Основные идеи философии постпозитивизма (Поппер, Кун, Фейерабенд).
Постпозитивизм - термин, обозначающий различные концепции, возникшие после неопозитивизма, сохранившие с ним тесную связь, но выступившие с критикой основных его положений.
Карл Поппер в своей концепции «критического рационализма» поставил проблему разграничения научного и ненаучного знания, т.е. эмпирических наук, с одной стороны, и математики, логики, философии, с другой. Критерием разграничения Поппер выдвинул принцип фальсифицируемости, согласно которому подлинно научная теория открыта для фальсификации (опровержения) ссылкой на эмпирический факты, противоречащие данной теории. Содержание эмпирической науки, считает Поппер, составляют не абсолютно достоверные, подтвержденные «чистым опытом» положения, а предположения, гипотезы, которые не могут быть верифицированы. И в этом несостоятельность принципа неопозитивистов. Нет и не может быть фактов, свободных от их теоретической интерпретации, все они зависят от нее. Поэтому любое положение подвержено рациональной критике с позиций конкурирующей теории, фальсифицируется. В результате старая теория отвергается, заменяется новой, победившей в конкурентной борьбе.
Поппер поставил важную задачу — исследовать основания смены научных теорий. Отрицая достоверное, истинное знание, признавая его относительным, вероятным, концепция Поппера не отвечает на вопрос, дает ли новая теория более верную картину действительности по сравнению с отвергнутой. А это значит, что проблему развития научного знания Поппер решает с позиций релятивизма и фаллибилизма — позиции, согласно которой все теории ошибочны.
В работах «Открытое общество» и его враги» и «Нищета историцизма» Поппер выступает как социальный философ, отрицающий законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.
Томас Кун. ОП: «Структура научных революций». Кун ввел понятие парадигмы (принятый научным сообществом пример, образец постановки и решения научной проблемы). Парадигма включает совокупность суждений и оценок, методов и приемов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых без сомнений и разногласий.
Согласно концепции Куна, научное знание развивается следующим образом. В период «нормальной науки» ученые действуют по определенной парадигме. Это период спокойного развития науки. Под влиянием «аномалий», т.е. проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы, происходит «научная революция», в ходе которой формируются новые, конкурирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду «нормальной науки».
Лакатос предложил методологию научно-исследовательских программ. Каждая программа включает «позитивную» и «негативную» эвристику. Если первая определяет перспективные пути исследований, то вторая предостерегает от тупиковых путей развития науки. Научно-исследовательская программа содержит «жесткое ядро», оно представляет собой некоторые неопровержимые допущения, и «защитный слой», состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность «жесткого ядра» от критики. Критика может частично разрушить «защитный слой», но «жесткое ядро» программы сохраняется, обеспечивая таким образом рост знания в пределах зрелой науки. Разрушение «жесткого ядра» означает переход к новой научно-исследовательской программе. А так как научно-исследовательская программа содержит не одну, а несколько теорий, это создает условия для их сопоставления, оценки и выбора, делает невозможным догматическую приверженность к одной из них. Множество теорий порождает плюрализм мнений, оценок, свободу дискуссий, является стимулом развития науки. Лакатос стоит на позиции фаллибилизма (все теории ошибочны).
Фейерабенд.ОП: «Очерк плюралистической теории познания и действия», «Против метода. Очерк анархической теории познания». Фейерабенд подверг критике принцип фальсифицирования. Строгое выполнение этого принципа фактически уничтожает науку. Критикуя «историческую школу», Фейерабенд утверждает, что консерватизм «научного сообщества» в концепции Куна характерен лишь для начального и заключительного этапов развития теории; зрелая наука предполагает альтернативные точки зрения. «Анархическая теория» основывается на единственном принципе — допустимо все. Он вытекает из истории науки и методологии: реальность неисчерпаема и ходы человеческой мысли многообразны. Многие научные открытия стали возможными лишь потому, что они были сделаны благодаря нарушению методологических правил или вопреки им. Такая практика является разумной и абсолютно необходимой для развития знания.
Фейерабенд опирался на принцип несоизмеримости теорий, на их несводимость одна к другой, но он считает их равноправными по своей познавательной ценности. При этом он устраняет границы не только между различными научными теориями, но и между научным и ненаучным знанием. Любые научные теории, мифологические представления, религиозные доктрины, астрологические прогнозы — все они равноправны и равноценны.
Разумеется, в мифах, легендах, традициях есть немало ценных идей, но это вовсе не значит, что между научным и ненаучным знанием нет никакой разницы. Научное знание отличается от ненаучного и по методам, и по результатам, и по способам обоснования положений и выводов.