Наука, ее признаки и особенности, социокультурная роль.
Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей. Развиваясь в рамках: “живое созерцание - абстрактное мышление - практика”, научное познание открывает новые свойства и связи исследуемой действительности, фиксирует их в виде научных фактов. Наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности. Научное познание отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики. Процесс же этого отображения обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами социокультурного характера. Среди основных отличий науки от обыденного познания можно выделить:
1. Наука имеет дело с особым набором объектов реальности не сводимых к объектам обыденного опыта.
2. Научное исследование нуждается в особой системе специальных орудий, которые непосредственно воздействуя на изучаемый объект, позволяют выявить возможные его состояния в условиях, контролируемых субъектом
3. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания - экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
4. Системность и обоснованность научного знания.
5. Различия в методах познавательной деятельности между научным и обыденным познанием.
6. Определенная система целостной ориентации и условных установок, специфических для науки.
Высшая ценность науки - объективная истина. Основание научного знания обеспечивают целостность предметной области. Она определяет стратегию научного поиска и во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи. Основание каждой конкретной науки имеют достаточно сложную структуру. Можно выделить три главных составляющих блока оснований науки: идеалы и нормы исследования научную картину мира философские основания. Идеалы и нормы выражают ценностные и целевые установки науки, отвечая на вопросы: для чего нужны те или иные познавательные действия какой тип продукта должен быть получен в результате их осуществления и каким способом получить этот продукт. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний получаемых в различных областях науки и содержит общие представления о мире вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки.
Философские основания науки - это философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного знания в культуру.
Наука есть необходимое следствие общ. разделения труда, она возникает за отделением умственного труда от физического, с превращением познавательной деятельности в особый род занятий - сперва очень малочисленной группы людей. В качестве основной выдвигается новая задача - познание с целью переделки и преобразования природы. В связи с этой технической ориентацией лидирующим становится комплекс физико-химических дисциплин и соответствующие прикладные исследования. В условиях НТР происходит новая коренная перестройка науки как системы. Наука превращается в непосредственную производительную силу, а практическая реализация результатов науки происходит через ее личностное воплощение. Наука призвана все в большей степени ориентироваться уже не на технику, а на самого чел., на развитие его интеллекта, его творческих способностей и культуры мышления, на создание предпосылок для его творческого развития.
В связи с этим совр. наука уже не слепо следует за развитием техники, а обгоняет ее, становится ведущей силой прогресса материального производства. Она формируется как целостный интегральный организм. Наука влияет даже на искусство и ее формы, о результатах научн. исследований теперь быстро узнает каждый житель Земли и интересуется ими. Наука вошла в культуру как ее неотъемлемая часть. Кроме того, наука служит формированию новой этики и эстетики. Во всем мире признана ценность именно доказательного рассуждения. Вопрос об ответственности. Прогресс - не самоцель человечества, а средство развития человека, улучшения его материальных условий, и никто не отменял ценность таких понятий, как свобода, справедливость, счастье.
Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены: а) собственно познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные нормативы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития, управляют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений друг с другом и с обществом в целом и т.д..
Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Познавательные идеалы науки имеют достаточно сложную организацию. В их системе можно выделить следующие основные формы: 1) идеалы и нормы объяснения и описания, 2) доказательности и обоснованности знания, 3) построения и организации знаний. В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа.
Если общие черты характеризуют специфику научной рациональности, то особенные черты выражают ее исторические типы и их конкретные дисциплинарные разновидности. В содержании любого из выделенных видов идеалов и норм можно зафиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня.
Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания (обыденного, стихийно-эмпирического познания, искусства, религиозно-мифологического освоения мира и т.п.).
Второй уровень содержания идеалов и норм исследования представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном историческом этапе ее развития.
Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.).
Методы научного исследования и формы существования научного знания. Ненаучное познание.
Различие эмпирического и теоретического уровней научного познания следует осуществлять с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней.
Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явлениях.
Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное. Т.о., эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции. В этих корреляциях оно может уловить проявление закона, но в чистом виде он дается только в результате теоретического исследования. Простое индуктивное обобщение опытов не ведет к теоретическому знанию. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта.
Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Поэтому средства эмпирического исследования непосредственно включают в себя приборы, приборные установки и другие средства реального наблюдения. Смыслом эмпирических терминов являются особые абстракции, которые можно было бы назвать эмпирическими объектами (реальные объекты с жестко фиксированными признаками).
На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений).
Средства и методы теоретического познания.
На уровне теоретического познания происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения между законами и т.о. раскрыть сущность объекта. Следует различать эмпирическую зависимость и теоретический закон. Первая является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Второе – это всегда знание истинное.
В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Основные средства теоретического исследования – идеальные теоретические объекты. Это особые абстракции в которых заключен смысл теоретических терминов (идеальный товар).
Теоретические методы – метод построения идеализированного объекта, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, методы построения теории (например, восхождение от абстрактного к конкретному), методы логического и исторического исследования и др.
В реальной действительности эмпирические и теоретические познания всегда взаимодействуют. Выделение же этих категорий в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и как развивается научное знание.
Организация теоретического уровня знаний. Частные теоретические модели и законы – теории относящиеся к ограниченной области явлений. Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.
теоретическое познание – на основе мышления. Мышление – целенаправленное, опосредованное, обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. М. – творческий процесс, направленный на постановку проблемы и ее решение. Правила и законы мышления отражены в логике. Логическое – подчиненное правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине. Логические законы – обобщенное отражение объективных отражений вещей на основе практики. Признаки теорет. познания: опосредованность (причинно-следственные связи, исторический взгляд), отыскание всеобщих закономерностей. Практическое мышление – решение конкрет. задач, теор – поиск закономерностей. Формы мышления: понятие-суждение-умозаключение.
Гипотеза. Ни одна теория не родилась в готовом виде. Сначала она сущ как гипотеза. При этом сама гип возникает не сразу, она проходит опред стадии формирования. Сначала это предположеие, догадка, вытекающая из наблюд новых фактов. Она может подвергаться изменениям, модификациям... В р-те формир сама гипотеза как наиболе вероятное предположение. Гипотеза есть предположеие, исходящее из фактов, умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. Обоснование и доказ гипотезы проводится на основании анализа накопленного знания, сопоставления его с уже известными фактами, с установлеными новыми фактами и теми фактами, кот могут быть установлены в будущем. Иначе говоря, обоснов гипотезы предполагает ее оценку с точки зрения эффективности в объяснении имеющихся фактов и предвидеии новых. Гип выступает как опред обобщение имеющегося знания. Но она принципиально носит вероятностный характе. Степень цености гипотезы определяется уровнем ее вероятности. (Фрейд. Ядро Земли из мармелада).
Теории. Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития опред области реальности. Теория может меняться путем включения в нее новых идей и фактов. Когда в рамках данной теории выявл противоречие, неразрешимое в ее рамках, то его разрешение ведет к построению новой теории. Сердцевину н теории составляют входящие в нее законы. В теории выделяют такие сущ моменты: исходную эмпирич основу (факты, данные эксперим,); различного рода допущения, постулаты, аксиомы; логику теории, допустимые в рамках теор правила лог выводов и док-в; совокупность выведенных утверждеий с их доказательствами; законы наук, а также предвидение.
Различают описательные теории математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.
Другие методы: сравнение – установление различия и сходства предметов, анализ и синтез, абстрагирование – мысленное выделение какого-л предмета в отвлечение от его связей с другими предметами, идеализация – мысленное образование абстракт объектов в результате отвлечения от принципиальной невозможности осуществить их практически, обобщение – мысленный переход от единичного к общему, моделирование – практическое или теорет оперирование объектом, при кот изучаемый предмет заменяется естеств или искусств аналогом, через исслед которого мы проникаем в предмет познания, формализация – обобщение форм различных по содержанию процессов, абстрагирование этих форм от их содержания, индукция и дедукция.
Форма научного знания – результат научного познания. Выделяют следующие формы (привести примеры):
- проблема – познавательная задача, требующая решения;
- научный факт – зафиксированное сознание событие, как объективно существующее;
- гипотеза – научно-обоснованное предположение;
- идея – научное знание, объясняющее сущность предметов, процессов, явлений;
- закон – фиксирует объективные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между предметами и процессами окружающего мира;
- теория – система обобщенного, достоверного, упорядоченного знания об обществе, окружающем мире;
- научная картина мира – целостный теоретический образ того, как мир устрое, движется и развивается.
Наряду с научным, в духовном опыте человека существуют также и различные формы вненаучнаго познания, являющие собой специфические области познавательного опыта человека и человечества. Они не укладываются в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Только так и постигается истина - при рассмотрении предмета в различных ракурсах, с помощью разных способов его истолкования.
В духовно-практической деятельности человека видное место занимает обыденное познание. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей. Ядром обыденного познания является так называемый здравый смысл, который включает элементарные верные сведения о мире. Эта форма познания включает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но также убеждения и идеалы человека, элементы народного фольклора как кристаллизацию познавательной деятельности. Обыденное познание, особенно современного человека, включает и элементы научных знаний и представлений. В целом же оно развивается стихийно и бессистемно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и всякого рода предрассудки, верования, мистику, воплощенные в естественном языке.
Мифологическое познание появилось в древнейшие времена, когда еще не было свободной личности с развитым интеллектом. Миф - это, в основе своей, эмоционально-образное восприятие мира, преломившее себя в сказаниях, легендах и преданиях, разного рода вымыслах. Древние мифы оставили после себя не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали очень богатую пищу для искусства, для развития других форм общественного сознания и культуры общества. Мифологический способ мышления и познания оказался очень живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах разных времен и народов. Элементы мифотворчества существуют и в сознании современного российского общества.
В системе форм познавательной деятельности человека специфическое место занимает религиозное познание. Оно представляет собой, с точки зрения науки, мышление догмами и включает в себя сложный комплекс иллюзорных, нередко фантастических представлений о мире. Сущностью религии является вера в сверхъестественное - в Бога как творца мира, в его великие созидательные деяния в этом мире. В этом смысле религиозное познание - это богопознание. В рамках богопознания сформировалась религиозная картина мира, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества.
Одним из проявлений вненаучного постижения человеком окружающего мира является художественное познание. Оно представляет собой «мышление образами», воплощенное в различных формах искусства и фольклора (устное народное творчество). Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира, чувственно-наглядным воплощением идеи. Отражение мира в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное. Вообще, каждый вид искусства имеет на своем вооружении собственные средства познания: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.
Ведя речь об универсализме познавательной деятельности человека, следует выделить и философское познание как органичное единство мироощущения, миропредставления и миропонимания. По природе своей ему присуще стремление к обобщению и синтезу всех иных форм познавательной деятельности, теснейшая связь со всей духовной культурой общества. В философии имеются и собственные методы познания. Предметом философии, как известно, являются всеобщие начала бытия. Для философского познания характерен специфический язык, глубоко личностное отношение мыслителя к исследуемому объекту, оценка действительности и многие другие черты. Философия - это органическое единство знания и жизненной мудрости человека, т.е. стремления постигнуть вечные истины.