Темы докладов (индивидуальные задания)
Памятка для студентов по изучению дисциплины
«История мировой литературы» античной) (Е.В.Матерова)
Содержание
№ учебной недели | Тема занятия |
Введение. Периодизация древнегреческой литературы. Долитературный период. Мифология | |
Эпическая поэзия. Художественное своеобразие героического эпоса: Гомер «Илиада». | |
Художественное своеобразие героического эпоса: Гомер «Одиссея». Дидактический эпос (Гесиод), пародийный эпос («Батрахомиомахия»). | |
Истоки и формы греческой лирики: монодийная и хоровая лирика. Проблематика и поэтика греческой элегии (Тиртей, Солон Феогнид) и мелики (Сапфо, Алкей, Анакреонт). | |
Происхождение и жанровая специфика античной драмы. Греческий театр. | |
Драматургия Эсхила. Проблематика и поэтика трилогии Эсхила «Орестея». | |
Драматургическое новаторство Софокла. Аристотель о трагедии. Проблематика и поэтика трагедий Софокла «Царь Эдип», «Антигона». | |
Драматургическое новаторство Еврипида. Проблематика и поэтика трагедии Еврипида «Медея». | |
Жанровое своеобразие греческой комедии: древняя аттическая комедия (Аристофан), новая аттическая комедия (Менандр). Проблематика и поэтика комедий Аристофана «Облака», «Лягушки». | |
Периодизация Римской литературы. Истоки и жанровые формы римской комедии. Плавт «Привидение», Теренций «Братья». | |
Литература периода гражданских войн. Традиции и новаторство в лирике Катулла. | |
Золотой век римской литературы. Эпоха Августа. Жанровое своеобразие поэзии Горация (оды, сатиры, послания). | |
Эстетические принципы Горация: «Наука поэзии» (Послание к Пизонам). | |
Наследие Вергилия: «Буколики», «Георгики», «Энеида». Традиции и новаторство в творчестве Вергилия | |
«Энеида» Вергилия как римский национальный эпос | |
Наследие Овидия: «Amores», «Tristia», «Метаморфозы». |
Тексты для обязательного чтения
Гомер. Илиада. Одиссея.
Лирика: Архилох, Тиртей, Солон, Феогнид, Алкей, Сапфо, Анакреонт
Эсхил: Орестея. Прометей прикованный.
Софокл. Антигона. Эдип-царь.
Еврипид. Медея.
Аристофан Облака. Лягушки.
Аристотель. Поэтика (конспект).
Плавт. Привидение.
Теренций. Братья.
Катулл. Лирика.
Вергилий.Энеида.
Гораций. Оды. Сатиры. Наука поэзии
Овидий. Метаморфозы. Любовные элегии. Скорбные элегии.
Учебники
Дилите Д. Античная литература.. М. ГЛК, 2003
Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982.
Тронский И.М. История античной литературы. М., 2005.
Хрестоматии
Античная литература: Греция: антология: в 2 т. / сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М., 1989.
Античная литература: Рим: антология / сост. Н.А. Фёдоров, В.И. Мирошенкова. М., 1988.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М. (любое издание)
График контроля
Работа студентов оценивается по следующим показателям:
посещение занятий — максимальное количество баллов 15;
работа на практических занятиях - максимальное количество баллов 30
выполнение контрольных работ — максимальное количество баллов 25
экзамен — максимальное количество баллов 30
60 и менее баллов | Неудовлетворительно |
61-73 | Удовлетворительно |
74-90 | Хорошо |
91-100 | Отлично |
Для допуска к экзамену необходимо в течение семестра набрать не менее 31 балла.
Если студент посетил более 60% занятий (20 и более часов), однако не набирает минимального балла (31) в связи с недостаточно успешным выполнением контрольных работ, он может переписать контрольную (но только один раз!). Недобор баллов по итогам текущего контроля (посещаемость, контрольные, работа на практических занятиях) является основанием не допустить студента до экзамена.
Контрольные работы
Контрольная работа № 1
Тема: Гомеровский эпос. «Илиада», «Одиссея». Контрольная включает 5 вопросов по содержанию поэм и отдельным чертам поэтики. Максимальная оценка – 5 баллов.
Контрольная работа № 2
Включает материал тем 2-8 (см.в таблице), 10 вопросов, максимальная оценка 10 баллов.
Контрольная работа №3
Включает материал тем 9-14, 10 вопросов, максимальная оценка 10 баллов.
Темы докладов (индивидуальные задания)
1. Гомеровский вопрос
2. Г.Шлиман. Поиски Трои.
3. Дидактический эпос. Гесиод.
4. Пародийный эпос. «Война мышей и лягушек»
5. Анакреонт и анакреонтика.
6. Возвышение Афин. Деятельность Перикла
7. Эсхил – «отец трагедии»
8. Наследие Аристотеля. Поэтика
9. Софокл как драматург.
10. Еврипид как драматург.
11. Софисты и их философское учение
12. Аристофан – «отец комедии»
13. Демосфен как оратор
14. Геродот – «отец истории»
15. Драматургия Теренция
16. Цицерон и его литературное наследие
17. Литературное наследие Цезаря
18. Меценат и его поэтический кружок
19. Стоицизм как философское учение
20. «Памятник» Горация в русских переводах
21. Судьба Овидия и его литературное наследие
22. Ювенал и его литературное наследие. Жанр сатиры
Вопросы к экзамену
1. «Гомеровский вопрос»: история проблемы и современное состояние. Сказание о троянской войне и особенности её изображения в «Илиаде» Гомера.
2. Жанровое своеобразие поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Особенности эпического действия. Специфика гомеровского стиля.
3. Система образов поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея». Эпический идеал человека в поэмах Гомера.
4. Понятие о лирике, её виды и жанры. Развитие декламационной лирики (элегии Тиртея, Солона, Феогнида, ямбы Архилоха).
5. Виды и жанры греческой лирики. Развитие сольной лирики в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта.
6. Устройство и общественное значение греческого театра. Организация театральных представлений. Значение театра в Греции и в Риме.
7. Происхождение и структура греческой трагедии, её жанровые особенности. Теория трагедии в «Поэтике» Аристотеля.
8. Эсхил как «отец трагедии». Вклад Эсхила в развитие драмы. Проблематика и образы трагедий Эсхила. «Прометей прикованный».
9. Трилогия Эсхила «Орестея»: жанровое и тематическое своеобразие, особенности сюжета, проблематики, образной структуры. Истолкование финала трилогии.
10. Драматургическое новаторство Софокла. Общая характеристика творчества. Проблематика трагедий Софокла.
11. Трагедия Софокла «Антигона»: проблематика, конфликт, образы, роль хора в трагедии.
12. «Царь Эдип» Софокла как трагедия рока: особенности конфликта, композиции, психологизм образов.
13. Своеобразие драматургии Еврипида. Общая характеристика творчества. Критическое отношение Еврипида к традиционной мифологии.
14. Трагедия Еврипида «Медея»: жанровое и тематическое своеобразие, особенности конфликта, проблематика и образная структура.
15. Происхождение и структура греческой комедии. Жанровое своеобразие древней аттической комедии. Аристофан как «отец комедии».
16. Греческая софистика и её критика в комедии Аристофана «Облака».
17. Выражение литературной позиции Аристофана в комедии «Лягушки».
18. Римская комедия. Творческое наследие Плавта и Теренция: общая характеристика. Проблематика, образы, особенности развития действия.
19. Катулл и кружок поэтов-неотериков. Литературная программа неотериков. Художественное своеобразие поэзии Катулла.
20. «Век Августа». Характеристика политической и культурной жизни эпохи становления империи.
21. Поэма Вергилия «Энеида» как римский национальный эпос: ориентация на Гомера и отличие от него; философская символика сюжета; проблематика, композиция, стиль.
22. Оды Горация, их проблематика и художественное своеобразие.
23. «Наука поэзии» Горация. Место поэта в литературе римского классицизма.
24 Творческий путь Овидия. Его место в литературе эпохи Августа. Жанр элегии. «Метаморфозы».