Корнелий Агриппа - Оккультная философия 2 часть 5 страница
"Когда радостная Дидона заполучит вас в свои руки среди дорогих яств и вин, когда она вас обнимет и одарит вас нежными поцелуями, внушите ей тайный огонь и заставьте вас полюбить".
Однако зрение, т.к. оно воспринимает способом более чистым и более ясным, чем другие чувства, и запечатлевает в нас признаки вещей способом более проникновенным и глубоким, подходит более всего духу фантастики; что особенно проявляется в снах. Вот почему, когда мази трансформируют дух видения, этот дух легко сообщает свои впечатления воображению, которое, получив различные виды и формы, отсылает их посредством того же духа высшему чувству зрения, и тогда оно формирует в нем чувственное качество на свой манер таких видов и форм, как будто в нем есть что-то от посторонних объектов, так, что видятся странные изображения демонов и других подобных идей. Так делаются мази и глазные капли, которые нас заставляют видеть сначала тени в воздухе и прочее, как я это умею делать сам из желчи человека и глаз черного кота и определенных иных вещей. Подобное делают из крови удода, летучей мыши и козла и говорят, что намазав стальное зеркало соком полыни и окурив его, оно явит духов. Подобным образом делают также ароматы и елей, которые заставляют спящих говорить, ходить и делать все то, что делают бодрствующие, и даже такие вещи, которые они делали бы с трудом, или не понимали. Существуют также такие ароматы из ели, которые заставляют нас слышать звуки, которых никогда не было; человек считает, что видит и слышит снаружи то, что его фантастическое воображение создает и представляет лишь внутренне; также он боится того, чего вовсе не следует бояться, и впадая в особенные и ложные подозрения, он убегает, хотя его никто не преследует, впадает в гнев и дерется, никого не видя. Страсти магии могут также делать эти виды составов из ароматов, из мазей, из микстур, из ядов, посредством ламп и света, посредством зеркал и изображений, посредством очарования и посредством стихов, звуков и концерта определенных струн, составленных в определенной гармонии, что заставляет не только появляться страсти, совершаться различным явлениям, но изменяются даже вещам и людям, и трансформироваться в различные формы. Так поэты упоминают о Протее, о Периклимоне, о Ахелее и о Метре, дочери Эрихифтона, также и Цирцея превращает товарищей Одиссея (Улисса), а другой раз люди превращаются в волков, попробовав то, что было пожертвовано Юпитеру. Св. Августин говорит, что некоторые женщины в Италии превращают человека в скот, заставляя их переносить ношу, а затем делают их людьми. В Св. Писании видим, что маги фараона превращали свои жезлы в змей, а кровь - в воду и другие вещи.
Глава сорок шестая
О СПОСОБАХ СВЯЗЫВАТЬ ИЛИ ЛИГАТУРАХ И ФИЗИЧЕСКИХ ПОДВЕШИВАНИЯХ
Когда Мировая душа породила своим совершенством или искусством все вещи, она сделала их плодородными, влив в них небесные свойства, чтобы достичь чудесных эффектов, которые они совершают. Вещи отпечатывают на нас свои свойства не только когда они прикасаются посредством аромата, или питья, или другим подобным образом, но еще и тогда, когда, будучи завернутыми, они привязаны к нам, или подвешены на нас, или надеты на нас каким-либо другим путем, или приближены к нам, или настолько легко прикасаются к нам, насколько это возможно. Посредством подобных связей и прикосновений тела и вещей последние дают здоровье, придают отвагу, страх, грусть, радость, делают тех, кто их носит грациозными, приятными, делают их отталкивающими или презираемыми, уважаемыми и обожаемыми, или заставляют их ненавидеть, или делают их ужасными. Мы видим, что морской электрический скат, который коснулся издалека мази, вызывает онемение в руках у тех, кто прикасается к ней. Так же, как только касаются палкой морского зайца, начинают плохо себя чувствовать. Говорят также, что мужчина не может жить с женщиной, которая носит с собой иголку, покрытую грязью, в похоронном полотне. Таким образом, мы видим на этих примерах, что мы можем получить определенное свойство, посредством привязывания некоторых вещей, посредством привешивания, прикосновения или привязывания на нити. Нужно знать способ, т.е. нужно, чтобы это делалось определенной подходящей констелляцией, и чтобы эти привязывания и подвешивания были сделаны из ниток металлов, из волос или кишок, из шерсти определенных животных, и обернуты листьями трав, шкурами зверей, кожами и тому подобным, таким образом, чтобы вещи подходили друг другу. Чтобы привлечь свойства Солнца или какого-либо солнечного тела во что-нибудь, нужно обернуть его золотой нитью и привязать к себе, когда появляются лучи Солнца.
Глава сорок седьмая
О КОЛЬЦАХ И МАНЕРЕ ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Кольца, которые играли большую роль в древности, сообщали их свойства тем, кто их носил, и сообщались с их духом, делая радостными или грустными, нежными или страстными, отважными либо робкими, заставляя любить или ненавидеть, предохраняя от болезни, от ядов, от врагов, от демонов и от всего вредоносного. Итак, способ делать эти кольца: взять траву, которая является сюжетом счастливой звезды, когда эта звезда доминирует, и сделать кольцо из металла, который ей подходит, и поместить внутрь маленький камень с травой, или подходящим корнем, и не преминуть сделать ароматы, поместив начертания изображений и букв. Но мы рассмотрим эти вещи, когда будем говорить об изображениях и буквах. Так, у Филострата читаем, что Пархас, принц индийский, дал Апполонию семь подобных колец, которые имели свойства и имена семи планет, чтобы он их носил каждый день, различая по именам дни. Благодаря этим кольцам он жил до 130 лет, всегда сохраняя красоту и юность. Подобно этому читаем у Иосифа, что Моисей - законодатель евреев, изучив магию в Египте, делал кольца любви и забвения. Кроме того, читаем, что некий философ, по имени Эвдам, делал кольца против укусов.змей и колдовства. Иосиф говорит то же о Соломоне; и мы видим у Платона, что Гиг, царь лидийский, имел кольцо замечательного и необычного свойства: когда он держал его в руке, его никто не видел, хотя он видел все, и благодаря этому кольцу он жил с царицей, убил царя, ее мужа и истребил всех тех, которые противились ему, и никто не мог его видеть, когда он совершал все эти преступления и, наконец, с помощью этого кольца он стал царем Лидии.
Глава сорок восьмая
О СВОЙСТВАХ МЕСТ И КАКОЙ ЗВЕЗДЕ ОТВЕЧАЕТ КАЖДОЕ МЕСТО
Места тоже имеют значительные эффекты, которые они берут у вещей, расположенных там, или у свойств, которые их сопровождают, происходящих от небесных влияний, а иные - способом внешним и посторонним. Так, по сообщению Плиния, тотчас, как кто-либо услышал кукушку и заметил место, занимаемое его правой ногой и, сделав канавку в этом месте, поместит эту землю в какое-либо место, то туда никогда не прилетят мухи. Также говорят, что бросив землю с того места, где проползали змеи, можно заставить их приползти туда; также помещая на свое тело пыль или землю, в которой катался мул, уменьшают жар любви; и Плиний рассказывает, что забить железный гвоздь в то место, где больной клал голову - это высшее лекарство от этой болезни. Еще, говорят, что взяв траву, росшую на голове статуи, и привязав ее рыжей нитью к какому-либо месту своей одежды, тотчас излечиваются от головной боли, а если взять все виды трав, растущие в ручье или вдоль ручья или реки перед восходом солнца так, чтобы никто не видел, изложив ее в свою левую руку, она лечит от трехдневной лихорадки. Итак, из всех мест, соответствующих звездам, те, которые смердны, умны, подземны, грустны и зловещи, как-то: кладбища, сараи, покинутые жилища, старые хижины, готовые рухнуть от старости, места мрачные и ужасные, одинокие пещеры, ямы, колодцы - соответствуют Сатурну и, сверх того бассейны и пруды, болота и тому подобное. Юпитеру приписывают все привилегированные места - места, где держат совет, ассамблеи владык и министров, трибунов, кафедры, академии, школы и все места блестящие, чистые и где распространены приятные запахи. Марс придерживается мест огня и крови: печей, боен, крестов, виселиц и мест, где произошли резня, войны и казни и тому подобное. Солнце держится мест светлых спокойного вида, дворцов владык, пюпитров, театров, тронов и всего, что царственно и великолепно. Венера владеет и обитает в приятных источниках, зеленеющих лугах, садах, наполненных цветами, в украшенных лозах и, как говорит Орфей, голубые берега и купальни, места и залы для танцев и все, что касается женщин. Меркурий держится школ, рынков и ярмарок и тому подобное. Луна занимает пустыни, леса, скалы, каменистые местности, горы, источники, воды, реки, моря, берега и порты; суда, разные полевые места; она придерживается публичных дорог, мест наиболее потаенных и тому подобное. Вот почему те, которые хотят делать операции на любовь, прячут обычно или зарывают инструменты их искусства, т.е. кольца, изображения, зеркала и т.п. в какое-нибудь злачное место, которое дает им свое свойство, благодаря венериальной способности; также считают, что вещи, которые приобретают скверный запах мест, плохо пахнущих, портятся или становятся гнилыми и смердными, в то время, как другие приобретают хороший запах мест, где они были. И страны света также принадлежат им. Вот почему те, кто хотят пользоваться травой Сатурна, Марса и Юпитера, смотрят на восток или на юг; на первый - потому, что они исходят или рождаются от восхода солнца; на второй - потому, что их главные дома являются меридиональными знаками, а именно: Водолей, Скорпион, Стрелец, Козерог и Рыбы. И говорят, что те, кто хочет воспользоваться какой-либо вещью венериальной, меркуриальной и лунной, смотрят на запад, т.к. эти звезды являются западными, или к северу, т.к. их главные дома являются северными, а именно: Телец, Близнецы, Рак, Дева. Чтобы делать операции солнечные, нужно смотреть на восток или на юг и даже на само солнечное тело и свет.
Глава сорок девятая
О СВЕТЕ И О ЦВЕТАХ ФАКЕЛОВ И ЛАМП; ЦВЕТА, ПРИПИСЫВАЕМЫЕ ЗВЕЗДАМ, ИХ ДОМАМ И ЭЛЕМЕНТАМ
Свет есть некое качество большей частью фориальное, некий простой акт ума и некое изображение, которые разлиты изначала божественным духом во всех вещах; и в Боге Отце, который есть отец светов, первый и истинный свет; и затем в его Сыне, освещающий отсвет, и в Святом Духе, сверкающий пыл, который превосходит всякую разумность, и даже свет Серафимов, как сообщает Дионисий. Будучи радостью, простирается он за границы разума. Тем не менее, он принимается посредством разных степеней: следуя природе воспринимающего объекта, свет опускается на небесное тело, где совершается изобильное и длительное распространение жизни в видимое сияние; и в огне - естественная сила, которая влита в него небесными телами; в людях, наконец, это блестящая речь, знания и разумное восприятие вещей божественных. Свет существует в разумных формах, следуя предрасположению тел, следуя распределяющей причине, которая распределяет его каждому. Свет переходит затем в фантазии, который выше чувств, переходит к глазам, где он делается видимой ясностью, которая сообщается поочередно со светлыми и темными телами. Все вещи чувствуют силу света, в зависимости от емкости, которая воссоединяет в себе все, благодаря живительному жару и проникает все существа, заставляя действовать и качества и свойства во всех вещах. Вот почему маги не хотят, чтобы что-либо было покрыто светом большого, так например, чтобы открывали его мочу перед солнцем или луной, т.к. лучи проникающего света уносят с собой плохие качества, изменяют тело и делают его больным, и сообщают ему это плохое качество. Вот почему колдуны и волшебники стремятся, чтобы их тень покрыла того, кого они хотят околдовать; также гиена, посредством прикосновения своего тела заставляет замолчать собак. Также делают искусственно свет с помощью ламп, факелов, свечей и тому подобного, из определенных вещей и жидкостей, извлеченных или составленных как звезды, которые формируются в зависимости от того, что им подходит. Они производят, обычно осенью, какие-либо замечательные и небесные эффекты, которыми люди часто восхищались. Как сообщает Плиний, сжигая или подогревая яд от кантуса кобыл на факеле, заставляют покориться чудовищ и лошадей; та же вещь происходит с мухами, погруженные в песок и сожженные, заставляют появиться мух. А кожа змеи, сожженной на лампе, заставляет появиться змей. Говорят, что если поместить виноград в цвету в бутылку, наполненную маслом и оставить его там до тех пор, пока она не погибнет, зажигая затем эту лампу, видят виноград. Говорят также, что свеча, сделанная из определенных сатурнических вещей, будучи погашенной во рту умирающего человека, каждый раз, когда ее зажигают одну, делает окружающих очень грустными и робкими. Гермес, Платон и Хирамид, а из более современных - Альберт - в одном трактате, сообщают, что существует много видов таких факелов и ламп.
Цвета - также от света, и смешиваясь с вещами, представляют их звездам и небесным телам, которым они соответствуют. И мы скажем впоследствии какого цвета свет планет, благодаря которому узнают природу неподвижных звезд, и чем нужно пользоваться, чтобы жечь лампы этого света. Но сейчас мы покажем каким образом цвета вещей и смесей здесь внизу распределены среди планет. Так, все цвета, которые подобают Сатурну, или его представляют - черные, блестящие, землистые, свинцовые и темные; те, которые принадлежат Юпитеру - цвета сапфира, воздуха или воздушные, и всегда зеленоватые или зеленые, светлые, цвета пурпурные, смеси золота и серебра. Цвета красные, пылающие, огненные, цвета пламени, фиолетовый, пурпурные цвета, цвета крови и железа представляет Марс. Цвета золота, желтые и наиболее сверкающие пурпурным представляют Солнце. Все цвета белые, прекрасные, разные, зеленые, красные, несколько желтоватые и пурпурные представляют Венеру, Меркурий и Луну. Также первый и седьмой дома Солнца имеют белый цвет, потом второй и двенадцатый - зеленый; третий и одиннадцатый имеют желтый; четвертый и десятый - красный; пятый и девятый - цвет меда, шестой и Восьмой - черный. Также и элементы имеют свои цвета. Так, цвет земли происходит из холодного и сухого, темного и черного и означает черную желчь и сатурническую натуру; голубой, который исходит из белого, означает слизь, полукрасный или красный смешанный означает кровь и цвет огня пылающего пламени. Светлая желчь можно удобно смешивать, благодаря ее тонкости, со всеми остальными, вызывая этим разные цвета. Будучи смешана с кровью, смесь имеет много силы, когда кровь доминирует, если же доминирует светлая желчь, она делает цвет несколько рыжеватым; если смесь равная - рыжий цвет; если светлая желчь сожжена с кровью, она дает серо-рыжий. А когда она смешана с соком черной желчи, смесь становится черной, с меланхолическим соком (черной желчью) и флегмой (слизью) поровну - серым; если изобилует флегма - цветом грязи, а если она смешана только с флегмой - цветок лимона; если есть избыток чего-то другого - бледным цветом, или несколько бледноватым. Итак, все цвета более сильны, когда они идут от металлов или от блестящих субстанций, или от драгоценных камней, или от того, что более всего подобно небесным телам.
Записан
« Ответ #14 : 18 Июнь 2010, 19:44:19 »
Небесная
Ветеран
Сообщений
Сообщений: 134
Небесная
Offline Re: Генрих Корнелий Агриппа "ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ"
« Ответ #14 : 18 Июнь 2010, 19:44:19 »
Глава пятьдесят пятая
КАК АУСПИЦИИ ПРОВЕРЯЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ ЕСТЕСТВЕННОГО СВЕТА ЧУТЬЯ
Ауспиции и авгуры, которые предвещают будущие события посредством животных и птиц, и которым нас научили, они проверяются посредством света естественного чутья, как если бы некий свет девинации пал на животных и четвероногих зверей, на птиц и на других зверей, благодаря которому они могут предвещать успех, имеющий отношение к людям. Итак, естественное чутье, как говорит Гийом Парижский, выше всякого человеческого понимания, ближе всего к прозрачному и пророческому дару и совершенно ему подобно; это чутье дает естественно замечательный блеск девинации некоторым животным, которые распознают, благодаря этому чутью воров, людей прячущихся и неизвестных им; они их находят и ищут и бросаются на них, кусают и рвут; благодаря подобному чутью грифы распознают падаль и битвы, которые должны пройти, собираются в тех местах, где они должны произойти, предвидя, что они поживятся и что найдут трупы для лакомства.
Благодаря такому же чутью куропатки узнают свою мать, которую никогда не видели и покидают куропатку, которая похищала яйца у их матери и высиживала их. Благодаря тому же чувству, душа человека, ничего не зная заранее, чувствует определенные вредные земные вещи, Откуда происходит ужас во многих людях. Так один вор, который спрятался в доме, и о котором никто не знает, внушает страх и беспокойство духа некоторым людям, которые живут в этом доме и находятся там, но вероятное, не всем, т.к. этот свет сообщается не всем людям, но некоторым. Также, одна потаскушка, спрятанная в большом доме, ощущалась некоторыми, хотя они не знали, что она там была. В истории находим, что некий Гераиск Египтянин, кудесник, распознавал развратных женщин не только по глазам, но чуть ли не заслышав их голос издалека, и что прежде всего у него сильно заболевала голова. Гийом Парижский сообщает, что в его время одна женщина, любившая мужчину, благодаря этому чувству предчувствовала его за два лье, когда он направлялся к ней. Он рассказывает, что один самец аист нашел свою подругу в прелюбодеянии, после чего он собрал большое количество аистов, открыв им свое горе, аистиха была, как бы по всеобщему суждению, ощипана и разорвана на куски. Гийом сообщает также, что один конь, сам того не зная, жил со своей матерью, заметив это впоследствии, он оторвал себе гениталии с силой кусая сам себя, чтобы отомстить себе за кровосмешение. Аристотель, Варрон и Плиний не рассказывали подобных вещей о лошадях. Плиний даже сообщает, что один аспид, который постоянно кормился за столом у некоего египтянина, видя, что один из его малышей убил ребенка хозяина, сам предал смерти змееныша и больше не оставался в доме и никогда не приходил туда. Из этих примеров видно, как может на некоторых животных нисходить свет предсказания; ибо, следуя доктрине платоников, есть в вещах низших определенное влияние, которое заставляет их соответствовать почти во всем с высшими вещами и, таким образом, молчаливая настройка животных согласуется с божественными телами. Их тела имеют свойства и действия, которые отвечают их констелляциям. Итак, нужно рассматривать животных как принадлежащих Сатурну, соответствующих Юпитеру, зависящих от Марса, а также от других планет, и извлекать авгуры и предсказания соответственно их свойствам. Так, зависящие от Сатурна и Марса, есть все хищные и дикие птицы, как совы, потому что сова, являющаяся птицей Сатурна, слывет дурным предзнаменованием, как об этом говорит поэт: "трусливая сова, эта мерзкая птица - вестник несчастий грядущих - есть плохая примета для смертных, но лебедь, прелестная птица, посвященная солнцу, является одним из очень счастливых предзнаменований, особенно в водных ауспициях", - как говорит Овидий. Среди прочих есть птицы, которые составляют предзнаменования по их крикам и пению, как например, ворон, сорока, ворона, о которых также говорит Вергилий: "зловещая ворона часто предсказывает нам несчастье, будучи на верхушке дерева".
Птицами, предсказывающими будущее по полету, являются луни, орлы, ястребы, грифы, журавли, лебеди и тому подобные и следует принимать во внимание скорость их полета, летят ли они направо, сколько их вместе, или в каком числе они вместе летят; так, когда журавли летят быстро, они указывают на бурю, когда они летят медленно, и без шума, - они предвещают хорошую погоду. Когда летят вместе две вредные птицы, они являются скверным признаком, т.к. это означает смятение.
Но лучшим и наиболее чудесным видом авгура является тот, кто понимает язык животных, как это делали среди древних - Меламп, Тирасий, Фалес и Апполоний из Тианы, которые понимали его очень хорошо и совершенствовались в этом, о чем рассказывает Филострат и Порфирий. Однажды Апполоний, услышав громкий щебет воробьев сказал своим друзьям, что одна из этих птиц сообщала остальным о том, что осел, груженый хлебом упал у малых ворот города, рассыпав хлеб; будучи поражены рассказом Апполония, все пошли смотреть, произошло ли то, что сказал Апполоний, и были весьма удивлены, когда увидели подтверждение. Гермес говорит, что если кто-либо будучи на охоте в первый день ноября, сварит вместе с сердцем лисы первую захваченную птицу, то все, кто съедят это, делаются понимающими язык животных. Арабы тоже сообщали нам, что они понимают мысли животных, поедая сердце или печень змей; а Прокл считал и сообщил нам, что сердце крота способствует изречению предсказаний. Существует также девинация, извлекаемая посредством внутренностей и фибров жертв при жертвоприношении, это первым испытал маг, о котором упоминает Лукиан. Среди внутренностей печень римляне почитали основой гадания. Авгуры, желая увидеть будущее, смотрели прежде всего на печень: ее цвет, расположение, размеры. Благодаря такому методу было предсказано поражение войск Помпея и победу армии Цезаря. Плохим предзнаменованием было, когда жертвенное животное убегало с алтаря, или когда кричало при его заклании, или падало в неподходящую сторону. Известно, что в тот день, когда Цезарь выехал в пурпурной одежде в золотом кресле, то при жертвоприношениях, которые он делал, у животных дважды не находили сердца - это оказалось плохим предзнаменованием. Мы видим также, что при жертвоприношении Цезаря Гая и у Марка Марцелла, когда консулы Клодий и Луций Петелий заклали жертвы, печень тотчас же испортилась, а немного позже, последний заболел, а другой потерпел поражение от армии лигурийцев, в соответствии с предсказаниями внутренностей. Считалось, что эти Предсказания происходят по божественному свойству и посредством демонов. Вот почему древние отмечали как вещь большой важности все, Что во внутренностях попадалось необычного, как это случилось с Суллой, который увидел подобие венца наверху печени, когда приносил жертвы в Лоренции, что авгур ему интерпретировал как знак победы и признак того, что он будет царем. Следует также рассматривать цвет внутренностей. Лукиан дает упоминание всех этих вещей. Эта наука была в прежние времена в столь большом почете, что к ней были привязаны самые могущественные и мудрые люди, и даже Совет и цари не предпринимали ничего, не вопросив авгуров; но сегодня все это упразднено, как по невежеству, так и властью самых влиятельных людей.
Глава пятьдесят шестая
О ПРЕДСКАЗАНИЯХ ПО ЗАРНИЦАМ И МОЛНИИ, И КАК СЛЕДУЕТ ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ ЧУДОВИЩ И ЧУДЕСА
Поэты и жрецы Тосканы научили нас интерпретировать вспышки молнии. Они установили 12 областей воздуха или неба, и дали каждой особое имя; кроме того - 12 видов молний и 9 богов, которые испускают их, давали смысл каждому, что он означает. Чудовища и чудеса означают нечто удивительное и большое всякий раз, когда они случаются; но нужно, чтобы интерпретирующие умели их хорошо разгадывать. Они должны сопоставлять предзнаменования с жизнью царствующих особ, с делами и интересами государства. Посредством небесных тел, различных чудес и чудовищ можно сделать предупреждения об опасности, или, наоборот, о хороших событиях, которое может произойти в государстве. Одновременно нужно рассмотреть, что происходило подобного в прошлых веках и что следовало за этим и соответственно этому предсказывать то же или подобное, т.к. подобное имеет те же знаки, те же отношения и те же сходства. Так, чудовища и чудеса появились перед рождением и смертью многих замечательных людей и многих царей; Цицерон сообщает, что маленькому Мидасу, когда он спал, муравьи набросали лесных зерен, что предвещало великие богатства; также Платону, когда он спал в колыбели, в рот заползли пчелы, предвещая ему красноречие. Гекуба, беременная Парисом, видела в одном из своих снов, появление пылающего факела, который должен был сжечь Трою и всю Азию. Мать Фаларисей видела Меркурия, который разливал кровь по земле, наполнив ею весь дом. Все эти сны подтверждались и сопровождались чудесами. Жена Тарквиния Древнего, увидев пламя вокруг его головы, предсказала ему, что он будет царем. Также, после взятия Трои, Эней, споря со своим отцом, кому из них двоих оставаться в царстве, а кому уехать, увидел пламя вокруг головы Аскания, не причинившее ему никакого вреда, которое предсказывало, что он будет царем, что и заставило Энея уехать. Все значительные события и поражения предшествовались чудовищами и чудесами: у Плиния видим, что в консульство Марка Аттилия и Гая Порция был дождь из молока и крови, предсказавший, что в будущем году в Риме будет большая эпидемия чумы. Во время войны с кимврами в небе было слышно, как звенит оружие и трубы. И Тит Ливий о войне в Македонии, говорит, что в год выступления Ганнибала был кровавый дождь в течение двух дней; он говорит еще, рассказывая о второй Пунической войне, что с неба падала вода, смешанная с кровью, как во времена разграбления Италии Ганнибалом. Шум оружия слышали в Лакодемоне в храме Геракла незадолго перед несчастьем, происшедшим при левктрах; в то же время двери храма Геракла в Фивах, которые были закрыты, открылись сами собой, а оружие, висевшее на стенах, оказалось на земле.
Нужно предсказывать подобные события относительно подобных вещей, как это предсказывали в прежние времена, но следует хорошенько знать влияния небесных тел и тщательно следить за ними; мы поговорим об этом более широко в дальнейшем.
Глава пятьдесят седьмая
О ГЕОМАНТИИ, ГИДРОМАНТИИ, АЭРОМАНТИИ И О ПИРОМАНТИИ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ЧЕТЫРЬМЯ СПОСОБАМИ ДЕВИНАЦИИ ПО ЭЛЕМЕНТАМ
Даже элементы предсказывают нам различные события, откуда происходит четыре знаменитых вида девинации: геомантия, гидромантия, аэромантия и пиромантия, берущие от них свои названия, владением которых похвалялась волшебница у Лукиана: "Ибо, - говорит она, - земля, воздух, огонь, море, долины, скалы и все вещи скажут правду".
Первой является геомантия, предсказывающая будущие вещи, посредством движений земли, ее шумов, содроганий, разделений, ее поглощений, испарений и других впечатлений, использованию которых учит араб Альмадель.
Гидромантия гадает по впечатлениям от воды, по ее токам и притокам, по ее возрастаниям и переполнениям, и по ее понижениям, по ее цвету и по другим вещам, к которым еще добавляются видения в воде, являющиеся родом девинации, который нашли персы. Варрон дает пример маленького мальчика, который увидел в воде фигуру Меркурия, предсказавшего успех войны с Митридатом. И Пифагор также практиковал это искусство. Ассирийцы почитали некий вид гидромантии, называвшийся эланомантия: в бассейн, наполненный водой, бросали пластинки или дощечки из золота, серебра, драгоценные камни, на которых писали имена и знаки, с чем можно сопоставить искусство, благодаря которому выражалось фигурными знаками и изображениями, то, что желали узнать при плавлении свинца и воска, брошенных в воду. Существовали прежде источники, служившие авгурами будущих событий, как сейчас еще источник Патрас в Ахане и источник Эпидавра, названный источником Юноны; о них мы будем говорить впоследствии, когда будем трактовать оракулы. Здесь можно еще добавить об ауспициях или авгурах по рыбам, которые раньше были в одном месте Ликии, называвшемся Вина. Раскопав сухой песок одного места рощи Апполона вблизи от моря, достаточно было бросить туда жареное мясо, когда хотели знать будущее; это место тотчас заполнялось водою и там наблюдали появление бесконечного количества рыб, замечательных и неизвестных форм, фигуры которых позволяли гадателям предсказывать то, что произойдет. Афиней цитирует множество примеров из Полихарма в истории Ликии.
Аэромантия гадает по впечатлению от воска посредством дуновений ветра, посредством радуги, по кругам вокруг Луны, по облакам, по видениям в воздухе и по фантазиям, находящимся в облаках.
Пиромантия гадает по впечатлениям от огня, по кометам, по цвету огня и по видениям и фантазиям в огне. Жена Цицерона предсказала ему таким образом, что через год он будет консулом. В том же роде сообщения Плиния о том, что бледные огоньки земли, производящие шум, плывут предвестниками бури, а если во время дождя вылетает пламя, то это знак ветра; также, когда искры или уголек прилетают к котелку, который стоит на огне, или когда уголь сильно сверкает - все это предсказывает бурю. Добавляют также и капномантию, которая берет свое название от дыма, т.к. она рассматривает цвета пламени и дыма, их звуки и движения, идут ли они прямо, или наискось, или кругом.
Мы будем говорить позже об этом при трактовке ответов оракулов.
Глава пятьдесят восьмая
О СПОСОБЕ ОЖИВЛЕНИЯ МЕРТВЫХ, ДЛИТЕЛЬНОГО СНА И ИНЕДИИ, ИЛИ СПОСОБЕ ОБХОДИТЬСЯ БЕЗ ЕДЫ
Арабские философы утверждают, что есть люди, способные подняться выше сил чувствительности, то, преодолев их, могут получить божескую доблесть и силу от небесного совершенства и ума. Души людей вечны, и поэтому все духи повинуются душам, которые совершенны.
Маги считают, что совершенные люди могут силами своей души возвращать души низших существ в их умершие тела и оживлять их. Убитая ласка оживает благодаря духу и голоса своего отца или матери; львы оживляют своих малышей своим дыханием. Как утверждают маги, все подобное, будучи прилаженным к себе подобному, сообщают вещам ту же природу, а все, что получают и дают происходит благодаря какому-то агенту, беря природу этого агента. Вот почему маги считают, что некоторые травы немало способствуют этому оживлению, так же как и определенные магические составы, например, сделанные из пепла феникса и сброшенной змеиной кожи. Это многим покажется сказочным и невозможным, но история подтверждает нам это. Так многие люди, утонувшие или брошенные в огонь, помещенные на костер или убитые оружием, или, наконец, расставшиеся с жизнью другим способом, воскресали, как это сообщает Плиний о консуле Авиоле, о Луции Ламии, о Целии Тубероне, Корфидии, Гавиене и многих других. Кроме того, мы читаем, что автор басен Эзоп, Тиндарей, Геракл и Палик - сыновья Юпитера и Талки, были также воскрешены, и что были многие, которым маги и врачи возвращали жизнь, как это свидетельствует история об Эскулапе, и как мы это рассказывали ранее об Юбе, Ксанфе, Тиллоне, и Апполонии из Тианы. Известно, кроме того, что некий Глекус, вопреки всем ожиданиям, был воскрешен с помощью травы, называющейся дракон, к которой прибегли врачи, а другие воскресали от некоего снадобья из меда. И Хиулей говорит это, рассказывая о способе оживления пророком египетским; пророк, помолившись, взял некую траву, которую он положил в рот трупа, а другую ему на грудь и, глядя на восходящее солнце и моля усилений излучений от солнца, он расположил и поднял лицо мертвого, в соответствии с наклоном присутствующих, произнес заклинание, тогда грудь начала подниматься и раздуваться, взор - двигаться, дух возвратился в тело, и труп поднялся, и начал говорить. Эти вещи могут быть правдивы лишь в том случае, если души умирающих были лишь в сильном экстазе и избавлении от всех телесных акций, то есть жизнь, чувства, движения покинули бы тело, но человек не был бы совсем мертвым, а был бы значительное время без души. Это часто случалось во время чумы, когда многие люди, которых предали земле, возвращались к жизни в своих могилах, и это происходило многократно. И рабби Моисей говорит в книге Галлиона, которую перевел патриарх, что с одним человеком произошло удушение, длившееся шесть дней, и все это время он оставался без еды, без питья и артерии его стали твердыми. Он говорит также в этой книге, что видел у одного человека опухоль, которая лишила его пульса и всех телесных движений, и его сердце отдалось неподвижности, и был он как бы мертвый. Еще говорит он, что один человек, упавший с высоты в воду, пребывал в губительном и глубоком обмороке, который длился 48 часов. Он был как бы мертвый, и автор видел что его лицо стало землистого цвета. Но все эти люди оказались живыми. Автор отмечает, что эти люди, будучи похожими на мертвецов, умирают действительно, если им не помочь веносечением или другими средствами, но это редко случается. Вот способ, благодаря которому, как мы слышали, маги и врачи воскрешают мертвых. Итак, не следует думать, что эти экстазы могут происходить, если человек умер действительно. Ведь и сурок, и крокодил и многие из змей, которые становятся спящими в течение всей зимы, не издыхают. И я видел многократно сурков, которых можно было отличить от мертвых после того, как их разрезали на части, и по этим частям определяли, что сурок был живым. Также, хотя этому трудно поверить, мы, тем не менее, читаем в проверенных источниках, что были люди, непрерывно спавшие в течение многих лет, и не старевшие до тех пор, пока не проснулись; так Плиний сообщает о мальчике, который, утомившись от жары и путешествия, проспал в лесной пещере 57 лет. То же самое читаем об Эпимениде Гностике, который спал такое же время в пещере, откуда пошла поговорка: "Спать больше, чем Эпименид".