Глава 53. Во вторник вечером на Масличной горе

53.1. О РАЗРУШЕНИИ ИЕРУСАЛИМА

Во вторник вечером, когда Иисус и апостолы вышли из Храма и отправились в гефсиманский лагерь, Матфей, указывая на строения Храма, сказал: «Учитель, посмотри, как построены эти здания. Взгляни на эти огромные камни и прекрасные украшения. Неужели всё это будет разрушено?»

Они продолжили путь к Масличной горе, и Иисус сказал: «Вы видите эти камни и этот огромный Храм… Истинно, истинно говорю вам: близятся дни, когда не останется здесь камня на камне – всё будет разрушено».

Эти слова, рисующие разрушение святого Храма, пробудили любопытство шагавших за Учителем апостолов. В их представлении только конец света мог привести к разрушению Храма.

Чтобы избежать толп, проходивших по Кедронской долине в Гефсиманию, Иисус и апостолы решили немного подняться по западному склону Масличной горы, а затем пройти по тропе к своему лагерю, который находился рядом с Гефсиманией, чуть выше общественного парка. Свернув с дороги, ведущей в Вифанию, они увидели Храм, сверкавший в лучах заходящего солнца. И пока они были на горе, они смотрели, как загораются городские огни, и любовались красотой освещённого Храма. Здесь, в мягком свете полной луны, Иисус и двенадцать устроили привал.

Иисус заговорил с ними, и вскоре Нафанаил задал Ему вопрос: «Скажи нам, Учитель, как мы сможем узнать, когда приблизится время этих событий?»

Отвечая на вопрос Нафанаила, Иисус сказал: «Хорошо, Я расскажу вам о тех временах, когда этот народ до краёв наполнит чашу своего беззакония, когда правосудие обрушится на этот город наших отцов. Вскоре Я покину вас: Я отправляюсь к Отцу. Когда Меня не будет с вами, смотрите, чтобы никто не обманул вас, ибо многие придут под видом избавителей и многих собьют с пути истинного. Когда услышите о войнах и военных слухах, не ужасайтесь, ибо хотя суждено всему этому быть, это ещё не конец Иерусалима. Пусть не смущает вас голод или землетрясения. И не тревожьтесь, когда вас будут предавать гражданским властям и преследовать за Радостную Весть. За Меня вас будут изгонять из синагог и бросать в темницы, и некоторые из вас будут убиты. Когда же будут приводить вас к старейшинам и властителям, то это будет свидетельством вашей веры и доказательством вашей приверженности Радостной Вести Царства. И когда вы будете стоять перед судьями, не беспокойтесь заранее о том, что и как сказать, ибо в тот самый час дух откроет вам, что ответить вашим противникам.

В эти тяжкие дни даже ваши соплеменники, возглавляемые теми, кто отверг Сына Человеческого, бросят вас в темницы и умертвят вас. Быть может, какое-то время все будут ненавидеть вас из-за Меня, но и в этих преследованиях Я не оставлю вас: Дух Мой не покинет вас. Будьте терпеливы! Не сомневайтесь в том, что эта Радостная Весть Царства восторжествует над всеми врагами и в итоге будет возвещена всем народам».

Иисус помолчал, глядя на город. Он понимал, что отказ от духовного представления о Мессии, настойчивое стремление упрямо и слепо цепляться за материальные свершения ожидаемого Избавителя вскоре приведут евреев к прямому столкновению с могущественными римскими армиями и что результатом такой борьбы может быть только окончательный и полный крах еврейского государства.

Поскольку Иерусалиму предстояло стать колыбелью раннего евангелического движения, Иисус не хотел, чтобы учителя и проповедники погибли при ужасном поражении еврейского народа в связи с разрушением Иерусалима римлянами. Именно поэтому Он дал Своим последователям эти указания. Иисуса очень тревожило то, что в скором будущем некоторые из Его учеников могли принять участие в мятежах и погибнуть при падении Иерусалима.

Тогда Андрей спросил: «Но, Учитель, если Священный Город и Храм будут уничтожены, а Тебя не будет здесь, чтобы вести нас, – когда следует нам покинуть Иерусалим?»

Иисус ответил: «Вы можете оставаться в городе после Моего ухода, даже во время невзгод и жестоких гонений, но когда вы увидите, что Иерусалим окружён римскими армиями после мятежа, поднятого лжепророками, вы будете знать, что городу пришёл конец. Тогда вы должны бежать в горы. Пусть никто из городских и окрестных жителей не задерживается в городе и не пытается ничего спасти, а кто за городом, пусть не входит в него. Будет много горя, ибо настанет время мести язычников. И когда вы покинете город, этот непокорный народ падёт от меча и будет уведён в плен во все страны: так Иерусалим будет растоптан язычниками. Пока же предупреждаю вас: не обманывайтесь. Если кто придёт к вам и скажет: «Смотрите! Вот Избавитель!» или: «Смотрите! Вон Он!» – не верьте, ибо появится много лжеучителей, которые многих введут в заблуждение. Но вы не должны обманываться, ведь Я предупредил вас об этом заранее».

Апостолы ещё долго сидели молча при свете луны, пока эти ошеломляющие предсказания Иисуса доходили до их смущённого сознания. Следуя именно этому предупреждению, почти вся группа верующих и учеников бежала из Иерусалима на север при первом появлении римских войск, обретя надёжное укрытие в Пелле.

Даже после этих недвусмысленных предупреждений многие сторонники Иисуса истолковывали эти предсказания как намёк на те изменения, которые, очевидно, произойдут в Иерусалиме, когда повторное явление Мессии приведёт к созданию Нового Иерусалима и разрастанию города, превращению его в столицу мира. В своём сознании эти евреи непременно хотели связать разрушение Храма с «концом света». Они верили, что этот Новый Иерусалим заполнит всю Палестину, что вслед за концом света сразу же появятся «новое небо и новая земля».

Потому неудивительно, что Пётр сказал: «Учитель, мы знаем, что всё пройдёт, когда появится новое небо и новая земля. Но как нам узнать, когда Ты вернёшься, чтобы совершить всё это?»

Услышав это, Иисус на время задумался, а затем сказал: «Вы вечно заблуждаетесь, ибо во что бы то ни стало пытаетесь соединить новое Учение со старым. Вы непременно хотите неправильно понять все Мои учения. Вы упорно истолковываете Радостную Весть в соответствии с вашими укоренившимися верованиями. Тем не менее, Я постараюсь просветить вас».

53.2. ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ИИСУСА

В нескольких случаях сделанные Иисусом заявления позволили Его слушателям заключить, что хотя Он и собирается вскоре покинуть этот мир, Он непременно вернётся, чтобы завершить труд Царства Небесного. Поскольку среди Его последователей росло убеждение в том, что Он намеревается покинуть их, после ухода Иисуса из этого мира все верующие, естественно, ухватились за Его обещания вернуться. Так уже на раннем этапе догмат о Втором пришествии Христа вошёл в учения христиан, и почти каждое последующее поколение учеников благоговейно верило в эту истину и убеждённо ждало Его пришествия.

Понятно, что первые ученики и апостолы, которым предстояло расстаться со своим Наставником и Учителем, тем более ухватились за Его обещание вернуться и поспешили связать предсказанное разрушение Иерусалима с обещанным Вторым пришествием. И они продолжали придерживаться такого толкования Его слов, несмотря на то что в течение всего вечернего обучения на Масличной горе Иисус специально предостерегал их именно от такой ошибки.

Продолжая отвечать на вопрос Петра, Иисус сказал: «Почему вы по-прежнему надеетесь на то, что Сын Человеческий сядет на трон Давида, и ожидаете исполнения материальных мечтаний иудеев? Разве все эти годы Я не говорил вам, что Царство Моё не в этом мире? То, что вы сейчас видите там, внизу, подходит к концу, но это будет новым началом, откуда Радостная Весть Царства распространится на весь мир, и это спасение придёт ко всем народам. И когда Царство свершится во всей полноте, не сомневайтесь в том, что Отец Небесный обязательно посетит вас с расширенным раскрытием истины и новым проявлением праведности, – как Он уже посвящал этому миру того, кто стал властителем тьмы, и затем Адама, за которым последовал Мелхиседек, а ныне – Сын Человеческий. Подобно этому, Отец Мой будет и впредь проявлять Своё милосердие и возвещать Свою любовь даже этому тёмному и порочному миру. Так же и Я – после того как Отец Мой наделит Меня всей полнотой могущества и власти – буду продолжать следить за вашей судьбой и направлять вас в делах Царства через присутствие Духа Моего, Который вскоре будет излит на всю плоть. Несмотря на то что Я так буду присутствовать с вами в духе, Я также обещаю, что когда-нибудь вернусь в этот мир, где Я прожил жизнь во плоти и приобрёл опыт одновременного раскрытия Бога человеку и приведения человека к Богу. Очень скоро Я должен буду покинуть вас и вернуться к труду, доверенному Мне Отцом. Но мужайтесь, ибо однажды Я вернусь. Пока же Мой вселенский Дух истины будет утешать и направлять вас.

Сейчас вы видите Меня в слабости и во плоти, но когда Я вернусь, это произойдёт в силе и духе. Глаза плоти видят Сына Человеческого во плоти, но только глаза духа смогут увидеть Сына Человеческого, прославленного Отцом и явившегося на землю от Своего Собственного имени.

Но время нового явления Сына Человеческого известно только в советах Рая: даже ангелы небесные не знают, когда это произойдёт. Тем не менее, вы должны понять, что когда эта Радостная Весть Царства будет возвещена всему миру для спасения всех народов, и когда настанет конец эпохи, Отец пошлёт вам ещё одного завершителя судной эпохи, или же Сын Человеческий вернётся для суда над эпохой.

Что касается мук иерусалимских, о которых Я говорил вам, то слова Мои сбудутся ещё при жизни этого поколения. Что же до времени Второго пришествия Сына Человеческого, то никто на Небе или на земле не может того сказать. Но вам нужна мудрость, чтобы видеть конец эпохи. Вам следует бодрствовать, чтобы замечать знамения времени. Когда ветви смоковницы становятся мягкими и пускают листья, вы знаете, что близится лето. Так же, когда мир пройдёт через долгую зиму плотских учений и вы увидите, как наступает духовная весна новой судной эпохи, знайте, что грядёт лето нового пришествия.

Но какое отношение имеет это Учение к пришествию Сынов Божьих? Разве вы не видите, что когда каждый из вас призывается оставить свою земную борьбу и пройти через врата смерти, вы сразу же предстаёте перед судом, вплотную сталкиваетесь с бытием новой эпохи – служения, следующего вечному плану бесконечного Отца? То, что ожидает весь мир как буквальное событие в конце эпохи, каждому из вас обязательно предстоит обрести в личном опыте: когда вы достигнете окончания природной жизни и тем самым продолжите свой путь, сталкиваясь с условиями и требованиями, присущими очередному откровению в ходе вечного роста в Царстве Отца».

Из всех бесед Иисуса с апостолами ни одна не породила столь ошибочных толкований, как эта, состоявшаяся во вторник вечером на Масличной горе и касавшаяся двуединого вопроса, – разрушения Иерусалима и Его собственного Второго пришествия. Поэтому последующие записи, основанные на воспоминаниях о том, что сказал Учитель в этом исключительном случае, мало в чём совпадали друг с другом. Поскольку сведения о том, что было сказано в тот вечер во вторник, остались неполными, появилось много преданий. И в самом начале II века иудейское пророчество о Мессии, написанное неким Селтой, служившим при дворе римского императора Калигулы, было целиком включено в Евангелие от Матфея и впоследствии частично добавлено к свидетельствам Марка и Луки. Именно в этих писаниях Селты появилась Притча о десяти девушках. Никакая другая часть евангельского текста не подвергалась столь же путаному и неверному толкованию, как Учение, изложенное в тот вечер. Однако апостол Иоанн сумел избежать этого заблуждения.

Когда эти тринадцать человек продолжили свой путь к лагерю, они шли молча, ощущая сильнейшее эмоциональное напряжение. Иуда окончательно укрепился в решении бросить своих собратьев. Было уже поздно, когда Давид Зеведеев, Иоанн Марк и ряд ближайших учеников приветствовали Иисуса и двенадцать апостолов в новом лагере. Но апостолам было не до сна: они хотели знать больше о разрушении Иерусалима, уходе Учителя и конце света.

53.3. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБСУЖДЕНИЯ В ЛАГЕРЕ

Когда они расселись у костра, где собралось в общей сложности около двадцати человек, Фома спросил Иисуса: «Раз Ты собираешься вернуться, чтобы завершить труд Царства, как нам следует вести себя, пока Ты будешь отсутствовать, занимаясь делами Отца?»

Оглядев Своих учеников, озаряемых светом костра, Иисус ответил: «Даже ты, Фома, не понимаешь Моих слов. Разве всё это время Я не внушал вам, что ваше единение с Царством происходит духовно и лично, состоит в одном только личном духовном опыте, – вероисповедном понимании своего богосыновства? Что ещё Я могу к этому добавить? Гибель народов, крушение империй, уничтожение неверующих иудеев, конец эпохи и даже конец света – какое отношение имеют эти вещи к тому, кто поверил в Радостную Весть и защитил жизнь свою уверенностью в вечном Царстве? Вы, познавшие Бога и поверившие в Радостную Весть, больше не сомневаетесь в вечной жизни. Поскольку ваша жизнь была прожита в духе и во имя Отца, ничто не может волновать вас всерьёз. Строителей Царства, уполномоченных граждан миров небесных, не беспокоят вре́менные потрясения, не тревожат земные бедствия. Какое значение имеет для вас, поверивших в Радостную Весть Царства, ниспровержение народов, конец эпохи и крушение всего зримого, когда вы знаете, что ваша жизнь есть дар Сына и что залогом её вечной безопасности является Отец? Прожив бренную жизнь в вере и принеся плоды духа – праведное, любвеобильное служение собратьям своим, – вы можете с уверенностью смотреть в будущее в ожидании следующего шага на вечном пути с той же верой в спасение, которая провела вас через первый, земной опыт богосыновства.

Каждое поколение верующих должно продолжать свой труд, учитывая возможное возвращение Сына Человеческого, точно так же, как каждый верующий продолжает труд своей жизни, учитывая неизбежную, вечную угрозу природной смерти. Когда благодаря своей вере вы становитесь сынами Божьими, всё остальное не имеет никакого значения для уверенности в спасении. Но не ошибитесь! Вера в спасение есть вера живая, являющая всё больше плодов того божественного духа, который однажды пробудил её в человеческом сердце. Принятие сыновства в Царстве Небесном не спасёт вас, если вы намеренно и упорно отвергаете те истины, которые связаны со всё большим приношением плодов духа Божьими сынами во плоти. Вы, вместе со Мной занимавшиеся делом Отца на земле, можете и сейчас покинуть Царство, если видите, что вам не по душе путь служения Отца человечеству.

Как личности и как поколение верующих, выслушайте Меня: Я расскажу вам притчу.

Жил некогда господин, который, отправляясь в длительное путешествие в чужую страну, призвал всех своих доверенных слуг и поручил им всё своё имущество. Одному он дал пять тысяч золотых монет, другому – две тысячи, а третьему – одну. Так каждому из достойных управляющих было доверено имущество по их способностям. И после этого господин отправился в путешествие. Когда он уехал, слуги принялись за работу, чтобы получить прибыль на вверенное им богатство. Тот, кто получил пять тысяч монет, сразу же употребил их в дело и вскоре приобрёл на них ещё пять тысяч. Так же и тот, который получил две тысячи, вскоре приобрёл ещё две. И все остальные слуги получили прибыль для своего хозяина, кроме того слуги, у кого была только одна тысяча. Он ушёл и закопал её в землю, скрыв деньги своего господина. Вскоре господин этих слуг неожиданно вернулся и призвал своих управляющих для отчёта. И когда они были призваны к своему господину, тот, кто получил пять тысяч, пришёл к нему с доверенными ему деньгами и принёс деньги нажитые, говоря: «Господин! Ты дал мне пять тысяч монет, чтобы я пустил их в дело, и я с радостью отдаю тебе ещё пять тысяч нажитой прибыли». И тогда господин сказал ему: «Хорошо. Ты хороший и верный слуга, ты был верен в малом, – теперь поставлю тебя над многим. Раздели со мной мою радость». Затем тот, кто получил две тысячи, подошёл и сказал: «Господин, ты поручил мне две тысячи монет. Вот ещё две тысячи, которые я заработал». И тогда его господин сказал ему: «Хорошо. Ты хороший, верный слуга, ты тоже был верен в малом, и теперь я поставлю тебя над многим. Раздели со мной мою радость». Пришёл отчитываться и тот слуга, который получил одну тысячу. Он подошёл и сказал: «Господин! Я знал тебя и видел, что ты хитрый человек, ожидающий прибыли там, где сам не трудишься. Поэтому я боялся рисковать даже малой долей того, что ты доверил мне. Я надёжно спрятал твои деньги в землю. Вот они, теперь у тебя есть твоё». Но его господин ответил: «Нерадивый и ленивый слуга! Ты сам признаёшься в том, что знал: я потребую от тебя отчёта и разумной прибыли, подобно той, которую принесли сегодня другие, усердные слуги. Зная это, ты должен был хотя бы пустить мои деньги в оборот, чтобы по возвращении я получил своё с процентами». И затем этот господин сказал своему управляющему: «Возьми тысячу у этого никчёмного слуги и отдай тому, у кого десять тысяч».

Всякий, кто имеет, получит ещё больше, а у кого ничего нет, у того будет отнято и то, что он имеет. Вы не можете оставаться неизменными в делах вечного Царства. Отец Мой требует, чтобы все Его дети росли в благодати и знании истины. Вы, знающие это, должны приносить всё больше плодов духа и являть растущую верность бескорыстному служению собратьям своим – таким же, как вы, слугам Царства. И запомните: помогая одному из Моих меньших братьев, вы служите Мне.

А потому вы должны продолжать заниматься делом Отца – отныне и вовеки веков. Продолжайте трудиться, пока Я не вернусь. Преданно выполняйте то, что Я поручил вам, и вы будете готовы, когда смерть призовёт вас к отчёту. Прожив так во славу Отца и удовлетворение Сына, вы с радостью и величайшим наслаждением всту́пите в вечное служение вечного Царства.

Вы щедро получили. А потому вам следует щедро делиться небесной истиной с другими, и когда вы будете делиться ею, она станет приумножаться и при этом будет всё ярче лить свет спасительной благодати».

Так Иисус предостерегал от духовной нерадивости, свойственной Его мнимым последователям, во все века любящим твердить: «Вот, Учитель, та истина, которую Ты доверил нам сотни лет тому назад. Мы ничего не потеряли. Мы преданно сохранили всё, что Ты нам дал. Мы не позволили внести никаких изменений в то, чему Ты научил нас. Вот та истина, которую Ты дал нам…»

Наши рекомендации