С.2 В чёмсмысл сопоставленияобразов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н.Островског «Гроза»)?

С.1 Какв поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

М.Ю.Лермонтов – уникальный поэт, сумевший совместить в своей душе и, как следствие, в творчестве романтическую устремлённость к идеалу, мечту о свободе духа и осознание невозможности осуществления этой мечты в реальном мире. Данное столкновение мечты и реальности имеет в поэзии Лермонтова трагический характер.

Сюжет поэмы «Мцыри» определяется этим противоречием, свойственным всем романтическим произведениям, - между мечтой и действительностью. В результате его действительность формально побеждает, не дав осуществиться мечтам романтического героя. Однако так ли всё просто? Не случайно автором предпочтение отдано лиро-эпическому жанру, в котором сильна лирическая сторона, отражающая субъективный взгляд лирического героя на действительность. Поэтому часто литературоведы называют эту лермонтовскую поэму лирической.

Как и следует романтическому произведению, в основе композиции поэмы принцип контраста. Его читатель наблюдает во внешней организации произведения, например, в завязке сюжета (духовно свободный мальчик был оставлен в монашеской обители, отгороженной от свободной жизни людей). Но ещё сильнее контраст проявляется в создании образа главного героя. Юноша воспитан среди вольной природы вольными людьми. Не случаен здесь и образ гор Кавказа как аллегории свободы. Свободолюбивый человек нарекается нарицательным именем – мцыри, что означает «послушник», то есть. Собственное, индивидуальное имя утрачено, забыто, что само по себе трагично для романтического героя, который не есть типичный герой. Герой-романтик совершает традиционный побег оттуда, где его душе тесно.

Кульминационный эпизод поэмы – это поединок с барсом, в котором Мцыри побеждает. Его находят обессиленным монахи и возвращают в монастырь. Ухаживая за ним, они не в силах понять, почему Мцыри стремится туда, где нет покоя. Исповедь умирающего юноши не является по сути исповедью. Он не исповедуется, а произносит гимн свободе, которая невозможно в монастырских стенах. Просьба похоронить его среди деревьев за стеной монастыря – это последняя надежда обрести свободу, которая, по мнению лирического героя, невозможна в реальной действительности. И эта мысль звучит трагическим аккордом в финале поэмы.

С.2 В чёмсмысл сопоставленияобразов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н.Островског «Гроза»)?

Сопоставление предполагает выявление общих черт явлений с целью уяснения принципиального их различия. Следовательно, уже самим проблемным вопросом указано направление исследования двух женских характеров, созданных А.Н.Островским на страницах драмы «Гроза». Драматург не случайно вписывает Катерину и Варвару в похожие ситуации. Они молоды, мечтают о счастье. Обе задыхаются от ханжества и лицемерного благочестия Кабанихи, обе совершают запрещённые общественной моралью поступки: Катерина, мужняя жена, полюбила другого и встречается с ним тайком. Варвара бегает на свидания с Кудряшом, что неприлично для девушки из «порядочной семьи». На этом, пожалуй, близость образов и заканчивается.

Однако на фоне внешнего сходства ярче вырисовывается принципиальная противоположность этих двух характеров, натур, их внутренняя контрастность. Поведение Варвары типично для купеческого города Калинова, где живут по принципу: «делай что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было». И Кудряш такой, как все, - разбитной малый, циник, которого за язык побаивается даже Дикой. Их отношения с Варварой назвать любовью трудно. Драматург неоднократно приводит ремарку «зевает», создавая сцены его свиданий с Варварой. Их любовь вся на уровне обыденности.

Любовь Катерины к Борису иного порядка. Катерина, в отличие от Варвары, натура романтическая, мечтающая о свободе, осенённой духовностью. В Борисе она увидела иного, не такого, как все. Он образован, одевается по-европейски, «не как все». Он, как ей кажется, такой же страдающий от деспотизма «самодуров» свободолюбивый, способный на отчаянные поступки ради свободы человек, как и она. Катерина жертвует собой во имя истинной любви. Варвара не допускает мысли о жертве, самоограничении. Не случайны в связи с такой трактовкой характеров двух героинь художественные антропонимы – их имена. Катерина – «светлая». Имя Варвара созвучно слову «варвар». Она чужая, чужды ей законы нравственные. Она разрушает старые устои их же средствами – притворством, обманом, лицемерием и равнодушием к человеческим судьбам. Не случайно на вопрос Катерины, жалеет ли Варвара её, та хоть и отвечает утвердительно, но реплика эта сопровождается авторской ремаркой: «глядя в сторону». Варвара лукавит.

Не могу так категорично, как это сделал критик-демократ Н.А.Добролюбов, утверждать, что Катерина – «луч света в тёмном царстве». Однако не могу и не заметить, что на фоне Варвары, цинично опровергающей нравственные принципы не только «тёмного царства», Катерина вырисовывается в светлых тонах, потому что пытается решить противоречие между мечтой о настоящей любви и миром, в котором такой любви нет места. Противоречие оказалось неразрешимым, а потому пьеса заканчивается трагедией. Это даже не «мещанская трагедия» (П.Вайль, А.Генис), а высокая общечеловеческая трагедия, в основе которой вечный конфликт – конфликт долга и чувства. Финал Варвары нам из фабулы неизвестен, однако можно предположить, что она сумеет «вписаться» в действительность, не рефлексируя и не жертвуя ничем.

С1.. Почему Ф.И.Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом? (По стихотворению «Есть в осени первоначальной…»)

ТЕЗИС. (1) Ф.И.Тютчев воспевает природу (её красоту, неповторимость, мудрость), ноне как автор пейзажной лирики, а как поэт-философ. ПЕРЕХОД К КОНКРЕТНОМУ СТИХОТВОРЕНИЮ. (2)Его стихи о природе не дают читателю возможности увидеть «картинку», конкретный пейзаж, предстающий взору в определённый отрезок времени. (3) Это, как правило, зыбкий, неуловимый момент перехода природы из одного состояния в другое.

МИНИ-АНАЛИЗ (в аспекте вопроса) ИСХОДНОГО ТЕКСТА. (4) «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…» - образ разлит как в пространстве, так и во времени. (5) Наиболее конкретным воспринимается блестящий на «праздной борозде» «паутины тонкий волос». (6) Однако и это соединение двух метафорических образов («паутины тонкий волос» и «праздная борозда»)подчёркивает мысль о мгновенности подмеченного: дуновение еетра – и паутинка унесётся в неизвестность. (7) И борозде праздной быть суждено недолго, ей дан отдых, чтобы набраться сил. (8) Образ человека, как и во всех натурфилософскихстихах Тютчева, присутствует незримо, лишь как напоминание о нём: «где бодрый серп гулял и падал колос…». (9) Получается, что не человек, не его воля правят в мире природы. (10) Человек вовлечён в её жизнь ею же установленными законами, которые «существу разумному» суждено принять.

Наши рекомендации