Словарь философских терминов
1. агностицизм
2. аксиология
3. альтруизм
4. аморализм
5. анамнезис
6. антропология
7. антропоцентризм
8. антропоморфизм
9. апейрон
10. аскетизм
11. архетип
12. атеизм
13. волюнтаризм
14. гедонизм
15. генезис
16. герменевтика
17. гносеология
18. гуманизм
19. дедукция
20. деизм
21. детерминизм
22. диалектика
23. дуализм
24. идеализм
25. индивидуальность
26. индивид (индивидуум)
27. индукция
28. интеллект
29. интуиция
30. иррационализм
31. катарсис
32. космология
33. космоцентризм
34. креационизм
35. личность
36. майевтика
37. материализм
38. материя
39. метафизика
40. метод
41. мировоззрение
42. монизм
43. натурфилософия
44. нигилизм
45. номинализм
46. онтология
47. оптимизм
48. пантеизм
49. парадигма
50. патристика
51. пессимизм
52. плюрализм
53. провиденциализм
54. рационализм
55. реализм
56. релятивизм
57. сенсуализм
58. синкретизм
59. скептицизм
60. солипсизм
61. субстанция
62. сублимация
63. схоластика
64. сциентизм
65. танатология
66. теизм
67. теодицея
68. толерантность
69. утилитаризм
70. фатализм
71. эвдемонизм
72. эгоизм
73. эвтаназия
74. экзистенция
75. эмпиризм
76. эстетика
77. этика
Рекомендуется составить письменный словарь философских терминов на основе использования справочных материалов по философии
Таблицы по истории философии (образцы)
(заполняется письменно в тетради)
1. Классическая философия | ||||||||||
ПЕРИОД | ФилософКраткая биографическая справка | Онтологичес-кие представления взгляды на мир, его происхожд-ение, строение и законы | Гносеологии-ческие взгляды размышления о познании, его методах и целях | Антропо-логия Представ-ления о человеке, его происхож-дении, сущности и предназна-чении | Социаль-но Философ-ские взгляды Размышле-ния об обществе, его происхож-дении, социальной справедл-ивости | |||||
АНТИЧНОСТЬ | Милеет-ская школа (Фалес, Анакси-мен, Анакси-мандр.) | Размышления о первооснове мира, космогония | Происхож-дение человека | |||||||
Элейская школа (Ксено-фан, Зенон, Мелисс) | Проблема соотношения единого и множествен-ного, бытия и небытия, взгляды на проблему движения | Соотношение истинного знания и мнения | ||||||||
Школа атоми-стов (ЛевкиппДемок-рит) | Понятие атома, виды атомов, их качество | Принципы познания | Представ-ления о душе человека | |||||||
Пифаг, пифаго-рейский союз | Космогония, теория двух миров, учение о числе, фигуре и гармонии | Познание как путь к освобожд-ению души из материального плена, методы познания | Учение о перерождении души | Принципы устрой-ства идеального государ-ства | ||||||
Пифаг, пифаго-рейский союз | Космогония, теория двух миров, учение о числе, фигуре и гармонии | Познание как путь к освобожд-ению души из материального плена, методы познания | Учение о перерождении души | Принципы устрой-ства идеального государ-ства | ||||||
Гераклит Эфес-ский | Космология, учение о логосе и вечном движении, об огне как сущем мира | Принципы и цели познания | ||||||||
СофистыГоргий, ПротагорГиппий; Фрази-ах, Критий, Алкидам | Относительность знания, субъектив-ость истины. Разработка «софистичес-ких методов спора» | Человек – мера всех вещей | Относи-тельность понятия «доброд-етель» и «справед-ливость» | |||||||
Сократ | Истниа и добро как онтологические характери-стики Сократовский «деймон» | Маевтика как метод сократических диалогов, диалектика, единство знания и добродетели | Человек как центр философии | |||||||
Платон | Учение об идеях онтологический статус идеи, соотношение мира идей и мира вещей, иерархия идей | Учение об идеях – гносеологичес-кий статус идеи. Учение о познании как припоминании (образ пещеры) | Трактовка души как идеи – её эволюция, части, виды | Учение о государст-ве: три класса в идеальном государст-ве и их функции, семья и собствен-ность, воспита-ние | ||||||
Аристо-тель | Первая материя и её чувственно воспринимаемые первоформы, категории «форма» и «материя», их соотношение в реальном бытии, источник движения, виды движения, его причины | Чувственное познание, его этапы, полная и неполная индукция, полное познание через восприятие формы, законы формальной логики, категории | Соотношение в человеке души и тела, три уровня души, виды доброде-тели, понятие блага, счастья | Человек и виды его общения, общество и государст-ва, собствен-ность, понятие «гражд-нин», деление граждан на имущест-венные группы, формы государст-венного устрой-ства | ||||||
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ | Августин Блажен-ный | Обоснование креационизма, теория «зародышевых форм», длящийся акт творения, размышления о сущности и происхождении времени | Чувственное познание его сильные и слабые стороны, место сомнения в познании, теория иллюминации, вера, её значение для человека, роль разума, значение чувств, воли по отношению к вере | Трактовка человека как единства души и тела, их соотноше-ние, свободная воля, смысл жизни как обретение счастья и его трактовка | Новая парадигма истории, шесть историче-ских эпох, два рода любви как факторы, созидаю-щие Грады. Внутрен-ний смысл истории и его отноше-ние к историчес-ким фактам. | |||||
Ансельм Кентер-берий-ский | Логическое и онтологическое доказатель-ство бытия Бога, аргументы реалистов в споре об универсалиях | Логика как орудие теологии, соотношение знания и веры, | ||||||||
Пьер Абеляр | Аргументы номиналистов в споре об универсалиях | Различение именующей и обозначающей функций термина, соотношение знания и веры | Самопоз-нание как путь к доброде-тели, моральная роль намерения | |||||||
Фома Аквин-ский | Пять апостериорных доказательств бытия Бога, трактовка акта творения, тварное бытие как единство и различие сущности существования, различная степень актуализации материи и формы, их родовая и индивидуальная функции, иерархия материи и формы в тварном бытии | Ступени опытного познания, трактовка познания как интеллекту-ального восприятия формы, соотношение знания и веры | Душа как животво-рящая форма, три вида душ, трактовка личности как нерастор-жимого единства души и тела | Теория «естественного закона» | ||||||
Николай Кузанский | Учение об абсолюте как совпадении противополож-ностей максимума и минимума, единого и бесконечного, отрицательная теология, мир как теофания, а Бог –стяженное всеединство, учение о бесконечности вселенной и отсутствии в ней центра, части мира и их взаимоотноше-ния | «Ученое незнание» как осознание своего незнания и бесконечное приближение к истине, методы и этапы познания | Человек как потенции-альная полнота целого | |||||||
Джордано Бруно | Учение о космосе как абсолюте, его бесконечности и множествен-ности в нем населенных миров, взгляды на соотноше-ние материи и формы | Критика теологи | Человек как природное и конечное существо, смысл жизни | |||||||