радание и надежда поддерживали благорасположение в чувствах
Возлюбленного. И поэтому праведность победила грехи и пороки
в раскаявшемся Любящем.

205. Утверждал Любящий, что в его Возлюбленном все совер-
шенно; отрицал он саму возможность какого-либо изъяна в нем.
Кто знает, что при этом было важнее: утверждение или отрицание.

206. Нашло затмение на солнце, и мрак опустился на землю; и
понял тогда Любящий, что грех разлучил его с Возлюбленным; вос-
пользовавшись этой разлукой, мрак вытеснил из его сознания свет,
благодаря которому видят влюбленные своего Возлюбленного.

207. Пришла к Любящему любовь, и спросил ее Любящий, че-
го она хочет. И ответила любовь, что она пришла, дабы одарить его
такой судьбой, которая поможет ему и в день смерти одолеть смер-
тельных его врагов.

208. Захворала любовь, стоило лишь Любящему забыть своего
Возлюбленного; и занемог Любящий, ибо от избытка воспомина-
ний преисполнился он треволнениями, горестями и печалями, да-
рованными ему его Возлюбленным.

209. Встретил Любящий человека, который умирал без любви.
Горько заплакал Любящий, сознавая, сколь опозорен Возлюблен-
ный тем, что человек этот умирал без любви, и спросил его, поче-

му он умирает без любви; тот ответил, что некому было рассказать
ему о любви и научить его, как стать влюбленным. Сокрушенно
вздохнул Любящий и воскликнул: «О благочестие! Затмишь ли
ты когда-нибудь прегрешение, дабы выросло число влюбленных
в моего Возлюбленного, неистовых, отважных и красноречивых,
бесстрашно превозносящих его достоинства?»

210. Решил проверить Любящий, сохранится ли в его сердце
любовь, если память о Возлюбленном сотрется; и тотчас переста-
ли рождаться мысли, перестали течь слезы; и истаяла любовь;
и растерялся Любящий, и отправился он на поиски своей любви.

211. Любовь, любить, Любящий и Возлюбленный столь неоттор-
жимы одно от другого в Возлюбленном, что по сути представляют
собой единое целое, а Любящий и Возлюбленный различны при пол-
ном сходстве своей природы и неотличимости один от другого. По-
этому-то возлюблен Возлюбленный превыше любой иной любви.

212. «Скажи, безумец, почему столь велика твоя любовь?» —
«Потому что долог и опасен путь, который мне уготован в поис-
ках моего Возлюбленного. Безрадостен этот поиск, и непрост этот
путь; без великой любви этот путь пройти невозможно».

213. Бодрствовал, постился, рыдал, давал милостыню и блуж-
дал по далеким землям Любящий, дабы добиться благорасполо-
жения своего Возлюбленного и вселить любовь в сердца его под-
данных, чтобы восславили они его достоинства.

214. Если любовь Любящего не в силах побудить Возлюблен-
ного к милосердию и прощению, то любовь Возлюбленного спо-
собна одарить все сущее милостью и благословением.

215. «Скажи, безумец, дано ли тебе добиться еще большего
сходства с Возлюбленным?» Ответил: «Да, пытаясь всеми силами
моей души постичь и возлюбить облик моего Возлюбленного».

216. Спросили Любящего, чем обделен его Возлюбленный.
Ответил: «Обделен он обожателями и приверженцами, способны-
ми воспевать его величие».

217. Бичевал Возлюбленный сердце Любящего прутьями
любви, дабы заставить его полюбить древо, с которого нарвал он
прутья, хлеща ими своих приверженцев; на этом древе он принял
смерть, муки и поругания, дабы вернулась любовь в сердца при-
верженцев, которые ее утратили.

218. Встретил Любящий своего Возлюбленного и нашел его
величественным, могущественным и достойным всяческого по-
клонения; и сказал он ему, что его не перестает изумлять, сколь
мало люди любили, признавали и превозносили того, кто так все-
го этого был достоин. И ответил ему Возлюбленный, что велико
его разочарование, ибо создал он человека, дабы тот любил, при-
знавал и превозносил его, но из каждой тысячи только сто его бо-
ялись и любили, и из этих ста — девяносто боялись, надеясь избе-
жать наказания, а десять любили в надежде на славу, но едва ли






кто любил его за его доброту и величие. Услышав о бесчестье, на-
носимом его Возлюбленному, зарыдал Любящий и сказал: «Воз-
любленный, ты стольким одарил человека и так восславил его, за-
чем же человек ответил тебе неблагодарностью?».

219. Превозносил Любящий своего Возлюбленного, для кото-
рого где несущественно, ибо он находится там, где преодолевают-
ся границы и законы где. И поэтому, когда спросили Любящего,
где находится его Возлюбленный, он ответил: «Он существует,
но где именно, я не знаю; знаю лишь, что Возлюбленный живет
в моей памяти».

220. Купил Возлюбленный, по своим заслугам, раба, претерпе-
вавшего муки, погруженного в горькие думы и исходившего рыда-
ниями, и спросил его, что ест он и что пьет. «Все что хотите». Спро-
сил его, что он носит. «Все что хотите». — «Где же тогда твоя воля?»
Ответил он, что вся воля пленника и раба направлена на то, чтобы
подчиняться своему господину и своему Возлюбленному.

221. Спросил Возлюбленный Любящего, хватает ли у него тер-
пения? Ответил тот, что всем он доволен, а значит, для терпения
и повода не остается, ибо терпеливыми приходится быть тем, кто
не владеет своими чувствами.

222. Любовь отдавала себя всецело всем, кого любила, и, по-
скольку немногим она себя отдавала и немногих влюбленных ве-
ла за собой, была еще свободнее, чем прежде; сетовал на нее за это
Любящий и осуждал ее перед Возлюбленным. Однако любовь го-
ворила в свое оправдание, что она полагалась на свободное воле-
изъявление, ожидая от своих влюбленных высокого подвига и вы-
сокого порыва.

223. Великая тяжба и великий раздор случились между Любя-
щим и любовью, ибо изнемог Любящий от страданий, причиняе-
мых ему любовью; спорили они и о том, кто из них был повинен
в этих распрях. И отдали они себя на суд Возлюбленного, который
покарал Любящего новыми муками и одарил возросшей в нем лю-
бовью.

224. Возник вопрос, где обитает любовь: в мыслях или в тер-
пении. И ответил на него Любящий, сказав, что рождается любовь
в мыслях, а взрастает на терпении.

225. Соседи Любящего — добродетели Возлюбленного, а сосе-
ди Возлюбленного — горькие мысли Любящего, его стенания и му-
ки, которые претерпевает он из-за любви.

226. В заоблачные высоты устремилась воля Любящего, дабы
возлюбить Возлюбленного, и велела возвыситься разуму, а разум
велел это памяти. И все они воспарили, дабы созерцать Возлюб-
ленного во всем его величии.

227. Отделились чувства от Любящего, и припали они к Воз-
любленному; но замуровал Возлюбленный чувства в Любящем,
дабы быть любимым и превозносимым.

228. Говорил Любящий: «Да не помыслит мой Возлюбленный,
что могу я променять его на другого Возлюбленного; ибо всею моею
любовью я призван любить одного лишь Возлюбленного». И от-
ветил Возлюбленный: «Да не подумает Любящий, что любим я и
превозносим лишь им одним; ибо много у меня влюбленных, лю-
бящих меня исступленнее и благоговейнее, чем он».

229. Говорил Любящий своему Возлюбленному: «Любезный
моему сердцу Возлюбленный, ты научил глаза мои видеть, а уши
мои слышать твое величие; и поэтому сердцем моим овладели чув-
ства, благодаря которым ты научил глаза мои лить слезы, а тело
мое — чахнуть». Ответил Возлюбленный Любящему, что если бы
не освоил он всю эту премудрость, не попало бы имя его в книгу,
в которую внесены все те, кого ждет вечное блаженство и кто вы-
черкнут из другой книги, внесенных в которую ждет вечное про-
клятье.

230. Сердце Любящего вмещает в себя все высокие достоинст-
ва Возлюбленного, и множатся мысли и печали Любящего, кото-
рый зачах бы и умер, если бы не сжалился Возлюбленный и не дал
бы ему отдыха.

231. Остановился Возлюбленный на ночлег у Любящего; и пред-
ложил ему Любящий ложе из горьких мыслей, а угощал он его вздо-
хами и слезами. Возлюбленный же расплатился за гостеприимство
воспоминаниями.

232. Смешала любовь в мыслях Любящего радости и печали;
и возроптали радости, и пожаловались на любовь Возлюбленно-
му; и пропали, истаяли радости, как только отделил их Возлюб-
ленный от тех страданий, которые претерпевают влюбленные из-
за любви.

233. Приметами любви, которую питает Любящий к своему
Возлюбленному, служат вначале слезы, затем глубокая скорбь и,
наконец, смерть. Посредством этих примет свидетельствует Лю-
бящий о своем Возлюбленном другим влюбленным.

234. Уединился Любящий, но неотлучно с его сердцем были
печали, с глазами — слезы, а с телом — лишения. Но стоило лишь
вернуться Любящему к людям, как лишился он всех треволнений,
и одиноким остался он среди людей1.

235. Любовь — это взбаламученное море, в котором лишь волны
да ветер, но нет ни берегов, ни причалов. Гибнет Любящий в этом
море, и вместе с ним гибнут его мучения и набирают силу его совер-
шенства.

236. «Скажи, безумец, что такое любовь?» Ответил: «Лю-
бовь — это согласие между замыслом и движением к конечной це-

Данный парадокс, подобно некоторым иным (таким, например, как «ра-
дость в страдании»), лежащим в основе кодекса куртуазной любви, — один из
устойчивых мотивов провансальской лирики.






ли, стоящей перед чувствами Любящего, — склонить людей к то-
му, чтобы они прославляли Возлюбленного и служили ему». Не-
ясно лишь, действительно ли нет лучшей цели для чувств Любя-
щего, стремящегося к своему Возлюбленному.

237. Спросили Любящего о его Возлюбленном. Ответил, что Воз-
любленный — это сила, благодаря которой он любит, желает, скорбит,
стонет, рыдает, сносит поношения и умирает.

238. Спросили Возлюбленного о Любящем. Ответил, что это тот,
кто всегда готов воздавать хвалу его достоинствам, кто от всего отка-
зался, дабы следовать его советам и выполнять его распоряжения.

239. «Скажи, Любящий, какая ноша для тебя тяжелее и не-
выносимее: страдания из-за любви или страдания из-за ее отсутст-
вия?» Ответил: «Лучше спросить об этом людей, набожность кото-
рых состоит либо в ожидании любви Возлюбленного, либо в страхе
адовых мук».

240. Заснул Любящий, и умерла любовь, ибо жизнь ее лиши-
лась смысла. Проснулся Любящий, и ожила любовь в мыслях, ко-
торые тотчас устремились от Любящего к Возлюбленному.

241. Сказал Любящий, что наука врожденная взрастает на чув-
ствах, набожности и молитве, а наука благоприобретенная взраста-
ет на занятиях и размышлениях. Неясно лишь, какой из них Любя-
щий отдал дань раньше, какая из них для него отраднее и в какой
он более преуспел1.

242. «Скажи, безумец, чем вызвано твое томление?» — «Мыслями,
мечтами, преклонением, муками и постоянством». — «Чему ты обязан
всем этим?» Ответил: «Любви». — «А откуда в тебе любовь?» — «От
Возлюбленного». — «А Возлюбленный твой откуда?» — «Он сам себе
самому исток и причина».

243. «Скажи, безумец, хочешь быть от всего свободным?» Отве-
тил: «Да, но лишь бы не от Возлюбленного». «Хочешь, чтобы тебя
пленили?» Ответил: «Да, вздохами, мыслями, тревогами и слезами,
дабы служить моему Возлюбленному, который и создал меня для
того, чтобы я его славил».

244. Терзала любовь Любящего, и терзался от этого Любящий,
проливая горькие слезы. Призвал его Возлюбленный, дабы его уте-
шить. Но чем ближе подходил он к Возлюбленному, тем сильнее
терзала его любовь, ибо она тем временем крепла. Росло с любовью
блаженство, и убывали печали, ибо врачевал его Возлюбленный.

245. Заболела любовь. Любящий лечил ее терпением, упорст-
вом, покорностью и надеждой; и выздоровела любовь. Занемог

' Возможно, под «врожденной наукой» Луллий подразумевает философию
любви, а под «наукой благоприобретенной» — философию знания, другими
словами, мистику и схоластику, которым он в равной степени отдал дань, счи-
тая их одинаково необходимыми как в самообразовании, так и в миссионер-
ской деятельности.

Любящий; и лечил его Возлюбленный, напоминая о своих добро-
детелях и достоинствах.

246. «Скажи, безумец, что такое одиночество?» Ответил: «Един-
ство и согласие между Любящим и Возлюбленным». — «А что такое
единство и согласие?» Ответил, что это одиночество, свившее гнез-
до в сердце Любящего, все помыслы которого обращены к его Воз-
любленному.

247. Спросили Любящего: «Что таит в себе большую опас-
ность — муки из-за любви или блаженство?» Посоветовался Любя-
щий с Возлюбленным и ответил, что в страданиях грозит опаснос-
тью нетерпение, а в блаженстве — невежество.

248. Отпустил Возлюбленный любовь на волю и позволил лю-
дям самим решать ее судьбу; и не смогла любовь найти никого, кто
впустил бы ее в свое сердце. И горько было Любящему, и плакал
он, страдая душою за унижения, которые ей достались от людей ли-
цемерных и неблагодарных.

249. Любовь опустошила сердце Любящего, дабы вселиться
в него и обосноваться в нем, но умер бы Любящий, если бы не
вспомнил о своем Возлюбленном.

250. Две думы непрестанно думал Любящий: во-первых, пы-
тался он постичь природу и достоинства своего Возлюбленного, и,
во-вторых, пытался он постичь сущность его творений1. Неясно
лишь, какая из этих дум была вдохновеннее и упоительнее как для
Любящего, так и для Возлюбленного.

251. Умер Любящий от великой любви. У себя похоронил его
Возлюбленный, и воскрес тогда Любящий. Неясно лишь, какой
из этих даров был для Любящего бесценнее.

252. В темнице Возлюбленного томились горести, тревоги, стра-
дания, оскорбления и потери, дабы ничто не мешало Любящему
превозносить его достоинства и вселять любовь к нему в сердца лю-
дей, этой любовью пренебрегающих.

253. Оказался однажды Любящий среди людей, обласканных.
Возлюбленным сверх меры, ибо сами они с ним были неласковы.
Презирали они Возлюбленного и высмеивали его верных слуг.
Заплакал Любящий, стал рвать на себе волосы, осыпать себя уда-
рами, раздирать на себе одежды, и возопил он: «Бывает ли более
тяжкий грех, чем презрение к моему Возлюбленному?»

254. «Скажи, Любящий, ты жаждешь смерти?» Ответил: «Да,
в соблазнах этого мира и^в помыслах подлого люда, отринувшего
и предавшего моего Возлюбленного; нечего мне там делать, ибо
нет там моего Возлюбленного».

255. «Безумец, если правду ты говоришь, будешь ты опозорен,
изруган, избит, измучен и предан людьми смерти». Ответил: «От-

1 Еще одна попытка Луллия определить своеобразие своего творчества
и объяснить притягательность для него как схоластики, так и мистики, как
философии знания, так и философии любви.






сюда вытекает, что, если бы я лгал, люди меня бы превозносили,
любили, обожали и почитали, и отторгнут я был бы от влюблен-
ных в моего Возлюбленного».

256. Подлые льстецы оболгали Любящего перед лицом его
Возлюбленного. Но хватило Любящему выдержки, а Возлюблен-
ному справедливости, мудрости и силы. Предпочел Любящий
скорее быть оболганным и опозоренным, чем стать одним из та-
ких льстецов.

257. Засеял Возлюбленный сердце Любящего разными семе-
нами, но проросло, взошло, зацвело и принесло плод лишь одно.
Неясно лишь, стоит ли ждать от одного плода различных семян.

258. Премного выше любви Возлюбленный, премного ниже
любви Любящий. А любовь, находясь посередине, помогает Воз-
любленному спуститься к Любящему, а Любящему — подняться
к Возлюбленному. И в этом колебании между восхождением и нис-
хождением — природа любви, благодаря которой чахнет Любящий
и славится Возлюбленный.

259. Справа от любви — Возлюбленный, а слева от нее — Лю-
бящий; поэтому нет у Любящего иного пути к Возлюбленному,
кроме как через любовь.

260. Перед любовью — Возлюбленный, за Возлюбленным —
Любящий. Поэтому, лишь сосредоточив все свои помыслы и все
свои чувства на Возлюбленном, может Любящий слиться с любо-
вью.

261. Трех Возлюбленных, равночестных в величии и во славе,
сотворил Возлюбленный для Любящего. И возлюбил Любящий
всех трех равной любовью; едина и неделима эта разделенная лю-
бовь, ибо одна на всех трех Возлюбленных разлита1.

262. Облачился Возлюбленный в те же одежды, что и Любя-
щий, дабы разделил тот с ним вечную славу. Поэтому-то предпо-
читает Любящий пурпурные одежды, дабы походило платье его
на платье Возлюбленного2.

263. «Скажи, безумец, что делал Возлюбленный твой, когда не
было еще мира?» — «Пребывал в разнообразнейших формах бы-
тия, вечных, неповторимых и бесконечных, которые присущи Лю-
бящему и Возлюбленному».

264. Рыдал и сокрушался Любящий, видя, что по неведению
лишены были неверные Возлюбленного; и ликовал он, сознавая
справедливость Возлюбленного, который наказывал тех, кто, по-

' В этой и в некоторых других метафорах книги Луллия оттачивает столь
необходимую ему для миссионерских целей аргументацию христианского
учения о Троице, что является одним из свидетельств в пользу теории о за-
падном, христианском происхождении мистики майоркского мыслителя.

2 Метафора, в основу которой положен догмат о человеческой природе
Иисуса Христа, сына Божьего, и об искупительной жертве Спасителя, под-
тверждает готовность Луллия к мученической смерти.

знав его, ему не повиновался. Спрашивается, какие чувства были
в нем сильнее: радости или печали; блаженства, при виде Возлюб-
ленного, окруженного почетом, или негодования на его обидчиков.

265. Наделяет Любящий своего Возлюбленного и наивысшим
единством многообразных достоинств, и наивысшей несовмести-
мостью достоинств и пороков, и бытием, воистину совершенным,
которые соотносятся скорее с отсутствием изъянов и небытия, не-
жели с их наличием.

266. Виделась Любящему сокровенная природа его Возлюб-
ленного в многообразии и целостности, которые являли ему мно-
жественность и единство его Возлюбленного, заключающие в се-
бе сообразность его лишенной противоречий природы.

267. И узнал Любящий, что если бы разложение, противопо-
ложное бытию, коль скоро противоположно оно рождению, — ко-
торое противоположно небытию, — было разлагаемо и разложи-
мо до бесконечности, то небытие и конец оказались бы сообразны
разлагаемости и разложению, что абсолютно невозможно. Тем са-
мым убедился Любящий, что Возлюбленный его являет собой веч-
ное рождение.

268. Если бы ложью был тот факт, что Любящий может любить
Возлюбленного еще больше, то правда заключалась бы в том, что
Любящий не может любить Возлюбленного так, как он его любит;
если бы все это было так, то из этого следовало бы, что ограничены
возможности Любящего в истине и совершенстве и безупречен он
был бы в несовершенстве и лжи.

269. Прославлял Любящий своего Возлюбленного и говорил,
что, коль скоро Возлюбленный его столь могуществен в совершен-
стве и столь беспомощен в несовершенстве, то из этого следует, что
Возлюбленный его — сама реальность во всем своем существе и сво-
их проявлениях. А пока прославлял Любящий своего Возлюбленно-
го, открылась ему природа Возлюбленного, явленная в Троице.

270. Признал Любящий в цифрах один и три большую гармо-
нию, чем в иных цифрах, ибо движение всего сущего от небытия
к бытию соответствует этим цифрам. И поэтому признал Любя-
щий единство и триипостасность своего Возлюбленного в наи-
высшей гармонии цифр.

271. Славил Любящий могущество, мудрость и волю своего
Возлюбленного, сотворившего все сущее, за исключением греха, су-
ществование которого было бы невозможно, не будь могущества,
мудрости и воли Возлюбленного, но который не обязан своим суще-
ствованием могуществу, мудрости и воле Возлюбленного.

272. Славил и любил Любящий своего Возлюбленного, ибо
своим существованием обязаны ему были он и все сущее в мире,
и еще потому славил он его и любил, что сотворил он его по свое-
му облику и подобию. Спрашивается, какая хвала и любовь значи-
мее и достойнее.






273. Решила проверить любовь мудрость Любящего; и спро-
сила его, сотворив или воссоздав, одарил его Возлюбленный
большей любовью. Заколебался Любящий, но вскоре ответил,
что, воссоздав, его научили уклоняться от несовершенства, а со-
здав, даровали ему блаженство. Спрашивается, какая любовь бы-
ла сильнее.

274. От двери к двери шел Любящий и просил милостыню, да-
бы любовь к Возлюбленному не умирала в сердцах его слуг и дабы
идти дорогой самоуничижений, нищеты и долготерпения, для Воз-
любленного — лучшей из дорог.

275. Просили Любящего отпустить грехи тем, кто любит его
Возлюбленного; а Любящий не только грехи отпустил, но всего
себя и все свое состояние дал в придачу.

276. Со слезами на глазах живописал Любящий страсти и муки,
которые претерпел Возлюбленный из-за любви; с горечью и при-
скорбием заносил он эти слова на бумагу; а утешали его сострада-
ние и надежда.

277. Спал Любящий, когда навестили его Возлюбленный и лю-
бовь. Окликнул Возлюбленный Любящего, а любовь его разбудила.
Повиновался Любящий любви и отозвался на зов Возлюбленного.

278. Обучал Возлюбленный Любящего любви, любовь учила
его избегать опасности; а терпение наставляло его, как выносить
муки от любви к тому, в услужение которому он добровольно се-
бя отдал.

279. Спрашивал Возлюбленный людей, не видели ли они Лю-
бящего, и просили люди описать Любящего; ответил Возлюблен-
ный, что Любящий отважен и робок, богат и беден, весел и грустен,
задумчив и сохнет на глазах от любви1.

280. Спросили Любящего, не продаст ли он своего желания;
и ответил, что он его уже продал за такую сумму, что за эти день-
ги можно было бы купить весь мир.

281. «Проповедуй, безумец, доноси до людей слова своего Воз-
любленного. Рыдай, постись!» Оставил Любящий мир, ушел на
поиски своего Возлюбленного и прославлял его везде, где сам на-
ходил хулу и обиду2.

282. Строил и возводил Любящий прекрасный город, достой-
ный своего Возлюбленного. Любовью, думами, стонами, слезами
и муками возводил его; блаженством, надеждой и набожностью ук-
рашал его; верой, справедливостью, здравомыслием, мужеством и
неприхотливостью его укреплял.

' Эта метафора любопытна очевидными ассоциациями с «Песнью Пес-
ней»; в библейском тексте, однако, отсутствует тонкий психологический
рисунок, особенностью которого является гармоническое сочетание оппо-
зиций.

2 Одна из тех метафор, в которых автобиографический подтекст наиболее
очевиден.

283. Напился Любящий любовью из источника, в котором
Возлюбленный омыл ноги Любящему, слишком часто забывавше-
му его достоинства и пренебрегавшему ими. И поэтому мир пре-
бывает в грехе.

284. «Скажи, безумец, что такое грех?» Ответил: «Намерение,
обратное и противоположное конечному намерению и причине,
заставившей Возлюбленного сотворить мир».

285. Понял Любящий, что мир сотворен таким образом, что
вечность скорее соответствует Возлюбленному, величие и совер-
шенство природы которого бесконечны, чем миру, представляю-
щему собой исчислимое множество. Тем самым понял Любящий
высшую справедливость того, что вечность его Возлюбленного
превосходит время и исчислимое множество.

286. Заступился Любящий за своего Возлюбленного перед те-
ми, кто доказывал, что мир вечен, и сказал им, что справедливость
Возлюбленного была бы ущербна, если бы не отдавал он каждой
душе именно ей принадлежавшее тело, возвращаясь тем самым
к первозданному месту и веществу; да и мир, будучи вечным, ли-
шился бы конечной цели; следовательно, не были бы безупречны-
ми воля и мудрость Возлюбленного.

Наши рекомендации