Письма павитры искателю с запада 7 страница

Ш.А.: Ну, это старая история. Вы придаете слишком большое значение этим проявлениям.

П.: Я не пытаюсь прогнать их силой. Неужели они настолько безвредны?

Ш.А.: Это просто внешняя деятельность, которая будет оставлена или отброшена в ходе процесса. Это внешнее существо представляет собой смесь того, что принадлежит данной эпохе, с личностью, которая не является вашей подлинной личностью.

П.: Каким образом оно исчезнет?

Ш.А.: Когда внутреннее сознание пробудится полностью, оно поглотит внешнее сознание. То, что не сможет быть поглощенным, будет отброшено. Можно не сомневаться, что изменение произойдет.

П.: Вы рассказывали о своем личном опыте под руководством Лэлэ. Прекратилась ли у вас к этому моменту механическая деятельность внешнего существа?

Ш.А.: Да. Все прекратилось. Но не всем это дано. Я смог этого добиться потому, что все мое существо ощущало потребность в покое, и еще потому, что я заметил – мысли приходят извне. Когда я их отбросил, на меня сошел покой. Все то, что достигало ума, не вызывало в нем никаких ответных реакций. Я видел, слышал, но ничто во мне не откликалось на это. И тогда на меня низошло абсолютное безмолвие. Все, что приходило снаружи, я видел как в кино. Впоследствии все вещи снова вернулись ко мне, но уже на своих подлинных местах.

П.: Итак, мне не следует упорно дожидаться всего этого?

Ш.А.: Оно придет само, вы почувствуете давление свыше. Запаситесь терпением. Конечно, способность устанавливать тишину по своей воле необходима, и вы обретете ее.

(Десять последних страниц тетради вырваны.)

ПИСЬМА ПАВИТРЫ ИСКАТЕЛЮ С ЗАПАДА

22 июня 1927

Шри Ауробиндо поручил мне ответить от своего имени на ваше письмо.

Вы последовательно изучали ряд доктрин и практик различных сект: в конце концов вы обнаружили, что ни одна из них не содержит той истину, которую вы ищете. Вы, конечно, должны были понять, что эта их ограниченность неслучайна. Истина не может быть заключена в рамки ментальной системы, будь то философская доктрина, религиозная догма или научная теория. Божественное должно проникнуть во все части человеческого существа и проявляться в каждой из них. Ум лишь одна из этих частей. Поэтому всякое усилие, направленное исключительно на интеллектуальное совершенствование, интеллектуальное постижение мира или даже на озарение и преобразование одного только ума неизбежно будет ограниченным и неполным. Таковы две причины, по которым искренний и серьезный искатель не может удовлетвориться ментальными системами и должен оставить их ради поиска того, что способно преобразовать всю человеческую жизнь целиком, а под этим мы и подразумеваем Йогу.

Йога, которой мы следуем, имеет три отличительные черты:

  1. Во главу угла положена необходимость полного преобразования человека (а не только расширения его ментального сознания), чтобы он мог последовательно проявить Божественное в жизни – через сознание, знание, действие и Ананду. Стремление к подобному преобразованию выступает непременным условием всякой истинной Йоги.
  2. Так как интеллект неспособен охватить Реальность во всей ее пространственно-временной целостности, необходимо открыть внутреннюю сущность непосредственно супраментальной Реальности, а все остальные моменты постижения подчинить этому мгновенному восприятию ее. Отсюда необходимость привести ум в состояние полного молчания, что и позволяет осуществить контакт. Только сознание супраментального Постижения при овладении способностью ментального молчания способно установить во всех частях человеческого существа интегральной покой – условие и основу проявления Божественного в человеке.
  3. Методы преобразования личности, выработанные самими людьми (упражнения по контролю и управлению низшей природой, этическое и аскетическое подвижничество), при всей своей пользе неспособны привести к полному преобразованию. Они имитируют, сдерживают или подавляют импульс природы, но недостаточны для обеспечения гармонического развития человека и превращения его в средоточие божественного сознания и действия. Необходимо вмешательство Божественного, ибо только оно способно руководить преобразованием. Поэтому человек должен полностью вверить себя Божественному и до конца подчиняться Его действию. Это сложная задача, требующая от всех частей человеческого существа большой работы. Нужно бороться с тысячами привычек, предрассудков, предрасположенностей, желаний, страстей и т.д. Но по мере того, как стремление становится все более сильным и непреклонным, а подчинение – все более полным, сопротивление различных частей постепенно преодолевается и божественная преобразовательная сила действует все более точно и уверенно.

Из всего этого вы должны заключить, что единение с Божественным не достигается одним интеллектуальным усилием (то есть желанием познать природу человека и мироздания), но главным образом стремлением личности, которая решила без остатка отдать себя в руки Божественного для собственного преобразования и превращения во все более чистый, безличностный и совершенный инструмент Божественной воли в деле творческого созидания во вселенной.

Внутренний покой, к которому вы так упорно стремитесь, не достигается отречением от любого рода деятельности и пассивным созерцанием супракосмической Реальности. Она пребывает свыше, это так, но она присутствует и здесь. Если божественное Сознание низошло, чтобы войти в наши доведенные до определенного совершенства проводники и управлять ими, то все движения Сознания получают поддержку в виде обретенного нами покоя даже в наиболее активные периоды нашей деятельности. Это не просто умиротворенная безмятежность, освежающий отдых, мирное расслабление, но нечто большее: это сияющее блаженство, постоянная и непреходящая радость.

Впрочем, это лишь ментальное видение проблемы. В Йоге самый небольшой опыт ценнее тысячи толстых томов. При этом, однако, не помешает (особенно европейцам) иметь ясное представление о том, что необходимо делать, встав на этот путь, и каковы его основные направления.

Не знаю, читаете ли вы по-английски, но если да, то я посоветовал бы вам изучить некоторые из опубликованных работ Шри Ауробиндо, такие как "Йогическая садхана", "Йога и ее задачи", "Очерки о Гите". К сожалению, основных произведений Шри Ауробиндо, написанных им в 1914-1921 гг. и публиковавшихся в журнале "Арья", теперь не найти, так как эти издания стали библиографической редкостью.

Для нас, европейцев, главная трудность заключается в интеллектуализации нашей жизни. Даже поняв и осознав необходимость высшей истины, приходится долгое время отвыкать от ментальных привычек и добиваться ментального покоя.

Шри Ауробиндо уполномочил меня передать вам, что вашей первой целью должно стать достижение полного ментального молчания, и если вы практикуете медитации, то смысл их должен заключаться именно в этом. Дискурсивная медитация или даже сосредоточение на интеллектуальных или этических целях не приведет вас ни к чему. Сердцевиной вашей медитации должно стать стремление, активный призыв к Божественному и вера в то, что Оно ответит, раскрытие себя супраментальным силам. Было бы хорошо, если бы вы установили внутренний контакт с нами. [7] Верьте, что если вы раскроетесь, то получите ответ.

Ментального молчания можно добиться несколькими путями. Чаще всего применяется тот из них, который состоит в отстранении от ментальной активности и занятии позиции простого наблюдателя. Дайте уму возможность следовать своим собственным путем, не оказывайте ему активного сопротивления, просто наблюдайте его как какой-нибудь внешний предмет. Со временем вы осознаете, что выступаете просто свидетелем, которого не возбуждают и не увлекают за собой ментальные движения. Так вы убедитесь, что существуете независимо от ума, который принимали до сих пор за свое я. Не получая вашей поддержки и одобрения, ментальная активность начнет затихать и перестанет вовлекать вас в привычный водоворот мыслей.

Если вы будете сочетать это с внутренним призывом к Божественному, вверяя ему себя без остатка в надежде на полное преобразование, и в ответ почувствуете пробуждение преобразовательной силы – божественной Шакти, – то результаты не замедлят сказаться.

1 ноября 1927 года

Я получил оба ваши письма, и если не отвечал до сих пор, то имел на то основания: желательно, чтобы некоторые ответы вы нашли в самом себе и, кроме того, убедились в возможности прямого и непосредственного достижения внутреннего покоя благодаря контакту с нами. Теперь вы хорошо понимаете, что для установления такого контакта не нужно ни слов, ни образов, достаточно искреннего стремления.

Почувствовав, что контакт появился, не теряйте его, старайтесь раскрыться нисходящим силам. От вашей восприимчивости к действию этих сил будет зависеть ваше продвижение в Йоге.

Хорошо, что вы сознаете необходимость ментального молчания. Теперь это осознание нужно подкрепить делом. Ум должен перестать гоняться за изменчивыми и несовершенными построениями, доктринами и системами. Вы говорите, что оставили надежду найти на Западе приемлемое решение ваших проблем. Но подобное разочарование ожидало бы вас и на Востоке, если бы вы просто ограничились детальным изучением здешних философских систем, включая ту же Веданту. Тот, кто алчет истины, не может удовлетвориться никакой философской, религиозной или научной системой. Во всех учениях -теософских, например, или в учении Шанкарачарьи,* который для вас особенно притягателен, вы найдете только часть Истины, один из ее аспектов. Истина в своей целостности лежит по ту сторону ментальной сферы. Другими словами, ум – инструмент не познания, но действия, с его помощью оперируют силами и объектами физического мира. Законы природы, открытые умом, представляют собой лишь относительную и утилитарную истину, истинная же природа существ и предметов ему недоступна. Понять ее можно только в единении с божественным Сознанием. Западные философы столкнулись с непознаваемым, которое преградило их дальнейшее продвижение в силу того, что им неведома истинная природа и роль интеллектуального познания, а остальные виды познания они ошибочно отрицают. Вот почему философская основа западного познания так неустойчива, зыбка.

* Индийский мистик, философ (788-820), сторонник абсолютного монизма и создатель теории иллюзорности вселенной.

Если вам удастся низвести в себя покой и удержать его, тем самым вы продвинетесь в Йоге дальше, чем если бы изучили все существующие философские системы. Не то, чтобы такое изучение было излишним, часто оно бывает даже необходимым для подготовки, расширения и придания гибкости уму. Но когда возникает неудовлетворенность, когда зарождается стремление к динамичной и живой истине, когда во внутреннем мире обнаруживается существование гораздо более глубокой и истинной области, нежели предполагалось до сих пор, необходимо предпринять усилие для постепенного успокоения ментальной активности, так как она всегда препятствует установлению непосредственного контакта с высшим сознанием. С этого момента подобные занятия становятся скорее вредными, чем полезными, так как они питают и усиливают ментальные возмущения, происходящие оттого, что ум чувствует утрату былой власти.

Не буду больше говорить об этом, так как вы непременно должны приобрести личный опыт постепенного изживания сосущей потребности интеллектуального насыщения.

Сомнение в доктринах, которым вы так мучаетесь, это переходная стадия интеллекта, неизбежная и необходимая в определенной фазе внутреннего развития. Оно проистекает из неспособности интеллекта схватить истину, ведь любые доктрины в конце концов оставляют в человеке ощущение бессилия, неудовлетворенности и несовершенства. Здесь следует искать также и причину хорошо известного противоречия между разумом и верой. Но та вера, о которой обычно говорят, также еще не оторвана от интеллектуальных мотивировок, догм и доктрин, она очень далека от истинной духовной веры, веры в Божественное, веры в божественный промысел, веры в возможность нашего преображения.

Мне кажется, что сейчас вы находитесь на правильном пути. Шри Ауробиндо напоминает вам, что ваши усилия должны иметь целью установление прочного покоя в усмиренном уме. Этот покой – необходимое условие озарения и последующего постижения.

10 сентября 1928

Вы осознали и почувствовали необходимость ментального покоя. Это первый шаг. Периоды нисхождения света, который погружает вас в тихую радость, вначале будут кратки и прерывисты, но благодаря им движения ума постепенно начнут преобразовываться. Ваш ум привык к активным действиям и, возможно, не оценит значения внутренней тишины, толкая вас отказаться от нее в пользу возобновления более интеллектуальных методов познания, которые ему нравятся больше, ведь в них ему отводится значительная роль. Но во время подлинной медитации ум должен хранить абсолютное молчание, так как только при этом условии сознание может получить истинное знание.

Что касается вашего вопроса о познании, которое вы противопоставляете деятельности, то Шри Ауробиндо уполномочил меня ответить вам следующее:

Достичь Знания, о котором говорят йогины, не значит познать некие "вещи", но значит проникнуть в сердце божественного Сознания, где обретают Божественную Истину, становятся ею и живут в ней. В этом божественном Сознании заключены все вещи, причем не в феноменальном искажении, как они предстают нашим чувствам и интеллекту, но в их истинном виде, в их сущности и целостности. Только войдя в божественное Сознание, вы сможете познать их Бытие и Становление.

Как только вы войдете в божественное Сознание, все ваши действия будут подкреплены божественной Истиной, утратят свой нерешительный, бесплодный и ограниченный характер, присущий человеческой деятельности в силу того, что она вызывается ментальными и витальными, эгоистическими или альтруистическими мотивами, а то и просто привычкой или подражанием; они станут чистым, непосредственным и совершенным отражением внутренней жизни. Именно о таком образе действия древние китайские мудрецы говорили как о "деятельности без побудительной причины".

Ваши сомнения об относительном характере деятельности и познания исчезнут сами собой, а вместе с ними и все псевдопроблемы, парадоксы и антиномии, которыми ум услаждает себя в надежде схватить Истину. Ум всегда действует посредством расчленения и разделения: он берет какой-нибудь один аспект Истины и насильно втискивает его в жесткую застывшую рамку, а затем провозглашает, что охватил всю Истину; при этом все остальные аспекты он презрительно отбрасывает, даже не пытаясь расширить свою точку зрения.

Поэтому не забывайте, что ум – не инструмент познания, но "великий разрушитель реального".

Мистический опыт всех настоящих йогинов подтверждает тот факт, что ментальное молчание служит необходимым условием высшего познания. Патанджали,* например, начинает свой трактат следующими словами: "Йога есть подавление колебаний мыслительного принципа (Читта). Когда это достигнуто, зрящий пребывает в своем собственном я". Только тогда может быть познана Истина, так как все, что обычно препятствует интуитивному познанию Природы, отбрасывается, рассеивается в прах и больше не преграждает доступ к правде.

* Патанджали (II в. до н. э.): автор "Йога Сутр", которые легли в основу Раджа-Йоги.

Подтверждение тому вы найдете в Упанишадах, в Гите, в Тантрах, да и в некоторых учениях неиндийского происхождения.

Путаница, которую вносит ум при рассмотрении различных аспектов Реальности, породила вражду и ожесточенные споры между философскими школами, в частности, между принимающими концепции Двайты и Адвайты, дуализма и монизма. Вы, очевидно, читали высказывания Шри Ауробиндо по этому поводу.

Подобным же образом Шри Ауробиндо объясняет ваши затруднения относительно божественной Личности Безличного (личный Бог христиан и непомышляемое Безличное Шанкары). В этом вопросе уму особенно трудно примирить противоречивые, по видимости, точки зрения на божественную Сущность.

Шри Ауробиндо не согласен с мнением Шанкары, но не принимает и противоположное. Божественная Личность и божественная Безличность – обе истинны, это два аспекта одной Реальности. Как только вы подниметесь над ментальным сознанием, это противоречие исчезнет. Точно так же нет никакого противоречия между божественной Любовью и Познанием. Оба эти движения существуют в божественном Сознании, которое есть предвечная Сат-Чит-Ананда.* Но попадая в человеческое сознание и деформируясь там, они кажутся различными и отъединенными друг от друга.

* Бытие-Сознание-Блаженство.

В божественном Сознании Любовь и Познание суть одно, точно так же, как Познание и Действие. Все дело в том, чтобы жить в божественной Истине. Каждое движение божественного Сознания является одновременно Познанием, активной Силой и Блаженством (Анандой). Добавлю, что те движения высшего Сознания, которые мы привыкли называть Познанием, Действием или Любовью, не имеют ничего или почти ничего общего с соответствующими человеческими движениями.

Что касается христианских мистиков, то проблема здесь осложняется тем, что их истинный опыт зачастую принимал искаженный вид под давлением церковной догмы, так как Церковь, будучи учрежденным органом и в силу принятия ею доктрины, всегда была врагом подлинной духовности. Несмотря на это, некоторые мистики имели несомненные духовные достижения и великие озарения, позволявшие им видеть Истину.

Когда они говорили, что познание служит препятствием к божественному Единству, то имели в виду обычное – чувственное и интеллектуальное – познание.

Например, следующий отрывок из Ареопагитик в этом смысле звучит совершенно недвусмысленно: "...Если ты... ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не-сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение".

Но когда разумение принуждено к молчанию, а естественное познание отключено, то рождается другое Познание божественной Реальности, и оно-то никоим образом не противоречит любви. Недаром Герсон определяет мистическое богословие как "опытное познание Бога в объятиях единящей любви".

Согласно христианским мистикам, все операции, проводимые при помощи природных способностей (воображения, разума, воли), прекращаются при переходе в высшее состояние единения. Это не означает впадения в Бессознательное, наоборот, мистики не уставали повторять, что во время экстазов им открывались великие тайны, они приобретали чудесное знание, причем эти тайны и знание были непереводимы на язык слов.

Однако было бы неверно утверждать вместе с большинством мистиков прошлого, что единение с Божественным несовместимо ни с какой формой ментальной, витальной или физической активности. Это правильно в отношении движений обычной природы, но после божественного преображения природы подобное суждение более не является истинным.

Сосредоточение из Чакрах небезопасно. Все тантрические упражнения предполагают особый образ жизни (полностью отличный от образа жизни обитателей крупных городов Европы), а также индивидуально составленную программу, проходимую под непосредственным руководством опытного наставника. Во всяком случае, не следует подвергать себя риску ради любопытства. Лучшей формой медитации для вас служит стремление к Божественному с тем, чтобы оно очистило и преобразовало в вас все то, что противится божественному Единению. Особенно важно для вас приобрести ментальный покой и внутренний мир, который бы был не пустотой, но озаренной и благотворной полнотой. Как можно меньше пользуйтесь искусственными методами, пусть вашими медитациями управляет внутреннее чувство, а не произвольные правила, навязанные умом.

Так как практиковать Хатха-Йогу и Тантру без наставника опасно и нежелательно, и так как может оказаться, что у вас не будет возможности полностью отказаться от ментальных занятий, вам лучше всего было бы изучить философский аспект Тантр, Тантры являют собой гораздо более широкий и полный синтез, чем какая-либо чисто философская система. Они содержат элементы, которые необыкновенно обогащают внутреннюю жизнь, и поэтому особенно полезны для европейцев, склонных не покидать область интеллекта. Как вам известно, европейская публика познакомилась с Тантрами благодаря трудам Артура Авалона. Но он не затронул наиболее глубокого слоя этого учения, а в некоторых произведениях подает его сбивчиво и бессистемно. Однако лучшего изложения этого материала европейцу пока не найти. Особенно рекомендую вам его книгу "Принципы Тантры".

Надеюсь, что вы обретете в себе искреннее и серьезное стремление, которое поддержит вас в ваших поисках и поможет преодолеть все трудности. Шри Ауробиндо шлет вам свое благословение.

17 мая 1929

Надеюсь, что многие из тех вопросов, которых вы коснулись в последнем письме, прояснились благодаря вашим занятиям и медитациям. Возможно, в вашем уме теперь возникнет некоторое количество смежных вопросов. Ум подобен бабочке, порхающей от цветка к цветку и привлекаемой всем, что находится в поле ее зрения. Когда он занят какой-либо проблемой, она кажется ему настолько важной, что, не решив ее, он не может двинуться дальше. Однако это лишь видимость, так как далеко не всегда нужно дожидаться ответов на множество вопросов, затрагиваемых излишне любопытствующим интеллектом. При этом лишь выстраиваются иллюзорные конструкции, поощряется ментальное возбуждение и нагоняется туман, застилающий от нас Свет.

Но уму можно все же позволить некоторую активность до той поры, пока он не будет успокоен и не примет высшего закона. Именно с этим намерением я рекомендовал вам прочесть кое-что о Тантрах, что должно помочь вам расширить свои философские представления. Но читать эти книги следует лишь с целью успокоения ума и привлечения его внимания к внутреннему свету, то есть для того, чтобы он обрел состояние сосредоточенной пассивности и обратился к Божественному, а вовсе не для того, чтобы тешить его склонность к спекулятивным рассуждениям или коллекционированию фактов и точек зрения. В конце концов, разве так уж важно, что вы не запомните содержания прочитанной духовной книги, если во время чтения ваш ум будет спокоен, сосредоточен и согласован с высшим сознанием? При этом чтение достигнет своей цели – поднять вас до уровня прочитанного и сделать восприимчивым к действию высших сил.

Внутренний опыт – вот единственно важная вещь, поэтому, освобождаясь от ума и его движений, вы продвинетесь дальше, чем собирая книжные идеи о системах Шанкары, Нагарджуны и Рамануджи. Поняв это, вы сделаете важный шаг вперед.

Вопросы о значении и степени относительности объективного мира, о сущности и природе Бога слишком сложны, чтобы ответить на них в коротком письме. Я лучше посоветую вам внимательно прочесть второй том "Очерков о Гите" Шри Ауробиндо, где эти проблемы трактуются очень глубоко.

Ясно, что монизм Шанкары, который видит Божественное только в безличном, неизменном и едином Бытии как единственной и конечной Реальности, не может дать удовлетворительное объяснение явленного мира и раскрыть нам его смысл. Очень трудно понять, как и почему неизменное абсолютное Я, предвечно содержащее все в своей сущности и не включенное в причинно-следственный ряд, породило этот изменчивый, относительный и детерминированный мир. При такой постановке вопроса мы должны были бы видеть в явленности лишь иллюзию, бесцельную и бессмысленную Майю, из которой нужно любым способом и поскорее вырваться. Как обедняются космос и человек этим представлением! Конечно, в таком монизме есть доля истины, но ввиду его неполноты из него делаются ложные логические выводы. Более подробно вы можете узнать обо всем этом в вышеуказанной книге.

Я хотел бы обратить ваше внимание на следующее. То, что явленный мир относителен и преходящ, верно, но даже в своем настоящем виде он является полем деятельности Божественного, и мы должны одержать победу именно в этом мире и ни в каком другом. Верно также, что общественные и светские установления, так же, как и человеческие законы, несовершенны, изменчивы и лишены духовного содержания, поэтому стремящийся к божественной жизни должен от них освободиться. Но он не может их отбросить, не приняв высшего божественного Закона, а только лишь ради удовлетворения хаотических импульсов своей низшей природы. Очень часто люди возвещают необходимость освобождения от всех видов внешнего принуждения, но это лишь повод для оправдания образа жизни, имеющего очень мало общего с духовностью. Здесь нужно быть осторожным, так как путь скользкий, а падение может привести к серьезным последствиям.

Вопрос перевоплощения очень сложен и труден для понимания. Современные попытки его решения грешат приблизительностью и ментальными искажениями Истины.

К большинству людей понятие перевоплощения в буквальном смысле этого слова вообще неприменимо, так как они обладают лишь внешним, физическим сознанием, порожденным временем, пространством, наследственностью и средой, а будучи таковым, оно распадается и растворяется после их смерти. Единственная возможность обрести бессмертие заключается в воссоединении с, вложенным в нас принципом бессмертия, то есть душой. Но как мало тех, кто сознает свою душу, а еще меньше тех, кто отождествляет себя с ней! При отсутствии такого отождествления происходит растворение физического сознания в момент смерти, а затем и потеря витальных и ментальных оболочек; другими словами, происходит разрыв в непрерывности сознания (символизируемый забвением в водах Леты, о которой говорили древние). Поэтому утверждение о перевоплощении какого-то конкретного индивидуума лишено смысла. За каждым индивидуумом стоит вечный и непреходящий принцип, который можно назвать душой; этот принцип частично проявляется в разные эпохи и в разных странах через разные личности. Восстановить же память об этих проявлениях, о прожитых жизнях можно лишь при полном и окончательном воссоединении бодрствующего сознания с сознанием пробужденного душевного существа.

Что касается сна, то, как вы правильно предполагаете, в ходе практики Йоги наступает момент, когда человек, засыпая, больше не впадает в бессознательность. Оставляя тело в состоянии совершенного покоя (превосходящего тот, который мы обретаем в обычном сне), он может произвольно вводить свое сознание в любое из состояний бытия. Если сознание полностью сцентрировано в одном из таких состояний, тело пребывает в условиях очень глубокого сна, подобного трансу. Мы, однако, не советуем увлекаться приобретением такой способности в качестве самоцели. Наша Йога предполагает постепенное вытеснение бессознательного сознанием, а каждая победа на этом пути приводит к тем результатам, о которых вы говорите. Каждый из этих результатов выступает, в свою очередь, следствием продвижения в Йоге, и поэтому не следует прилагать специальных усилий для их достижения.

Надеюсь, вы на верном пути. Благословение Шри Ауробиндо поможет вам сделать очередной шаг в приближении к Свету.

27 августа 1929

Вы, возможно, забыли, что люди, прожившие много лет на Востоке, в особенности те, кто немного занимался Йогой, говорят о раскрепощении низшей природы, выстраивая на этой основе соблазнительные теории об освобождении от условностей и предрассудков. Этому имеется много причин.

Те, кто побывал в дальних краях, знакомятся с малоизвестными им расами и цивилизациями, чьи обычаи, законы и мораль резко отличаются, а иногда и просто несопоставимы с теми, к которым они привыкли в своей родной стране и которые бессознательно впитали. Если они интеллектуально раскрепощены и хоть немного искренни, то должны согласиться, что другие расы установили социальный порядок не худший, чем на Западе, хотя и основанный на совершенно иных этических принципах. В результате эти принципы теряют в их глазах абсолютный и неизменный характер, и им становится ясно, что социальные, светские и религиозные законы и обычаи – это просто условности, меняющиеся во времени и пространстве. Кроме того, эти люди попадают в такие условия, где им не приходится бояться семьи, соседей, социального класса, к которому они принадлежат; они живут в изоляции среди населения незнакомой страны и переезжают из города в город, не пуская корней. Некоторые из них, занимая официальные посты, не соответствующие их моральному уровню, не знают над собой другого хозяина, кроме собственных желаний. Мало кто из них выдерживает подобное испытание, зачастую они окончательно теряют моральную ориентацию и контроль над своими страстями.

Для того, кто вышел на путь Йоги, опасность еще более велика, так как он должен вступить в бескомпромиссную борьбу со своей низшей природой. Животные инстинкты поддерживаются всеобщей Природой, использующей их в своих целях, но они в свою очередь питают целый сонм скрытых витальных сущностей, которые не могут существовать вне человека и поэтому всячески сопротивляются изгнанию из него. Это очень острая борьба, и единственной гарантией от поражения может служить лишь абсолютная искренность в сочетании с неослабным стремлением к Истине. Если же в человеческом сосуде скрыта хоть частица неискренности или малодушия, Природа безжалостно разбивает его.

Нужно не потакать инстинктам и не подавлять их, но трансмутировать то, что Шри Ауробиндо называет лежащим в их основе витальным существом, и то движение, которое, хотя и обладает божественным происхождением, породило их в виду своей извращенности. Эта задача требует победы не только над собой, но и над некоторыми вселенскими силами. Это объясняет тот факт, что в процессе Йоги многие вещи, которые были, казалось бы, преодолены, на самом деле просто дремлют до поры, а затем просыпаются еще раз и вызывают нас на решающую битву, в которой они должны быть преобразованы до самого основания, чтобы служить созданию нового человека.

Наши рекомендации