Тема II. Онтологическая проблематика в философии.
1. Философское учение о бытии, его фундаментальный смысл. Онтология и онтика: «мир», «действительность», «реальность», бытие наличное и определенное. Реальность физическая и метафизическая. Метафизическое понятие бытия. Бытие материальное и идеальное, объективное и субъективное. Природное и социальное бытие. Понятие пространственно-временного континуума. Вещь. Бытие вещей. Человеческое бытие: индивидуальное и общественное. Бытие сознания. Бытие ценностей. Духовное бытие. Бытие Бога и человека. Основные категории философской онтологии: бытие и ничто; общее и единичное; единое и многое; сущность и существование; трансцендентное и имманентное; телесное и духовное; материальное–формальное; субстанциальное–акцидентальное; причина–следствие; возможное–действительное; необходимое–случайное; сходство–различие; структура; история; экзистенция; свобода; текстуальность; присутствие–отсутствие. Онтология и гносеология. Онтология и антропология. Онтология и этика. Онтология и эстетика. Онтология и логика. Онтология и лингвистика. Фундаментальное онтологическое убеждение. Основной вопрос онтологии.
2. Судьба бытия: онтологические версии бытия в исторической перспективе.
2.1. Становление философской онтологии. Античная философская мысль в вопросе о бытии. Древнегреческая философия – философия «вещного» (А.Ф. Лосев) видения мира. Онтологическое значение вопроса о первоначале. Проблема единства и многообразия. Натурфилософия о соотношении единичного и общего. Неподлинное сущее и философское вопрошание о сверхсущем. Истинное бытие (элеаты). тождество бытия и мышления, инспирированное онтологией. Оформление мифа о субстанциальном единстве космоса и логоса, мира и разума. Становление, эманация, энтелехия (Гераклит, Платон, Аристотель). Вопрос о сущности.
2.2. Схоластический дискурс о бытии. Философское понятие о субстанции. Образ реальности в средневековой культуре. Соотношение мира и Бога: креационизм, провиденциализм, иррационализм, символизм схоластической версии онтологии.
2.3. Проблема бытия «общего». Спор об универсалиях и доказательства бытия Бога. Платон или Аристотель? Средневековый платонизм и онтологическое доказательство Ансельма Кентерберийского. Схоластический аристотелизм: детерминизм как исходный принцип томистского креационизма. Судьбы реализма и номинализма в поздних онтологических проектах(идеи всеединства и концепция пустого знака).
2.4. Картина мира античности, средневековья и Нового времени. «Мир как картина». Тождество бытия и мышления, инспирированное гносеологией. Натурализм или конструктивизм? Гносеологическая интерпретация онтологии и дуализм новоевропейского онтологического проекта. Res cogitas и res extensa. Принцип деизма. Критерий существования и «скандал» в философии (И. Кант). Онтология Духа (Гегель). Онтологический смысл гегелевской натурфилософии. Историзм и имманентизм гегелевской стратегии в вопросе о бытии.
2.5. Иррационалистический поворот в онтологии и понятие «воли» как фундаментальной онтологической данности (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше). Крушение мифа о единстве мира и разума. «Жизнь» как первичная реальность. Воля к власти. «Назад, к самим вещам!» (Э. Гуссерль). Онтология как строгая феноменология предметностей сознания. Онтологическое значение переживания смысла. Идеи «жизненного мира». Понятие субъективности и интерсубъективности. Тождество бытия и мышления, инспирированное антропологией (М. Хайдеггер). Онтическое и онтологическое. Характер человеческой реальности. Экзистенция. Понимание. Существование подлинное и неподлинное. Метафизика присутствия. Программа «фундаментальной онтологии». Бытие как истина.
«Другой путь»: проблема существования как проблема языка. Аналитические философы. «Дескриптивная метафизика» как аналог традиционной онтологии. Тождество бытия и мышления, инспирированное логикой и лингвистикой. Структура и контекст. «Неструктурное» в структуре. «Смерть автора»: конец трансцендентального означаемого. Онтология отсутствия и плюрализм стратегий: маргинализм в противоположность универсализму. «Желание» как единственно подлинная реальность. Жест, аффект, свобода, власть. Симулякр. «Природа ушла навсегда» (Ф. Джеймисон). Реальность знака. Интертекстуальность. Бытие как текст.