Современные философские проблемы естесственных, технических и социально-гуманитарных наук
ВОПРОСЫ К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
1. Предметная область, методология, функции, организация философского знания.
2. Предмет философии науки. Проблема демаркации философского и научного знания.
3. Диалектический метод в философии и науке. Основные черты и история становления диалектического метода.
4. Методология научного познания. Методы научного исследования и их классификация.
5. Организация (состав и структура) научного знания на эмпирическом и теоретическом уровнях.
6. Черты и критерии классической науки. Классическая и неклассическая наука.
7. Функции науки в социальной системе. Общие основания научного знания.
8. Краткий анализ основных периодов развития научного знания.
9. Диалектический и исторический материализм как научная философия (К.Маркс и Ф.Энгельс).
10. Позитивизм и постпозитивизм как философия науки.
11. Неклассические концепции философии и науки XIX – XX вв.
12. Основные достижения в развитии естествознания. Проблема преемственности в социально-гуманитарном и естественнонаучном знании. Проблема демаркации.
13. Наука и культура. Наука и религия. Философская рефлексия над основаниями культуры.
14. Познание и знание. Уровни и формы, закономерности и законы познавательной деятельности (сравнительный анализ). Наука как форма духовного производства и социальный институт.
15. Значение и функции языка в становлении и развитии науки и культуры.
16. Понятие как форма мышления. Логические операции с понятием (обобщение, ограничение, деление, определение) и их роль в формировании языка науки.
17. Суждение и умозаключение как формы мышления и их роль и значение в теории аргументации. Доказательство и опровержение.
18. Формы развития научного знания. Проблемная ситуация, гипотеза, теория и ее виды.
19. Основной гносеологический вопрос научного знания. Проблема истины и критериев истины. «Истинность» и другие виды оценок различных элементов научного познания (суждений, понятий, проблем, методов, абстракций и т.д.).
20. Эволюция и революция в возникновении и развитии научного знания.
РАЗДЕЛ 2
ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУК
О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ (ФКС)
1. Содержание, специфика и классификация философских проблем наук о ФКС
2. Гносеологические, логико-методологические и онтологические проблемы наук о ФКС (общая характеристика).
3. Философско-мировоззренческие и социально-философские проблемы наук о ФКС (общая характеристика).
4. Основные понятия («спорт», «физическая культура», «физическое воспитание» и др.), характеризующие объектную область философии ФКС и других наук о ФКС
5. Предмет и значение философии ФКС; ее соотношение с другими науками о ФКС.
6. Особенности, структура и методы научного познания ФКС.
7. Логико-методологические проблемы установления истинности знаний в процессе научного познания ФКС. Другие виды оценок элементов научного познания ФКС (суждений, понятий, проблем, методов, абстракции т.д.)
8. Логико-методологические проблемы введение, оценки и унификации понятий в процессе научного познания ФКС.
9. Понятие и методы разработки теории в процессе научного познания ФКС.
10. Проблема единства логического и исторического в процессе научного исследования ФКС.
11. Методологические проблемы дифференциации и интеграции наук о ФКС.
12. Социально-философские проблемы физкультурной деятельности и физической (соматической) культуры.
13. Дискуссии о гуманистической ценности спорта и методология ее решения. Проблема гуманизации современного спорта.
14. Факторы, определяющие социальное содержание, социальные функции и гуманистическую ценность спорта для личности и общества.
15. Социальное значение спорта высших достижений.
16. Дискуссии о социальном смысле и значении детского спорта.
17. Проблема взаимоотношения спорта и политики.
18. Философская концепция олимпийского движения. Международное олимпийское движение на современном этапе, его гуманистическая ценность.
19. Спорт и искусство. Проблема интеграции спорта и искусства и пути ее решения.
20. Нравственный потенциал спорта и его реальное значение для формирования нравственной культуры.
РАЗДЕЛ 3
СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕССТВЕННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
21. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
22. Философские проблемы образования и педагогики.
23. Философско-методологические проблемы психологической науки.
24. Философские и методологические проблемы исторической науки.
Примечание. На экзамене соискатель на тот из этих вопросов, который связан с его специальностью при подготовке используется учебник: Современные философские проблемы естественно технических и социально-гуманитарных наук: уч. для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук/под общ. ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова-М.: Гардарики, 2006.
ЛИТЕРАТУРА
К разделу 1