Тема: «Проблема бытия в философии».
Во-первых, начать ответ на этот вопрос на экзамене нужно будет с историко-философского анализа проблемы бытия, то есть рассказать всё то, что мы ранее разобрали (бытие в античности, средневековье…).
Всего вопросов на экзамене будет от 40 до 50. В общем, где-то около 45.
Проблема бытия была несколько выхолощена тем, что материю у нас объявили единственно существующей и, по сути, не оставили для бытия пространства. Говорили, что бытие – это только то, что материально, а по сути это было изучение материи.
Парменид понимал существование под бытием и долгое время считалось, что бытие – это то, что истинно существует и обладает онтологическим статусом.
Сейчас мы не можем говорить о том, что бытие – это чистое существование. Ибо сказав это, нам некуда двигаться дальше. Констатировали мы это, ну и что дальше?..
По большому счёту под бытием сейчас понимают не только и не столько самое существование, но то, как, каким образом нечто существует, а также сложнейшие связи и отношения, которые появляются по причине того, что любое нечто существует определённым образом, со всеми своими качествами, свойствами и характеристиками и вступая в отношения с другими предметами, вещами и так далее, оно встречается с тем, что этот другой предмет существует со своими качествами, свойствами и характеристиками, а их взаимодействие часто порождает третьи характеристики, качества и свойства. Все многообразные предметы и явления мира – каждый со своими характеристиками – взаимодействует с другими предметами и явлениями и поле взаимодействия представляет собой сложнейшую паутину отношений, взаимодействий и так далее.
Соответственно, бытие – это самая предельная характеристика, которая в принципе говорит о существовании, да ещё и говорит, каким образом существует. Бытие – это семья категорий: плюс сюда ещё материя, сознание, все категории диалектики (развитие, противоречие, качество, количество, причина, следствие и т.д.). С помощью этих фундаментальных категорий мы и рассматриваем взаимодействие вещей в мире. И всё это образует всемирную философскую паутину, эдакий интернет – ведь взаимодействует всё и со всем.
Всё, что существует, философия называет «сущее». Всё это многообразное и индивидуальное, но мы всё-таки можем сгруппировать их по способу существования в четыре большие группы:
Первая группа: бытие вещей. В самом широком смысле. Вещь в философии – это любое сущее природной структуры (живое, неживое и т.д.), любой некий предмет.
Бытие вещей делится на бытие вещей «первой природы» и бытие вещей «второй природы».
Разделение на первую и вторую природу придумал Фридрих Энгельс: первая природа – это наша естественная природная среда и все вещи естественного происхождения, иными словами, речь идёт о материи. Структура неживой и живой природы. Материя у нас выступает как субстанция. Атрибуты этой субстанции: движение, пространство и время (есть ещё один, о нём будем говорить позже). Здесь нужно ленинское определение материи, которое является хоть и не идеальным, но классическим. Здесь ещё можно общую структуру.
Вторая природа – это искусственная природа, всё, что сделано руками человека. Структура второй природы сложная, и в этой структуре мы можем выделить три элемента. Первым элементом будут естественные материалы первой природы, так как человек не может творить из ничего. Вторым элементом будет идеальный элемент, то есть задумка, идея вещи второй природы, без которой ничего не сделаешь. И третий элемент – это социальный элемент, то есть труд, тот процесс, в результате которого и появляются вещи второй природы. Иными словами, вторая природа – это природно-социальное явление. Тут ещё процесс труда, процесс создания вещи…
В связи с тем, что мы говорим, надо разобрать два понятия: опредмечивание и распредмечивание.
Опредмечивание – это как раз воплощение идеи в природном субстрате в результате труда. То есть мы воплощаем в материю идею, опредмечиваем её.
Распредмечивание – это обратный процесс. Это выделение, выявление идеальных структур из материального предмета. То есть мы видим предмет и пытаемся понять, какие идеи лежат в основе. Любая инструкция – это распредмечивание.
Сейчас глобальная проблема: некоторые вещи второй природы угрожают существованию вещам первой природы, вторая природа может уничтожить и первую, и саму себя.
Вторая группа сущих – это бытие человека. Человек – особая структура и она выделяется в отдельную группу. Здесь тоже есть два подпункта.
Первый – бытие человека среди вещей. Здесь рассматривается исключительно то, что связано с телесностью человека, природной составляющей. Будучи телесным, человек подчиняется всем законам материального мира: от Ньютоновских и других.
Второй подпункт – специфическое человеческое бытие. От всех представителей первой природы человека отличает то, что он, одновременно является представителем первой природы, сам для себя является второй природой (и это не о протезах), потому что он постоянно творит себя, меняет себя, воздействует на себя, в отличие от животных, которые живут исключительно по инстинктивным программам и по большому счёту не могут за эти рамки выйти. Человек может и выходит за рамки инстинктов и телесности, человек детерминирован инстинктами не жёстко, как животные, а гибко. Специфика человека в том, что он не только телесный, но и духовный, он духовное существо и он является личностью, которая действительно себя строит, исследует, осознаёт, работает над собой. О личности мы говорили.
Философия существования – экзистенциализм пытался все наслоения снять и рассмотреть бытие существования человека как человека, некоего уникального существа (отбросить всё: общество и прочее).
Датский философ Кьеркегор рассматривает ситуацию, которую называет условно «человек на краю». Он рассматривает её на примере библейского Авраама (он долго не имел детей и уже смирился, что их не будет, но Бог внял его мольбам и его Сара, женщина уже преклонных лет, родила Исаака; Бог, испытывая Авраама, приказывает ему отвезти сына в определённое место и принести в жертву Богу). Человек на краю – когда человек остаётся один на один с собой, когда никакие общественные, социальные и иные факторы не могут ему помочь. И вот в такой момент не важно, в каком государстве ты живёшь, какой ты расы, национальности, пола, возраста… Есть лишь только чистое бытие, ты один на один с собой, есть чистое бытие – и край. Все философские школы пытаются определить человека: человек символический, разумный, сексуальный… И получается что человек с рождения должен соответствовать определённым или хотя бы некоторым определениям. А вот эксзистенциалисты говорили, что рождается он никаким – чистым бытием, а потом, когда вырастает, он выбирает себе сам те качества, которые посчитает нужным. То есть главное в мире это чистое бытие, его присутствие в мире, и для человека важнее не социум, а именно бытие. И именно эти проблемы занимают более всего – их теперь принято называть экзистенциальные. Основные экзистенциальными проблемами являются проблема свободы, проблема смерти, проблема любви, проблема одиночества. Именно поэтому они говорят, что существование предшествует сущности, что сначала мы есть, а потом уже мы выбираем сущности.
Наиболее выдающимися были Жан Поль Сатр и Альберт Камю. Именно они наконец-то повернулись именно к человеку, занялись его проблемами.
Религия тоже борется с этими вопросами, и у неё ответы на эти вопросы есть, именно в решении экзистенциальных проблем. А философия слишком долго занималась другим.
Самый беспомощный ответ материалистов: «Человек умер, но дело его живёт».
Третья группа – бытие духовного.
Первая подгруппа – бытие индивидуализированного духовного, то есть, иными словами, индивидуального сознания.
Вторая подгруппа – бытие общественного сознания.
О сознании мы потом поговорим.
И, наконец, четвёртая группа сущих – это бытие общества. Здесь тоже две подгруппы.
В первой подгруппе опять появляется человек, но только лишь как член общества и носитель определённых социальных статусов и ролей.
Второй подгруппой будет общественное бытие, то есть уже бытие общества в целом, общественных структур и институтов и так далее.
Это была структура, в целом, та схема, по которой и надо работать.