Распространение прасада и проповедь 1 страница
68-02 Ты можешь обеспечить прасадом только наших преданных. Наше финансовое положение не позволяет нам раздавать пищу беднякам. Такие люди могут попросить помощи в каких-нибудь благотворительных организациях. В настоящее время мы не в том положении, чтобы подавать милостыню, но для преданных мы должны пожертвовать всем. Поэтому ты можешь прекратить готовить прасад для людей, которые не хотят ни работать, ни платить. (ПШП Чидананде, 24 февраля 1968)
68-06 Вчера вечером у нас была встреча в доме г-на Абдула Рабби, там было несколько университетских профессоров, д-р Эббот, д-р МакМиллан и другие, два священника и их жёны. Один отец Ланле был без жены. Мы хорошо поговорили, и, по милости Кришны, я смог дать им некоторое представление о нашей философии, [дать понять,] что она лучше всех. Профессор Абдул — магометанин, пишет тезисы о религии Суфи. Он тоже был впечатлен. К сожалению, мне пришлось там кушать, но я поел только фруктов, тогда как они ели всякую гадость. Но, по крайней мере, они не пили. Мы вдвоем, Джанардана и я, отказывались от всякой дряни. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1968)
68-08 Что касается санкиртаны, ее следует продолжать при любых обстоятельствах. Пение «Харе Кришна», санкиртана — это наша жизнь. Одновременно с этим, если будет возможность, ты можешь попытаться открыть ресторан ИСККОН и распространять прасад, но это, я считаю, вторично. (ПШП Натану Баруху, 7 августа 1968)
68-08 Я очень рад, что ты, Киртанананда, уже привлек преданных, живущих по соседству,[КМ-д147] познакомив их с прасадом. Я уверен, что прасад сделает соседей нашими друзьями, и они, без сомнения, со временем вольются в наши ряды, и тогда Новый Вриндаван станет идеальным поселением, которое с удовольствием будут посещать жители близлежащих провинций и графств. Я уверен в этом, и надо все сделать как следует. Я очень рад, что ты с головой погружен в дела Нового Вриндавана, это для меня источник духовного вдохновения. В наше Общество ни в коем случае нельзя допускать мать всех пороков — лень; оно, без сомнения, должно стать самым величественным основанием для духовной деятельности. (ПШП Хаягриве и Киртанананде Свами, 22 августа 1968)
68-10 …а прасад нужно раздавать 22 октября, днем, и это называется Говардхана-пуджа и церемония Аннакута. В Индии, во всех вайшнавских храмах проводится такая церемония, и сотням людей раздают прасад, соответственно возможностям храма. Я понял, что в прошлом году в храме проводилась церемония Дивали, и пожертвований набралось 130 долларов. Сделай же теперь все необходимое. (ПШП Хамсадуте, 10 октября 1968)
68-11 По поводу рождественского обеда с семьей: не думаю, что тебе следует есть пищу, приготовленную непреданными. Ты лучше приготовь что-нибудь сам, предложи Кришне, а потом, если хочешь, предложи остатки Господу Иисусу. Думаю, Господу Иисусу это понравится. Конечно, ты можешь сидеть со своей семьей и есть фрукты и молоко, которые они тебе предложат, но чем есть пищу, приготовленную ими, лучше самому приготовить прасад и предложить его Господу Кришне, а затем предложить то же самое Господу Иисусу. (ПШП Хришикеше, 26 ноября 1968)
68-12 Распространение прасада — давнишняя моя идея, я предлагал это с самого начала своей миссионерской деятельности, и в Нью-Йорке, и в Сан-Франциско. Но до сих пор она не обрела конкретных очертаний. Поэтому если ты можешь действительно начать программу распространения прасада, это будет очень и очень хорошо. Но открывать для этой цели особый ресторан — эта идея меня не привлекает. Если у нас будет программа раздачи прасада, мы будем делать ее на территории нашего храма, а не отдельно. Отдельная попытка требует отдельных усилий, которые будут отвлекаться от управления храмом. Поэтому если ты вообще начнешь программу распространения прасада, постарайся делать это в самом храме. Если в храме у тебя есть какие-то индийские товары на продажу, это также очень хорошо. Но не пытайся сделать и то, и другое за раз. Прежде всего, возьмись за распространение прасада и доведи его до ума, а уж потом пытайся сделать бизнес на индийских товарах. (ПШП Чидананде, 24 декабря 1968)
69-07 Я рад, что в твоем храме все складывается гармонично, это говорит о том, что ты хорошо исполняешь свои обязанности в сознании Кришны. Ты говоришь, что стараешься организовать в своем храме постоянную программу проведения воскресного пира любви, и я это полностью одобряю. Постарайся устраивать очень хорошие пиры любви. Здесь, в Лос-Анджелесе преданные привлекают все больше и больше новых членов, а одно из самых сильных впечатлений для новичков — пир любви. Эта программа раздачи огромных количеств прасада обычным людям была начата Господом Чайтаньей, поскольку если человек примет остатки пищи, предложенной Господу Кришне, он обязательно рано или поздно вернется в сознание Кришны. Проповедуй метод санкиртаны, обильные пиры любви и чтение литературы по сознанию Кришны, и тогда, несомненно, множество людей вольются в это возвышенное Движение. (ПШП Прадьюмне, 15 июля 1969)
70-01 Не понимаю, что ты имеешь в виду, что они начинают продавать самосы. Мы не должны продавать прасад, мы должны раздавать его и можем при этом просить пожертвования. Делать нужно именно так. (ПШП Джадурани, 14 января 1970)
70-03 И Шридхама, и Нандакишора великолепно справляются с раздачей прасада, который является нашим первостатейным лекарством от майи, я даю им все свои благословения. Пусть повторяют «Харе Кришна» и раздают прасад, и тогда все пойдет очень быстро. (ПШП Сатсварупе, 28 марта 1970)
70-11 Пожалуйста, поддерживай программы храмового поклонения, распространения прасада, уличной санкиртаны, распространения литературы, обучения и работы для Кришны, все по порядку, и делай все как можно лучше. (ПШП Тиртхападе, 13 ноября 1970)
71-01 Я рад, что благовоний распространяется все больше, и метод твой — то есть, давать их вместе с нашей литературой, с прасадом, и т.д. — очень хорош. Так что продолжай. (ПШП Шри Говинде, 21 января 1971)
71-02 Твоя программа для колледжей тоже выглядит очень неплохо. Проповедь в школах, колледжах и университетах, наряду с распространением наших книг и прасада — это процветание нашей миссии. (ПШП Бхагаван-дасу, 16 февраля 1971)
71-02 Ты сам придерживайся нашего стандарта: регулярно и внимательно повторяй мантру, изучай книги, проповедуй, трудись, выходи на санкиртану, распространяй литературу и прасад. Тогда все будет хорошо. (ПШП Читсукхананде, 21 февраля 1971)
71-04 Что касается «Кришна кейтеринг сервис»: если ты не располагаешь достаточным временем, не берись за это дело, потому что все нужно делать хорошо. (ПШП Наянабхираме, 4 апреля 1971)
71-04 Пока что ходи в тюрьму и читай там лекции о сознании Кришны и ценностях жизни. Эти лекции могут представлять собой простой пересказ отдельных глав из наших книг. То же самое можно делать и в психиатрической лечебнице. Распространяй там прасад. Проповедь в этих и других крупных организациях — это солидная работа, так что постарайся наращивать такую деятельность. (ПШП Наянабхираме, 4 апреля 1971)
71-06 Сделай там, в Гейнсвилле, что-нибудь чудесное. Чудесное — это значит просто громко пой и раздавай прасад. Это не очень трудно. Это очень легко. Если ты просто будешь делать это с энтузиазмом и искренностью, успех обеспечен. (ПШП Биллу, 20 июня 1971)
71-07 Я очень рад, что ты планируешь фестиваль «Харе Кришна» в Детройте, и что он будет похож на те, что мы проводим в Индии (Бомбее и Калькутте). Мы поставили большой шатер, там была выставка нашей литературы, шли киртаны и проводились арати для Радхи и Кришны, там читались лекции по Бхагавад-гите и Шримад-Бхагаватам и распространялось огромное количество прасада. Каждый день приходило до 40 000, но не менее 20000 человек. Это был успех. (ПШП Бату-Гопале, 8 июля 1971)
71-09 В Джаганнатха-Пури храм был основан тысячи лет назад, и до сих пор действует. У них всегда есть прасад не меньше чем на тысячу человек, а бхога предлагается пятьдесят шесть раз в день. (ПШП Шивананде, 2 сентября 1971)
71-11 Весть о смерти Джананивасы и Уилла, такой безвременной была для меня огромным ударом. В таком случае мы должны провести особые собрания, поминки, в наших храмах и помолиться о том, чтобы, по милости Кришны, они были взяты на Кришналоку. Когда уходит преданный, нужно приготовить пир из лучших блюд, предложить его Господу Кришне, а прасад раздать. (ПШП Бхагаван-дасу, 1 ноября 1971)
71-11 Да, проповедь важнее, чем управление. Просто потому, что ты хорошо проповедуешь и распространяешь так много прасада, управление будет следовать [за проповедью], как тень, и помощи Кришны не будет конца. (ПШП Сатсварупе, 21 ноября 1971)
71-11 Я очень рад, что ты взял на себя ответственность за управление таким важным центром, как Беркли. Я знаю, что в этом городе много студентов, так что просто привлекай их к Движению сознания Кришны, давая им прасад и нашу философию Кришны.(ПШП Лочана-дасу, 24 ноября 1971)
71-11 Особенно я хочу, чтобы заработала программа проповеди в школах и колледжах. Если класс разумных людей поймет нашу философию Кришны, наша миссия станет успешной. Итак, постарайся привлечь этих студентов обильным прасадом и хорошей философией, и они будут благодарны. (ПШП Лалита-Кумару и Джамбавати-даси, 27 ноября 1971)
71-11 Относительно прасада: его обязательно нужно доедать, если только он не испортился или его не коснулся больной человек. Выбрасывать кришна-прасад нельзя. Лучше всего готовить столько, сколько необходимо, а затем давать каждому человеку столько, сколько он хочет. Так принято в ведическом обществе: люди садятся рядами перед своими тарелками, а раздатчики идут по рядам и кладут на каждую тарелку по очень маленькой порции каждого блюда. Если человек возражает, ему не кладут. Затем, если кто-то хочет добавки, раздатчики хотят по рядам и раздают кому что нужно. При такой системе ничего не пропадает, и все довольны. (ПШП Киртираджа-дасу, 27 ноября 1971)
71-12 Я только что получил сообщение от Рупануги о большом фестивале, который он планирует провести в Центральном Парке. Его идея очень хороша, и я хочу, чтобы в каждом городе проводилось много таких фестивалей. У меня есть предложение, чтобы вы по воскресеньям ставили на заднем дворе шатер, в котором могло бы поместиться множество гостей и раздавали бы всем им обильный прасад. (ПШП Бхагаван-дасу, 10 декабря 1971)
72-02 Просто показывайте людям, как нужно петь и танцевать, и вдохновляйте их участвовать, потом проводите для них хорошую философскую беседу, с вопросами и ответами, раздавайте много прасада, просите их купить наши книги и журналы и внимательно их изучить — вот и все. Постарайся организовать такую программу, это мне очень поможет. Спасибо тебе за то, что помогаешь мне таким образом. (ПШП Мадхучаре, 4 февраля 1972)
72-04 Мы распространяем прасад бесплатно, зачем делать из этого бизнес? Любой человек с радостью принимает наш бесплатный прасад. Пусть лучше Сумати Морарджи пожертвует рис, дал и все остальное для этой программы раздачи прасада. Согласно нашей ведической системе, распространение прасада не должно становиться в один ряд с гостиничным или буфетным бизнесом. Какой бы прасад мы ни раздавали, это должно делаться бесплатно. Итак, общий вывод: ты должен распространять прасад бесплатно. (ПШП Гирирадже, 12 апреля 1972)
72-04 Эта программа распространения прасада очень и очень важна, и я очень рад, что в самом начале множество детей пришли принять прасад, и что необходимое количество риса появилось само собой. Пожалуйста, неуклонно продолжай проводить эту программу. Раздавая прасад, ты совершаешь служение Господу, и люди тоже довольны. Постепенно увеличивай число гостей, никому не отказывай. Продолжай так: что есть, раздавай поровну — может быть, это будет не так уж много, но каждый должен получить равную порцию. (ПШП Гирирадже, 12 апреля 1972)
72-04 Вторая важная программа — это раздача прасада без всякого различия, чтобы каждый получал равную порцию, неважно, много прасада или мало. (ПШП Бхавананде, 14 апреля 1972)
72-04 Программу раздачи пищи нужно выполнять очень и очень тщательно, как я писал тебе в последнем письме. Люди обычно причитают по поводу того, что вокруг, дескать, так много голодных и раздетых. Так вот, мы приглашаем всех голодных и раздетых к нам, мы дадим им пищу и одежду, и сознание Кришны в придачу. Это привлечет обычных людей, и недостатка в продуктах питания не будет, так что продолжай регулярно проводить раздачу пищи. В Бомбее много щедрых людей, которым нравятся программы раздачи пищи, и наш храм должен взять на себя задачу кормления голодных — и пищей, и духовным знанием. В основу нашей бомбейской программы должны лечь принципы продвижения сознания Кришны через английские средства и раздачи прасада без различий. Это повысит наш престиж, а также усилит нашу духовную жизнь. Храмовая программа, состоящая из арати, киртана, подношения бхоги, лекций и т.д., должна продолжаться. Этой программой нельзя пренебрегать. У тебя должны быть садовники, которые украсят весь участок цветами и, если возможно, какими-то фруктами. Обнеси участок изгородью, чтобы по нему не бродили случайные люди. Ты нанял брахмана-повара. Поскольку у нас программа распространения прасада, это может быть необходимо, но он должен носить бусы кунти[КМ-д148] . Насколько возможно, он должен соблюдать наши принципы. (ПШП Гирирадже, 23 апреля 1972)
72-05 Мои благословения Вишнуджане, Шилавати и всем остальным. Я очень доволен всей этой деятельностью. Это исполнение приказа Господа Чайтаньи Махапрабху. Единственное, что я хотел спросить: раздает ли эта путешествующая группа обильный прасад? (ПШП Киртанананде, 2 мая 1972)
72-05 Ты должен построить что-то удивительное. Это возвысит Америку в глазах Индии. А иначе это будет позор для вас, американских парней. И в каждом храме нужно обязательно в изобилии раздавать пищу, приготовленную из американских продуктов. Прислали ли американцы продукты для нас? Есть ли существенные пожертвования? Или это одни только обещания? Если у нас будет какое-то подтверждение, что нам прислали столько-то и столько-то продуктов питания, какой-то документ, это поможет нам проповедовать повсюду в мире, и даст нам возможность обратиться к представителям правительства твоей страны в разных странах, чтобы нам предоставляли продукты. Если у тебя есть такой документ, пожалуйста, пришли мне его копию. (ПШП Гурудасу, 13 мая 1972)
72-05 Что касается распространения прасада, речь не идет о бедных и богатых. Это была бы карма-канда. Наша программа состоит в том, что мы предлагаем прасад всем и каждому. Организуй храм так, чтобы каждому, кто приходит, предлагался прасад. Мы заботимся не только о бедняках. Хорошо, что мы кормим ежедневно 200 человек, но ты старайся постепенно увеличивать это число. Однако рекламу не делай. Она сама себя сделает. И не ходи в бедные районы, это не наша философия. Наша философия — это раздача прасада, без различия бедных или богатых. (ПШП Гирирадже, 15 мая 1972)
72-06 Я очень рад, что американские чиновники в Дели благоволят к нашему Движению. Это отличная новость. Если ты сможешь убедить их поставлять нам продукты напрямую, мы будем использовать их должным образом, и слава Америки распространится по всей Индии. Мы организуем раздачу прасада по всей Индии: на фабриках, в школах и т.д. Если мы просто будем петь киртан и раздавать вкусный прасад, нас везде будут уважать. Я надеюсь, ты серьезно постараешься получить избыток продуктов от своего правительства, и проследишь за тем, чтобы пища широко распространялась по всей Индии нашими преданными сознания Кришны. Этим ты окажешь мне великую услугу. (ПШП Гурудасу, 12 июня 1972)
72-08 Есть одно дело: я только что узнал от Гурудаса, что американская правительственная организация, обеспечивающая нас продуктами для Майяпура, готова дать нам гораздо, гораздо больше, при условии, что мы полностью используем то, что нам уже дали. А Гурудас сообщил мне, что программа раздачи пищи в Майяпуре не так уж широка. Почему ты пренебрегаешь этой в высшей степени важной программой? Я хочу, чтобы ты раздавал прасад, по меньшей мере, сотням людей ежедневно, и объявил по всей Надии, чтобы люди приходили и ежедневно бесплатно ели прасад. Иначе все это превратится в фарс. Мы так долго трудились, чтобы добиться этих правительственных поставок, а теперь мы пренебрегаем ими? А если ты расширишь эту программу, и люди в правительстве останутся довольны, они пришлют нам самую разнообразную пищу, чтобы мы могли распространить эту программу по всей Индии, и мы приобретем всеобщее признание. Поэтому постарайся развить эту майяпурскую программу как можно шире и дай мне знать, что получается. (ПШП Бхавананде, 1 августа 1972)
72-10 Твоя программа для университетских студентов очень и очень хороша, постарайся выполнять ее серьезно и подойди к этому делу научно. Да, главным твоим оружием будет прасад, потому что всем нравится вкусная еда, ну, а философия и все остальное постепенно придет. Таким образом, постарайся привлечь множество преданных, так же, как множество из вас, моих лучших учеников, пришли из Университета Буффало благодаря Рупануге. (ПШП Нароттамананде, 23 октября 1972)
74-01 Да, я полностью с тобой согласен: «Что пользы в храме, если в нем не раздают прасад?» Широкое распространение прасада нужно возобновить. Храм, в котором не раздают прасад, ценности не имеет, я согласен. (ПШП Тамала-Кришне Махарадже, 11 января 1974)
74-03 Сейчас я особенно озабочен раздачей зерновых, риса, пшеницы, в форме прасада из дала и зерна голодным по всей Индии. Люди здесь очень беспокойны, потому что, частично из-за наказания со стороны природы, отчасти из-за того, что страной управляют демонические люди, еды не достать. Если у людей нет даже достаточной пищи, они не смогут принять духовные наставления. Поэтому я надеюсь, что если мы сможем широко распространить бесплатную пищу среди народа Индии, раздавая ее в наших центрах или распространяя через путешествующие группы по деревням, мы завоюем всю страну и весь мир, действуя от имени Кришны. (ПШП Сатьяхиту, 16 марта 1974)
74-05 Рад, что у вас получается поддерживать программу раздачи прасада по воскресеньям, и что объем этой программы уже достиг полутора тысяч человек. Надеюсь, вы сможете безостановочно продолжать делать то же самое. (ПШП Джаяпатаке и Бхавананде, 9 мая 1974)
74-08 Мне очень понравился отчет о раздаче прасада в клубе бизнесменов. Спасибо тебе за то, что послал мне этот отчет. (ПШП Амогха-дасу, 5 августа 1974)
74-11 Программа раздачи прасада должна продолжаться и расширяться. Это очень хорошая программа для привлечения студентов. Они никогда не пробовали ничего подобного. (ПШП Рупануга-дасу, 7 ноября 1974)
75-05 Ваш отчет меня очень вдохновил. Продолжайте организовывать гостиницу. Это очень важно. Делайте все тщательно, сотрудничая с д-ром Вермой. Вечером надо предлагать Божеству множество разнообразных первоклассных блюд, приготовленных на гхи, а потом можно продавать прасад. В Лос-Анджелесе хороший стандарт, но ваш стандарт должен быть еще лучше. Вы можете делать качори, самосы и т.д. Если нужно, можно нанять профессионального кондитера. Божеству нужно поклоняться со всей возможной роскошью. Круглосуточный киртан меня очень вдохновляет. Пожалуйста, продолжайте все делать так, как я вам указал. Я очень верю в вас обоих. (ПШП Акшаянанде Свами и Дхананьджае, 26 мая 1975)
75-06 Можете продолжать предлагать десять тарелок. В храме Радха-Дамодары предлагают бхогу шести Госвами. Предлагайте десять полных тарелок: восемь пури, два качори, два самоса, несколько видов сладостей (по две штуки каждого вида) и различные овощи. Готовь разные вкусные вещи, такие как джхури, дал-мот, джалеби, райта и другие прекрасные блюда. У вас должен быть хороший запас таких вещей, чтобы если в храм зайдет важный человек, вы могли предложить ему полную тарелку бесплатного прасада. Так наш храм станет очень популярным, потому что все будут знать, что если прийти в наш храм, получишь очень хороший прасад. Для остальных гостей продолжайте каждый день продавать прасад. Это очень хорошая программа. Весь прасад должен быть первоклассным. (ПШП Дхананьджае и Акшаянанде Свами, 18 июня 1975)
75-07 Твоя программа распространения прасада также очень важна. Продолжай ее. (ПШП Лочанананда-дасу, 7 июля 1975)
75-07 Продолжай распространять прасад. Это очень важно. (ПШП Дхананьджая-дасу, 18 июля 1975)
75-08 В этой стране прасад — это полный обед. С самого начала, даже когда я был один, я готовил сам примерно на дюжину человек, и раздавал полные обеды. Согласно философии Чайтаньи Махапрабху, прасадом нужно наедаться по горло, акантха. В Джаганнатха-Пури единственными занятиями Чайтаньи Махапрабху были проведение санкиртаны, по меньшей мере, на четыре часа в день и раздача прасада преданным. В Чайтанья-чаритамрите сказано, что Господь был так щедр, что обычно давал каждому человеку столько прасада, что его хватило бы на двух-трех человек. Мы пытаемся следовать этому принципу бесплатной раздачи прасада и приглашаем всех без всякого различия. Повсюду в наших храмах мы раздаем прасад, особенно беднякам. Прилагаю выпуск нашего журнала «Обратно к Богу», в котором на стр. 12 Вы найдете фотографии раздачи прасада. Мы раздаем прасад во всем мире. (ПШП д-ру Наику, 7 августа 1975)
75-09 Относительно твоих фестивалей с раздачей прасада: да, проводи их периодически. Не нужно копить еще больше. Ты можешь получать больше и раздавать больше. Это брахманизм. Получать и раздавать, но не грабить и не проматывать. Такой пример нужно показывать другим. То, что город заплатил тебе, говорит о том, что им нравится. Постепенно им будет нравиться все больше и больше. (ПШП Курушрештха-дасу, 26 сентября 1975)
76-11 Ты пишешь, что пение, танцы и распространение книг идут хорошо. Нужно еще начать раздачу прасада. От этого программа станет еще эффективнее. (ПШП Хридаянанде Махарадже, 2 ноября 1976)
76-12 Я доволен тем, что ресторан снова работает хорошо. Если там будут вкусные блюда, люди, несомненно, будут в него ходить. Шрутакирти — хороший парень, ему можно доверять. Нужно сотрудничать. Хорошая мысль — продавать прасад на пляжах с тележки. (ПШП Гурукрипе, 14 декабря 1976)
77-01 Прими, пожалуйста, мои благословения. Теперь в каждом храме должен быть достаточный запас прасада для распространения. Можешь взять первоклассных поваров, двух или трех, и они должны быть постоянно заняты. Когда приходит гость, он должен получать прасад. Нужно так все устроить, чтобы повара готовили десять-двадцать порций за раз, пури и сабджи, можно добавить еще пакоры и халаву, и посетителям нужно немедленно подавать прасад. Пришел джентльмен — его нужно тут же накормить. Двадцать порций раздали, сразу повара готовят следующие двадцать порций и сохраняют их. В конце дня, если никто больше не придет, наши люди сами все доедают, так что потерь не будет. Ты не должен говорить: «Прасад закончился» или «Еще не готово», «Нам не из чего приготовить и т.д.» Эту программу нужно исполнять неукоснительно. Храмом управляет Шримати Радхарани, Лакшмиджи, почему же в чем-то должен быть недостаток? Наша философия состоит в том, что если кто-то приходит, ему нужно предложить прасад, пусть он поет «Харе Кришна» и будет счастлив. Все дает Кришна, Кришна не бедняк, так почему же мы должны отказывать людям? Это нужно делать любой ценой. Трудностей никаких нет, нужно только хорошее управление. В конце дня прасад можно продать или раздать. Если мы верим в то, что Кришна обеспечивает всех и поддерживает каждого, тогда почему мы должны скупиться? Это означает не верить в Кришну, и думать, что это мы все делаем, и мы всех обеспечиваем. Мы знаем, что Кришна всем нас обеспечит! Пусть весь мир приходит, мы накормим весь мир. Итак, пожалуйста, делай все как следует. Начни прямо сейчас! (ПШП всем президентам храмов ИСККОН, 18 января 1977)
77-01 Распространение прасада очень существенно. Работай над ним как следует. Наши главные программы — прасад и санкиртана. (ПШП Бришакапи-дасу, 19 января 1977)
77-01 Я получил ваше приглашение на открытие «Прасадам Дистрибьютинг Интернейшнл Инк.» и мне очень понравилось, как у вас все представлено. Кришна пошлет вам разума, чтобы погрузиться в честную, блестящую, славную работу ради Него. Нет необходимости заниматься чем-то нечестным. Кришна создал достаточно денег, теперь добывайте их честными средствами. (ПШП компании «Прасадам Дистрибьютинг Интернейшнл», Ньюпорт-Бич, Калифорния, США, Алексу, Бобу, Дридха-врате, Гупте, Ришабхадеве и Стэну, 24 января 1977)
Проповедь на Западе
Философия сознания Кришны
53-00 Мудрецы Индии, с помощью совершенного дедуктивного метода, нисходящего на человеческое сознание через посредство надмирной цепи непрерывной ученической преемственности, осознали, что материальная цивилизация является не чем иным, как гигантской демонстрацией процесса неистового чувственного наслаждения. Органам чувств предоставлена неслыханная свобода в удовлетворении своих желаний, и все виды науки, образования, торговли, промышленности, экономики и политики представляют собой не что иное, как разнообразные сферы деятельности ради удовлетворения чувств. Выше этих чувств или органов чувств стоит диаметрально противоположная им по природе сила, которая тоньше органов чувств и известна как ум, областью действия которого являются размышление, чувствование и желание. Философы-эмпирики, использующие несовершенный индуктивный метод рассуждения, обычно погружаются в замысловатые умствования, не зная, что выше ума стоит человеческий разум, способный анализировать психологические процессы, но не способный отыскать высшую силу, или дух, стоящий над разумом.
Поэтому дух, который управляет даже разумом, представляет собой корень всего, а взаимоотношения духа и материи можно уподобить взаимоотношениям огня и дыма. Дым — это огонь в обусловленном состоянии, поэтому дым есть не что иное как огонь, однако мы не можем поставить огонь и дым на один уровень. Дым исходит из огня, но это отрицательное качество огня. Нам нужен огонь, а не дым. Современную дымную материальную цивилизацию, цивилизацию чувственного наслаждения, нужно раздуть, чтобы она запылала огнем реальности, превратить в духовную цивилизацию. Это не трудно и отнюдь не невозможно. Метод прост: нужно лишь раздувать огонь, чтобы отделаться от ненужного нам дыма. Метод раздувания вечен и неизменен, и никакие философы-эмпирики не могут внести в него ничего нового. Нужно просто раздувать духовное сознание, и более ничего. (ПШП м-ру Бейли, 1953)
67-06 Что касается Ваших страданий, то ничего нового в этом нет: это обычное состояние живых существ, страдающих от недостатка чувственных удовольствий. Пока живое существо не свяжет себя с Кришной, источником всего наслаждения, ему будет очень трудно найти полное ощущение довольства в этом материальном мире. Вы читали Бхагавад-гиту, а в ней сказано, что высшее счастье можно познать лишь с помощью духовных чувств. Наше Движение сознания Кришны предназначено именно для того, чтобы вернуть нынешние оскверненные чувства в их первоначальную чистую форму. Подобно тому, как глаза, пораженные катарактой, не могут видеть, мы не способны получать истинное чувственное наслаждение, не очистившись в сознании Кришны. А очиститься можно только пользуясь своими чувствами ради Кришны. Кришну зовут Хришикешей, что значит «Повелитель чувств». Его чувства всемогущи, поэтому когда наши чувства будут трудиться для удовлетворения чувств Кришны, тогда мы и обретем совершенное чувственное удовлетворение и освободимся от страданий.
Вечная душа вовсе не имперсональна и, поскольку она личность, у нее есть скрытое желание чувственного наслаждения; но в материальных условиях она не умеет наслаждаться. Поэтому человек должен очистить свои чувства, освободившись от всех материальных определений. На стадии обусловленности мы представляем собой души с определениями: американец, индиец, собака, полубог и т.д., но в более чистом сознании или сознании Кришны мы являемся неотъемлемыми частями Верховного Брахмана. Осознав Брахман, как Вы прочитали, наверное, в Бхагавад-гите, брахма-бхутах прасаннатма, на шочати на канкшати, то есть, на стадии чистоты сознания, когда мы понимаем, что мы вечные слуги Кришны, страдания оставляют нас. Поэтому преданный молится: «Мой Господь, когда же я смогу освободиться от всех материальных желаний и полностью погрузиться в запредельное любовное служение Тебе? Сейчас я жалок, и нет у меня господина. Когда же Ты станешь моим Верховным Господином? Тогда я радостно буду путешествовать по всей вселенной, зная, что Ты — мой Господин». Поэтому, пожалуйста, постарайтесь осознать Кришну, и страдания закончатся. Постепенно, по мере того, как Вы будете это делать, вы на собственном опыте увидите, что это так. А метод один и тот же — что в начале, что в конце. (ПШП м-ру Тэйберу, 9 июня 1967)
67-12 Ты прав, что наша прежняя жизнь — всего лишь сон. Например, ночью мы видим множество снов, а днем все забываем. Подобно этому, мы забываем свою прошлую жизнь, и до тех пор, пока мы не вернемся к своей истинной духовной жизни, все эти смены жизней, одна за другой, должны считаться сном. Наименее разумные люди очень интересуются жизнью во сне, но тот, кто достаточно разумен, ищет жизни вечной. Современная цивилизация не знает, что такое вечная жизнь. Они заняты участком жизни в 50-100 лет. Глупцы не способны понять, что жизнь не ограничивается 50-100 годами, что она вечна. (ПШП Нанда-Кишоре, декабрь 1967)